Классный час «Слово — не воробей…»
Цели:
Формирование бережного отношения к слову и родномуязыку
Задачи:
-Формировать бережное отношение к родному языку
-Развивать гордость за свой родной язык, чувство принадлежности к своим предкам,народу, культуре
-Воспитывать патриотизм, толерантность
Ход классного часа
— Добрый день, ребята! Я рада вас видеть! Надеюсь,наша беседа пройдет оживленно и интересно. В течении беседы за ответы я будураздавать вот такие листы с номерами, но об их назначении мы узнаем чуть позже.
Теперь перейдем к теме нашей беседы. Я попрошу вассформулировать ее самостоятельно. А подсказкой для вас будут карточки, которыевы видите у себя на столе. Каждая группа должна угадать что или кто зашифрован.Можно начинать. Как только ответ будет найдет – поднимите руку.
(работа в группах)
— Если у вас возникли трудности, вы можете поднятьруку и попросить еще подсказку.
Угадывают слова.
— Какие же слова у нас получились, прошу повторить попорядку: не, воробей и слово. Не напоминают ли они вам начало одной изпословиц?
Ответы детей (слово не воробей)
— А кто знает продолжение этой пословицы?
— Вылетит – не поймаешь.
— Как вы понимаете ее смысл?
-Сказанные слова уже не вернуть и не забрать обратно. Тоесть прежде чем что-либо говорить, следует хорошо подумать о последствиях и невысказывать первое, что придёт в голову, ведь вырвавшиеся слова могут сильноранить человека.
— Слово – не воробей. С этим высказыванием сложно несогласиться. Попробуем привести примеры, чем же слово отличается от воробья.
Ответы детей.
— Еще одно отличие – это их возраст. Кто из вас знает,сколько живут воробьи?
Ответы детей.
— Дам вам подсказку: продолжительность их жизни в двараза меньше, чем ваш возраст.
Ответы детей. (4-5 лет)
— Как вы думаете, занесен ли воробей в Красную книгу?
Нет.
— Вы правы, но некоторые птицы из отрядаворобьинообразных находятся в Красной книге России. Они очень напоминают нашеговоробья.
Большой чекан (Saxicola insignis) – Алтай,Монголия
Вертлявая камышовка (Acrocephaluspaludicola) – вся Россия, Пермский край и северныетерритории
Косматый поползень (Sitta villosa)
— Кто бы мог подумать, что они попадут в Краснуюкнигу. А как вы думаете, почему это произошло? (освоение людьми их территорий,лугов, где они обитают и зимуют, вырубка лесов)
Ответы детей.
— Вернемся к нашему слову. Если у него срок жизни?Может ли оно, как живое существо – родиться, жить и умереть?
Ответы детей. Архаизмы (перст – палецбыло заменено, но осталось однокоренные слова, которые мы употребляем до сихпор — наперсток, перстень) и историзмы – исчезнувшие слова).
— Как вы думаете, если ли Красная книга языков Мира?
Есть.
— В 1994году была создана электронная «Красная книга исчезающих языков», а в 1996 годувышел первый «Атлас языков, находящихся под угрозой исчезновения» под редакциейС. Вурма, в 2012 году запущен проект «Исчезающие языки».
Я предлагаю вамзаглянуть на страницу этого проекта. (открываю страницу — https://www.endangeredlanguages.com/#/4/46.263/107.957/0/100000/0/low/mid/high/dormant)
Здесь представлены всеконтиненты и страны. Разными цветами обозначены языки. Одни считаютсяисчезнувшими, другие – под угрозой или в особой опасности.
Как вы думаете, скольковсего языков в Российской Федерации?
(ответы детей)
В России насчитывается155 языков (институт языкознания РАН). За последние полтора века на территорииРФ исчезли 15 языков, а 18 находятся на грани исчезновения.
— Как вы думаете почему? Какие языки называютсямертвыми? Причины вымирания? (эпидемии, война, природные катастрофы,демографический кризис)
(Язык, который не имеетносителей, называется мёртвым языком).
— Один из вымирших языковРоссии: керекский. История данного народа имеет3000-летнюю историю. Это была весьма малочисленная народность Севера вБеринговском районе Чукотского АО. Этот язык никогда не имел письменности. Насегодняшний день сохранилось практически пять тысяч керекских слов. С 2005 годаон считается вымершим, так как умер последний носитель данного языка.
Еще один язык, которыйнаходится на грани исчезновения – вепский. Давайте познакомимся с ним поближе.(просмотр видео)
— Не думаю, что эти людикогда-нибудь задумывались над тем, что их язык исчезнет. А вы? Можете липредставить, что русский язык перестанет существовать?
Ответы детей.
— Сегодня для нас этокажется чем-то невероятным, но что может способствовать исчезновению нашего свами языка?
(заимствованные слова)
— Как влияютзаимствованные слова на язык? Нужны ли они нам? Много ли их в нашем языке?
— Можете ли вы назватьновые слова, которые появились в нашей речи, заимствованные (окей, стримить,хакер)
— Что же нужно делать,чтобы он не исчез? А как оберегать слова и наш язык?
(Ответыдетей. Правильно ставить ударение, знать значение слова, не заменять его назаимствованное, грамотно употреблять в речи).
Язык – душа нации.
Язык – живая плоть,которая создавалась миллионами поколений.
АлексейТолстой
— Давайте подведем итог. Чтонового мы узнали из нашей беседы. К какому выводу стоит прийти?
(Бережноотноситься не только к животным и растениям, но и родному языку. Уважать игордиться).
А теперь прошувыстроиться по порядку у доски и посмотреть, что же у нас получиться.
(Дети выстраиваются всловосочетание — Береги слово!)
Слово – не воробей, нооно, тоже нуждается в бережном отношении и заботе! Помните, что жизнь любогосущества и даже слова может зависеть от каждого из нас.
Спасибо за интереснуюбеседу!
таблица
1 группа — Слово |
2 группа — не |
3 группа — воробей |
Оно имеет корень. |
Она не дружит с глаголом |
Проживает в нашем городе. |
Оно может быть длинным и коротким. |
Она все отрицает |
Вес составляет 25-35 грамм. |
Оно может быть понятным и непонятным. |
Она меняет значение на противоположное |
Сердце может биться до 1000 ударов в минуту. |
Им можно обидеть и похвалить. |
Она является частью сложных союзов |
Не умеет ходить. |
Оно может быть честным. |
Она частица |
Живет 4-5 лет. |
Его можно дать и сдержать. |
Она меняет смысл |
Любит купаться в песке. |
|
|
Животное маленького размера. |