Внеклассноемероприятие, занятие-тренинг на тему
«Учимсядружить», 3 класс
Мероприятие разработанодля учащихся начальной школы (3 – 4 классы) для того, чтобы учить ребятдружить, общаться друг с другом, участвовать в совместной деятельности.
Цели:
· формирование духовно – нравственных качеств личности;
· сплочение коллектива;
· расширение представлений о дружбе;
· развитие творческой активности и познавательных способностей.
Задачи:
· воспитывать коммуникативные навыки, умение общаться в группе.
· формировать позитивное отношение к окружающим.
· развивать мышление, воображение, речь.
Материалы: большойбелый лист для рисования, маркеры разных цветов, памятки для учащихся.
Содержание мероприятия
1. Вступительная часть(3 – 5 минут)
2. Основная часть (15минут)
3. Психологическийпрактикум (20 минут)
4. Рефлексия (3 – 5минут)
I.Организационный момент
II.Сообщение темы и цели занятия
— Ребята, наша встречасегодня посвящена дружбе, умению общаться. Она так и называется «Учимся общаться».
А начнем занятие какобычно с разминки.
Упражнение «Какхорошо, что ты рядом».
— Протяните руки вашемусоседу по парте и скажите ему: «Как хорошо, что ты рядом».
— Какие чувства выиспытываете, произнося эту фразу?
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый оченьрад.
Добреют взрослые идети.
И улыбаться всемспешат.
III.Основная часть занятия
— Итак, сегодня мыговорим о дружбе. Как вы понимаете, что такое дружба?
(Ответы)
— Чтобы дать болееточное определение этому понятию обратимся к словарю Ожегова.
Дружба — это близкие отношения, основанные на взаимном доверии,привязанности, общности интересов.
Настоящих друзей учеловека не бывает много. Поэтому друзьями надо дорожить.
— Как вы думаете,какими качествами должен обладать настоящий друг? (добрый, искренний,честный, верный, преданный).
— Если вы способныпомочь человеку в трудную минуту, то вы и есть настоящий друг. Ведь именно втаких ситуациях и проверяется дружба на прочность.
— А за что люди ценятдружбу? (можно доверить тайну, друг всегда выслушает и поймет,подставит плечо в трудную минуту).
Какой можно сделатьвывод: иметь друга в жизни — это здорово. Ты живешь и знаешь, что ecть на светечеловек, который поможет, подскажет, выслушает, даст совет, который рядом и вгоре, и в радости.
Дружба ценилась во всевремена и у всех народов. Нет народа, у которого бы не было пословиц ипоговорок о дружбе. Давайте вспомним их и постараемся кратко пояснить.
А для этого приоткроемволшебную шкатулку.
Друга нет – ищи, а нашел…береги.
Не имей сто рублей, … аимей сто друзей.
Крепкую дружбу и……….топором не разрубишь.
Один за всех ………….и всеза одного.
Старый друг………….лучшеновых двух.
— Молодцы. У каждогочеловека есть потребность в друге. Поднимите руку, у кого в классе есть друг.
— Это хорошо, чтокаждый из вас смог найти для себя в классе близкого человека. Ведь вампредстоит еще не один год идти плечом к плечу друг с другом.
IY.Психологический практикум
Игра«Мы похожи».
-Ребята,я вам предлагаю сидя за партами, повернуться к друг другу и поговорить натему «Чем мы отличаемся», а потом поговорить на тему «Чем мы похожи».
Поокончанию проводиться обсуждение, обращается внимание на то, что было легко ичто трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, чтокаждый человек индивидуален, но есть и очень много общего у ребят.(Например: живут в одном посёлке, учатся в одной и той же школе, в одномклассе, ходят в одинаковые кружки, любят одни и те же мультфильмы и т.д.)
Игра «Расскажи о своемоднокласснике».
Дети беседуют в парах иузнают друг о друге интересные детали, затем каждый рассказывает о своемсоседе, все убеждаются какие талантливые и интересные дети в классе. Вседостойны уважения и хорошего к себе отношения.
Упражнение«Комплимент»
— Хорошо. Раз мы с вамидрузья, давайте поучимся говорить друг другу комплименты.
— А что такоекомплимент?
— С каким выражениемлица нужно произносить эти слова?
— Итак, выповорачиваетесь к своему соседу по парте и говорите ему приятные слова.
Ответы.
— Как вы думаете, легкоговорить комплименты.
Вывод: говоритькомплимент друг другу необходимо.
Упражнение«На одной ноге»
— Для выполненияследующего упражнения мне понадобится 6 человек (по желанию).
Встаньте парами, другпротив друга и постарайтесь выполнить задание:
— Согните левую ногу вколене, постойте в таком положении.
— Вам удобно?
— Согните правую ногу вколене, попробуйте так постоять.
— Вы комфортно себячувствуете?
— Как вы думаете, чтонужно сделать, чтобы выполнить это задание было легко?
(Взяться за руки)
— Попробуйте.
Вывод: Вотвидите, когда вы вместе, любые трудности можно преодолеть.
в)упражнение «Протяни друг другу руку»
Суть этого упражнениязаключается в том, что нужно на плакате нарисовать свои ладошки. Вы работаетевсе вместе. Потом посмотрим, что же у вас получилось.
Игра «Цифровая биржа»
Игра рассчитана на10-15 человек. Каждому участнику выдается определенное количество (например,десять) небольших карточек (это могут быть просто мелко нарезанные бумажки), накаждой из которых проставлены или проставляются участниками цифры от 1 до 10.
Задача игроковзаключается в том, чтобы собрать 10 карточек с одной какой-нибудь цифрой.Побеждает тот, кто сделает это самым первым.
Как показывает опыт,данная задача усложняется, в первую очередь, тем, что иногда несколько человекначинают собирать одну и ту же цифру, в результате чего обязательнопроигрывают, если кто-то не уступит.
В процессе игрынеобходимо договариваться с людьми, у которых есть собираемая цифра, осуществляясвоеобразный бартер, т.е. меняя ненужные цифры нанужные.
Игра «Узнай ведущего».
Дети становятся в круг.Один ведущий показывает движения, остальные незаметно повторяют. Кто-то издетей выходит за дверь, когда выбирается ведущий. Он должен заметить, ктоведущий.
Игра «Сочиним вместесказку».
В заключении нашейвстречи, я хочу поделиться с вами нехитрыми правилами, которые в жизни вамочень помогут общаться с людьми.
Памятка
1. Излучайтеположительные эмоции. Будьте добры, жизнерадостны, спокойны.
2. Улыбайтесь чаще истарайтесь делать это искренне.
3. Называйте друзей поимени.
4. Умейте слушать другдруга.
5. Говорите чащекомплименты.
6. Цените дружбу.
7. Учитесь прощать.
Y.Рефлексия
Давайте подведем итог.
— О чем мы сегодняговорили?
— Что нового для себявы узнали?
— Какие виды работбольше всего понравились?
Я очень надеюсь, выбудете ценить дружбу, и на протяжении всей своей жизни будете учиться дружить.
Тренинг по сплочениюдля 3-х классов
По теме:«Равный средиравных»
ЦЕЛЬ –сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
ЗАДАЧИ:
· Формирование и усилениеобщего командного духа, путем сплочения группы;
· Развитие ответственности ивклада каждого участника в решении общих задач;
· Разработать «Законы дружногоколлектива»;
· Способствовать повышениюсамооценки у школьников;
· Воспитывать чувствоколлективизма и осознание значимости дружбы.
Начало занятия: (приветствие, цели):
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведём с вамитакое занятие, на котором выясним причины возникающих проблем в общении,придумаем «Законы дружного коллектива», познакомимся получше друг с другом,станем более сплоченной командой и просто приятно пообщаемся.
Все мы с вами знаем, что невозможно сделать всюработу одному, время от времени все равно приходится прибегать к помощь другогочеловека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха. Почему важнасплоченность: возможность увидеть…, возможность услышать…, возможностьощутить…, возможность испытать…, возможность стать…, стать однимколлективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия ипоступки.
Мониторинг психоэмоционального состояния учащихся наначало тренинга:
Напишите на «облачке» Ваше имя и опустите его вконвертик с весёлой или грустной картинкой.
(«Весёлая тучка» — хорошее настроение, «Хмураятучка» — плохое).
Правила работы в тренинговой группе:
Наше занятие будет проходить в форме тренинга.Для эффективного общения, нам необходимо принять правила работы в группе. (Написатьна доске)
1. Быть активным.
2. Один говорит – все слушают.
3. Не перебивать говорящего.
4. Правило поднятой руки (говорит тот, кто поднялруку).
5. Не давать оценок друг другу (принимать мнениедруг друга).
6. Уважать одноклассников (не обзывать, называтьпо имени).
7. Говорить спокойно.
Ну что принимаем? Стараемся соблюдать?!
Упражнение «Здравствуйте»
Цель: активизацияучастников группы.
Ребята, вам сейчас нужно поздороваться со своимсоседом за партой разными способами: сначала рукопожатием,затем пальчиками, кулачками, ладошками, локтями,плечами, спинами, коленями, лбами, носами, и завершили рукопожатием.
Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…»
Цель: пониманиетого, что все люди чем-то похожи друг на друга и благодаря этим сходстваммногие дружат друг с другом.
Ребята по очереди говорят своим соседям за партойфразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что…». Например:что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Затем сосед по парте отвечают:«Мы с тобой отличаемся тем, что…» Например: что у нас разный цвет глаз,разная длина волос и т.д.
Обсуждение:
Какие эмоции испытывали во время упражнения?
Что нового узнали о других? Что интересноеузнали?
Упражнение «Поезд»
Цель: Сплочение,повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения принеобходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись напартнеров.
6 участников изображают «поезд», встав в колоннуи положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза.Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другиеучастники. Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения до другой,по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какиеименно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощьюдругих игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, былиименно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояниемогут издавать предостерегающие звуки – например, начинать шипеть.
Обсуждение:
Какие эмоции у кого возникали при движении всоставе «поезда»?
Каким реальным жизненным ситуациям можноуподобить эту игру?
«Мозговой штурм» разработка «Законов дружногоколлектива» (см. Приложение)
Цель: настроитьдетей на работу в коллективе и показать значимость результатов, которых можнодобиться вместе.
Дети делятся на 3 групп по рядам.
Ребята, вам нужно сейчас придумать законыдружного коллектива, обсудить их в группах и записать на листах. После этого мыих обсудим и примем общие законы дружного коллектива.
Упражнение «Хвалилки»
Цель: самопрезентация,повышение самооценки.
Каждый участник поочерёдно чем-нибудь хвалитсякаким-то приятным событием, произошедшим в последнее время. Все остальныеаплодируют.
Групповой проект «Дерево дружбы»
Ребята, перед вами на плакате нарисовано дерево,но оно пока неживое и грустное, нам необходимо его оживить, сделать весёлым.Как можно это сделать?
Правильно! Необходимо добавить листья. Для этогопредлагаю обвести свою ладонь на бумаге, вырезать, написать слоган, пословицу,пожелание или высказывание о дружбе и наклеить на общий плакат.
Пусть это «Дерево дружбы» напоминает вам оединстве и сплочении вашего коллектива, о вашей дружбе.
Итоговая рефлексия:
Мониторинг психоэмоционального состояния:
— Изменилось ли Ваше самочувствие, настроение,если да, то положите облако в конвертик с весёлой или грустной картинкой.
ЗАКОНЫ ДРУЖНОГО КОЛЛЕКТИВА
1. Закон пунктуальности (не опаздывайте!)
2. Закон улыбки (улыбайтесьвсем вокруг, будьте в хорошем настроении)
3. Закон вежливости (будьтесо всеми вежливыми)
4. Закон общения (говоритеспокойно, не кричите, слушайте внимательно, не перебивайте собеседника)
5. Закон активности (будьте всегдаактивными)
6. Закон уважения (относитесьтак к людям, как бы вы хотели, чтобы относились к вам)
7. Закон аккуратности(следите за своим внешним видом, соблюдайте правила личной гигиены)
8. Закон ответственности(будьте ответственными за свои поступки и обещания)
9. Закон бережливости (берегитесвоё и школьное имущество)
10. Закон милосердия (помогайте друг другу, необижайте никого, будьте добрыми)
Пословицы и слоганы о дружбе:
· Один за всех и все за одного.
· Один в поле не воин.
· Не имей сто рублей, а имейсто друзей.
· Друзья познаются в беде.
· Скажи мне кто твой друг, и яскажу кто ты.
· Дружба — великая сила.
· Дружба крепка не лестью, аправдой и честью.
· Без беды друга не узнаешь.
· Дружба любит дело.
· Врагу не кланяйся, для другажизни не жалей.
· Вода у друга лучше, чем уврага мёд.
· За дружбу дружбой платят.
· Маленькая дружба лучшебольшой ссоры.
· Друга за деньги не купишь.
· Друг — твоё зеркало.
· Не в службу, а в дружбу.
· Для дорогого друга — воротанастежь.
· Друзьями хвались, но и сам вхвосте не плетись.
· Дерево держится корнями, ачеловек друзьями.
· Единственный способ иметьдруга — это быть другом.
· Лучше друг верный, чем каменьдрагоценный.
· Ложь дружбу губит, почемудружба её и не любит.
· Не бросай друга в несчастье.
· Не поспоришь — не подружишь.
· Нет друга — ищи, нашёл -береги.
· Одёжа хороша новая, а друг -старый.
· В долг давать – дружбутерять.
· Старый друг лучше новых двух.
· Человек без друга, что землябез воды.
· Что за тем гоняться, кто нехочет знаться.
· Без друга в жизни туго.
· Были бы пирожки — будут идружки.
· Дружба заботой да подмогойкрепка.
· Дружба не терпит никакогообмана и рвётся там, где начинается ложь.
· Друг в беде — друг вдвойне.
· Друг не испытанный, что орехне расколотый.
· Друг спорит, а недругподдакивает.
· Друзья наших друзей — нашидрузья.
· Знал дружка в радости, неоставляй в горести.
· Из-за нового приятеля нетеряй старого.
· Кто ищет друга безнедостатков, тот останется без друга.
· Кто разделяет с тобой труднуюминуту — настоящий друг.
· Не давай денег, не теряйдружбы.
· К дому друга дорога никогдане бывает длинной.
· Над другом посмеёшься — надсобой поплачешь.
· Назвался другом — помогай вбеде.
· Не тот друг, кто мёдом мажет,а тот, кто правду в глаза скажет.
· Недостаток доверия вредитдружбе.
· Плохой друг подобен тени:только в светлые дни его и видишь.
· Расстояние дружбе не мешает.
· Человек без друзей, что птицабез крыльев.
· Дружба не гриб, в лесу ненайдешь.
· Не тот друг, кто потакает, атот, кто на ум наставляет.
· Был бы друг, будет и досуг.