Логистическая информационная система (ЛИС) – интерактивная структура, состоящая из программно-технических средств, регламентов (процедур/технологий) и персонала, которые объединены связанной информацией, используемой логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования ЛС.
ЛИС является более высокой степенью интеграции программных решений и включает в себя не только корпоративную информационную систему (КИС), но также распределение продукции, закупку сырья и материалов и их транспортировку, что выходит за рамки автоматизированных функций КИС.
Рис.9.3. Эволюция развития методологических концепций ИС
по степени интеграции управляемых ресурсов
Существуют сложившиеся методологические концепции (стандарты информационных систем), которые варьируются в зависимости от степени интеграции управляемых ресурсов (рис.9.3).
С точки зрения определения методологического контура ЛИС особую важность приобретает вопрос сравнительного анализа данных концепций с позиций адекватности уровню интеграции информационного пространства логистики (табл.3).
Таблица 3 Сравнительный анализ концепций ИС
Тип концепции | Содержание данного типа концепции | Оценка адекватности отражения особенностей ЛИС |
Система MRP / DRP (Material Requirements PlanningDistribution Requirements Planning) | Система автоматизации процесса планирования потребности / распределения материальных ресурсов | Не отражает требования рационального управления всеми видами ресурсов |
Система MRP II/ DRP II (Manufacturing Resources Planning / Distribution Resources Planning) | Интегрированная методология планирования / распределения материальных и производственных ресурсов: MRP II= MRP + СRP, где СRP – CapacityResources Planning – планирование потребности в производственный мощностях | Не содержит анализа и планирования финансовых ресурсов организации, в силу чего нарушается комплексность охвата всех звеньев системы |
Система ЕRP (Enterprise Resources Planning) | Интегрированная методология управления всеми ресурсами организации: ERP = MRP II+ FRP, где FRP – Finance Resources Planning | Не отражает системы поставки и распределения готовой продукции за рамками организации |
Система CRM (Customer Relationship Management) | Интегрированная методология управления взаимоотношениями с заказчиками (потребителями) или маркетинга отношений | Не взаимоувязана с другими модулями информационной системы |
Система CSRP (Customer Synchronized Resources Planning) | Интегрированная методология управления ресурсами организации, синхронизированная с потребностями рынка (покупателя), что дает возможность интегрировать взаимоотношения «потребитель — предприятие» во внутренние бизнес-процессы организации: CSRP = ERP + CRM | Не включает систему поставок между организациями |
Система SCM (Supply Chain Management) | Интегрированная методология управления цепочками поставок, по которым товар из сырья превращается в готовое изделие, а затем через систему продаж попадает к конечному потребителю: SCM = CSRP + поставки | Адекватно отражает основные особенности ЛИС |
Система ЕRP II (Enterprise Resource and Relationship Processing) | Интегрированная методология управления внутренними ресурсами и внешними связями организации: ЕRP II = ERP + CRM + SCM | Наиболее адекватно отражает особенности ЛИС |
Система IRP (Intelligent Resource Planning) | Перспективная концепция, охватывающая все задачи автоматизированного управления ресурсами организаций на базе систем управления знаниями и нейронных сетей | В настоящее время не имеет программно- технологической реализации |
Функциональность ЛИС
Вторым важным вопросом построения ЛИС является ее функциональность (функциональная структура).
Специфика ЛИС определяется тем, что управление потоками осуществляется как в пределах бизнес организации, так и между разными участниками логистической цепи. В связи с этим разделяют два вида информационных потоков, которые пронизывают систему (рис.4):
1. стратегический (координационный) .
2. оперативный.
Как видно из рис.4, стратегический (координационный) поток включает следующие ключевые функции ЛИС:
1. стратегический план (стратегические цели) .
2. план загрузки мощностей (ограничения по мощности) .
3. логистический план (потребности логистики) .
4. производственный план (производственные потребности) .
5. план снабжения (потребности снабжения).
Рис.4. Виды и структура информационных потоков ЛИС
Стратегический план (стратегические цели). Объектами стратегического планирования ЛИС являются:
· клиентская база и целевые рынки компании .
· номенклатура продуктов и услуг (в том числе новых) .
· финансовые стратегические цели (валовой доход, объем производства и продаж, себестоимость продукции и услуг, уровень доступных трудовых и капитальных ресурсов),
План загрузки мощностей (ограничения по мощности). Ограничения по мощности есть результат нехватки как внутренних, так и внешних производственных, складских и транспортных ресурсов. Ограничения по мощности диктуют, где, когда и сколько производить, хранить и транспортировать применительно к каждому продукту.
Логистический план (потребности логистики). Логистические потребности увязывают между собой необходимые производственные мощности, запасы, транспортные и трудовые ресурсы. Планы логистических потребностей должны составлять единое целое как с установленными ограничениями по мощности, так и с планами производственных потребностей.
Производственный план (производственные потребности). Производственные потребности определяют графики использования производственных ресурсов и диктуются необходимостью повседневной расшивки «узких мест» в системе управления материальными потоками.
План снабжения (потребности снабжения). Потребности снабжения складываются под воздействием ограничений по мощности, потребностей логистики и производства и представляют собой долгосрочные планы пополнения запасов, поставок и грузополучений. На основе этих планов проводят переговоры и заключают контракты о графиках поставки сырья и материалов.
Оперативный поток предполагает информационную поддержку следующих функций:
1. управление заказами .
2. обработка заказов .
3. распределение .
4. транспортировка и грузопереработка .
5. снабжение.
Управление заказами включает в себя прием заказов от потребителей и предоставление последним информации о текущем состоянии заказа.
Обработка заказов заключается в распределении наличных запасов между открытыми заказами на поставки и пополнением запасов.
Распределение. Данная функция представлена теми процедурами логистики, которые ведают работой распределительных центров, включая прием продукции на хранение, перегрузку, складирование и комплектование грузов для отправки.
Транспортировка и грузопереработка. Это планирование и обеспечение транспортировки грузов и сопутствующих операций, в том числе: планирование и составление графиков отгрузки, консолидация грузов в крупную партию для совместной транспортировки, нотификация и маркировка грузов, оформление транспортной документации и управление грузоперевозками.
Снабжение. Данная функция ЛИС ведает подготовкой, обновлением и размещением заказов на закупку, а также контролем за качеством работы поставщиков. В интегрированной логистике на информационную поддержку снабжения ложится задача контроля и координации приема и отгрузки запасов, чтобы оптимизировать графики использования производственных, транспортных и людских ресурсов.
На стыке стратегического и оперативного потоков ЛИС располагается комплексная функция – размещение запасов и управление запасами. Роль данной функции заключается в планировании потребностей и управлении запасами готовой продукции от этапа производства до этапа доставки готовой продукции потребителям. Принимаемые здесь решения описываются формулой «где, когда и сколько».
Типовые процедуры функции «размещение запасов и управление запасами»:
1. анализ прогнозов и моделирование .
2. накопление и обновление данных о прогнозах .
3. выбор параметров прогноза .
4. выбор техники прогнозирования .
5. выбор параметров управления запасами .
6. моделирование запасов .
7. планирование потребностей в запасах .
8. интеграция данных и стимулирования продаж .
9. формирование, размещение и календарное планирование заказов на пополнение запасов .
10. определение целевого уровня обслуживания потребителей.