У историка XVIII в. В.Н.Татищева1, который делал выписки из недошедших до современных ученых летописей, есть неприязненная характеристика суздальского князя Юрия:
«Сей великий князь был роста немалого, толстый . брада малая, великий любитель жен, сладких пищ и пития . более всего о веселиях нежели о расправе и воинстве прилежал, но все оное состояло во власти и смотрении вельмож его и любимцев».
Вряд ли можно остановиться на такой оценке Юрия как государственного деятеля. Юрий участвовал во многих усобицах своего времени, высказывал претензии ко многим землям и князьям, за что и был прозван «Долгорукий», но его княжество не стало ареной кровопролитных вторжений врагов. В годы правления Юрия Долгорукого как независимого монарха (1132—1157) мощь и авторитет Ростово-
1 Многие историки сомневаются в подлинности выписок Татищева. 56
Суздальской земли выросли, княжество заняло ведущее положение. Следует отметить, что если Юрий и перепоручал дела боярам, то людей подбирать он умел: они воевали с Волжской Болгарией, совершали успешные походы на Новгород, распоряжались в других уделах и не допускали, чтобы кто-то дерзнул вмешаться в суздальские дела.
Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1509 |
|
Завидна была доля суздальского князя, но Юрий мечтал о Киеве. Ради него он часто оказывался далеко от своей столицы. Владимир Мономах завешал Киев старшим сыновьям и их потомкам. Юрий — четвертый сын, рожденный второй женой Мономаха, в число наследников не входил. Но современники, уважавшие традиции очередного престолонаследия, считали его законным претендентом на киевский стол.
Противником Юрия Долгорукого выступил его племянник Изяслав Мстиславич. Дважды Юрий являлся на юге огромным войском. Изяслав дважды сгонял дядю с занятого было им киевского трона. Изяслав слыл отменным воеводой (один раз он даже разбил превосходящие его полки суздальцев). Изяслава, уважавшего южнорусские обычаи, киевляне любили больше. Его поддерживали также черные клобуки.
Лишь по смерти Изяслава (1154) сумел Юрий утвердиться в Киеве. Он приехал туда в 1155 г. со своими суздальскими любимцами, раздал им на Киевщине вотчины, держал их подле себя как советников. Но правил Юрий в Киеве недолго, в 1157 г. после пира в доме одного киевского боярина старый князь умер2. После смерти Юрия Долгорукого киевляне изгнали суздальцев, разграбили их имущество, многих убили.
