C помощью опросника Плутчика–Келлермана–Конте можно исследовать уровень напряженности 8 основных психологичеcких защит, изучить иерархию системы психологической защиты и оценить общую напряженность всех измеряемых защит (ОНЗ), т.е. среднего арифметического из всех измерений 8 защитных механизмов.
С помощью ключа определяется напряженность защиты, которая равна:
n/N х 100%,
где n – число положительных ответов по шкале данной защиты,
N – число всех утверждений, относящихся к шкале.
Тогда ОНЗ в целом равна:
Sn/92 х 100 %,
где Sn – сумма всех положительных ответов по опроснику.
Ключ:
№ | Название шкал | Номера утверждений | n |
1. | Вытеснение | 6, 11, 31, 34, 36, 41, 55, 73, 77, 92 | |
2. | Регрессия | 2, 5, 9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75, 84 | |
3. | Замещение | 8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, 89 | |
4. | Отрицание | 1, 20, 23, 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, 90 | |
5. | Проекция | 12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 79, 82, 88 | |
6. | Компенсация | 3, 15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83, 85 | |
7. | Гиперкомпенсация (реактиные образования) | 17, 53, 61, 65, 66, 69, 74, 80, 81, 86 | |
8. | Рационализация | 4, 7, 14, 30, 38, 43, 48, 51, 56, 60, 87, 91 |
С помощью данной методики можно подсчитать наиболее высокий индекс напряженности каждой из защит у респондентов однородной группы, определить наличие или отсутствие корреляции между напряженностью отдельных защит и ОНЗ, а также сравнить данные показатели с показателями другой независимой группы.
|
|
По утверждению некоторых ученых (В.Г. Каменская, Р.М. Грановская и др.), наиболее конструктивными психологическими защитами являются компенсация и рационализация, а наиболее деструктивными – проекция и вытеснение.
Использование конструктивных защит снижает риск возникновения конфликта или его обострения.
Рекомендованная литература:
- Анастази А. Психологическое тестирование. М, 1982.
- Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002.
- Журавлев А.Л. Социальная психология. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 351с.
- Общая психодиагностика./Под ред. А.А. Бодалёва. В.В.Столина. – М.: 1987.
- Психологическая диагностика. /Под ред. К.М.Гуревича. М, 1981.
Тема 2 Деятельность как форма активности личности.
Когда мы перестаем делать — мы перестаем жить.
Б. Шоу
Вопросы для изучения:
1. Категория деятельности в психологии.
2. Виды деятельности.
3. Действие как акт деятельности.
4. Параметры личностной детерминации действия. Различия в поведении в зависимости от типа проблемных областей.
Действия не всегда приносят счастье .
но не бывает счастья без действия.
Б. Дизраэли
Одной из главнейших особенностей человека является способность его к деятельности. Деятельность является динамической системой взаимодействия субъекта с миром. Деятельность — это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны окружения.
|
Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1509 |
С самого раннего возраста индивид проявляет активность в различных сферах его жизнедеятельности. Под жизнедеятельностью понимается все многообразие занятий человека. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят — трудится, учится, занимается спортом, играет, общается с людьми, читает и т. д. Словом, он проявляет активность — внешнюю (движения, операции, мышечные усилия) или внутреннюю (психическая активность, которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, припоминает и т. д.).
Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В процессе деятельности человек развивается, формирует свое отношение к окружающей действительности. Неотъемлимой характеристикой деятельности является её осознанность.
Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека же характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности.
В деятельности с позиции ее структуры принято выделять движения и действия.
В структуре деятельности выделяются:
ü мотивы — побуждающие субъекта к деятельности .
ü цели — как прогнозируемые результаты этой деятельности .
ü операции с помощью которых деятельность выполняется.
Использование категории деятельности — отличительная черта отечественной психологии. Для отечественной психологии характерны следующие утверждения:
1) положение о единстве психики и деятельности, противопоставляющее отечественную психологию как различным вариантам психологии сознания, изучавшим психику вне поведения (психология интроспективная . гештальт-психология), так и разным натуралистическим течениям поведенческой психологии, исследующим поведение вне психики (бихевиоризм . необихевиоризм) Принцип единства сознания и деятельности обобщает ряд теоретических положений. Содержанием сознания становятся, прежде всего, те объекты или стороны познаваемой деятельности, которые включены в деятельность. Таким образом, содержание и структура сознания оказываются связанными с деятельностью. Активность, как важнейшая характеристика психического отражения личности, закладывается и реализуется в предметной деятельности и затем становится психическим качеством человека. Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется .
2) введение принципов развития и историзма, воплощение которых в конкретных исследованиях необходимо предполагает обращение к деятельности как движущей силе развития отражения психического [48].
Согласно А. Н. Леонтьеву, деятельность есть форма активности. Активность побуждается потребностью, то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Потребность не переживается как таковая — она представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в активности поисковой. В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом — фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента «встречи» активность становится направленной, потребность опредмечивается — как потребность в чем-то конкретном, а не «вообще», — и становится мотивом, который может и осознаваться. Именно с этого момента можно говорить о деятельности. Итак, деятельность есть совокупность действий, вызываемых мотивом [27].
|
|
Основными характеристики деятельности являются: предметность и субъектность.
Специфика предметной определенности деятельности – в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, но лишь будучи преобразованы в ходе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Филогенетические предпосылки предметности проявляются в деятельности животных как ее обусловленность свойствами объектов – раздражителями ключевыми, служащими удовлетворению биологических потребностей, а не любыми воздействиями внешнего мира. В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, фиксированными в схемах действия, в понятиях языка, в ценностях, в социальных ролях и нормах.
Субъективность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности . и в смысле личностном — «значении для себя», придаваемом мотивами различным событиям, действиям и деяниям.
Анализ деятельности проводится в следующих аспектах:
Ø генетический – исходной формой любой человеческой деятельности является социальная деятельность, Механизмом развития психики выступает здесь интериоризация – переход внешней по форме деятельности во внутреннюю .
Ø структурно-функциональный – в основе данного рассмотрения строения деятельности лежит принцип анализа «по единицам»: разложение реальности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому. Иерархические взаимосвязи между единицами деятельности подвижны, и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяется и содержание психического отражения и его уровень (осознаваемый или неосознаваемый), а также вид регуляции деятельности (произвольный или непроизвольный) .
|
|
Ø динамический аспект – здесь при рассмотрении деятельности изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности:
ü надситуативная активность, определяющая саморазвитие деятельности и появление ее новых форм .
ü установка, обусловливающая устойчивость целенаправленной деятельности при изменениях реальности [63].
Деятельность, в рамках динамического подхода, производится на базе психофизиологических механизмов, изученных в русле физиологии активности (концепция уровней построения движений), теории функциональных систем (акцептор результатов действия) и представлений о системной организации высших психических функций.
