Пояснительнаязаписка
крабочей программе по русскому языку в 5-9 классах общеобразовательныхучреждений
Рабочая программапо русскому языку является частью основной образовательной программы основногообщего образования МКОУ Таскаевской СОШ (ООП ООО) и составлена на основеследующих нормативных документов:
— Федеральныйзакон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— ПриказМинистерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 115 Об утверждении Порядка организации иосуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднегообщего образования
— ПриказМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897«Об утверждении федерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования» (с изменениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015№1577, от 11.12.2020 № 712);
— ПостановлениеГлавного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания;
— УставМКОУ Таскаевской СОШ;
— Положенияо формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости ипромежуточной аттестации МКОУ Таскаевской СОШ;
— Сучетом примерной основной образовательной программой основного общегообразования, одобренной решением федерального учебно-методического объединенияпо общему образованию, протокол от 08.04.2015 приказ №1/15 (В редакции протокола № 1/20от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общемуобразованию(http://fgosreestr.ru).
— Примерной программы основного общего образованияпо русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линииучебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2011).
Учебники:
БарановМ. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык.6 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский. (М.: Просвещение, 2016).
ЛадыженскаяТ. А., Баранов М: Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 7 класс.Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский. (М.: Просвещение, 2017).
Бархударов С. Г. и др. Русский язык 8 класс. Учебник дляобщеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение, 2019
Бархударов С. Г. и др. Русский язык 9 класс. Учебник дляобщеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение, 2019
Целиобучения:
— воспитаниедуховно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувствомсамосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего своюродину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему какявлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения,средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средствоосвоения морально-этических норм, принятых в обществе;
— овладениесистемой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовностии способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности вречевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями иуниверсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебнойдеятельности, самообразования;
— освоениезнаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования,развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицироватьи оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарногозапаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств,совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие уменийстилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
— развитиеинтеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевойкультуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуацияхобщения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевомусамосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
— совершенствованиекоммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству,созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержа-тельныекомпромиссы.
— Впрограмме реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающийпредъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме
1. Планируемые результаты освоения содержания курса
порусскому языку.
В результатеизучения учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общегообразования:
Выпускник на базовом уровне научится:
· владетьнавыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) иинформационной переработки прочитанного материала;
· владетьразличными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основногосодержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработкитекстов различных функциональных разновидностей языка;
· адекватнопонимать, интерпретировать и комментировать тексты различныхфункционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) ифункциональных разновидностей языка;
· участвоватьв диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологическиевысказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей,сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературногоязыка и речевого этикета;
· создаватьи редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением нормсовременного русского литературного языка и речевого этикета;
· анализироватьтекст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительнойинформации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональнойразновидности языка;
· использоватьзнание алфавита при поиске информации;
· различатьзначимые и незначимые единицы языка;
· проводитьфонетический и орфоэпический анализ слова;
· классифицироватьи группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрамих звукового состава;
· членитьслова на слоги и правильно их переносить;
· определятьместо ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формыслова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическиминормами;
· опознаватьморфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического исловообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнятьлексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
· проводитьморфемный и словообразовательный анализ слов;
· проводитьлексический анализ слова;
· опознаватьлексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет,сравнение, гипербола, олицетворение);
· опознаватьсамостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи имеждометия;
· проводитьморфологический анализ слова;
· применятьзнания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологическогоанализа слов;
· опознаватьосновные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
· анализироватьразличные виды словосочетаний и предложений с точки зрения ихструктурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
· находитьграмматическую основу предложения;
· распознаватьглавные и второстепенные члены предложения;
· опознаватьпредложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
· проводитьсинтаксический анализ словосочетания и предложения;
· соблюдатьосновные языковые нормы в устной и письменной речи;
· опиратьсяна фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ впрактике правописания;
· опиратьсяна грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинанияв предложении;
· использоватьорфографические словари.
Предметныерезультаты изучения предметной области Русский язык и литературадолжны отражать:
Русский язык
1)совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности(говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современныхсредств устной и письменной коммуникации):
созданиеустных монологических высказываний разной коммуникативной направленности взависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современногорусского литературного языка и речевого этикета; умение различатьмонологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге иполилоге;
развитиенавыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) исодержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделятьглавную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации ивыразительности;
овладениеразличными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основногосодержания, с выборочным извлечением информации);
понимание,интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типовречи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностейязыка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла вустной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зренияединства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;
умениеоценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения ихэффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметьобъяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного,уместного и выразительного словоупотребления;
выявлениеосновных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;
умениесоздавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной цельюи сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение,аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос идр.);
2)понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческихспособностей личности в процессе образования и самообразования:
осознанноеиспользование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи;для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;
соблюдениеосновных языковых норм в устной и письменной речи;
стремлениерасширить свою речевую практику, развивать культуру использования русскоголитературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать ихсовершенствование и развитие;
3)использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:
распознаваниеи характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики исинтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры,гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм,синонимы, антонимы, омонимы) в речи;
уместноеиспользование фразеологических оборотов в речи;
корректноеи оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул;
использованиев речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;
4)расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях;осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятийлингвистики:
идентификациясамостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению иосновным грамматическим признакам;
распознаваниесуществительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разныхразрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категориисостояния и наречия;
распознаваниеглаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков;
распознаваниепредлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенковчастиц;
распознаваниемеждометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий;
5)формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксическогоанализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:
проведениефонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапованализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализасловообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;
проведениесинтаксического анализа предложения, определение синтаксической ролисамостоятельных частей речи в предложении;
анализтекста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему,основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знатькомпозиционные элементы текста;
определениезвукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуковслова;
определениелексического значения слова, значений многозначного слова, стилистическойокраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;
делениеслова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательногоанализа слова;
умениеразличать словообразовательные и формообразующие морфемы, способысловообразования;
проведениеморфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи;характеристика общего грамматического значения, морфологических признаковсамостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции;
опознаваниеосновных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
умениевыделять словосочетание в составе предложения, определение главного изависимого слова в словосочетании, определение его вида;
определениевида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
определениеграмматической основы предложения;
распознаваниераспространенных и нераспространенных предложений, предложений осложненной инеосложненной структуры, полных и неполных;
распознаваниевторостепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленныхчленов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;
опознаваниесложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений сразличными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частямисложного предложения;
определениефункционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и кфункциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типаречи и соблюдения норм их построения;
определениевидов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложенийв тексте, а также уместность и целесообразность их использования;
6)обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объемаиспользуемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражениямыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:
умениеиспользовать словари (в том числе — мультимедийные) при решении задачпостроения устного и письменного речевого высказывания, осуществлятьэффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видовсловарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;
пользованиетолковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего — дляопределения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежностик его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого ипереносного значения, особенностей употребления;
пользованиеорфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативногонаписания и произношения слова;
использованиефразеологических словарей для определения значения и особенностей употребленияфразеологизмов;
использованиеморфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного исловообразовательного анализа слов;
использованиесловарей для подбора к словам синонимов, антонимов;
7)овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими,грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормамиречевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевойпрактике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевомусамосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики ифразеологии языка:
поискорфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;
освоениеправил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;
применениеправильного переноса слов;
применениеправил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложномпредложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;
соблюдениеосновных орфоэпических правил современного русского литературного языка,определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;
выявлениесмыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учетомзначения, смыслового различия, стилистической окраски;
нормативноеизменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных,глаголов;
соблюдениеграмматических норм, в том числе при согласовании и управлении, приупотреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблениипредложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связипредложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдениевидовременной соотнесенности глаголов-сказуемых в связном тексте.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
· анализироватьречевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения иуспешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причиныкоммуникативных неудач и уметь объяснять их;
· оцениватьсобственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительногословоупотребления;
· опознаватьразличные выразительные средства языка;
· писатьконспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки,доверенности, резюме и другие жанры;
· осознанноиспользовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации длявыражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своейдеятельности;
· участвоватьв разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументироватьее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
· характеризоватьсловообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
· использоватьэтимологические данные для объяснения правописания и лексического значенияслова;
· самостоятельноопределять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачив учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своейпознавательной деятельности;
· самостоятельнопланировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанновыбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
2.Содержание курса
Данная программа рассчитана на 735 ч,предусмотренных учебным планом для образовательных учреждений РоссийскойФедерации на этапе основного общего
образования.В том числе:
в6 классе — 170 ч,
в7 классе — 136 ч,
в8 классе — 102 ч,
в9 классе — 102 ч.
6 класс
Язык. Речь. Общение
Русский язык — один из развитых языков мира. Язык,речь. Общение. Ситуация общения.
Повторение изученного в 5 классе
Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфоэпия. Морфемыв приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания.Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложномпредложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог. Типыречи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога.
Входной контроль (далее К.Р.). Контрольный тест потеме «Повторение изученного в 5 классе»
Текст.
Текст его особенности. Тема и основная мысль. Заглавиетекста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Сочинение-рассказ. Основные признаки и стили речи. Официально-деловой стиль. Речь устнаяи письменная; диалогическая монологическая. Основная мысль текста.
Лексика. Культура речи
Слово и его лексическое значение. Собирание материаловк сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы.Исконно-русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари.Повторение. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составлениесловарной статьи по образцу. К.Р. Контрольный диктант по теме «Лексика.Культура речи» с грамматическим заданием.
Фразеология. Культура речи
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.. Конструированиетекста с использованием фразеологизмов. К.Р. Контрольный тест по теме«Лексика. Фразеология».
Словообразование. Орфография. Культура речи
Морфемика и словообразование. Описание помещения.Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов.Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Буквы а ио в корне -кас- — -кос-.Буквы а и о в корне -гар — — -гор-. Буквыа ио в корне –зар- — -зор-.Буквы ы, и после приставок.Гласные в приставках пре-и при-. Соединительныегласные о и е в сложных словах.Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова.Повторение.Сложный план сочинения. Сочинение по картине.
К.Р. Контрольный диктант. Контрольный тест по теме«Словообразование. Орфография. Культура речи» с грамматическим заданием.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное как часть речи. Разносклоняемыеимена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Роднесклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода.Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ всуффиксе существительных -чик (-щик).Гласные о и е после шипящих в суффиксахсуществительных. Повторение. Написание письма. Составление текста-описания.Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых словтекста.
К.Р. Контрольный диктант по теме «Имясуществительное» с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя существительное».Сочинение по картине.
Имя прилагательное как часть речи. Описание природы.Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению.Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательныеприлагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными. Буквы о, е после шипящих и в суффиксах прилагательных.Одна и две буквы н в суффиксахприлагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к-, —ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.Повторение.
Описание природы: основная мысль, структура описания,языковые средства, используемые в описании. Составление плана описанияприроды. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.
К.Р. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» сграмматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя прилагательное».Сочинение-описание природы.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Простые и составныечислительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковыечислительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающиецелые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологическийразбор имени числительного. Повторение.
Стиль текста. Выборочное изложение по произведениюхудожественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление натему «Берегите природу!» Составление юмористического рассказа по рисунку.
К.Р. Контрольный диктант по теме «Имя числительное» сграмматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя числительное».
Местоимение
Местоимение как часть речи. Личные местоимения.Возвратное местоимение себя.Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения.Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение.Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другиечасти речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.
Составление рассказа от первого лица. Анализ текста.Сочинение-рассуждение.
К.Р. Контрольный диктант по теме «Местоимение» сграмматическим заданием. Контрольный тест по теме «Местоимение».
Глагол
Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы.Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительноенаклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употреблениенаклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ наоснове услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.
Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста сглаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составлениетекста-рецепта.
К.Р. Контрольный диктант по теме «Глагол»с грамматическимзаданием. Контрольное изложение. Контрольный тест по теме «Глагол».
Повторение и систематизация изученного в 5 и6 классах. Культура речи
Разделы науки о языке. Орфография. Лексика ифразеология. Словообразование. Синтаксис.
Сочинение-описание (рассуждение).
К.Р. Итоговый тест.
7 класс
Русский языккак развивающееся явление
Повторение изученного в 5 – 6 классах
Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика ифразеология. Фонетика и орфография. Словообразование и орфография. Морфология иорфография.
Развитиеречи (далее Р.Р.)
Контрольнаяработа (далее К.Р.) Входной контрольный диктант .
Тексты и стили речи
Текст.Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль.
Р.Р.Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственногомнения. Составление диалогов.
Причастие
Причастиекак часть речи. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные истрадательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастныйоборот; выделение запятыми причастного оборота.
Склонениеполных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшеговремени
Нес причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательныхпричастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных,образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
Р.Р.Выборочное изложение. Конструирование текста.
К.Р.Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Деепричастие
Деепричастие какчасть речи Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая рольдеепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастныйоборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночногодеепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенноговида и их образование.
Не сдеепричастиями.
Р.Р.Составлениерассказа по картине.
К.Р.Контрольный диктант с грамматическим заданием
Наречие
Наречие как частьречи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и ихобразование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не снаречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -ои -е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конценаречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написаниянаречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
Р.Р.Творческое задание по картине. Сочинение-рассуждение. Сложный план.
К.Р.Контрольный диктант с грамматическим заданием
Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.
Категориясостояния
Категориясостояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль словкатегории состояния.
Р.Р. Сжатое изложениетекста с описанием состояния природы
Р.Р.Творческое задание. Рассказ от имени героя.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИРЕЧИ
Предлог
Предлог какслужебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении.Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги.Текстообразующая роль предлогов.
Слитные ираздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис впредлогах из-за, из-под.
Уметь правильноупотреблять предлоги в и на, с и из, правильно употреблять существительные спредлогами по, благодаря, согласно, вопреки, пользоваться в речипредлогами-синонимами.
Р.Р.Текст. Стили речи. Впечатление от картины.
К.Р.Контрольный диктант с грамматическим заданием
Союз
Союз как служебнаячасть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составныесоюзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные,разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом Исложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложномпредложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные ираздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы отместоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицейже.
Р.Р.Употребление союзов в художественной речи. Сочинение-рассуждение о книге
К.Р.Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием
Частица
Частица какслужебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующиеи смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение написьме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
Р.Р. Сочинение по картине. Сочинение-рассказ по данному сюжету.
К.Р.Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием
Междометие. Звукоподражательныеслова
Междометие какчасть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательныеслова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделениемеждометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Уметь выразительночитать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ ИСИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО
Разделы наукио языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация.
К.Р. Итоговоетестирование.
8 класс
Общие сведения о языке.
Функции русского языка в современном мире
Повторение изученного в 5-7 классах
Фонетика. Морфемика и словообразование. Лексикаи фразеология. Морфология. Строение текста. Стили речи. Развитиеречи (сочинение по картине).
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Словосочетание и простое предложение
Повторение материала о словосочетании, пройденного в 5классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Видысловосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (Глагольное,именное, наречное).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова присогласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические позначению словосочетания.
Повторение пройденного материала о предложении.Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связиподлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простогопредложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядкаслов наиболее важное слово в предложении.
Описание архитектурных памятников как вид текста; структуратекста, его языковые особенности.
Главные члены предложения
Повторение пройденного материала о подлежащем. Способывыражения подлежащего. Повторение материала изученного о сказуемом. Составноеглагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим исказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, ихтекстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения сотсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженнымсловосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантамивыражения подлежащего и сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории)своей местности.
Второстепенные члены предложения
Повторение изученного материала о второстепенных членахпредложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованноеопределение. Приложение как разновидность определения; знакипрепинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места,причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительные оборот;знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованныеопределения как синонимы.
Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление обистории своего края.
Односоставные и неполные предложения
Группы односоставных предложений. Односоставные предложенияс главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные,безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставныхпредложений, их текстообразующая роль.
Умение пользоваться двусоставными и односоставнымипредложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описанииназывными предложениями для обозначения времени и места.
Рассказ на свободную тему.
Понятие о неполных предложениях. Неполные предложенияв диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения
Повторение изученного материала об однородных членахпредложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными,противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородныеопределения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знакипрепинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах.Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановкизнаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить предложения собобщающими при однородных членах.
Рассуждение на основе литературного произведения (в томчисле дискуссионного характера).
Предложения с обособленными и уточняющими членами
Понятие об обособлении. Обособленные определения иобособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Уточнение как видобособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания приобособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксическиесинонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произноситьпредложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использоватьпредложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
Характеристика человека как вид текста; строениеданного текста, его языковые особенности.
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями
Повторение изученного материала об обращении.Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия впредложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях,при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая рольобращений, вводных слов и междометий.
Умение интонационно правильно произносить предложения собращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умениепользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные словакак средство связи предложений и частей текста.
Публичное выступление на общественно значимую тему.
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь
Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге.Способы передачи прямой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные ивыделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь.Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений спрямой речью, их текстообразующая роль.
Умение выделять в произношении слова автора. Умениезаменять прямую речь косвенной.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенностистроения данного текста.
Повторение изученного в 8 классе
Повторение тем «Словосочетание», «Односоставныепредложения», «Двусоставные предложения», «Предложения с обособленнымичленами», «Вводные слова и предложения».
Сочинение повествовательного характера с элементамиописания (рассуждения).
9 класс
Международное значение русского языка Роль русского языка в современном мире,причины его авторитета. Международное значение русского языка. Понятие обогатстве, образности русского языка как языка художественной литературы.
Повторение изученного в 5 — 8 классах Звуки русского языка, ихклассификация. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические нормы и нормыписьма. Орфограмма. Лексическое значение слова. Омографы, омофоны, паронимы.Фразеологизмы. Морфемы; морфемный и словообразовательный разбор. Способыобразования слов. Морфемы, передающие информацию о слове, определение основныхспособов словообразования. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Р/р Сочинениепо картине В.Васнецова «Баян» Опознавательные признаки словосочетания,средства синтаксической связи в словосочетаниях, опознавательные признакипредложения, отличие предложения от словосочетания. Грамматическая основа.Главные и второстепенные члены предложения. Текст. Стили текста.Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение орфограмм ипунктограмм, изученных в 5-8 классах.
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение
Понятие сложное предложение. Общеепредставление об основных видах сложных предложений и способах связи междуними. Союзные( сложносочиненные предложения и сложноподчиненные предложения) ибессоюзные предложения. Понятие о сложносочинённом предложении. Понятие осложноподчиненном предложении. Главное и придаточные предложения. Союзы исоюзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Р/р Способысжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект.
Сложносочиненные предложения
I. Сложносочиненное предложение и его особенности.Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными,разделительными). Разделительные знаки препинания между частямисложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненныхпредложений, их текстообразующая роль.
Рецензия на литературное произведение.
Сложноподчиненные предложения
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главноеи придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связипридаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении.Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знакипрепинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненныхпредложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными;знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненныхпредложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненныепредложения и простые с обособленными второстепенными членами каксинтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение иязыковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности.Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения.Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, ихтекстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации различныесмысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умениепользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) налингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаковпрепинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложенияс различными видами связи.
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни общества. Язык какразвивающееся явление. Языковые контакты русского языка.
Русский язык — первоэлемент великой русской литературы.Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительностьрусского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа,государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языкасреди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русскийязык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русскогоязыка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ееразделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
Повторение
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основноймысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании,описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные,морально-этические и историко-литературные темы.
Учебно-тематическийплан
6 класс
|
|
Язык. Речь. Общение |
2 |
Повторение изученного в 5 классе |
8 ч. (7ч + 1ч) |
Текст. |
4 ч. (3ч + 1ч) |
Лексика. Культура речи |
11 ч. (10ч +1ч) |
Фразеология. Культура речи |
3 ч. (2ч+1ч) |
Словообразование. Орфография. Культура речи |
28 ч. (23ч + 5ч) |
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Имя существительное
|
22 ч. (19ч + 3ч) |
Имя прилагательное |
24 ч. (19ч + 5ч) |
Имя числительное |
14 ч. (13ч + 1ч) |
Местоимение |
22 ч. ( 17ч + 5ч) |
Глагол |
26 ч. (21ч + 5ч) |
Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах |
11 ч |
Итого 175 часов |
|
7 класс
|
|
Русский язык как развивающееся явление |
1 |
Повторение изученного в 5 – 6 классах |
7 (6+1) |
Тексты и стили |
3 |
Морфология. Культура речи. Причастие |
24(23+1) |
Деепричастие |
9 (8+1) |
Наречие |
18 (17+1) |
Учебно-научная речь |
1 |
Категория состояния |
3 |
Служебные части речи |
1 |
Предлог |
7 |
Союз |
11(10+1) |
Частица |
11 |
Междометие |
2 |
Повторение и систематизация изученного в 5 – 7 классах |
7 |
Итого 105 часов |
|
8 класс
|
|
Вводный урок. Функции русского языка в современном мире |
1 |
Повторение изученного в 5 — 7 классах |
9 ч.(7 ч+2 ч) |
Синтаксис и пунктуация Словосочетание. |
5 ч |
Предложение |
3ч. (2ч.+1ч.) |
Простое предложение |
2 ч. (1 ч.+1 ч.) |
Двусоставные предложения Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения |
17 ч. (16 ч + 1 ч.) |
Односоставные предложения. Неполные предложения. |
12 ч. (9 ч + 3 ч.) |
Предложения с однородными членами |
5 ч. |
Предложения с обособленными членами |
11 ч. |
Предложения с уточняющими обособленными членами |
6 ч. (4ч.+2 ч.) |
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями |
15 ч (12ч.+3ч. ) |
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь |
9 ч ( 6 ч+ 3 ч.) |
Повторение и систематизация изученного в 8 классе |
10ч. |
Итого 105 часов |
|
9 класс
|
|
Международное значение русского языка |
1 |
Повторение изученного в 5-8 классах |
10ч. (9ч+1ч) |
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение |
3ч. (2ч+1ч) |
Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения |
12ч. (8ч+4ч) |
Сложноподчиненные предложения |
26 ч. (19ч+7ч) |
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
|
6 ч. (5ч+1ч) |
Бессоюзные сложные предложения |
10 ч. (9 ч+1ч)
|
Сложные предложения с различными видами связи |
11 ч. (8 ч+3ч) |
Общие сведения о языке
|
4 ч. (3ч+1ч) |
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классе |
19 ч. (16ч+3ч) |
Итого 102 часа |
|