Технологическаякарта урока
Предмет, класс, УМК, автор учебника |
Математика, 3 класс, УМК «Школа России», М.И. Моро, М.А. Бантова «Математика», М.: «Просвещение», 2014 г. |
Учитель |
Калянова Марина Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ №76 «ШБ» |
Характеристика класса |
Характеристика учебных возможностей учащихся класса, для которого проектируется урок: В классе обучается 26 детей. Из них 18 мальчиков, 8 девочек. Учащиеся данного класса активны и подвижны. В основном со средними способностями, есть учащиеся с низкой учебной мотивацией и проблемами поведения. На уроках достаточно легко переключаются с одного вида деятельности на другой, темп работы средний. Средний балл класса 3,5. |
Тема урока |
Решение задач на увеличение числа в несколько раз |
Тип урока |
Открытие нового знания |
Дидактическая цель
|
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых знаний |
Задачи урока |
· Познакомить учащихся с задачами на увеличение числа в несколько раз, организуя самостоятельное наблюдение за изучаемым материалом; упражняться в решении задач. · Отрабатывать математические навыки, умение слушать, отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ. Развивать любознательность, память, мышление, внимание. · Воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в группе, интерес к математике. |
Планируемые результаты |
Предметные: — научить записывать и решать задачи на увеличение числа в несколько раз; — представлять задачу в виде рисунка.
Личностные: — развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; — проявлять внимание и уважение к одноклассникам в разных социальных ситуациях; — объективно оценивать собственную и коллективную деятельность.
Метапредметные: Регулятивные: — совместно с учителем принимать и сохранять учебную задачу — составлять план решения задачи, проговаривая последовательность выполнения действий; — применять установленные правила при планировании способа решения задачи; — сравнивать с образцом. Познавательные: — делать выводы на основе обобщения; — учиться устанавливать связи между данными и искомыми величинами; — делать выводы о результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: — слушать и понимать речь других; сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, паре; — договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; — участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. |
Методы обучения |
Технология деятельностного метода обучения. Объяснительно-иллюстративный. |
Формы организации познавательной деятельности |
Фронтальная, индивидуальная, работа в группах, парах. |
Средства обучения |
Учебник М.И. Моро, М.А. Бантова «Математика», геометрический материал, карточки для парной и групповой работы, электронное приложение к предмету «Академия науки», презентация. |
Ходурока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Организует деятельность учащихся на создание рабочей обстановки. Математика пришла, Слайд 2 Занимай свои места. Чтоб от безделья не зевать, Мы научимся решать. Ребята, великий писатель Максим Горький сказал: «Всегда – учиться, всё – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь». −А можно ли эти слова отнести к вам? − Как связаны эти слова с нашим уроком? − А вы хотите стать более успешными в знаниях? Тогда подарите улыбку друг — другу и пожелайте удачи! — Я Вам желаю успехов сегодня на уроке! |
Читают стихи Погружаются в рабочую атмосферу.
Эмоционально настраиваются на урок.
|
ЛУУД: развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения
КУУД: участвуют в учебном диалоге, аргументируют свою точку зрения |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
|
Организует деятельность по повторению пройденного материала. Порешаем задачи в стихах. Взаимооценка (Записывают на листочках) Старичок-боровичок всю семейку вывел На прогулку во лесок всех он их приметил А грибки-боровички быстро разбежались 6 под кустик, 3 за пень, а 4 в травку. Их искать для старичка, что в стогу булавку. Кто быстрее всех решает, и грибочки сосчитает?
На лесной поляне 2 дубочка пляшут, 3 берёзки, 2 сосны и 4 клёна. Посчитать ты можешь, сколько деревьев в танце кружат?
Белка на елке грибочки сушила, песенку пела и говорила: Коля с мамой в лес ходил, там грибы он находил. А когда домой пришел, все грибы сложил на стол. Тут сестренка его Оля принялась считать их вскоре. Вы, ребята, вместе с Олей сосчитайте грибы Коли: 3 лисички, 5 маслят, боровик и 6 опят.
— На какую тему задачи? Ребята, расскажите мне, как правильно вести себя в лесу?
Создаёт проблемную ситуацию. Слайд 6 Ребята, Боровичок прислал нам письмо: Хоть ты смейся, хоть ты плачь, Не люблю решать задач. Потому что нет удачи На проклятые задачи. Может быть, учебник скверный, Может быть, таланта нет, Не могу открыть секрет: Как задаче дать ответ… — Помогите мне, ребята, разобраться в решении задач! − Поможем, ребята? Слайд 7 Поработаем с задачами №1. В одной лодке 6 человек, а в другой на 2 человека больше. Сколько человек во второй лодке? №2. В одной лодке 6 человек, а в другой в 2 раза больше. Сколько человек во второй лодке? Прочитайте первую задачу, решите устно. Назовите решение задачи. − Почему первая задача решается сложением? Прочитайте вторую задачу, запишите её решение на карточку — В чем разница между этими задачами? |
Записывают ответы на карточки и оценивают друг друга по шкале.
(6+3+4=13)
(2+3+2+4=11)
(1+1+2+3+1+6=14)
(3+5+1+6=15)
— Лес -Не ходить без взрослых в лес — Не уходить далеко от взрослых
Решают задачи записывают ответы на карточке.
Отвечают на вопросы: − В условии задачи сказано на 2 человека больше, поэтому её решаем сложением. Дети затрудняются записать решение второй задачи. В первой на два раза больше Во второй в два раза больше |
ПУУД: учиться устанавливать связи между данными и искомыми величинами, делают выводы на основе обобщения
|
3. Выявление места и причины затруднения.
|
— Ребята, сможем ли мы помочь Боровичку.
Формулирование темы и учебных задач урока. − Определите тему урока. − Тема урока «Задачи на увеличение числа в несколько раз ». − Какую поставим цель урока?
|
Высказывают предположения – можем ли помочь Боровичку. Фиксируют затруднение – не можем, не хватает знаний. — Нет. Мы не умеем решать задачи, где в условии сказано в 2 раза больше. — Мы еще не знаем правила решения таких задач.
Учащиеся называют тему урока «Решение задач, где в условии есть слова в 2 раза больше». Ставят перед собой задачи: —Научиться решать задачи на увеличение числа в несколько раз. — научиться записывать решение в тетрадь. |
РУУД: совместно с учителем принимают и сохраняют учебную задачу
|
4. Построение проекта выхода из затруднения |
Организует практическую работу в парах с геометрическим материалом. Слайд 8-9 а) Рассмотрите рисунок с геометрическими фигурами. − Сколько квадратов выложено в первом ряду? − Сколько раз по 2 кружка выложено во втором ряду? − Каких фигур больше? В этом случае говорят, что кружков в 3 раза больше, чем квадратов, а квадратов в 3 раза меньше, чем кружков.
б) Положите 4 квадрата в первый ряд, а во второй ряд 2 раза по 4 кружка. −Что можно сказать о кружках? − Что можно сказать о квадратах? Слайд 10 в) Положите в верхний ряд 5 треугольников, а в нижний ряд в 2 раза больше квадратов. − Объясните, как это нужно выполнить. − Как узнать, сколько квадратов? Слайд 11 − Каким действием находим число, которое в несколько раз больше данного?
Сформулируем вывод, добавляя пропущенные слова. Слайд 12 При …………..числа в несколько раз, надо его ……… на количество раз. Представленная информация была полезной? ДА 59.43% НЕТ 40.57% Проголосовало: 1166 — Откроем тетрадь.Запишем число и классная работа Вернемся к задаче, которую не смогли решить в начале урока. − О чём говорится в задаче? − Что говорится в задаче про 1 лодку? − Что говорится в задаче про 2 лодку? − Что значит в 2 раза больше? . − Какой вопрос в задаче? − Каким действием решаем задачу? Запишите решение задачи в тетрадь.
Возвратиться к письму от Боровичка. − Ребята, о чём нас просил Боровичок? − Узнали мы вместе с Боровичком, каким способом решаются новые задачи? − Каким действием решаются задачи на увеличение числа в несколько раз? — А для чего нам это знать? Физкультминутка. Слайд 13
|
Называют правила работы в парах. Выполняют задания с геометрическим материалом. а) Отвечают на вопросы: — В первом ряду выложено 2 квадрата. — Во втором ряду выложено 3 раза по 2 кружка. — Больше кружков
б) — Кружков в 2 раза больше, чем квадратов. — Квадратов в 2 раз меньше, чем кружков.
в) — Надо в нижний ряд положить 2 раза по 5 квадратов. 5 ∙ 2 = 10 — Действием умножения
Формулируют правило.
Открывают тетради — О лодках. — В ней 6 человек.
Определяют, каким действием решается задача. Записывают решение в тетрадь. Проверяют по эталону. Самооценка.
Отвечают на вопросы.
|
ПУУД: учатся устанавливать связи между данными и искомыми величинами; делают выводы на основе обобщения
РУУД: учатся составлять план решения задачи,
|
5.Реализация построенного проекта. |
Организует работу в парах на индивидуальных компьютерах. Электронное приложение «Академия наук». Задание №1 —-Вставьте пропущенные цифры -Каким действием решали ? -Почему умножением?
-Значит, каким действием будем решать задачи, если в условии сказано в несколько раз?
Физкультминутка для глаз |
Дети контактируют друг с другом на уровне учебного сотрудничества, согласования действий с партнёром. Выполняют работу – вставляют пропущенные цифры . Первая пара выходит к доске и доказывают свой выбор решения задания. Потому, что увеличивали в 2 и 3 раза
|
КУУД: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности |
6. Первичное закрепление нового способа действия с проговаривание во внешней речи.
|
Организует практическую работу в группах. Слайд 14-15 Я предлагаю вам решить задачи в группах 1,4 Группа. Купили 5 зеленых мячей , а красных в три раза больше. Сколько красных мячей купили? 2,5 группа У Вани 7 рублей, а у Полины в два раза больше. Сколько денег у Полины? 3 ,6 группа Коля собрал в лесу 8 лисичек, а опят в три раза больше. Сколько опят собрал Коля в лесу? Подведем итог: — На какое действие выполняли задачи? — Почему выбрали это действие? |
Называют правила работы в группе. 1.Читает задачу 2.Предлагает и записывает решение 3.Называет ответ 4. Отвечает
5*3=15 (м) Ответ: 15 красных мячей купили
7*2= 14 (руб.) Ответ: 14 рублей у Полины
8*3 = 12 (гр) Ответ: 12 опят собрал Коля в лесу.
-На умножение — Если в задаче говориться в несколько раз больше, значит она решается умножением. |
КУУД: слушают и понимают речь других; сотрудничают с одноклассниками при работе в группе |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
Организует самостоятельную работу с проверкой по эталону Слайд 16-17 Вам нужно записать её решение и ответ в тетрадь.
Самооценка |
Решают задачи по вариантам Проверяют по эталону.
Оценивают себя по шкале. |
РУУД: применяют установленные правила при планировании способа решения задачи; сравнивают с образцом |
8. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
Мы открыли новое знание? Достигли ли вы цели? Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем?
Поднимите руки те ученики, кто получил сегодня высокие оценки, получают «5», Поднимите руки , у кого есть средняя оценка . получают «4»
Перед вами «Дерево успеха». Оцените свою деятельность на уроке и прикрепите свой листок на ветке дерева.
Зеленый лист – работал хорошо, все понял Желтый лист – работал, не все понял, нужно тренироваться Красный лист – не все понял
Домашнее задание № 5 (решить примеры), кто хочет дополнительные баллы придумать задачу на увеличение числа в несколько раз. |
Учащиеся дают самооценку своей деятельности на уроке.
Оценивают работу . Записывают домашнее задание. |
ПУУД: делают выводы о результате совместной работы класса и учителя ЛУУД: осмысливают причины успеха в учебной деятельности |
1 группа
Купили 5 зеленых мячей , а красных в три раза больше. Сколько красных мячей купили? Решение:________________________ Ответ:___________________________________
|
4 группа
Купили 5 зеленых мячей , а красных в три раза больше. Сколько красных мячей купили? Решение:________________________ Ответ:___________________________________
|
2 группа У Вани 7 рублей, а у Полины в два раза больше. Сколько денег у Полины? Решение:________________________ Ответ:___________________________________
|
5 группа У Вани 7 рублей, а у Полины в два раза больше. Сколько денег у Полины? Решение:________________________ Ответ:___________________________________
|
3 группа Коля собрал в лесу 8 лисичек, а опят в три раза больше. Сколько опят собрал Коля в лесу? Решение:________________________ Ответ:___________________________________
|
6 группа Коля собрал в лесу 8 лисичек, а опят в три раза больше. Сколько опят собрал Коля в лесу? Решение:________________________ Ответ:___________________________________
|
1,4 Группа.
2,5 группа
3 ,6 группа
Коля собрал в лесу8 лисичек, а опят в три раза больше. Сколько опят собрал Коля в лесу?
1,4 Группа.
Купили 5 зеленыхмячей , а красных в три раза больше. Сколько красных мячей купили?
2,5 группа
У Вани 7 рублей, ау Полины в два раза больше. Сколько денег у Полины?
3 ,6 группа
Коля собрал в лесу8 лисичек, а опят в три раза больше. Сколько опят собрал Коля в лесу?