Конспект занятия поразвитию речи с детьми с ЗПР подготовительной группы на тему: «Игрушки».
Цель: расширять активный словарь детей по теме «Игрушки».
Задачи:
1.Образовательные:
· Расширять знания детей по теме «Игрушки».
· Формироватьумение отвечать на вопросы полными предложениями.
· Совершенствоватьумение подбирать слова, противоположные по значению (антонимы).
· Упражнятьдетей в словообразовании.
· Учить детейобразовывать множественное число существительных и существительные суменьшительно – ласкательными суффиксами.
· Совершенствоватьу детей конструктивные умения.
2.Коррекционно – развивающие:
· Развивать психическиепроцессы: слухоречевую, зрительную память, логическое и наглядно –действенное мышление, зрительное восприятие, внимание.
· Развивать речь, как средство общения
· Развивать сообразительность, творческиеспособности, мелкую моторику.
3.Воспитательные:
· Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
· Воспитывать доброжелательное отношениедруг к другу, инициативность.
Оборудование: игрушки(мяч, мышка, плюшевый мишка, машинка, пирамидка, резиновая уточка, кубик),картинки «Четвертый лишний», «Разрезные картинки», разноцветные бумажныеквадраты для оригами.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, наши ладошки! (хлоп-хлоп)
Здравствуйте, резвые ножки! (топ-топ)
Эй, язычки, просыпайтесь! (цокают)
Глазки, скорей открывайтесь! (моргают)
Здравствуй, дружочек, здравствуй, дружочек,
Давай оживим наш волшебный кружочек!
Руку мне дай, и я тебе дам,
И будет веселонам!
-Ребята,посмотрите, какой красивый сундучок у меня есть. Я предлагаю вам посмотреть,что в нем находится. Ребята, назовите одним словом, что же было в сундуке? Длячего нужны игрушки? Кому? Где изготавливают игрушки? Где их продают?
-Ребята, чтослучилось с пирамидкой? А вы знаете, почему у пирамидки нет колец? Сейчас я вамрасскажу: шустрый мышонок (показсоответствующей игрушки) забрал у нас все колечки и нехочет отдавать. Он отдаст колечки, если вы выполните все его задания. За каждоезадание – одно колечко. Согласны?
2.Основная часть.
Д/и «Четвертый лишний»
-Ребята, на этой картинке изображены предметы. Но один из них лишний. Какой?Почему?
-Молодцы! Мышонок принес нам первое колечко.
Д/и«Один – много»
-Хорошо, когда игрушек много: всем хватает, можно выбрать. Давайте поиграем вигру, из одной игрушки, будем делать много. Например: мяч – мячи. Я будуназывать слово и катить мяч, а вы отвечать и катить мне обратно.
Машина – машины,кукла – куклы
Уточка – уточки, мишка – мишки
Зайчик – зайчики, кубик – кубики
Матрешка – матрешки, совок – совки
Барабан – барабаны, ведро – вёдра
Д/и«Назови ласково»
— Игрушек стало много, а теперьназовем их ласково.
Мяч – мячик ,слон – слоник
Машина – машинка, кукла – куколка
Утка — уточка , самолет – самолётик
Заяц — зайчик – зайчики, ведро — ведёрко – ведёрки
-Молодцы!Мышонок принес нам второе колечко.
Д/и«Что из чего».
-Ребята,у мышонка много игрушек,но он не знает, из чего они сделаны. Ребята, я предлагаю вам повнимательнее рассмотреть игрушки,которые он принес. Возьмите по одной игрушке, потрогайте. Определите ирасскажите из какого материала сделана эта игрушка.
На каждом столе лежат игрушки из разных материалов. Задачадетей описать игрушку.
Мишка какой? (мягкий, плюшевый, коричневый, легкий)
Мячик какой (круглый, резиновый, маленький, красный)
Машинка какая? (новая, железная, синяя, скоростная)
Кубик какой? (красный, твердый, деревянный)
— Молодцы, ребята! Мышонок намотдал третье колечко.
Физкультминутка
Посмотри-ка, в магазине
Все игрушки на витрине: (разводят руки в стороны)
Заводные зайчики, куколки и мячики, (поворачиваются вправо, влево с вытянутымируками перед собой)
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата —
Все на полочках сидят, (присаживаются)
С нами поиграть хотят. (прыгают)
Вот солдатики стоят (стоят ровно, руки вдоль туловища)
Начинается парад.
Раз, да, три, четыре, пять — (маршируют, с высоким подниманием бедра)
Начинаем мы шагать.
Вот бегут машины (легкий бег на месте)
Шуршат своими шинами (руки вперед, крутят руль)
Желтые и красные —
Все такие разные.
Д/и«Разрезные картинки»
— Проказник мышонок разбросал все картинки. Помогите мне собрать их, ирассказать, что у вас получилось.
— Молодцы, ребята! Мышонок нам отдалчетвертое колечко.
Д/и «Наоборот»
— Ребята, мышонок приготовил нам еще одно задание. Поиграем в игру «Наоборот»,например: мишка мягкий, а кубик – твердый.
Мишка черный, а зайчик -.
Машина тяжелая, а мяч -.
Паровозик новый, а кораблик -.
Кораблик поломанный, а паровозик -.
Скакалка чистая, а лопатка — …грязная
— Молодцы, ребята! Мышонок нам отдалпятое колечко.
Д/у «Кораблик» (оригами)
Перед детьми на столах разноцветныебумажные квадраты.
-Ребята, мышонок очень любит мастерить из бумаги разные игрушки, и предлагает нам смастеритьбумажный кораблик. Но перед этим мы поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковаягимнастика «Игрушки»
Набольшом диване в ряд, (попеременно хлопают в ладоши)
КуклыКатины сидят: (стучат кулачками)
Двамедведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)
И весёлый Чиполлино,
И котёнок, и слонёнок.
Раз,два, три, четыре, пять (разгибают поочередно пальчики)
Помогаемнашей Кате (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
Мы игрушки сосчитать.
-Какиекрасивые и разноцветные кораблики у нас получились. Молодцы, вы правильновыполнили задание, и мышонок отдает нам последнее колечко. А колпачок мышонокотдает вам за то, что вы старались, отвечали полными предложениями.
3.Заключительная часть.
— Мышонку пора возвращатьсядомой, но перед этим я предлагаю вам подарить мышонку смайлик. Если вампонравилось занятие, то веселый смайлик, если нет, грустный. И обязательнорасскажите, что вам больше запомнилось, в какую игру интереснее всего былоиграть. Если не понравилось, что? Почему?