Конспект урока русского языка МОУ «Школа-лицей « 1им. Героя Советского Союза Н.Г.Саранчёва» города Алушты
Учитель: Черкес Ветание Бекировна
Предмет: русский язык
Класс 6
Тема: Повторение темы «Имя прилагательное»
Тип урока:урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
Цель: повторениеи обобщение изученного материала по теме «Имя прилагательное»
Задачиурока: обучающие: повторить ранее изученный материал и проверить уровеньзнаний учащихся по теме «Имя прилагательное»; совершенствовать орфографическиенавыки учащихся; углубить понятие о роли имён прилагательных в речи;
развивающие:развивать у учащихся уверенность в себе, в своих знаниях; способствоватьсамореализации учащихся; развивать речь учащихся; формировать умениеиспользовать имена прилагательные в речи; воспитательные: способствоватьформированию у учащихся чувства бережного отношения к русскому языку; воспитыватькультуру общения.
Планируемые результаты: Личностные: уметь проводитьсамооценку, мотивация учебной деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе, воспитыватьуважительное отношение к русскому языку.
ПредметныеУУД: повторить сведения об имениприлагательном, разряды имен прилагательных, правописание именН и НН в суффиксах прилагательных, развиватьспособность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Регулятивные УУД: уметьоценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать
собственнуюработу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.
ПознавательныеУУД: уметьсистематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироватьсяв учебнике, находить нужную информацию, использование знаково-символическихсредств, общих схем решения; выполнение логических операций (сравнение, анализ,обобщение, установление аналогий).
КоммуникативныеУУД:уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулироватьсобственное мнение и позицию, учитывать позицию других людей; соблюдение правилречевого поведения; умение строить устное и письменное высказывание с учётомсферы и ситуации общения; обобщать, аргументировать свою точку зрения.
Оборудование:учебник «Русский язык» 6 класс. (Л.М.Рыбченкова., 2014 год), компьютер,проектор, схемы, раздаточный материал.
Ход урока.
I.Организационный этап.
II.Проверка домашнего задания.
— Насегодня нужно было описать ваше любимое время года. ( Два ученика читаютсвои сочинения о любимом времени года.)
— Ккакой функциональной разновидности языка принадлежит ваш текст (Текст-описание)
Словакакой части речи являются наиболее значимыми в смысловом отношении? (Именаприлагательные, т.к. обозначают качества, свойства предметов. – Втексте-описании значимыми в смысловом отношении могут быть и глаголы, т.к. втексте могут характеризоваться происходящие в природе изменения.)
III.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1.Орфоэпическаяразминка. СЛАЙД
-Спишитеданные слова. Расставьте ударение.
Августовский,гербовый, грушевый, завидный, красивее,кухонный, новорождённый, сливовый,углублённый, : экспертный, щавелевый.
-К какойчасти речи относятся слова? (Имена прилагательные)
-Мыс вами закончили изучение темы «Имя прилагательное»
-Какойурок обычно проводится после изучения большой темы? (Повторение темы)
-Как будет звучать тема нашего урока? ( Повторение темы«Имя прилагательное» )
-Как вы думаете, какими будут цели нашего урока? (Повторить и обобщить изученный материал по теме «Имя прилагательное»)
-Давайтепрочитаем, какие задачи мы поставим на урок. (СЛАЙД: обучающие:повторить ранее изученный материал и проверить уровень знаний учащихся по теме«Имя прилагательное»; совершенствовать орфографические навыки учащихся; углубитьпонятие о роли имён прилагательных в речи; развивающие: развивать у учащихсяуверенность в себе, в своих знаниях; способствовать самореализации учащихся; развиватьречь учащихся; формировать умение использовать имена прилагательные в речи; воспитательные:способствовать формированию у учащихся чувства бережного отношения к русскомуязыку; воспитывать культуру общения).
IV.Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку.
1.Работа с кластером. Расскажите о прилагательном, используя кластер. СЛАЙД.
1.Выполнитьсинтаксический разбор предложения. (один учащийся выполняет работуу доски)
прил. сущ. гл. пр. сущ.
Ослепительные облакаплыли по небу. ( повествовательное,невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, не осложнено)
2.Найдитеприлагательное и выполните морфологический разбор. (одинучащийся выполняет работу у доски)
Ослепительные (какие?) – прилагательное, обозначает признак предмета;
I. н.ф. –ослепительный,
II. пост.:качеств.,
непост.:И.п., мн.ч.
III. Облака(какие?) ослепительные (определение)
V.Применение знаний и умений в новой ситуации
1.Орфографическийпрактикум:
СЛАЙД: (Светло)голубой, (тёмно)индиговый, (беловато)бурый;белыми доро..ками, ч..рные рыбачьи ло..ки, ж..лтые пятна, песча..ый мыс, ра..сыпались, ра..цвела, пор..внялась.
2. Устное составление предложений сословосочетаниями. (Устные ответы учеников)
ПРОВЕРКА. СЛАЙД
Светло-голубой, тёмно-индиговый, беловато-бурый ( правописание сложных прилагательныхжками (дорожек), чёрные (черне́ть) рыбачьи – ( правописаниепритяжательных прилагательных) лодки (лодочки) –( проверяемаясогласнаяёлтые (желте́ть) – (буквыо-ё после шипящихный мыс – (однаи две буквы н в суффиксах прилагательныхссыпались, расцвела– (правописаниеприставок на -з, -савнялась –( правописаниегласных в корне с чередованием).
VI.Обобщение и систематизация знаний
Работав парах. Посоветуйтесь и решите, кто из вас будет отстаивать ваши мнения.
Выполнениезадания № 1 (стр. 32) Из данных утверждений выберитеверные.
(Заслушиваются ответы учеников).
Верныеутверждения:
3) Верно(странный — страннее, более странный, самый странный.)
4)НЕВЕРНО.
-Ребята,а почему 4 задание неверно: Имя прилагательное в форме сравнительной степени в предложении является сказуемым, в форме превосходной степени – как правило, определением.
-Давайте запишем предложения и определим грамматическую основу предложений. СЛАЙД
Утровечера мудренее. (Прилагательное в форме простой сравнительной степени в предложении выполняютфункцию сказуемого)
Композициястала более сложной. Сегодня решается болеесложная проблема.
(Впредложении прилагательное в форме составной сравнительной степени можетвыполнять функцию сказуемого или определения)
Эти дети заслуживают самого глубокого внимания.
СегодняВячеслав был самым внимательным. (Впредложении прилагательное в форме превосходной степени являются определениямиили входят в состав сказуемого).
6)Верно. (Я стал старше.)
7) Верно
— Давайтепросклоняем слово (устно)
И.п. более здоровый, здоровая, здоровое, болеездоровые;
Р.п. более здорового, здоровой, здорового, более здоровых;
Д.п. более здоровому, здоровой, здоровому, более здоровым;
В.п. более здорового, здоровую, здоровое,более здоровых;
Т.п. более здоровым, здоровой, здоровым, более здоровыми;
П.п. более здоровом, здоровой, здоровом,более здоровых.
8)Верно. (Слово наиболее (наименее) в составной превосходной степениприлагательное – неизменяемое.
9)Верно. (Только качественные имеют краткую форму и степени сравнения.)
Физкультминутка. Гимнастика для глаз «Бабочка»
Спалцветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки).
Ивдруг проснулся (поморгать глазами).
Большеспать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки).
Встрепенулся,потянулся (руки согнуты в стороны, выдох).
Взвилсявверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).
VII. Контроль усвоения,обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
1.Выполнитьтестовые задания № 2 (стр. 32-33)
2.Взаимопроверка.
-Ребята,обменяйтесь тетрадями, проверьте работу своегососеда по парте. Ответы вы видите на слайде.
ПРОВЕРКА: СЛАЙД: 1-2, 2-3, 3-3, 4-2, 5-4
— Ребята,у кого возникли трудности в выполнении тестовых заданий? (обсуждениедопущенных ошибок.)
3.Работас текстом. (у каждого ученика на парте распечатанный тест с заданием)
Задание. Прочитайте и озаглавьте текст. Сначала выпишите вместе с существительными прилагательные с пропущенными буквами. Укажите разряд прилагательных. СЛАЙД
В Новгородской области м..стерят деревя(н,нн)ые расписные ложки, миски. Это знаменитая хохлом..ая роспись – пламе(н,нн)ая хохлома. Хохлома – стари(н,нн)ое село, где раньше прод..вали изделия из дерева. А пламе(н,нн)ой ее называют потому, что веселые (красно)золотые изделия г..рят как огонь. Но хотя расписные вещи св..ркают подобно золоту, драгоце(н,нн)ого металла в них совсем нет. Когда миску или бочонок выточ..т из мягких пород дерева, их грунтуют глиной, промасливают и лудят – нат..рают алюминиевым порошком. Затем покрывают алюминием и лаком, и сажают в горяч..ю печ… В жаре олифа и лак густеют, спекаю(т,ть)ся, становя(т,ть)ся желтоватыми. Под их слоем серебря(н,нн)ый цвет полуды выгляд..т как золото. Далеко за пр..делами России известна пламе(н,нн)ая хохлома. |
ПРОВЕРКА: СЛАЙД
Хохлома
В Новгородской области мастерят деревянные расписные ложки,миски. Это знаменитая хохломская роспись — пламенная хохлома.Хохлома — старинное село, где раньше продавали изделия из дерева.А пламенной ее называют потому, что веселые красно-золотые изделия горят,как огонь.
Нохотя расписные вещи сверкают подобно золоту, драгоценного металла в нихсовсем нет. Когда миску или бочонок выточат из мягких пород дерева, ихгрунтуют глиной, промасливают и лудят — натирают алюминиевым порошком.Затем покрывают алюминием и лаком, и сажают в горячую печь. Вжаре олифа и лак густеют, спекаются, становятся желтоватыми. Подих слоем серебряный цвет полуды выглядит, как золото. Далеко за пределамиРоссии известна пламенная хохлома.
Качественные:знаменитые, племенная, старинная, весёлые,красно-золотые, драгоценного,
мягких, горячую, желтоватыми, серебряный (цвет).
Относительные: новгородские, деревянные, расписные, хохломская,алюминиевым.
VIII. Рефлексия. Итог урока. Оценкадеятельности.
-О какой части речи мы говорили на уроке? (обимени прилагательном)
—Чтообозначает прилагательное? (признакпредмета)
—На какиевопросы отвечают имена прилагательные? (какая?какой? какое? какие?)
— Какизменяется имя прилагательное? (по родам, числам,падежам)
—Чемявляется прилагательное в предложении? (определением,сказуемым)
—От какойчасти речи зависит прилагательное? (отсуществительного)
— Какую рольиграют прилагательные в речи? (Прилагательныеукрашают нашу речь. Делают её более точной, яркой, выразительной.)
-Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой на уроке?
-Считаете, мы достигли цели? У нас получился результат? (Ученики отвечают на вопросы.)
-Составьте синквейн на тему: « Имя прилагательное».
Пример синквейна. СЛАЙД
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
КАЧЕСТВЕННЫЕ, ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ
СКЛОНЯЮТСЯ, ИЗМЕНЯЮТСЯ, СОГЛАСУЮТСЯ,
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – ЭТО САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ
ПРИЗНАК
Оценитесвою работу на уроке. СЛАЙД.
Если былоинтересно на уроке, всё понятно – нарисуйте в тетради зеленый смайлик.
Если немного затруднялся, не всё понятно, надо поработать дома – нарисуйте в тетрадижелтый смайлик.
Если науроке было трудно, ничего не понял – нарисуйте в тетради красныйсмайлик.
Выставление оценок.
Домашнее задание: выполнитьзадание 3 (стр. 33), подготовиться к контрольной работе по теме «Имяприлагательное» СЛАЙД