Проектирование магистральных трубопроводов ведется в несколько стадий:
— технико-экономическое обоснование (ТЭО) .
— технический проект .
— рабочие чертежи.
Технико-экономическое обоснование разрабатывает головная (генподрядная) проектная организация с тем, чтобы подтвердить народно-хозяйственную необходимость и экономическую целесообразность строительства. При составлении ТЭО: 1) выполняется аначиз ресурсов нефти (нефтепродуктов, газа), предназначенных для транспортировки по данному трубопроводу . 2) составляется баланс грузопотоков в динамике по годам . 3) выбирается генеральное направление трассы трубопровода . 4) определяется производительность трубопровода при полном развитии и по очередям строительства . 5) находится оптимальный диаметр и ориентировочное число перекачивающих станций . 6) устанавливается очередность строительства и ввода мощностей . 7) определяется стоимость строительства на основании укрупненных нормативов капиталовложений.
На стадии ТЭО все расчеты производятся укрупненно. Полученные результаты определяют экономическую эффективность будущего объекта, но не дают основания для его строительства. Они используются при разработке ведомственных и общегосударственных планов развития сети трубопроводов.
В конце ТЭО помещается проект задания на проектирование, которое утверждается одновременно с утверждением ТЭО.
Задание на проектирование содержит следующую информацию:
— начальная, конечная и промежуточные точки трубопровода .
— производительность трубопровода для первой очереди и при полном развитии .
— диаметр и протяженность магистрали .
— тип перекачивающих агрегатов .
— способ перекачки (обычная, последовательная, «горячая» и т.д.) .
— намечаемые сроки строительства, порядок его осуществления и ввод мощностей по очередям .
— наименование генеральной проектной организации и строительной организации — генподрядчика и т.д.
Задание на проектирование является основным исходным документом для разработки технического проекта и рабочих чертежей.
Технический проект на строительство трубопровода является основной и наиболее ответственной стадией проектирования. Целью технического проекта является однозначное и окончательное определение стоимости строительства. Исходя из этого в техническом проекте решаются следующие вопросы:
— уточнение баланса грузопотоков нефти (нефтепродукта, газа), намеченных на стадии ТЭО . производительности трубопровода . начальной, конечной и промежуточных пунктов .
— выбор оптимальной трассы трубопровода .
— определение оптимального диаметра по уточненной производительности .
— проведение основных технологических расчетов по определению режима работы, расстановке перекачивающих станций, выбору основного оборудования .
,. — определение сметной стоимости строительства .
— расчет себестоимости транспортировки нефти (нефтепродукта, газа) и экономической эффективности строительства.
Проект магистрального трубопровода должен обеспечивать применение передовых технических и технологических решений по транспортировке продукта . наиболее совершенную систему организации управления трубопроводом при его эксплуатации . рациональное использование материальных, финансовых, трудовых и других ресурсов . низкую себестоимость транспортировки продукта . высокую культуру производства и безопасные условия труда.
После рассмотрения и утверждения технического проекта соответствующей экспертной комиссией проектная организация приступает к составлению рабочих чертежей. Заказчик учреждает дирекцию строящегося трубопровода, которая размещает заказы на оборудование и материалы, заключает договоры со строительными организациями на производство работ.
Составление рабочих чертежей является завершающей стадией проектирования и основной формой документации, по которой ведется конкретное строительство. Рабочие чертежи составляются в строгом соответствии с утвержденным техническим проектом. В них уточняются и детализируются решения, принятые в техническом проекте, в такой степени, чтобы по чертежам можно было выполнять соответствующие строительные и монтажные работы. Незначительные отступления от технического проекта допускаются только в случае, если они направлены на улучшение отдельных его решений (уточнение трассы на некоторых участках, замена устаревшего оборудования новым и т.п.). Состав и форма рабочих чертежей определяются действующими эталонами, строительными нормами и правилами (СНиП), инструкциями и указаниями, действующими в отрасли.
Трубопроводы малой производительности и протяженности допускается проектировать без предварительного ТЭО, а при небольшом числе перекачивающих станций в одну стадию — технорабочий проект.