X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

ООО«Инфоурок»

 

 

 

Учебныйпроект.

Разработкаурока по дисциплине «Геология»

                                                       По теме:

«Земнаякора — верхняя часть литосферы»

 

Исполнитель:

МамаеваНадежда Леонидовна

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

 

 2023год

 

Разработкаурока по предмету

 

Класс, дата, предмет: 5 класс, география.

Тема урока: Земная кора — верхняячасть литосферы.

Тип урока: Урок освоения новых знаний

Вид урока: Урок-путешествие.

Цели урока: Способствовать формированию представлений об особенностяхвнутреннего строения Земли, горных породах, слагающих земную кору; создать условия для формирования умения работатьс разными источниками информации (учебник, мультимедийная презентация,видеофрагменты, маршрутный лист).

Оборудование: компьютер, проектор,мультимедийная презентация, учебник, видеофрагменты, маршрутный лист.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.      Организационный этап

урока (1 мин)

 

Здравствуйте, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. 
Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

 Приветствие учителя, готовность к уроку.

2.      Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Нет начала, нет конца,

Нет затылка, нет лица,

Только знает, млад, да стар –

Что она огромный шар!  Что это? ….(наша Земля)                                           Слайд 2,3.

Каждый человек мечтает о путешествиях. С сегодняшнего дня вы отправляетесь в увлекательное  путешествие по нашей Земле. В начале учебного года вы говорили о том, что у Земли выделяют внешние оболочки. Кто вспомнит какие?  (гидросфера, атмосфера, литосфера, биосфера)

А поможет нам в путешествии маршрутный лист. Он есть у каждого,  напишите свое имя.

Отвечают  на вопросы,

 высказывают свою точку зрения, слушают других

 

3.      Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

К путешествию сначала надо подготовиться.

Работа с учебником. Открываем страницу 67.                                   Слайд 4.

Работа с репродукцией картины Д. Веласкеса «Кузница Вулкана»

Предположения учеников: о чём пойдёт речь в данном разделе.

Какую же из этих оболочек мы начнем  изучать сегодня? …… Литосферу

 Литосфера – это твердая оболочка Земли.

Итак,  тема нашего урока «Земная кора — верхняя часть литосферы».

Запишите тему в свой лист.                                          Слайд 5.

Ребята,  какова же цель нашего урока?

  Цель нашего урока – выяснить, что такое земная кора, каково внутреннее строение Земли,

узнать про внутренние и внешние силы и литосферные плиты.

-Предлагаю отправиться в путь.

Видео1.                                                Слайд 6.

Учащиеся высказываются,  формулируют самостоятельно тему урока, записывают в маршрутный лист

Учащиеся формулируют самостоятельно цели урока

4.      Первичное усвоение новых знаний и первичная проверка

Наша первая остановка – «Внутреннее строение Земли»

Давайте посмотрим видео фрагмент «Внутреннее строение Земли».

Видео 2.                                           Слайд 7.

Будьте внимательны, после просмотра видеофрагмента с помощью текста параграфа 20, вы должны будете выполнить задание. Работаем в паре, помогаем друг другу.  Нужно заполнить таблицу, время для заполнения 5 минут

Оболочка

Температура

Состояние

Толщина

Ядро

6000

Жидкая – внешняя, твердая внутри

Внешнее ядро- 2250км

Внутреннее ядро -1250км

Мантия

2000

Особое состояние

2800км

Земная кора

Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

Увеличивается с глубиной

твердое

5-70км

Самопроверка.                                           Слайд 8.          

Анализ выполненного задания – ученики дают себе оценку, как они поработали в паре на основе оценки учителя: чем меньше у вас ошибок, тем продуктивнее вы поработали, значит вы прислушивались к мнению друг друга и были внимательны при просмотре видеофрагмента.  За правильный ответ 3 балла

Едем дальше.

Составляем схему – кластер, используя учебник, параграф 20.                                            Слайд 9.

                              Земная кора

 

 

          Материковая              океаническая                           

 

осадочный  гранитный  базальтовый                   осадочный          базальтовый 

Проверка.   За правильный ответ 2 балла                         Слайд 10.

Мы с вами подошли к понятию «Литосфера», заполняем паспорт, т.е. записать понятие.

Литосфера – это земная кора и верхняя твердая часть мантии.                                          Слайд 11.

Ребята вы не устали?

Предлагаю немного поднять настроение. Выходим из-за парт. Готовы! Выполняем веселую физкультминутку.         Слайд 12.                         

Хочешь быть здоров всегда

Повторяй за мной тогда.

Потянулись все вперед,

Разминаем пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять

Молодцы все девочки и мальчики.

Теперь наклоны головой,

Из стороны в сторону.

Поживее, не ленитесь,

И будете все здоровы.

Вращения плечами начинай,

Чтоб прогнать усталость.

И не посетит тогда,

Твое тело слабость.

Разминка всем нужна всегда.

Ну что ребята, отдохнули?    Да!

Наша следующая остановка «Внутренние и внешние силы Земли».

Здесь я вам расскажу сказку, итак слушайте.                       Слайд 13.

В тридевятом царстве жила-была гора. Была она высокая, стройная, с крутыми склонами, острой вершиной. Любила она красоваться на солнышке, блистая шапкой белоснежных ледников и расхваливать себя. Но рядом с нею в глубокой темной пещере жил дракон, которому надоело хвастовство красавицы-горы, и решил он ее проучить. Подлетел он незаметно к горе,  и за действие взялась первая голова дракона –  физическая.

 Обрушила первая голова — Физическая голова на гору сильные потоки воды. Вода течет, камень точит, стали крепкие склоны горы размываться. Затем дунула голова сильным ветром на гору, вылетели мелкие частицы, а трещины стали еще глубже. 

 Взялась за дело вторая голова — Химическая голова. Она знала, что под влиянием солей и кислот, содержащихся в воде и воздухе, разрушаются горные породы, даже самые прочные. Промыла она «раны» горе слабым раствором кислоты, подышала на нее чистым азотом, но не лучше от этого стало горе, а только хуже, рассыпаться она стала прямо на глазах, но все равно не сдается.

Самой хитрой была третья голова — Органическая голова. Она прикинулась добренькой, «пожалела» гору и предложила: «Давай я покрою твои склоны зелеными растениями, чтобы не видны были твои трещины. Множество животных поселю на тебе и тогда тебе не будет скучно.» Поверила гора  органической голове, но корни растений, проникая корнями в горные породы, продолжали их разрушать, а животные копытами, да рогами царапали гору.

 Почти совсем уничтожил дракон гору. Стала она низенькой, дряхленькой. Поняла гора, что зря хвасталась своей красотой и молодостью. Взмолилась она о пощаде, а дракон только рассмеялся и улетел.                      Слайд 14.

Но у этой сказки счастливый конец.

Пожалела гору фея подземного царства. Призвав подземные силы мантии, начала она гору приподнимать, вливая в нее свежие потоки магмы. Гора опять начала расти, расправила плечи, подняла голову навстречу солнцу и засияла как прежде. Только теперь гора не хвасталась своей красотой, а помнила, что где-то рядом живет дракон.                  Слайд 15.                 

Вывод: внутренние и внешние силы Земли создают неровности на её поверхности.

                                                        Слайд 16.

  Третья  остановка «Литосферные плиты»

Работа по тексту учебника на с.69                                      Слайд 17.             

«Географический диктант» — вставить пропущенные слова:    литосферных плит, разломами, верхней мантии, сантиметров. Используя текст на с.69.              Слайд 18.

Литосфера состоит из отдельных малоподвижных блоков -__________________                                         

Плиты разъединены ___________ __________

Литосферные плиты лежат на пластичном  слое _________              и плавают по нему       со скоростью несколько  ________ в год.

Проверка. Поставить 3 балла, если все выполнили правильно.               Слайд 19.

 Рассмотрим рис.44 на стр. 70 учебника.

 Что на этом рисунке изображено?     На какой мы плите живем?

 

Смотрят видеофрагмент, работают с текстом, обсуждают в парах  варианты решения поставленной задачи,

обосновывают выбор   решения или несогласия с мнением других

Предлагают свои варианты

Самопроверка и взаимопроверка

учащиеся слушают и заполняют таблицу

выполняют физкультминутку.

 

5.      Первичное закрепление

Вот и подходит  к концу наше путешествие.

Ребята вспомните тему и цель урока,  всё ли мы выполнили?

Игра «Цепочка»: дети друг за другом называют термины и понятия, использованные на уроке, не повторяясь.

Коррекция знаний

6.      Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Прочитать параграф 20, базовый уровень ответить устно на вопросы 1-8 на с.70, повышенный уровень письменно ответить на вопросы 9,10 на с.70

Оценки «5»   у кого 8 баллов, «4»  у кого 6-7 баллов, у кого меньше повторить.    Слайд 20                                   

Слушают пояснения учителя по домашнему заданию.

Записывают домашнее задание.

7.      Итоги урока.

8.      Рефлексия.

Ребята, у вас есть 3 смайлика. Укажите тот смайлик, который больше всего соответствовал вашему настроению на уроке.    Слайд 21                                               

Что вам сегодня особенно понравилось на уроке? Что не понравилось?

Спасибо за работу. До свидания.    Слайд 22.                                   

 Оценивают  свою деятельность,

отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока

 

Список используемой литературы:

  1. Учебник  География. 5-6 классы : учебник для общеобразовательных организаций / [А.И.Алексеев., В.В.Николина, Е.К. Липкина и др.]. – 3-е изд. — М.: Просвещение, 2015. – 191 с. : ил., карт. – (Полярная звезда)

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет