Тренинг для педагогов
«Как быть уверенным педагогом»
Цель : развитие у педагоговличностных тенденций, осознание мотивационных установок, обучение навыкамуверенного поведения
- Задачи:
- 1) гармонизация отношений;
- 2) углубление процесса самопознания;
- 3) познание себя при помощи группы;
- 4) отработка приемов уверенного поведения и усиление чувства уверенности в себе
Наша работа сегодня предполагает некоторые правила, а именно:
— Говорить от своего лица.
— Говорить о происходящем здесь исейчас.
— Избегать оценок.
— Все активны.
— Слушать, не перебивая.
— Конфиденциальность.
— Право на личное мнение.
— Ко всем обращаться по имени.
— Точность начала и конца занятия
Педагог-психолог: Добрый день! Я рада приветствовать васна нашем тренинге! Это замечательно, что мы смогли с вамивстретиться и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть,узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, —выразить друг другу радость встречи.
Данный тренинг носит ознакомительный характер и направлен,в большей степени, на формирование представлений о таком компонентеличности, как уверенность в себе. На нашем тренингемы попытаемся разобраться, что за феномен уверенность в себе;какие составляющие входят в его структуру и какими же правами,как личности, обладаем мы для того, чтобы поверить в себяи сделать нашу жизнь чуточку счастливее.
Упражнение для педагогов:
1. «Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…» 2.«Мне очень трудно забыть, но я…» 3. «Чего мне иногда по-настоящемухочется, так это…» 4. «Мне бывает скучно, когда я…» 5. «Особенно меняраздражает то, что я…» 6. «Мне особенно приятно, когда меня…» 7.«Иногда люди не понимают меня, потому что я…» 8. «Верно, чтоя еще…» 9. «Думаю, что самое важное для меня…» 10. «Мои друзьяредко…» 11. «Я горжусь тем, что…» 12. «Моя сильная сторонав профессиональной деятельности…» 13. «У меня возникает чувствосомнения, когда…» 14. «Я заслуживаю того…..» 15. «Я абсолютноуверенна, что……» 16. «Я пока не научилась……» 17. Я всегда хочу быть…. 18. «Я всегда радуюсь……» 19.«Я стремлюсь к тому……»
Вопросы :
- легко ли было говорить о своих успехах;
- узнали ли вы что-то новое о ком-нибудь;
- легко ли было радоваться вместе с другими;
- как чувствовали себя, когда говорили о своих достижениях.
Игровое упражнений «Хорошо – плохо»
Участники садятся в круг. Начинает ведущий. — Явоспитатель, и это хорошо… потому, что я люблю детей. — Я воспитатель, и этоплохо… Далее по очереди все педагоги высказываются, что хорошо, что плохо.Важно закончить упражнение на хорошо.
Далее педагогам предлагается распределить качества на самыеважные. Листы с написанными на них тремя позитивными качествами необходимовыделить какое качество важнее для профессии педагога. Затемследует сказать, у кого из участников присутствуют все три указанные качества.Листы с качествами: мудрость, надежность, настойчивость; активность,бескорыстие, вежливость; сила воли, скромность, смелость; самозабвенность,тактичность, терпеливость; гордость, гибкость, доброжелательность;невозмутимость, обаяние, общительность.
Притча
Дерево
У дороги стоял ствол засохшего дерева. Ночью прошел мимо неговор и испугался — подумал, что это стоит поджидающий его полицейский. Прошелмимо влюбленный юноша, и сердце его забилось радостно: он принял дерево за своювозлюбленную. Ребенок, напуганный сказками, увидел дерево и расплакался: емупоказалось, что это-привидение. Но во всех случаях дерево было только деревом.
Мы видим мир таким, каковы мы сами.
Упражнение «Имя – прилагательное»
Участники по кругу называют имя и прилагательное на первую буквуимени. Положительно характеризующее его.
Игровое упражнений «Хорошо – плохо»
Участники садятся в круг. Начинает ведущий. — Явоспитатель, и это хорошо… потому, что я люблю детей. — Я воспитатель, и этоплохо… Далее по очереди все педагоги высказываются, что хорошо, что плохо.Важно закончить упражнение на хорошо.
Далее педагогам предлагается распределить качества на самыеважные. Листы с написанными на них тремя позитивными качествами необходимовыделить какое качество важнее для профессии педагога. Затемследует сказать, у кого из участников присутствуют все три указанные качества.Листы с качествами: мудрость, надежность, настойчивость; активность,бескорыстие, вежливость; сила воли, скромность, смелость; самозабвенность,тактичность, терпеливость; гордость, гибкость, доброжелательность;невозмутимость, обаяние, общительность.
Притча
Дерево
У дороги стоял ствол засохшего дерева. Ночью прошел мимо неговор и испугался — подумал, что это стоит поджидающий его полицейский. Прошелмимо влюбленный юноша, и сердце его забилось радостно: он принял дерево за своювозлюбленную. Ребенок, напуганный сказками, увидел дерево и расплакался: емупоказалось, что это-привидение. Но во всех случаях дерево было только деревом.
Мы видим мир таким, каковы мы сами.
Психолог:
«Очень часто, погружаясь в рутину современной жизни, сталкиваясьс ежедневными стрессовыми ситуациями, мы забываем про свой внутренний мир,перестаем мечтать, видеть и ценить свои качества, способности. Это способствуетвнутреннему выгоранию человека, которое сказывается как на личной жизничеловека, так и на профессиональной.
Сегодня мы попробуем остановиться, обернуться и погрузиться всвой внутренний мир».
Упражнение «Неожиданный гость»
Ситуация «неожиданный звонок в дверь»:
1. Подруга
2. Свекровь
3. Милиция
4. Друзья ребёнка
5. Соседка
6. Человек ошибся домом
Участники на листах описывают свою реакцию на каждый случай. Мыувидели, что все мы по-разному воспринимаем происходящее, по-разному реагируемна одни и те же события. Поэтому и выгорание происходит у кого-то раньше, укого-то позже, у кого-то в большей степени, у кого-то в меньшей.
Техника «Розовый куст»
Цель: помочь выразить подавленные чувства, потребности, устремлениямысли.
Психолог просит закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохови выдохов и представить. Будто они превращаются в розовый куст: «Вы можетестать любым цветущим кустом, например розовым кустом». Затем психолог задаётвопросы, на которые участники мысленно отвечают «Этот куст большой илималенький? Сильный или слабый? Есть ли на этом кусте цветы? Если есть, то какиеони? Какого цвета? Их много или мало? Они полностью распустились или имеютсялишь бутоны? Есть ли листья? Как они выглядят? Как выглядят побеги и ветви?Какие корни у этого куста или у него, может быть, вовсе нет корней? Если всё жеесть, то они длинные и прямые или изогнутые? Как глубоко они проникают в землю?Есть ли на этом кусте шипы? Где растёт этот куст: на поляне, в лесу, в пустыне,в поле, под луной или где – нибудь ещё? Он стоит в горшке или растет прямо изземли, а может быть, пробивается сквозь асфальт? Что находится вокруг куста?Есть ли рядом ещё розовые кусты или он стоит один? Есть ли вокруг животные,деревья, птицы или люди? За счёт чего живёт этот куст? Кто за ним ухаживает?Хорошая ли стоит погода? Есть ли вокруг куста ограда, а может быть камни илискалы?
Затем психолог просит открыть глаза и нарисовать розовый куст нафоне окружающего пейзажа. Участникам даётся возможность сделать самодиагностикупо рисунку.
Упражнение «Сильные стороны»
Это упражнение направлено не только на самораскрытие, но и на умение мыслить осебе в положительном ключе. Выполняя его, необходимо избегать высказываний освоих недостатках, ошибках и слабостях, никаких попыток самокритики исамоосуждения.
Возьмите чистый лист бумаги и напишите все свои сильные стороны – что вылюбите, цените, принимаете в себе, что дает вам чувство внутренней уверенностии доверия к себе в разных ситуациях, отметьте то, что является точкой опоры вразличные моменты жизни.
Геометрический тест «Душа в квадрате».
Посмотрите на предлагаемые фигуры и выберите из них ту, которая,как вам кажется, наиболее полно представляет вас как личность. Иными словами,вы можете точно сказать: эта фигура – Я. Оставшиеся фигуры расставьте в порядкепредпочтения. Итак, на первом месте – ВЫ, на последнем фигура, символизирующаячеловека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшиетрудности. Ну и самое интересное – характеристики тех, кто выбрал:
КВАДРАТ – неутомимый труженик. Обладает трудолюбием, усердием,упорством, позволяющими всегда добиваться завершения работы. Терпение иметодичность делают из квадрата высококлассного специалиста. Квадрат как быколлекционирует информацию, причём она у него разложена строго по полочкам,поэтому он способен быстро извлекать нужную и заслуженно слывёт эрудитом всвоей области. Относится к левополушарным мыслителям, для которых характернылогическое мышление и математический анализ. Квадрат скорее вычисляетрезультат, чем догадывается о нём. Идеал квадрата – распланированная,размеренная жизнь, где всё предсказуемо. Он не любит неожиданностей исюрпризов. В деловой сфере такие люди часто становятся хорошими администраторами,исполнителями, но редко достигают успеха как менеджеры из-за постояннойпотребности в дополнительной информации для принятия решений – это лишает ихоперативности. Кроме того, рациональность и холодность мешают квадратам быстроустанавливать контакты с другими.
ТРЕУГОЛЬНИК – это форма символизирует лидерство. Главнаяспособность – концентрироваться на намеченной цели, глубоко и быстроанализировать ситуацию. Треугольник – очень уверенный в себе человек, которыйхочет быть правым во всём. С большим трудом признает свои ошибки, легкообучаем, информацию впитывает как губка. Смысл жизни – сделать карьеру.Отрицательное качество – чрезмерный эгоцентризм. Он прекрасно умеет представитьвышестоящему руководству значимость собственной работы, за версту чувствуявыгодное дело, и в борьбе за него может «столкнуть лбами» своих противников.
ПРЯМОУГОЛЬНИК – это как бы переходная форма от одной фигуры кдругой. Прямоугольником воспринимают себя люди, не удовлетворённые своей жизньюи поэтому занятые поисками лучшего положения. Основное психическое состояниепрямоугольника – осознаваемое ощущение замешательства, запутанности впроблемах, неопределённости. Наиболее значимые черты – непоследовательность,непредсказуемость поступков, низкая самооценка. Положительные качества –любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему, смелость.Пытается делать то, что иногда раньше не делал, задаёт вопросы, на которыепрежде у него не хватало духа.
КРУГ – это символ гармонии. Тот, кто выбрал эту фигуру, заинтересованв хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для круга – люди и ихблагополучие. Это самая благожелательная из пяти фигур. Круг служит своего родаклеем, который скрепляет коллектив, семью, стабилизирует группу, обладаетвысокой способностью сочувствия, сопереживания. Круг ощущает чужую радость ичужую боль как свою собственную. Это правополушарный тип мышления, нелогический, а образный, более эмоционально окрашенный. Переработка информации утаких людей не последовательна, а мозаична. Главная черта стиля их мышления –ориентация на субъективные факторы проблемы.
ЗИГЗАГ – это символ творчества. Ему свойственна образность.Правополушарное мышление зигзага не фиксируется на деталях, поэтому оно,упрощая в чём – то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничныеконцепции и образы, видеть красоту. Зигзаг не может длительно работать на одномместе – это же очень скучно, а ведь вокруг так много интересного! Основноеназначение зигзага – генерация новых идей и методов, а не их реальное воплощение.Он устремлён в будущее и больше интересуется возможностью, чемдействительностью.
Психолог: Нелёгкий труд педагога,требует особого отношения к внутреннему миру, поскольку профессия принадлежит ккатегории «группы риска» эмоционального выгорания. Необходимо знать ипользоваться приемами снятия эмоционального, мышечного напряжения. К таковымотносятся: релаксация, аутотренинг, дыхательные упражнения, упражнения мышечнойрелаксации.
Упражнение Аутотренинг
Психолог: «Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, выдох.Сегодня еще один совершенный день на Земле. Мы проживем его с радостью.Повторяйте за мной».
Я живу в любви и гармонии со всеми…
Я люблю себя… я люблю жизнь… я в гармонии с жизнью…
Я излучаю созданную мной гармонию на всех тех, с кем соприкасаюсь….
Я несу спокойствие… я несу любовь в свой мир…
Мне спокойно… мне хорошо в нашем мире…
Сделали глубокий вдох и медленный выдох.
Психолог: «В завершении нашей встречи послушайте притчу».
Ручеёк
Когда-то давно жил на свете маленький Ручеёк. Он спускался с горв красивую зелёную долину. И вот однажды он добежал до пустыни. Тут оностановился и задумался: А куда же бежать дальше. Впереди быломного нового и неизвестного, поэтому Ручеёк испугался.
Но тут он услышал Голос: Смелее! Не останавливайся надостигнутом, впереди ещё много интересного!
Но Ручеёк продолжал стоять. Ему очень хотелось стать большойполноводной рекой, но он боялся изменений и не хотел идти на риск.
Тогда Голос снова заговорил: Если ты остановишься, тоникогда не узнаешь, на что ты на самом деле способен! Просто поверь в себя, итогда ты в любом окружении сможешь найти правильную дорогу! Беги дальше!
И Ручеёк решился. Он побежал по пустыне. Ему было очень плохо.Незнакомые места и изнуряющая жара с каждым днём забирали его силы. И черезнесколько дней он высох.
Но вот испарившиеся маленькие капельки встретились высоко внебе. Они объединились в одно большое облако и поплыли дальше над пустыней.
Долго плыло облако над пустыней, пока не добралось до моря. Ивот Ручеёк пролился в море многочисленными маленькими капельками дождя. Теперьон слился с огромным морем. Мягко качаясь на волнах, он улыбался себе. Раньше,когда он жил в долине, он не мог даже мечтать о таком. Ручеёк подумал: Янесколько раз изменил форму и только сейчас мне кажется, что я наконец-то сталсамим собой!
Не бойтесь изменений и никогда не останавливайтесь надостигнутом! Жизнь настолько многогранна, что никогда не знаешь, что можетждать впереди. Главное — быть уверенным в себе и не бояться принимать решения!
Игра «Пятиминутка любви»
Участникам предлагается крепко себя обнять, признаться себе влюбви.
Спасибо за внимание!!!