X-PDF

Кейс метод на уроках литературы с целью повышения мотивации к обучению.

Поделиться статьей

ИСПОЛЬЗОВАНИЕКЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ.

 

                                                                              Казюлина Ольга Владимировна,

                                                                                        учитель русского языка и литературы

 

           Кейс -метод как форма обучения – это не изобретение нашего времени, он  возник еще вначале прошлого века на базе школы бизнесаГарвардского университета. Суть метода состоит в том, что обучающиеся получаютпакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Соответственно отобучающегося требуется или определить проблему и пути ее решения, иливыработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

           В Россиикейс — технологии называют еще методом анализа конкретных ситуаций, ситуационнымизадачами. В последние годы кейс технологии нашли широкое применение в медицине,юриспруденции, экономике, политологии, в школах бизнеса.

           Кейс –метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: методпроектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общейпроблемы на уроках литературы полезной оказывается совместная деятельность,которая позволяют всем обучающимся полностью осмыслить и усвоить учебныйматериал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно исамостоятельно.

            Процесс обучения с использованием кейс–метода позволяет формироватьметапредметные компетенции обучающихся, индивидуализировать учебный процесс.Использование кейс–метода позволяет вызвать потребность в знаниях,познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможностьприменения методов научного исследования, развивает познавательнуюсамостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально– волевые качества и формирует познавательную мотивацию.

            Кейс -технологии – один из механизмов, позволяющих максимально задействоватькоммуникативные и творческие способности учеников. Они могут быть успешнопостроены как на материале художественной, так и публицистическойлитературы.           В целом же художественные произведения русской литературыполностью подходят для изучения их с помощью кейс — технологий, так как ихидейным содержанием является не внешняя составляющая, а глубокий внутренний миргероев, их искания, морально-этическая подоплека поступков. Все это – сферажизни человека, не поддающаяся однозначной оценке, то есть подразумеваетсяразличная трактовка одного и того же характера или поступка, есть противоречия,проблемность. Это и дает базу для создания кейса.

 

               Целикейс– метода заключаются в:

  • активизации познавательной деятельности обучающихся, что, в свою очередь, повышает эффективность обучения;
  • повышении мотивации к учебному процессу;
  • отработке умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;
  • умении делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;
  • приобретении навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;
  • выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.

 

Структура исодержание кейса:

·        предъявление темы урока, проблемы, вопросов,задания;

·        подробное описание спорных ситуаций;

·        сопутствующие факты, положения, варианты,альтернативы;

·        учебно-методическое обеспечение: наглядный,раздаточный или другой иллюстративный материал;  литература основная идополнительная;

·        режим работы с кейсом;

·        критерии оценки работы по этапам.

 

Кейс- методы можно классифицировать в зависимости от того, какой именно творческойработы они требуют. В частности, выделяются методы инцидента, разбора деловойкорреспонденции и ситуационного анализа.

              Самымраспространенным на сегодняшний день является метод ситуационного анализа,позволяющий глубоко и детально исследовать проблему. Обучающемуся предлагаетсятекст с подробным описанием возникшей ситуации и ставится задача, требующаярешения. Могут быть также предложены для анализа уже реализованные модели. Вэтом случае главная задача —  определить путем анализа их целесообразность.

            Естественно, при использовании каждого из перечисленных методов обучающиесяполучают также пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы дляпонимания сути проблемы. Кроме того, кейс-технологии предполагают какиндивидуальную работу над пакетом заданий, так и коллективную, что развиваетумение воспринимать мнение других людей и умение работать в команде.

            Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения,кинофильмы, кейсы могут затрагивать собственный жизненный опыт обучающихся имногое другое.

            Такимобразом, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовымзнанием. Обучающиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью,проводить глубокий сопоставительный анализ произведений и явлений жизни, вкоторой будущим выпускникам школ пригодится умение делать выводы, отстаиватьсвою позицию.

           По типуи направленности кейсы можно подразделить на тренировочные, обучающие,аналитические, исследовательские, систематизирующие и прогностические.

          Наблюдение за решением каждого кейса дает преподавателю возможность увидеть,способен ли человек мыслить нестандартно, креативно. Если работа ведется вгруппе, то способен ли обучающийся подхватить чужую мысль и развить ее.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

          Различаются кейсы также и по объему. Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц)предназначены для работы в группе в течение нескольких дней. Сжатые кейсы (3-5страниц) – для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общуюдискуссию. Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены дляразбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к тому, о чемговорится на занятии.

             Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, виндивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в видепрезентации, защиты проекта, сочинения-миниатюры, устного выступления и такдалее.

              Приумелом использовании такого рода деятельности на уроках происходитсамопроизвольный переход обучающихся от внешней мотивации обучения к внутреннейрегуляции самообучения. Таким образом, появляется возможность максимальноиндивидуализировать процесс обучения .

              Задания не должны носить примитивный характер и причисляться к кейс методам поформальным признакам. Каждый кейс – это  серьезная методическая разработка,которая должна учитывать возрастные особенности и творческие способностиобучающихся.

               Управляемость процесса обучения состоит в том, что право подбора информации(при допустимости участия обучающихся на стадии подготовки кейса) принадлежитучителю. Он может прогнозировать ход обсуждения, а также варианты предлагаемыхрешений. оригинальные нестандартные решения. Кейс — технологии сегодняпротивопоставляются таким видам работы, как повторение за учителем, ответы навопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычныхобразовательных задач. Данный метод способствует развитию умений учениковсамостоятельно принимать  решения; кейсы имеют несколько решений и множествоальтернативных путей, приводящих к ним.

                 Ивсе же, думается, не следует считать кейсы универсальным методом. Для школьнойпрограммы подобного рода методы – лишь дополнение к базовым знаниям, которыеприобретаются традиционным путем. Никакая аналитическая работа не может бытьинтуитивной, никакие серьезные выводы не сделать, если нет глубоких знанийпредмета.

 

 

Список литературы

 

 

 Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE —технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра.- , 2000. — №13-15.

 

 Смолянинова, О.Г. Информационные технологии иметодика Сase Study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза:Труды II Всероссийской научно-методической конференции Образование XXIвека: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизациии гуманизации, Красноярск, май 2000 г. / О.Г.Смолянинова. — Красноярск, 2000.

 

 Смолянинова, О.Г. Инновационные технологииобучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российскомобразовании: сб.- М.: ВПО, 2000.

 

 Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода/ под ред .Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.

 

 

Дзатцеева Т.С. Кейс-технологии и их применениев современной школе на уроках литературы  http://festival.1september.ru/articles/605044/

 

 

Завгородняя Е.Г. Кейс-метод на урокахлитературы как средство формирования метапредметных компетенций http://festival.1september.ru/articles/623682/

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет