Урок 21. Народный костюм.
Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Изделие«Русская красавица» (композиция)
Тема урока |
Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. |
Изделие |
Композиция «Русская красавица». |
Цели урока |
Образовательные: познакомить с особенностями национального костюма; обучить плетению в три нитки (косичка); закрепить навык составления композиции с использованием различных материалов; обучать составлению технологической карты изделия. Развивающие: развитие творческих способностей, познавательной активности; развитие уверенности в своих силах. Воспитательные: воспитывать стремление создавать своими руками красивые вещи; формирование бережного и уважительного отношения к культурно-историческому наследию страны. |
Тип урока |
Урок ознакомления с новым материалом (открытие нового знания). |
Планируемые результаты |
Предметные: выполнять аппликацию и оформлять ее с учетом национальных традиций; использовать приемы работы с бумагой; применять правила безопасной работы с ножницами и клеем; выполнять прием плетения в три нити. Метапредметные: Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия; контролировать свою деятельность на основе слайдового и текстового плана; ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить оценку своих действий и корректировать их; Познавательные УУД: искать и отбирать информацию о национальном костюме (из учебника, собственных наблюдений и др. источников); определять под руководством учителя особенности национального костюма; выделять детали праздничного женского (девичьего) головного убора и прически; Коммуникативные УУД: составлять рассказ об особенностях национального костюма на основе иллюстраций и собственных наблюдений; вести диалог на заданную тему, использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; Личностные: формировать представление о себе как о гражданине России; проявлять интерес к предмету; формировать бережное и уважительное отношение к культурно-историческому наследию страны. |
Методы и формы обучения |
Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; групповая, фронтальная. |
Ресурсы и оборудование |
У учащихся: заготовки для композиции (кокошник из картона, личико из цветной бумаги), пайетки, бисер для украшения, шерстяные нитки, ножницы, клей, салфетка. У учителя: мультимедийная презентация, проектор, компьютер, экран, готовое изделие. |
Основные понятия и термины |
Народный костюм, рубаха, сарафан, епанечка, кокошник, лапти, лыко, пряха, ткачиха, вышивальщица, плетение, аппликация, технологическая карта изделия. |
Метапредметные связи |
ОБЖ (техника безопасности при работе с инструментами); ИЗО (орнамент и узор в оформлении костюма); история (Русь, история народного костюма, народные праздники); окружающий мир (государство – Россия, столица). |
Литературные источники |
|
План урока:
1. Орг. момент. (1мин.)
2. Мотивацияучебной деятельности учащихся. Постановка задач урока (2 мин.)
3. Объяснениенового материала. (10 мин.)
4. Первичноезакрепление знаний (5 мин.)
5. Практическаядеятельность (20 мин.)
6. Рефлексияучебной деятельности. (2 мин.)
Планирование и оформлениедоски:
|
16 февраля Классная работа Тема урока: Русская красавица
|
Ходурока
I. Организационный момент
I. – Ребята, у нас сегодня необычный урок.У нас гости, давайте поприветствуем их улыбкой и подарим друг другу хорошеенастроение. Желаю вам удачи!
II. Работа по теме урока
1. Беседа
На прошлых уроках мы с вами познакомилисьс особенностями строения русской избы и ее внутреннего убранства. Сегодня мыначнем знакомство с русским народным костюмом. Народный костюм является частьюкультуры и отражает ее особенности.
— Послушайте внимательно стихотворениеВладимира Степанова и ответьте на вопрос: «Что мы зовем нашей Родиной?»
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
— Что же мы зовём Родиной?
— В какой стране мы живём?
— Назовите столицу нашей Родины?
— А всегда ли наша страна называласьРоссией?
— А как она раньше называлась? (Русь)
-Как вы считаете, раньше на Руси люди одевались так же как и мысейчас или по другому?
— Сейчас у вас будет работа в парах. У васна столах лежит карточка. Какое слово там зашифровано?
А Ц И В А С К Р А
-А теперь посмотрите на изображение на слайде.
-Что их объединяет?
-Свяжите слово, которое вы разгадали иизображение на экране.
-Вы догадались, чему будет посвящен нашурок? Предположите тему урока. (Русская красавица).
— Что мы узнаем на уроке? (Итак, сегодняво время нашего путешествия узнаем — как одевались наши женщины на Руси,познакомимся с народным костюмом, выполним поделку)
4. Открытиеновых знаний
-Рассмотрите женский народный костюм. Как вы думаете, какие части одежды входятв русский национальный костюм? Выделитеособенности одежды русских красавиц (предположения детей) (рубаха,сарафан, передник, платок,
— Сарафан (от иранского словаsеrāрā — значение этого слова примерно «одетый с головы до ног»).
— Посмотрите внимательно. Где изображен повседневный костюм, а гдепраздничный?
— Почему вы так считаете?
(Текст на слайде)
— По праздникам на Руси люди надевали самую лучшую и красивуюодежду. Устраивали гуляния, игры, водили хороводы, пели песни. Праздничнуюодежду хранили в сундуках. Нередко ее передавали из поколения в поколение.Такую одежду старались шить из дорогой ткани, украшали яркими вышитымиорнаментами.
1. Работа по учебнику
— А что же написано в учебнике о народном костюме? (с.58-60).
Давайте посмотрим, как создавался русский народный костюм.
— Раньше в деревнях женщины пряли, ткали и вышивали с самогораннего возраста.
— Рассмотрите иллюстрации вучебнике на с. 58 и попробуйте определить, где изображены пряха (женщина,которая крутит нить из волокон на прялке), ткачиха (женщина, работающая настанке) и вышивальщица (женщина, которая делает шитьем узор на ткани)
(Слева направо: пряха, ткачиха, вышивальщица.)
Нити, ткань и вышитые узоры- это результат труда мастериц.
А из этой ткани создают народные костюмы.
Посмотрите на меня, чего не хватает для завершения образа?
— А как называется обувь, которую носили на Руси? (Лапти.)
— Из чего плели лапти? (Высказывания детей.) (Их плели из лыка или берёсты.)
(текст на слайде)
-Кроме того русские красавицы носили украшения. Посмотрите наиллюстрацию. Какие? Из чего изготавливали ожерелья, серьги, монисту?
(Мониста- ожерелье из серебряных и золотых монет)
— Что ещё на Руси играло огромную роль в костюме?
(текст на слайде с продолжением)
— Головной убор на Руси играл огромную роль, особенно в женском костюме. По нему можно было определить возраст женщины и семейное положение. Девушкиносили косы или распущенные волосы, одевая лишь повязку, а замужней женщинестрого запрещалась ходить с непокрытой головой. Поэтому женщины прятали волосы.
-Догадайтесь о каком головном уборе пойдет речь? Сообщениеподготовила для вас Вика.
СООБЩЕНИЕ — Кокошник от слова «кокош». Кокошью звали курицу , поих возгласам : «ко-ко-ко» оттуда и пошло название головного убора, который бережнохранили и даже передавали по наследству.
(текст на слайде)
—Это не удивительно, ведь на изготовлениекокошника уходило много времени. Его расшивали жемчугом и разноцветнымикамнями, вышивали узоры золотыми и серебряными нитями. Свисающие нити жемчуга, символизировалиструи, капли росы, падающие на землю-матушку. Поверх кокошника набрасывали фатуили платок из тонкой прозрачной ткани.
— Давайте сегодня и мы сделаемрусскую красавицу. Изготовим кокошник и украсим его как русские мастерицы. Преждечем приступить к работе, отдохнем немного.
5. Практическая работа.
-Посмотрите, какую русскую красавицу мы сегодня изготовим.
— Какиематериалы и инструменты нам понадобятся в работе?
Дляизготовления нашей Русской красавицы нам понадобятся: цветной картон красногоцвета, ножницы, клей, шаблоны, нитки…
— Давайтевспомните правила работы с ножницами и клеем.
• Ножницы— это НЕ игрушка;
• НЕЛЬЗЯ оставлять ножницы раскрытыми;
• Сножницами нужно работать, сидя за столом;
• Класть ножницы кольцами к себе;
• Передавайножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.
1. Недопускать попадания клея в глаза.
2.Передавать клей только в закрытом виде.
3. Послеокончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место.
Планработы: На доске.
1. Подготовимрабочее место.
2. Изготовимоснову для лица красавицы.
3. Вырежемкокошник по шаблону.
4. Составимкомпозицию из заготовок и приклеим их к основе.
5. Оформимизделие.
— Выможете приступать к выполнению композиции «Русская красавица».
Обведёмшаблон, вырежем полученную заготовку. Составим композицию из заготовок.Расположим элементы таким образом, чтобы лицо красавицы находилось в центрелиста. Приклеим основу лица на картон. Сделаем красавице прическу. Заплетёмкосичку. Для этого приклеим нити к основе и заплетём косу. Разделим нити на 3равные части….. Перевяжем низ косы бантиком. Обрежем лишние нити. Оформимголову Русской красавицы кокошником, для этого намажем деталь клеем и поместимеё поверх заготовки лица. Сделаем кокошник нарядным. Для этого украсим егожемчужными и золотыми полубусинами на клеевой основе.
3. Сборка.
Сплетемкосичку из2-3 нитей. У каждого на столе есть заготовка для плетения. Сначаланить закрепить, работать лучше в паре- один держит заготовку у основания,другой плетет, потом можно поменяться ролями. Плести нужно плотно, чтобы междунитями не было просветов. Можно посмотреть образец готового изделия в учебнике.Приклеим нашу косу к основе. Оформим голову кокошником. Украсим кокошникполубусинами.
4.Отделка.
Нарисоватьличико русской красавице.
Завершитькомпозицию.
Во времявыполнения работы звучит песня «Во поле березка стояла».
-Придумайте имя своей красавице.
6. Рефлексия. Выставка работ.
— Какоезадание было интересным?
— Чтобыло для вас трудным?
— Оценитесвое изделие:
У — надизделием надо еще потрудиться; W — изделие сделано хорошо;
VI. Выставкаработ учащихся
7. Подведениеитогов урока.
Наш урокподошел к концу.
-Что вызапомнили о национальном костюме?
-Что такоекокошник?
-Кто егоносил на Руси?
-чтобольше всего понравилось на уроке?
-И как завершение нашего урока япрошу вас оценить нашу работу: всё нравится ( зелёный круг ), не нравится (оранжевый )
(Уборкарабочего места.)
Домашнеезадание.
Домапопробуйте нарисовать русскую красавицу в народном костюме.