Прежде всего, следует указать, что государственный общеобразовательный стандарт по любой специальности делит дисциплины, которые должен изучить каждый студент, на четыре цикла:
· общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины .
· общие математические и естественнонаучные дисциплины .
· общепрофессиональные дисциплины .
· дисциплины специализации, в которых выделяются дисциплины специальности и дисциплины специализации.
Как и всем, получающим гуманитарное образование, документоведам в первом цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин предлагается стандартом изучить:
· иностранный язык .
· физическую культуру .
· отечественную историю .
· культурологию .
· политологию .
· психологию и педагогику .
· русский язык и культуру речи .
· социологию .
· философию .
· экономику.
Но по первому циклу стандарт допускает для вузов вариантность набора дисциплин. Абсолютно обязательны для каждого вуза 4 дисциплины: иностранный язык, физическая культура (для дневной формы обучения) . отечественная история и философия. Остальные базовые дисциплины могут быть реализованы по усмотрению вуза. То есть вуз может внести в свой учебный план все дисциплины первого цикла, предложенные в стандарте, что многие вузы, готовящие специалистов – документоведов, и делают, а может выбрать из них лишь какую-то часть, исключив несколько дисциплин.
Набор дисциплин федеральных компонентов остальных трех циклов одинаков для всех вузов, готовящих специалистов по специальности Документоведение и документационное обеспечение управления.
Второй цикл — общематематические и естественнонаучные дисциплины. Он включает:
— математику и информатику .
— концепцию современного естествознания.
Впервые предусмотренное стандартом (как 1996 г., так и новым 2000 г.) включение в профессиональные образовательные программы гуманитариев цикла математических и естественнонаучных дисциплин позволяет создать такую структуру образования, которая поможет готовить специалиста, ориентированного на деятельность как теоретического, так и прикладного характера, осуществляя при этом процесс обучения и воспитания в русле целостной человеческой культуры, взятой в единстве ее естественнонаучных и гуманитарных составляющих.
В третий цикл общепрофессиональных дисциплин входят:
— введение в специальность .
— конституционное право .
— административное право .
— трудовое право .
— гражданское право .
— информационные системы .
— вычислительная техника и программирование .
— компьютерные информационные технологии в документационном обеспечении управления .
— менеджмент .
— социология управления .
— современная организация государственных учреждений России .
— документоведение .
— организация и технология документационного обеспечения управления.
Схема №2. Общепрофессиональные дисциплины и дисциплины специальности документоведа
В четвертом цикле дисциплин специализации названы:
— информационное обеспечение управления .
— организационное проектирование .
— технические средства управления .
— архивоведение .
— информационная безопасность и защита информации .
— психология делового общения .
— организация секретарского обслуживания .
— документная лингвистика.
Таким образом, в стандарте перечислен обязательный набор дисциплин по специальности, который входит в пятилетний учебный план, составляемый каждым вузом, готовящим по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления».
Помимо обязательных дисциплин в соответствии с федеральным законом О высшем и послевузовском профессиональном образовании каждый вуз добавляет в учебный план дисциплины национально-регионального компонента и обязательно включает в каждый цикл дисциплины по выбору студента (спецкурсы и спецсеминары), устанавливаемые вузом и предусматривает факультативные дисциплины. Следовательно, учебные планы различных вузов, готовящих специалистов – документоведов, имеют лишь единую основу, но различаются по набору дисциплин за счет вводимого внутривузовского компонента, курсов по выбору студента и факультативных курсов. И действительно, одни вузы делают больший упор на компьютерные технологии, вводя соответствующие дисциплины, другие, добавляют больше курсов, связанных с особенностями текстов служебных документов и их унификации, третьи делают упор на изучении закономерностей документообразования и истории складывания и развития формуляра документа. Выбор дополнительных дисциплин чаще всего связан с тем, на базе какого факультета открывается специальность, например, филологического, исторического, автоматизации, и каковы возможности вуза.
Перечень дисциплин национально-регионального компонента и дисциплин по выбору студента устанавливается ученым советом самого вуза.
Но стандарт не только называет обязательный набор изучаемых дисциплин, но и излагает требования к обязательному минимуму их содержания.