X-PDF

Рабочая программа по родному русскому языку (5 класс)

Поделиться статьей

МИНИСТЕРСТВОПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Управление образования и науки Тамбовской области

Тамбовский район

МБОУПокрово-Пригородная СОШ

РАССМОТРЕНО

МО учителей русского языка и литературы

учитель

______________Воронина Е.В.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________Федорова Е.В. Протокол №5

от 10 июня  2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

И.О.директора

______________Муравьева Т.Н. Приказ №125 от 14 июня2022 г.

Протокол №6 от 08июня2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 1918093) учебногопредмета

«Русский язык»

для 5 классаосновного общего образования на 2022-2023 учебный год

Составитель: Воронова ОльгаЕвгеньевна учитель русского языка и литературы Тамбов 2022

Рабочая программа по русскому языку науровне основного общего образования подготовлена на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего образования

(Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287,зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05 07 2021 г , регномер — 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка илитературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением ПравительстваРоссийской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), Примерной программывоспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований крезультатам освоения Основной образовательной программы основного общегообразования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Личностные  и   метапредметные  результаты   представлены с учётом особенностей преподавания русского языка восновной общеобразовательной школе с учётом методических традиций построенияшкольного  курса   русского   языка,   реализованных в большей части входящих вФедеральный перечень УМК по русскому языку.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Русский язык — государственный языкРоссийской Федерации, язык межнационального общения народов России,национальный язык русского народа. Как государственный язык и языкмежнационального общения русский язык является средством коммуникации всехнародов

Российской Федерации, основой ихсоциально-экономической, культурной и духовной консолидации.

Высокая функциональная значимостьрусского языка и выполнение им функций государственного языка и языкамежнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от местаего проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение имв разных формах его существования и функциональных разновидностях, пониманиеего стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильнои эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общенияопределяют успешность социализации личности и возможности её самореализации вразличных жизненно важных для человека областях.

Русский язык, выполняя свои базовыефункции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальноевзаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания имировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачиинформации, культурных традиций, истории русского и других народов России.

Обучение русскому языку в школенаправлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культурыученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления,памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности,самообразования.

Содержание обучения русскому языкуориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративногоумения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разныхформатов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей,расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Речевая итекстовая деятельность является системообразующей доминантой школьного курсарусского языка. Соответствующие умения и навыки представлены в перечнеметапредметных и предметных результатов обучения, в содержании обучения(разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные разновидности языка»).

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Целями изучения русского языка по программамосновного общего образования являются:

 осознание и проявление общероссийскойгражданственности, патриотизма, уважения к русскому

языку как государственному языку Российской Федерации иязыку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку какк общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатстварусского и других народов России, как к средству общения и получения знаний вразных сферах ​человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийскойи русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;

 овладение русским языком как инструментомличностного развития, инструментом формирования

социальных взаимоотношений, инструментом преобразованиямира;

 овладение знаниями о русском языке, его устройстве изакономерностях функционирования, о

стилистических ресурсах русского языка; практическоеовладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащениеактивного и потенциального словарного запаса и использование в собственнойречевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствованиеорфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевомусамосовершенствованию;

 совершенствование речевой деятельности,коммуникативных умений, обеспечивающих

эффективное взаимодействие с окружающими людьми вситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;овладение русским языком как средством получения различной информации, в томчисле знаний по разным учебным предметам;

 совершенствование мыслительной деятельности,развитие универсальных интеллектуальных

умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования,обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил,конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка;

 развитие функциональной грамотности: уменийосуществлять информационный поиск, извлекать и

преобразовывать необходимую информацию,интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной,несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактикинформационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста,его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логическойструктуры, роли языковых средств.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральнымгосударственным образовательным стандартом основного общего образования учебныйпредмет «Русский язык» входит в  предметную  область  «Русский язык илитература» и является обязательным для  изучения.

Содержание учебного предмета «Русскийязык», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примернойосновной образовательной программе основного общего образования.

Учебным планом на изучение русского языка в 5 классеотводится  — 170 ч. (5 часов в неделю).

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Общие сведения о языке

Богатство и выразительность русского языка.

Лингвистика как наука о языке.

Основные разделы лингвистики.

Язык и речь

Язык и речь.Речь устная и письменная, монологическаяи диалогическая, полилог.

Виды речевой деятельности (говорение, слушание,чтение, письмо), их особенности.

Создание устных монологическихвысказываний на основе жизненных наблюдений, чтения научноучебной,художественной и научно-популярной литературы.

Устный пересказ прочитанного илипрослушанного текста, в том числе с изменением лица рассказчика.

Участие в диалоге на лингвистическиетемы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений.

Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы,благодарности.

Сочинения различных видов с опорой нажизненный и читательский опыт, сюжетную картину (в том числесочинения-миниатюры).

Виды аудирования: выборочное, ознакомительное,детальное.

Виды чтения: изучающее, ознакомительное,просмотровое, поисковое.

Текст

Текст и его основные признаки. Тема и главная мысльтекста. Микротема текста. Ключевые слова.

Функционально-смысловые типы речи: описание,повествование, рассуждение; их особенности.

Композиционная структура текста. Абзацкак средство членения текста на композиционносмысловые части.

Средства связи предложений и частейтекста: формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личныеместоимения, повтор слова.

Повествование как тип речи. Рассказ.

Смысловой анализ текста: егокомпозиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связипредложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамкахизученного).

Подробное, выборочное и сжатое изложение содержанияпрочитанного или прослушанного текста.

Изложение содержания текста с изменением лицарассказчика.

Информационная переработка текста: простой и сложныйплан текста.

Функциональные разновидности языка

Общее представление о функциональныхразновидностях языка (о разговорной речи, функциональных стилях, языкехудожественной литературы).

СИСТЕМА ЯЗЫКА Фонетика. Графика. Орфоэпия

Фонетика и графика как разделы лингвистики.

Звук как единица языка. Смыслоразличительная рользвука.

Система гласных звуков.

Система согласных звуков.

Изменение звуков в речевом потоке. Элементыфонетической транскрипции.

Слог. Ударение. Свойства русского ударения.

Соотношение звуков и букв.

Фонетический анализ слова.

Способы обозначения [й’], мягкости согласных.

Основные выразительные средства фонетики.

Прописные и строчные буквы.

Интонация, её функции. Основные элементы интонации.

Орфография

Орфография как раздел лингвистики.

Понятие «орфограмма». Буквенные и небуквенныеорфограммы.

Правописание разделительных ъ и ь.

Лексикология

Лексикология как раздел лингвистики.

Основные способы толкованиялексического значения слова (подбор однокоренных слов; подбор синонимов иантонимов); основные способы разъяснения значения слова (по контексту, спомощью толкового словаря).

Слова однозначные и многозначные.Прямое и переносное значения слова. Тематические группы слов. Обозначениеродовых и видовых понятий.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.

Разные виды лексических словарей(толковый словарь, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов) и их рольв овладении словарным богатством родного языка.

Лексический анализ слов (в рамках изученного).

Морфемика. Орфография

Морфемика как раздел лингвистики.

Морфема как минимальная значимаяединица языка. Основа слова. Виды морфем (корень, приставка, суффикс,окончание).

Чередование звуков в морфемах (в том числечередование гласных с нулём звука).

Морфемный анализ слов.

Уместное использование слов с суффиксами оценки всобственной речи.

Правописание корней с безударнымипроверяемыми, непроверяемыми гласными (в рамках изученного).

Правописание корней с проверяемыми,непроверяемыми, ​непроизносимыми согласными (в рамках изученного).

Правописание ёо послешипящих в корне слова.

Правописание неизменяемых на письме приставок иприставок на (-с).

Правописание ыи послеприставок.

Правописание ыи после ц.

Морфология. Культура речи. Орфография

Морфология как раздел грамматики. Грамматическоезначение слова.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов.Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное

Имя существительное как часть речи.Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическиефункции имени существительного. Роль имени существительного в речи.

Лексико-грамматические разряды имёнсуществительных по значению, имена существительные собственные и нарицательные;имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Род, число, падеж имени существительного.

Имена существительные общего рода.

Имена существительные, имеющие форму толькоединственного или только множественного числа.

Типы склонения имён существительных.Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные.

Морфологический анализ имён существительных.

Нормы произношения, нормы постановкиударения, нормы словоизменения имён существительных.

Правописание собственных имён существительных.

Правописание ь на конце имёнсуществительных после шипящих.

Правописание безударных окончаний имёнсуществительных.

Правописание ое (ё)после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных.

Правописание суффиксов чикщикекик(-чик) имёнсуществительных.

Правописание корней с чередованием а// о: —лаг— — —ложраст-— —ращ— — —росгар— — —гор-,-зар— — —зор -клан- -клон-,-скак- -скоч-.

Слитное и раздельное написание не сименами существительными.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи.Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическиефункции имени прилагательного. Роль имени прилагательного в речи.

Имена прилагательные полные и краткие, ихсинтаксические функции.

Склонение имён прилагательных.

Морфологический анализ имён прилагательных.

Нормы словоизменения, произношенияимён прилагательных, постановки ударения (в рамках изученного).

Правописание безударных окончаний имёнприлагательных.

Правописание ое послешипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных.

Правописание кратких форм имён прилагательных сосновой на шипящий.

Слитное и раздельное написание не сименами прилагательными.

Глагол

Глагол как часть речи. Общееграмматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функцииглагола. Роль глагола в словосочетании и предложении, в речи.

Глаголы совершенного и несовершенного вида,возвратные и невозвратные.

Инфинитив и его грамматическиесвойства. Основа инфинитива, основа настоящего (будущего простого) времениглагола.

Спряжение глагола.

Нормы словоизменения глаголов, постановки ударения вглагольных формах (в рамках изученного).

Правописание корней с чередованием е// и:бер— — —бир-, —блест-— —блист-, —дер— — —дир-, —жег-— —жиг-, —мер— — —мир-, —пер-— —пир-, —стел— — —стил-, —тер-— —тир-.

Использование ь какпоказателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственногочисла после шипящих.

Правописание -тся и -тьсяв глаголах, суффиксов -ова— —-ева-, -ыва--ива-.

Правописание безударных личных окончаний глагола.

Правописание гласной перед суффиксом -л-в формах прошедшего времени глагола.

Слитное и раздельное написание не сглаголами.

Синтаксис. Культура речи. Пунктуация

Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание ипредложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание и его признаки. Основные видысловосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (именные,глагольные, наречные). Средства связи слов в словосочетании.

Синтаксический анализ словосочетания.

Предложение и его признаки. Видыпредложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Смысловые иинтонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных;восклицательных и невосклицательных предложений.

Главные члены предложения (грамматическаяоснова). Подлежащее и морфологические средства его выражения: именемсуществительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием именисуществительного в форме именительного падежа с существительным илиместоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием именичислительного в форме именительного падежа с существительным в формеродительного падежа. Сказуемое и морфологические средства его выражения:глаголом, именем существительным, именем прилагательным.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Предложения распространённые инераспространённые. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение,обстоятельство. Определение и типичные средства его выражения. Дополнение(прямое и косвенное) и типичные средства его выражения. Обстоятельство,типичные средства его выражения, виды обстоятельств по значению (времени,места, образа действия, цели, причины, меры и степени, условия, уступки).

Простое осложнённое предложение.Однородные члены предложения, их роль в речи. Особенности интонации предложенийс однородными членами. Предложения с однородными членами (без союзов, содиночным союзом и, союзами а, но, однако,зато, да (в значении и), да(в значении но).

Предложения с обобщающим словом при однородных членах.

Предложения с обращением, особенности интонации.Обращение и средства его выражения.

Синтаксический анализ простого и простогоосложнённого предложений.

Пунктуационное оформление предложений,осложнённых однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзоми, союзами а, но, однако,зато, да (в значении и), да(в значении но).

Предложения простые и сложные. Сложныепредложения с бессоюзной и союзной связью. Предложения сложносочинённые исложноподчинённые (общее представление, практическое усвоение).

Пунктуационное оформление сложныхпредложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и,но, а, однако, зато, да.

Предложения с прямой речью.

Пунктуационное оформление предложений с прямой речью.

Диалог.

Пунктуационное оформление диалога на письме.

Пунктуация как раздел лингвистики.

ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоенияПримерной рабочей программы по русскому языку основного общего образованиядостигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии страдиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессамсамопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позицииличности.

Личностные результаты освоенияПримерной рабочей программы по русскому языку для основного общего образованиядолжны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивныхценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессереализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина иреализации его прав, уважение прав, свобод и

законных интересов других людей; активное участие вжизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны,в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературныхпроизведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма,дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном имногоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров излитературных произведений, написанных на русском языке; готовность кразнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию ивзаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участиюв гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).

Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности вполикультурном и многоконфессиональном

обществе, понимание роли русского языка какгосударственного языка Российской Федерации и языка межнационального общениянародов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории икультуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контекстеучебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, кдостижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам итрудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественныхпроизведениях; уважение к символам России, государственным праздникам,историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуацияхнравственного выбора; готовность

Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

оценивать своё поведение, в том числе речевое, ипоступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных иправовых нормс учётом осознания последствий поступков; активное неприятиеасоциальных поступков; свобода и ответственностьличности в условияхиндивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям итворчеству своего и других народов;

понимание эмоционального воздействия искусства;осознание важности художественной культуры как средства коммуникации исамовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации исамовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, ролиэтнических культурных традиций и народного творчества; стремление ксамовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формированиякультуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственныйжизненный и читательский опыт;

ответственное отношение к своему здоровью и установкана здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребл​ение алкоголя,наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-средев процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться кстрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природнымусловиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая; умениеосознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,использовать

адекватные языковые средства для выражения своегосостояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений,написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признаниесвоего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практическихзадач (в рамках семьи, школы, города, края)

технологической и социальной направленности,способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого родадеятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда​раз​личного рода, в том числе на основе

применения изучае​мого предметного знания иознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение ктруду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построениеиндивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных иобщественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах набудущее.

Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальныхи естественных наук для решения задач в

области окружающей среды, планирования поступков иоценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логичновыражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровняэкологической культуры, осознание глобального характера экологических

проблем и путей их решения; активное неприятиедействий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное признакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своейроли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,технологической и социальной сред; готовность к участию в практическойдеятельности экологической направленности. Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную системунаучных представлений об основных

закономерностях развития челов​ека, природы и общества,взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развитияязыка; овладение языковой и читательской культурой, навыками ​чтения каксредства познания мира; овладение основными навыками исследовательскойдеятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка наосмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать путидостижения индивидуального и коллективного благо​получия.

Адаптации обучающегося к изменяющимся условиямсоциальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта,основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, формсоциальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированныепо профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия слюдьми из другой культурной среды;

потребность во взаимодействии в условиях неопределённости,открытость опыту и знаниям других;

потребность в действии в условиях неопределённости, вповышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в томчисле умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новыезнания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формированииновых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы обобъектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицитасобственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умениеоперировать основными понятиями, терминами и представлениями в областиконцепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы,общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающуюсреду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальныхпоследствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оцениватьпроисходящие изменения и их

последствия, опираясь на жизненный, речевой ичитательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующийконтрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения идействия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать вотсутствие гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Овладение универсальнымиучебными познавательными действиями Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признакиязыковых единиц, языковых явлений и

процессов;

устанавливать существенный признак классификацииязыковых единиц (явлений), основания для

обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемыхфактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей ипротиворечий;

выявлять дефицит информации текста, необходимой длярешения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи приизучении языковых процессов; делать выводы с

использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачипри работе с разными типами текстов,

разными единицами языка, сравнивая варианты решения ивыбирая оптимальн​ый вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев. Базовыеисследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструментпознания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующиенесоответствие между реальным и желательным

состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливатьискомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственныхсуждений и суждений других, аргументировать

свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его длярешения учебных задач; проводить по самостоятельно составленному планунебольшое исследование по установлению

особенностей языковых единиц, процессов,причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию,полученную в ходе лингвистического

исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы порезультатам проведённого наблюдения,

исследования; владеть инструментамиоценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможноедальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в

аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигатьпредположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа синформацией:

применять различные методы, инструменты и запросы припоиске и отборе информации с учётом

предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать исистематизировать информацию,

представленную в текстах, таб​лицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения дляоценки текста с точки зрения

достоверности и применимости содержащейся в нёминформации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения,обобщения и систематизации информации из

одного или нескольких источников с учётом поставленныхцелей;

находить сходные аргументы (подтверждающие илиопровергающие одну и ту же идею, версию) в

различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную формупредставления информации (текст, презентация,

таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачинесложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимостиот коммуникативной установки;

оценивать надёжность информации по критериям,пред​ложенным учителем или сформулированным

самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

2. Овладение универсальнымиучебными коммуникативными действиями Общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражатьэмоции в соответствии с условиями и целями

общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах идискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, пониматьзначение социальных знаков; знать и распознавать предпосылки конфликтныхситуаций и смягчать конфликты, вести

переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительноеотношение к собеседнику и в корректной

форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существуобсуждаемой темы и высказывать идеи,

нацеленные на решение задачи и поддержаниеблагожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями другихучастников диалога, обнаруживать различие и

сходство позиций;

публично представлять результаты проведённогоязыкового анализа, выполненного

лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учётомцели презентации и особенностей

аудитории и в соответствии с ним составлять устные иписьменные тексты с использованием иллюстративного материала. Совместнаядеятельность:

понимать и использовать преимущества командной иин​дивидуальной работы при решении конкретной проблемы, ​обосновыватьнеобходимость применения групповых форм ​взаимодействия при решениипоставленной задачи;

принимать цель совместнойдеятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,договариваться, обсуждать процесс и результат совмест​ной работы; уметьобобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнятьпоручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определятьсвою роль (с учётом предпочтений и

возможностей всех участников взаимодействия),распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формахработы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественныйрезультат по своему направлению и

координировать свои действия с действиями других членовкоманды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт покритериям, самостоятельно

сформулированным участниками взаимодействия;сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды вдостижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовностьк представлению отчёта перед группой.

3. Овладение универсальнымиучебными регулятивными действиями Самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненныхситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений(индивидуальное, принятие решения в

группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи(или его часть), выбирать способ решения

учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов исобственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходеего реализации; делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль:

владеть разными способами самоконтроля (в том числеречевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуациии предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнутьпри решении учебной задачи, и адаптировать

решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения)результата дея​тельности; понимать причины

коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, даватьоценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётомцелей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиямобщения.

Эмоциональный интеллект:

развивать способность управлять собственными эмоциямии эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы инамерения другого человека,

анализируя речевую ситуацию; регулировать способвыражения собственных эмоций.

Принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку и егомнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, неосуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всёвокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Общие сведения о языке

Осознавать богатство и выразительностьрусского языка, приводить примеры, свидетельствующие об этом.

Знать основные разделы лингвистики,основные единицы языка и речи (звук, морфема, слово, словосочетание,предложение).

Язык и речь

Характеризовать различия между устнойи письменной речью, диалогом и монологом, учитывать особенности видов речевойдеятельности при решении практико-ориентированных учебных задач и вповседневной жизни.

Создавать устные монологическиевысказывания объёмом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений,чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.

Участвовать в диалоге налингвистические темы (в рамках изученного) и в диалоге/полилоге на основежизненных наблюдений объёмом не менее 3 реплик.

Владеть различными видами аудирования:выборочным, ​ознакомительным, детальным — научноучебных и художественныхтекстов различных функционально-смысловых типов речи.

Владеть различными видами чтения: просмотровым,ознакомительным, изучающим, поисковым.

Устно пересказывать прочитанный или прослушанныйтекст объёмом не менее 100 слов.

Понимать содержание прослушанных ипрочитанных научно-учебных и художественных текстов различныхфункционально-смысловых типов речи объёмом не менее 150 слов: устно и письменноформулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержаниютекста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в письменной формесодержание исходного текста (для подробного изложения объём исходного текстадолжен составлять не менее 100 слов; для сжатого изложения — не менее 110слов).

Осуществлять выбор языковых средствдля создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативнымзамыслом.

Соблюдать на письме нормысовременного русского литературного языка, в том числе во время списываниятекста объёмом 90—100 слов; словарного диктанта объёмом 15—20 слов; диктанта наоснове связного текста объёмом 90—100 слов, составленного с учётом ранее изученныхправил правописания (в том числе содержащего изученные в течение первого годаобучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); уметьпользоваться разными видами лексических словарей; соблюдать в устной речи и написьме правила речевого этикета.

Текст

Распознавать основные признаки текста;членить текст на композиционно-смысловые части (абзацы); распознавать средствасвязи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы,антонимы, личные местоимения, повтор слова); применять эти знания при созданиисобственного текста (устного и письменного).

Проводить смысловой анализ текста, егокомпозиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев.

Характеризовать текст с точки зренияего соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли,грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); сточки зрения его принадлежности к функ​ционально-смысловому типу речи.

Использовать знание основных признаковтекста, особенностей функционально-смысловых типов речи, функциональныхразновидностей языка в практике создания текста (в рамках изученного).

Применять знание основных признаков текста(повествование) в практике его создания.

Создавать тексты-повествования сопорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на сюжетную картину (втом числе сочинения-миниатюры объёмом 3 и более предложений; классные сочиненияобъёмом не менее 70 слов).

Восстанавливать деформированный текст;осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец.

Владеть умениями информационнойпереработки прослушанного и прочитанного научно-учебного, художественного инаучно-популярного текстов: составлять план (простой, сложный) с цельюдальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;передавать содержание текста, в том числе с изменением лица рассказчика;извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистическихсловарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.

Представлять сообщение на заданную тему в видепрезентации.

Редактировать собственные/созданныедругими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверкафактического материала, начальный логический анализ текста — целостность,связность, информативность).

Функциональные разновидности языка

Иметь общее представление обособенностях разговорной речи, функциональных стилей, языка художественнойлитературы.

Система языка Фонетика. Графика. Орфоэпия

Характеризовать звуки; пониматьразличие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков.

Проводить фонетический анализ слов.

Использовать знания по фонетике,графике и орфоэпии в практике произношения и правописания слов.

Орфография

Оперировать понятием «орфограмма» иразличать буквенные и небуквенные орфограммы при проведении орфографическогоанализа слова.

Распознавать изученные орфограммы.

Применять знания по орфографии впрактике правописания (в том числе применять знание о правописанииразделительных ъ и ь).

Лексикология

Объяснять лексическое значение словаразными способами (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов;определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря).

Распознавать однозначные и многозначные слова,различать прямое и переносное значения слова.

Распознавать синонимы, антонимы,омонимы; различать многозначные слова и омонимы; уметь правильно употреблятьслова-паронимы.

Характеризовать тематические группы слов, родовые ивидовые понятия.

Проводить лексический анализ слов (в рамкахизученного).

Уметь пользоваться лексическимисловарями (толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, омонимов,паро​нимов). Морфемика. Орфография

Характеризовать морфему как минимальную значимуюединицу языка.

Распознавать морфемы в слове (корень, приставку,суффикс, окончание), выделять основу слова.

Находить чередование звуков в морфемах (в том числечередование гласных с нулём звука).

Проводить морфемный анализ слов.

Применять знания по морфемике привыполнении языкового анализа различных видов и в практике правописаниянеизменяемых приставок и приставок на -з (-с); ы — и после приставок; корней с безударнымипроверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными (в рамках изученного);корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамкахизученного); ё — о после шипящих в корне слова; ыипосле ц.

Уместно использовать слова с суффиксами оценки всобственной речи.

Морфология. Культура речи. Орфография

Применять знания о частях речи каклексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, осис​теме частей речи в русском языке для решения практико-ориентированныхучебных задач.

Распознавать имена существительные, именаприлагательные, глаголы.

Проводить морфологический анализ имёнсуществительных, частичный морфологический анализ имён прилагательных,глаголов.

Применять знания по морфологии привыполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.

Имя существительное

Определять общее грамматическоезначение, морфологические признаки и синтаксические функции именисуществительного; объяснять его роль в речи.

Определять лексико-грамматические разряды имёнсуществительных.

Различать типы склонения имёнсуществительных, выявлять разносклоняемые и несклоняемые имена существительные.

Проводить морфологический анализ имёнсуществительных.

Соблюдать нормы словоизменения,произношения имён существительных, постановки в них ударения (в рамкахизученного), употребления несклоняемых имён существительных.

Соблюдать нормы правописания имёнсуществительных: безударных окончаний; ое (ё)после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях; суффиксов чикщик, екик— (-чиккорней с чередованием а//о:лаглож——растращрос——гаргор, зарзор-клан-клон-, -скак--скоч-ь на конце имён существительных послешипящих; слитное и раздельное написание не с именамисуществительными; правописание собственных имён существительных.

Имя прилагательное

Определять общее грамматическоезначение, морфологические признаки и синтаксические функции имениприлагательного; объяснять его роль в речи; различать полную и краткую формыимён прилагательных.

Проводить частичный морфологический анализ имёнприлагательных (в рамках изученного).

Соблюдать нормы словоизменения,произношения имён прилагательных, постановки в них ударения (в рамкахизучен​ного).

Соблюдать нормы правописания имёнприлагательных: безударных окончаний; ое послешипящих и ц в суффиксах и окончаниях; кратких форм имёнприлагательных с основой на шипящие; нормы слитного и раздельного написания нес именами прилагательными.

Глагол

Определять общее грамматическоезначение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола; объяснятьего роль в словосочетании и предложении, а также в речи.

Различать глаголы совершенного и несовершенного вида,возвратные и невозвратные.

Называть грамматические свойстваинфинитива (неопределённой формы) глагола, выделять его основу; выделять основунастоящего (будущего простого) времени глагола.

Определять спряжение глагола, уметь спрягать глаголы.

Проводить частичный морфологический анализ глаголов(в рамках изученного).

Соблюдать нормы словоизмененияглаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного).

Соблюдать нормы правописания глаголов:корней с чередованием е// иь послешипящих как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лицаединственного числа; -тся и -ться в глаголах;суффиксов -ова-— —ева-, -ыва--ива--л- в формахпрошедшего времени глагола; слитного и раздельного написания не сглаголами.

Синтаксис. Культура речи. Пунктуация

Распознавать единицы синтаксиса(словосочетание и предложение); проводить синтаксический анализ словосочетанийи простых предложений; проводить пунктуационный анализ простых осложнённых исложных предложений (в рамках изученного); применять знания по синтаксису ипунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевойпрактике.

Распознавать словосочетания поморфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные);простые нео​сложнённые предложения; простые предложения, осложнённыеоднородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородныхчленах, обращением; распознавать предложения по цели высказывания(повествовательные, побудительные, вопросительные), эмоциональной окраске(восклицательные и невосклицательные), количеству грамматических основ (простыеи сложные), наличию второстепенных членов (распространённые инераспространённые); определять главные (грамматическую основу) ивторостепенные члены предложения, морфологические средства выраженияподлежащего (именем существительным или местоимением в именительном падеже,сочетанием имени существительного в форме именительного падежа ссуществительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом;сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным вформе родительного падежа) и сказуемого (глаголом, именем существительным,именем прилагательным), морфологические средства выражения второстепенныхчленов предложения (в рамках изученного).

Соблюдать на письме пунктуационныенормы при постановке тире между подлежащим и сказуемым, выборе знаковпрепинания в предложениях с однородными членами, связанными бессоюзной связью,одиночным союзом и, союзами а, но, однако,зато, да (в значении и), да(в значении нои, но,а, однако, зато, да


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет