X-PDF

Повторение изученного по теме Союз

Поделиться статьей

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Повторениеи обобщение по теме «Союз»

Целиурока: 

Образовательные: повторитьи обобщить теоретические сведения о союзе как о служебной части речи, егоморфологических признаках (делении на группы по значению и структуре,употреблению), находить союзы, отличать их от наречий и местоимений спредлогами; определять вид сложного предложения, различать сложное предложениеи предложение с однородными членами, правильно ставить знаки препинания приних; определять роль союзов в тексте;

Воспитательные : способствоватьвоспитанию у детей нравственных качеств, коммуникативных навыков и умений,воспитывать любовь к родному языку и культуре, уважение к окружающим, чувстваответственности и взаимопомощи в условиях работы в классном коллективе (работав группах)

культуру поведенияпри фронтальной работе, групповой, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

— ЛичностныеУУД: способностьк самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивацияучебной деятельности

— РегулятивныеУУД: оцениватьрезультаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственнуюработу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем

 КоммуникативныеУУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника,формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотойвыражать свои мысли

 ПознавательныеУУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироватьсяв учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями,уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы

 

Типурока: урок обобщения и повторения, систематизации полученныхзнаний.

Оборудование:учебник по русскому языку под редакцией Е.А. Быстровой, презентация,раздаточный материал, таблицы

Формыи методы работы на уроке:

–фронтальный опрос;

–индивидуальная работа (работа по карточкам);

–беседа с элементами дискуссии.

–работа в группах;

–работа с учебником, работа с опорными таблицами.

План урока

1. Организационныймомент

2. Актуализацияопорных знаний. Проверка домашнего задания – выборочно

3. Мотивацияучебной деятельности учащихся. Определение темы урока и целеполагание.

4. Восприятиеи усвоение учебного материала. Физкультминутка

5. Подведениеитогов урока. Рефлексия

6. Домашнеезадание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

1.     Актуализация опорных знаний. 

Проверкадомашнего задания  (упр. 322, 1 ученик выполняет выборочно – морфологическийразбор 2 союзов: сочинительного, подчинительного,). Весь класс называет условиянаписания. 

 

 

2.Организационный момент.

Мотивационноевведение.                                                     Слайд 1

 

Эпиграф куроку

 

Объединять исвязывать стараюсь
Яравных и неравных в нужный час,
Порою я совсем не повторяюсь, 
Порою повторяюсь много раз.

Слово учителя:

-Как вы  думаете,  о  чем  эти  строки?

-Конечно, о  союзе. Вашимдомашним заданием было создание образа слова СОЮЗ. Какие ассоциации вызвало увас это слово? (рисунки, объяснение учащихся).

Молодцы, ребята! Вы показали, что слово союз многозначное.

 

3.Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение темы и целеполагания урока

Учитель: А мы с вами рассматриваем слово союзкак часть речи.

Предыдущиеуроки были посвящены теме «Союз». Что мы изучили по этой теме? (учащиесяперечисляют пройденный материал). Так чему же будет посвящен сегодняшний урок?Какова его тема? Давайте попробуем сформулировать тему.

–Обобщение и систематизация знаний по теме «Союз» (записывают тему урока втетрадь). 

 

 Совместнаяформулировка целей. 

 Учитель: Каковыцели нашего урока? На что нужно обратить внимание? Что мы должны повторить? Давайтепостараемся сформулировать цели урока.

Итак,цели нашего урока (слайд 2)

Сегоднявы должны показать все свои знания, полученные при изучении темы «Союз». Работатьмы будем в группах. Если вы будете работать дружно, активно, то вершина знанийвам покорится.

4.Восприятие и усвоение учебного материала.

Приём«Мозговая атака». А теперь вспомните всё, что вы ужезнаете о союзе как части речи и впишите в карточки№ 1 недостающие слова и словосочетания.

 

Задание № 1. 

Карточка1 (вопросы по теории, раскрыть понятия). По2 вопроса на каждую группу

1. Врусском языке есть (самостоятельные)………… и служебные части речи.

2. Союз– это (служебная часть речи)

3. Союзы,состоящие из одного слова, называются (простые)…………, а из нескольких слов(составные)…………….

4. Союзыне являются…(членами предложений)……………………

5. Союзысвязывают ( однородные члены предложения, части СП или предложения в тексте)……………….

………………………………….

6. Союзы,связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простыепредложения в составе сложного, называются (сочинительными)……………….

7. Союзы,связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, изкоторых одно зависит от другого, называются (подчинительными)……..

8. Сочинительныесоюзы по значению делятся на три группы: (соединительные, противительные,разделительные)………

9. Подчинительныесоюзы делятся на разряды (изъяснительные и обстоятельственные)………………

10. Поупотреблению союзы делятся на (повторяющиеся и двойные)………….

 

Учитель:

Итак,молодцы, вы справились с заданием. Союз – это служебная часть речи. Союзыслужат для связи простых предложений в составе сложного, однородных членовпредложения и является средством связи отдельных предложений в тексте.. Атеперь выполним задание на закрепление данного материала.

 

Работас текстом

 (Карточка №2)

Учитель:

-Поработаем с текстом.

-Прочитаем текст (под музыку)

 

 

ТЕКСТдля работы в  группах.

 

      1) Мыживём в огромном прекрасном мире. 2)И в природе необходимо все, что её населяет.3)Нам дорога  каждая птица, каждый зверь и каждое насекомое. 4)Сейчас природапросит у человека помощи, и мы все обязаны ей помочь. 5)Каждый из нас долженостановиться  у дерева, чтобы подвязать сломанную ветку. 6)Если отец поможетсыну сделать кормушку для птиц, то это будет урок доброты и милосердия. 7)Врезультате его ребенок не захочет ломать зеленые насаждения, не будет стрелятьиз рогатки в воробьев, а голубей заманивать в силки. 8)Он не станет браконьером,и из него  вырастет настоящий защитник природы. 

      9)Человек может или сеять хлеб, или варить сталь, или учить детей, илизапускать в космос корабли, но он не может и не должен оставаться равнодушным кприроде, потому что любовь к ней- это часть нашей любви к  Родине

Беседа потексту.

-Какова тема текста? (Человек и природа. О бережном отношении к природе) Главнаямысль? Человек должен бережно относиться к природе) Как можно его озаглавить?

-Определите тип речи (рассуждение), стиль речи (публицистический)

-Давайте посмотрим, какие союзы мы здесь встретили и какую роль они играют.

 

Задание погруппам

1группа – № предложений с сочинительными союзами вССП

2группа – № предложений с подчинительными союзами

3группа – № предложений с союзами, которые связываюоднородные члены

4группа – № предложения с сочинительной иподчинительной связью между частями в СП и № предложения, где союз служит длясвязи предложений в тексте.

5группа – № предложений с двойным и повторяющимсясоюзами.

  

 Физкультминутка 

Учитель:

Потрудились– отдохнем.

(Релаксирующаямузыка)

-Отдохнули,а теперь продолжим наше занятие.

 

Работапо схемам. Карточка №3

Каждаягруппа работает по своим схемам.

Задание.На предложенную тему (по тексту)составить предложения по схемам и объяснитьпостановку знаков препинания. 

                                      1группа

 

 

1. (Как только),  [      ].

2.  [      ], но [      ].

 

1. Лишь только наступает выходной день, дети  отправляются в лес.

2. Мороз щиплет нос и щёки, но они  этого не замечают.

3. Ребята катаются на лыжах и любуются природой.

                                      2 группа

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

1.  (Если), [      ].

2. [ —  =,  но = ].

1. Когда появились автомобили, люди придумали светофор.

2. Если загорается зелёный свет, то ход открыт.

3. Некоторые знают правила, но не соблюдают их.

                                    3 группа

 

1. [      ], и [      ].

2.  [      ], (потому что).

1. Пришла весна, и наступили тёплые дни.

2. Солнце всё ярче светит и играет лучами.

3. Настроение у всех поднимается, потому что весна всегда приносит радость.

                                   4 группа

 

1.  [ … не только   = , но и  = ].

2. [      ],  (что)

1. На каникулах я поеду в город или к бабушке.

2. Я буду не только гулять, но и читать книги.

3. Я знаю, что бабушка меня ждёт.

                                    5 группа

 

1.[ —  =  и  = ].

2 [      ], зато  [      ].

1.      Я беру в библиотеке книги и с удовольствием их читаю.

2.      Я люблю ходить в библиотеку, потому что там есть много интересных книг.

3.Если на светофоре зажёгся зелёный свет,  дорогу можно переходить.

Выступлениеот групп с последующим выводом

Вывод: Когдаже в предложении ставится запятая?

1.     Всегда – перед подчинительными союзами.

2.     Перед сочинительными союзами, если они связывают простыепредложения в составе сложного.

3.     Перед второй частью двойного союза (не только землянику, но ималину; собирать как марки, так и значки).

4.     Перед повторяющимся союзом (есть и марки, и значки)

 

Работас учебником:  Упр. 6-7 по группам (6-сильныегруппы, 7-слабые) с последующей проверкой

 

Учитель: Атеперь, ребята, вспомним, какие трудности возникают перед нами при написаниисоюзов?

 (Союзыиногда путают с омонимичными частями речи).

-Давайтевспомним, как отличать союзы от омонимичных сочетаний слов.

Спомощью учителя учащиеся вспоминают правила правописания союзов и омонимичных сними частей речи (местоимения и наречия с частицей же, бы, то. 

Работас таблицей

(таблица на доске)

Союзы тоже, чтобы, зато, также

Местоимение «то» с частицей -же-, местоимение «что» с частицей -бы-, местоимение с предлогом за то,

наречие «так» с частицей -же-

Можно заменить союзами:

тоже, также = и, чтобы= для того чтобы, зато= но.

Нельзя заменить союзом

Нельзя убрать или переместить часть (частицу) на другое место

Частицу можно опустить или переместить на другое место

Не является членом предложения.

Является членом предложения.

Играет связующую роль.

Заменяем синонимом (самостоятельной частью речи).

Нельзя поставить вопрос.

Можно поставить вопрос.

 

Работана доске (раскрыть скобки), остальные переписывают в тетради (Если будетвремя)

Мойдруг рассказал то(же)самое. Он то(же) ученикталантливый. За(то)время, что я отсутствовал, кошка пропала, за(то) появилсященок. Задача решалась так(же), как и предыдущая. Вы так(же)отдыхали на море.

 

Закрепление материала  Карточка №4 (прием «Матрица»)

 Задание № 4. (слайд14)

Теперьпришло время проверить, насколько хорошо вы усвоили это правило: я читаюпредложения (на экране), если в нём употреблён союз – заштриховываем клетку синимцветом, если местоимение/наречие с частицей или предлогом – зеленым.

Карточка№ 4

1.Ель, пихта и сосна, а также (=и) кедр и лиственница – хвойныедеревья. (союз)

2Ядумаю так же, как и вы. (наречие)

3.Творчество Чехова мне тоже  нравится. (союз)

4.Ирбис – то же, что и снежный барс. (местоимение с частицей)

5. Повесьв кухне шторы, чтобы было уютнее. (союз)

6.Что бы такое предпринять? (местоимение с частицей)

7.Малыши с воспитателем тоже ушли на речку. (союз)

8.Я не был за границей, зато объездил вдоль и поперек своюстрану. (союз)

 

5.Подведение итогов урока. Рефлексия (слайд15)

Учитель: Насегодняшнем уроке мы постарались привести в систему наши знания по теме «Союз».

Каквы думаете, мы достигли целей, которые были поставлены нами в начале урока?(Дети обращаются к целям, которые ими были обозначены в начале урока).

–Как вы думаете, после сегодняшнего урока вы сможете сказать, что знаете, чтотакое союз. Обоснуйте свой ответ. С каким настроением Выуходите с урока?

 

Продолжитевысказывания по уроку

-явыполнял задания…

-возникли трудности при выполнении…

-уменя получилось …

-японял, что теперь могу…

-янаучился…

-япопробую…

-сегодня  япочувствовал, что…

— нужно выучить…

-меня удивило…

-урок дал мне дляжизни…

-мне захотелось…

Выберифразеологизм, который отражает твою работу на уроке и приклейте стикеры («Рояльв кустах»)

1.     Превзошёл сам себя

2.     Это ещё цветочки, а ягодки будут впереди

3.     Не ударил лицом в грязь

4.     Бил мимо цели

5.     Язык плохо подвешен

6.     Из кожи вон лез

 

 

6.Домашнее задание. Упр. 1 (стр. 232), задания 2-4

Незабудьте повторить правописание  союзов, на следующем уроке будет диктант.

7. Выставлениеоценок. Подведите итог в ваших листочках, обсудите в группах, какие оценки выможете себе поставить , кого отметить в каждой группе, кто старался, а ктоленился.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет