Сочинение
Один день из жизнисвященнослужителя в дореволюционной России
(конец 19 века)
Священнослужители в России всегдаиграли важную роль. Ведь это не просто профессия или занятие, это, наверное,выбор души или призвание. Именно священнослужители во все времена выполнялиглавную миссию – спасение души человека, врачевание душевных ран благодатьюмолитвы, вселение в человека надежды. Поэтому я выбрала такую тему сочинения,как «Один день из жизни священнослужителя», а временной период –дореволюционная Россия, так как это время оказалось для церковных служителейодним из тяжелейших.
В своем сочинении я опиралась большена произведения классической русской литературы – поэму Н. Некрасова «Кому наРуси жить хорошо» и рассказ А.Чехова «Кошмар», так как литература описываетжизнь человека и общества в тот или иной промежуток времени.
Итак, один день из жизнисвященнослужителя в дореволюционной России…
Утро сельского священника началось состука в дверь. «Еще не рассвело, а уж ко мне пожаловали», — тихо проворчал отецФедор и тихо отворил дверь, пытаясь не разбудить спящую семью. За порогом стоялаДуняша – крестьянка средних лет, с заплаканным лицом.
— Муж мой сегодня ночью преставился.Надо бы отпеть», — робко произнесла она, потупя взор.
— Хорошо, я обязательно приду, послебогослужения, — ответил поп.
На том и попрощались. Спать больше нехотелось, а в голову лезли разные мысли: «Вот она – участь сельскогосвященника. Ни днем, ни ночью тебе покоя нет. То рождаются, то умирают, и всене по расписанию. Когда позовут, тогда и пойдешь, куда позовут, туда и пойдешь,и в снег, и в дождь, и в зной, и в холод».
Помолившись у образов, отец Федорпобрел в церковь. Было воскресенье, ближе к шести часам утра.
Церковь была ветхая и серая, колонкиу паперти выглядели жалко и тускло, а ведь когда-то были окрашены в белый цвети стояли благородно и торжественно. Да и образ над дверью уже потемнел, но наобновление денег у отца Федора не было.
Вспомнились недалекое времяРоссийской империи, когда стояли дворянские усадьбы. Помещики когда-то нескупились на пожертвование церкви, ведь тут они венчались, здесь крестили ихдетишек, сюда они приходили каяться и исповедоваться, мы же их и отпевали. Ипопу был достаток. А теперь…
По традиции богослужения проводилисьпо утрам в воскресенье, бывали и богослужения по великим святым праздникам. Укрестьян работы много, им нужно, чтобы служба проводилась утром, помещикам жесложновато вставать по утрам, вот и приходилось бедным священнослужителямвыкручиваться как-нибудь.
Сегодня на богослужении церковь была не полна. Впервые взглянув на прихожан, можнобыло бы сказать, что пришли только старики и дети. Но это было далеко нетак, и отец Федор знал, что за старых людей можно принять и молодых, ноуставших людей.
Молитвыотец Федор читал по книге. Этому способствовал казус в начале работы, когда онстолкнулся с тем, что прихожане его делали замечания по поводу того, что он нечитает молитвы по божьей книге, следовательно, говорит неправильно. Чтобы несмущать неграмотных прихожан, пришлось отцу Федору пойти у них на поводу, с техпор таких замечаний не было.
Сразу жепосле богослужения отправился отец Федор в дом умершего, на отпевание. Ходил онпешком, так как денег на содержание лошади у него не было.
Ожидалего бедный дом. Умер глава семьи, жена плакала, тяжело размышляя, какпрокормить троих детей. Сколько бы ни ходил отец Федор на отпевания, все не могпривыкнуть к сиротским слезам, к душевному надрыву близких умершего. Да и какможно выносить предсмертное хрипение, надгробное рыдание, сиротскую печаль.
Да инеудобно было отцу Федору принимать пожертвования от бедных крестьян, которые,за неимением денег, платили яйцами, молоком, на праздники – пироги. Крестьянинсам нуждается, и рад бы дать, да нечего. Однако, если не возьмешьпожертвования, то сам будешь голоден, и семья его будет жить впроголодь.
Ближе квечеру отец Федор пошел домой. По дороге местные ребятишки (кто именно, неразберешь) обозвали его породой жеребьячей, вслед священнику крича «го-го-го».Совсем расстроился отец Федор: «Мало того, что живешь впроголодь, одежда натебе рваная, на попадью глядеть-то стыдно, так еще и уважения среди крестьяннет никакого, недолюбливали они его и все тут. Тут тебе и ругательства разные,и сказки балагурные, и песни непристойные, и прочая хула. Сказать стыдно: «Упопа брюхо – легче пуха – на свадьбе поел, на поминки полетел», «Поп праведноживет: с нищего дерет, да на церковь кладет»… Одно слово, неграмотныекрестьяне».
Домаотец Федор занимался хозяйственными делами, ведь были у него и коровы, и куры исвой покос. Иначе не проживешь.
А вечеромотец Федор писал письмо брату Петру, который обучался в духовном училище, и закоторого Федор вносил сорок рублей в год за обучение. Да еще и бумага и перья снего причетались. А что поделаешь… Священничество на тот исторический моментпередавалось по наследству, от отца – к сыну, от сына – к внуку. И долго ещетак и оставалось в глухих деревнях.
Дописавписьмо, уложив поповских детушек и жену-попадью спать, задув свечу, отец Федорлег спать. В надежде, что следующий день принесет ему больше рождений, чемсмертей, и в молитвах о своей семье и о своем приходе.
Списокиспользованной литературы:
А.П.Чехов «Кошмар»
Н.Некрасов«Кому на Руси жить хорошо» (глава «Поп»)
Н.Самуилова,С. Самуилова «Отцовский крест. Жизнь священника и его семьи в воспоминанияхдочерей»