X-PDF

Технологическая карта урока литературного чтения на тему К. Г. Паустовский. Какие бывают дожди? (3 класс))

Поделиться статьей

Технологическаякарта урока литературного чтения «К. Г. Паустовский. Какие бывают дожди?»

1.     Педагогическоеобоснование урока

 

Предмет, класс

Литературное чтение. 3 класс

Тема

К. Г. Паустовский «Какие бывают дожди»

Тип учебного занятия

Усвоение новых знаний, урок-исследование

Вид учебного занятия

Интегрированный

Дидактическая цель

 

Ознакомление с содержанием произведения К. Г. Паустовского «Какие бывают дожди», создание условий для формирования функциональной (читательской) грамотности

Задачи урока

1) продолжить знакомство с творчеством К. Г. Паустовского через рассказ «Какие бывают дожди»

2) совершенствовать умение анализировать текст

3) определять ключевые слова, понимать авторский замысел

4) продолжить обучение работы с различными источниками информации, перерабатывать её в виде плана

5) способствовать развитию взаимопонимания, сотрудничества в группах и парах

6) продолжить воспитание любви к родине, способствовать видеть её красоту и умение отражать увиденное в рассказе

Планируемые результаты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные результаты:

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: общеучебные – осознанное восприятие литературного произведения; формулирование ответов на вопросы по содержанию прочитанного произведения;

логические – приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых предположений.

Регулятивные УУД: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план), осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других, вести диалог; оформлять свои мысли в устной форме.

Предметные результаты:

умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста, участвовать в его обсуждении;

овладение техникой чтения вслух и про себя, приёмами анализа текста с использованием литературоведческих понятий;

умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Структура занятия        

Организационный этап.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация знаний.

Первичное усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания.

Первичное закрепление.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Основные понятия

Описание, олицетворение, сравнение, эпитет.

Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир.

Педагогические технологии

Технология продуктивного чтения, технология РКМЧП, игровая технология, здоровьесберегающая технология, личностно-ориентированная, проблемно-поисковая

Ресурсы:

основные

 

 

 

дополнительные

Учебник «Литературное чтение» ч. 2, авторы: Ефросинина Л. А., Оморокова М. И.,

рабочая тетрадь № 2.

Ноутбук

Мультимедийный проектор, экран

Презентация урока с включением видеофильма

Карточки с заданиями.

Листы самооценки
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка

Словарь синонимов, этимологический словарь

Мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006// www.vKIDS.ru

Материалы сайта «Сеть творческих учителей»

 

2.     Содержаниеурока и деятельности участников образовательного процесса

 

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД

1.Организационный этап

 

Создание позитивного эмоционального настроя на урок.

Реакция на учителя, концентрация внимания.

 

 

 

 

 

 

— Дружно, быть внимательными, высказывать свои мнения и слушать товарищей

Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

— Ребята, какого человека называют успешным?

— Хотите ли вы быть успешными? Для чего вам это необходимо?

— Чтобы ваша работа на уроке была успешной, как мы должны работать?

— Так давайте же настроимся на рабочий лад и начнём урок.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, следовать им.

2.Ритмическая разминка

Работа по анализу художественного образа; поиск средств художественной выразительности с использованием литературоведческих понятий;

 

У детей карточки с последними двумя строчками четверостишия; учитель читает первые две строчки, дети по ритму и рифме дочитывают подходящие строчки

(приложение 1).

— Перекрёстная, смежная, опоясывающая.

— Эпитеты, олицетворения, метафоры.

Проводит ритмическую разминку.

 

 

 

 

 

 

 

 

— Итак, какие виды рифмы вы знаете?  

— Какие средства художественной выразительности встретились?  

Овладение техникой чтения вслух и про себя, приёмами анализа текста с использованием литературоведческих понятий

 

 

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Проблемный вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в подводящем к теме диалоге.
Обмениваются мнениями, вносят дополнения.

 

 

 

 

 

 

К поиску ответа на этот вопрос

 

— Познакомимся с новым произведением К. Г. Паустовского.

— Узнаем, могут ли быть средства художественной выразительности в прозаическом произведении.

— Узнаем, какие бывают дожди.

Организует подводящий к теме диалог, постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

Как вы думаете, а могут ли быть средства художественной выразительности в прозе?

— И узнаем мы это, прочитав рассказ К. Г. Паустовского «Какие бывают дожди».

— Название нового произведения сформулировано в форме вопроса, к чему он нас побуждает?

— Какие цели урока мы можем поставить и как сможем их добиться?

Расширение кругозора учащихся (П),  развитие навыков работы с информацией: поиск и выделение нужной информации (Р)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (К).
Уметь ориентироваться в  системе знаний; осуществлять анализ объектов (П).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Р)

4. Физпауза

Физминутка «Представь себя дождём»

 

 

 

5. Актуализация знаний.

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.

Приём «Верю-не верю» из технологии РКМЧП

Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

— Сегодня мы будем не просто читать  рассказ, а будем его исследовать.

— Но прежде, чем мы начнём читать, я предлагаю вам поиграть в игру «Верю-не верю». У вас на парте лежат карточки. Поставьте в первый столбик «+», если вы верите данному утверждению, и «-», если не верите:

1.Верите ли вы, что ласточки перед дождём летают низко к земле?

2.Верите ли вы, что бывает спорый дождь?

3.Верите ли вы, что во время грибного дождя хорошо клюёт хитрая и осторожная рыба плотва?

4.Верите ли вы, что лужи от грибного дождя всегда тёплые?

— Отложите пока эти карточки в сторону, мы вернёмся к ним в конце урока, когда завершим наше исследование.

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (П).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (К).
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (Р)
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания
(П).

4. Знакомство с произведением.  Работа по анализу художественного образа, поиск средств создания образа

Организация работы с текстом художественного произведения.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преобразование прочитанного текста в таблицу

(заполняется таблица на доске, уч-ся работают на индивидуальных карточках)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моделирование

обложки произведения.

Работа с презентацией.

Слушание рассказа  «Какие бывают дожди?»   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли.

 

 

Выясняется в толковом словаре смысл непонятных слов (голосят, прядь, крапать).

 — Тёс – тонкие доски из древесины хвойных пород.

Самостоятельное чтение в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность чтения).

— О приметах дождя.

(Читают 1 часть)

— Приметы дождя. 

 

Ответы уч-ся.

 

 

 

 

 

— Олицетворения.

— Солнце садится…

— Дым припадает…          

— Дыхание влаги…

— Сравнение.

— Туманная прядь…

— Могут ли быть средства художественной выразительности в прозаическом произведении?

— Могут.

 

 

 

— О том, как начинается дождь.

(Читают 2 часть)

Начало дождя.

 

Ответы уч-ся.

 

 

— О видах дождя.

 

 

— Спорый, грибной, слепой.

 

 

 

 

Чтение по учебнику.

 

— Сильный.

— Скорый.

— Шумный.

— Быстрый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Льётся.

— Хлещет, «дождь стеной».                          

 

 

 

— На слезу, на жемчужину, на алмаз.

Сравнение.

 

Чтение по учебнику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аллитерацию – повтор согласных.

 

— Сыплется.

— Капает, сеет.

 

Чтение по учебнику.

 

— С царевной и её слезами.

 

— Олицетворение, сравнение.

 

 

 

 

— От радости.

 

— Сквозь слёзы видна улыбка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение по учебнику.

 

— Значит, не обо всех видах дождя рассказал нам автор.

 

 

 

— О спором, грибном, слепом.

— Почему в народе говорят «дождик собрался», «дождик припустил».

 

 

 

 

— Нужно знать ФИО автора, название произведения, жанр произведения, тему произведения.

(индивидуально создают модели обложки в рабочих тетрадях с. 60 № 1)

1. Первичное чтение.

— Слушайте и смотрите внимательно, обращайте внимание на непонятные слова и подумайте, как можно разбить этот текст на части.

Чтение учителем на фоне видеозаписи и музыкального сопровождения – чтение в такт музыки – элемент художественного чтения

 (слайд 1)

2. Анализ по вопросам эмоционально-оценочного характера.

— Понравился ли вам рассказ?

— А как интереснее слушать, с фильмом или без него? Почему?

3. Словарная работа.

— Все ли слова в тексте были понятны?

(слайд 2, 3)

 

— А как вы понимаете выражение «по тесовым крышам»? (слайд 4)

4. Работа с  художественными приёмами произведения и составление плана текста.  

 

 

— Найдите в тексте первую часть.

— О чём она будет?

 

— Как можно озаглавить эту часть?    (запись плана на доске)

— Какие приметы дождя вы ещё знаете?

— Итак, мы привыкли, что средства художественной выразительности обязательно встречаются в поэзии, но уже в первой части текста мы увидели их. Назовите.

 

 

 

 

 

— На какой вопрос мы сейчас нашли ответ?

 

 

 

Ответьте на него.

— Для чего автор использует средства художественной выразительности?

— О чём пойдёт речь во второй части?

— Прочитайте.

— Как озаглавим вторую часть?   (запись в план)

— Почему же всё-таки в народе говорят: «дождик собрался», «дождик припустил»?

 — Самая большая третья часть. О чём она?

(запись в план)

— Слушая моё чтение, вы запомнили, какие бывают дожди?  

Составление схемы-таблицы на доске:

спорый    грибной        слепой

— Прочитайте отрывок о спорых дождях.

— Дайте характеристику спорому дождю. Он какой?

(заполнение  таблицы на доске                                                                                                                                                                                        карточками со   словами                                                                                                                    характеристик дождя)

спорый

грибной

слепой

сильный

скорый

шумный

быстрый

 

 

— Что делает спорый дождь?

— Подберите синонимы (слайд 5)                        

— Найдите в тексте фразу к следующей иллюстрации.

(слайд 6)

— А на что ещё похожа капля воды? 

 

— Какой приём вы сейчас использовали?

— Прочитайте отрывок о грибных дождях.

— Дайте характеристику грибному дождю (заполнение таблицы,  карточки)

спорый

грибной

слепой

сильный

скорый

шумный

быстрый

тёплый

мелкий

сонный

 

— Какой приём использовал автор для передачи образа сонного шуршащего дождя?

— Что делает грибной дождь?     (слайд 7)

— Подберите синонимы.

А как лучше? Почему?

— Прочитайте отрывок о слепом дожде.

— С кем и с чем сравнивает автор этот дождь? 

— Какой приём использует автор? 

 

-Как, по-вашему, выглядит царевна?   

— А вот как её представляет автор (иллюстрация слайд 8)

— Эта царевна плачет от горя или радости?

— Почему вы так решили?

— Дайте характеристику слепому дождю (заполнение таблицы, карточки)

спорый

грибной

слепой

сильный

скорый

шумный

быстрый

тёплый

мелкий

сонный

сияющий

сверкающий

— Прочитайте заключительную часть рассказа.

— Почему Константин Георгиевич закончил рассказ таким предложением?

«…Это действительно, только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде».

— А о каких рассказал?

 

— Какая же тайна осталась не раскрытой?

 

— Об этом вы узнаете из проектно-исследовательской работы Белова Александра и Анащенко Ирины на заседании кружка «Юный эколог».

 Давайте создадим модель обложки произведения. Что нам нужно знать, чтобы создать свою обложку?

Проверка по эталону (слайд 9)

 

 

 

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать полученные знания (Р). Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К). Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К)

Овладение знаниями и  умениями  аналитического  характера, развитие устной речи учащихся (П)

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели

 

Оценочная деятельность. «Самооценка»

 

Все средства художественной выразительности авторы используют не только в стихах, но и в прозе, это делает произведение более ярким, красивым.

— К. Паустовский описал три вида дождей: спорый, грибной, слепой и дал им характеристики.

Уч-ся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, какие изменились в ходе урока в связи с новой полученной информацией.

— Везде «+».

Работа с листом самооценки.
«5» — выразительно читал, отвечал на вопросы, без труда смог разбить текст на части и составить план;

«4» — выразительно читал, отвечал на вопросы, но с трудом смог разбить текст на части и составить план;

«-» — не очень понравилась моя сегодняшняя работа.

 — Итак, мы провели экспресс-исследование текста. Сделайте вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

— Ребята, вернёмся к нашим карточкам с вопросами «Верю-не верю». Ответьте теперь на те же вопросы во втором столбике.

 

—  Что получилось?

— Оцените свою работу на уроке.

 

 

 

 

Осознание уровня собственных достижений, качества знаний, ошибки и их причины, пути их решения (Р). Умение формулировать своё мнение (К)

Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания,  обобщать и делать выводы (Р)

Способность к самооценке (Л)

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

По выбору учащихся

Подготовить пересказ по составленному плану.

Придумать рассказ «Мой любимый дождик»

Учащиеся знакомятся с домашним заданием.

Учитель просит познакомиться с домашним заданием. Организует деятельность учащихся по самостоятельному определению объема той работы, которую каждому школьнику нужно выполнить индивидуально дома (слайд 10)

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет