X-PDF

Статья Воспитательный потенциал уроков ОБЖ, как необходимость повышения культуры безопасности жизнедеятельности человека

Поделиться статьей

ЖаворонковАлександр Николаевич

бакалавр, преподаватель-организатор ОБЖ
МБОУ СОШ с.Дубовое Добринский муниципальный район Липецкой области

с. Дубовое

 

Воспитательный потенциал уроков ОБЖ,как необходимость повышения культуры безопасности жизнедеятельности человека

 

Важнейшей задачей в областизащиты людей состоит в том, чтобы просвещать их о том, как достичь гармоничногоразвития человека, природы, техносферы, и тем самым, противостоять чрезвычайнымситуациям.

Важно, чтобы образование по основамбезопасности жизнедеятельности не ограничивалось только получением определеннойсуммы знаний и навыков по разделам программы, но стало приоритетной задачей ивнутренней потребностью человека, общества и цивилизации. Это может бытьдостигнуто путем развития нового мировоззрения, системы ценностей, норм итрадиций безопасного поведения, то есть формированием культуры безопасностижизнедеятельности.

Культура безопасностижизнедеятельности — это уровень личного и общественного развития, определяющийсяважностью обеспечения безопасности жизни в системе личных и социальныхценностей, распространением стереотипов безопасного поведения в повседневнойжизни, активной практикой по снижению риска.  

Качества личности имеютрешающее значение для предотвращения развития опасных и чрезвычайных ситуаций иминимизации их негативных последствий. Несомненно, эти качества личностинеобходимо воспитывать.

Качества личности -особенности проявления личности, выражающие специфику психологических процессови состояний, черт характера и поведения в социальной или природной среде. 

Воспитание (узкое педагогическиезначение) – специально организованная деятельность, направленная наформирование определенных качеств человека, осуществляемая во взаимодействиипедагогов и воспитанников в рамках воспитательной системы.

Компоненты культуры безопасностижизнедеятельности:

— на индивидуальном уровне — она ​​состоит из мировоззрения, норм поведения, индивидуальныхценностей и личной готовности в области безопасности жизнедеятельности;

— на коллективном уровне — она ​​состоит из корпоративных ценностей, профессиональной этики иморали, квалифицированных специалистов в этой области;

 на государственном уровне — она ​​состоит из традиций безопасного поведения, социальныхценностей, готовности населения в области безопасности жизнедеятельности.

Культура безопасностижизнедеятельности носит глобальный характер и имеет многомерный смысл. Поэтому,усилия по содействию в воспитании качеств личности, необходимых для достиженияжелаемого результата, должны быть системным, междисциплинарным имежведомственным.

Учебный предмет Основы безопасностижизнедеятельности обладает безграничным потенциалом в формировании культурыбезопасности жизнедеятельности, и самое главное, в воспитании необходимых качествличности. В данном случае обучение и воспитание будут дополнять друг друга вдостижении желаемого результата.

От учителя требуется рациональный отборсодержания учебного материала и умение преподнести его обучающимся. Так как,следует помнить, что содержание учебного предмета на уроке – это мощныйинструмент воздействия на личность обучающегося. Но внести позитивные измененияв становление личности сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоилэтот инструмент и понимает его воспитательные возможности.

В общем воспитательныйпотенциал урока включает следующие группы возможностей:

1) воспитательные возможности организации урока(возможности для воспитания обучающихся, имеющиеся на уроке независимо отучебного предмета и темы конкретного урока);

2) воспитательные возможности, обусловленныеспецификой учебного предмета (так, для экологического воспитания большевозможностей имеется при изучении биологии, ОБЖ, чем при изучении литературы;литература более способствует эстетическому воспитанию, чем физика; урокиистории, краеведения, обществознания, ОБЖ обладают большими возможностями дляпатриотического воспитания, чем уроки математики и т. д.);

3) воспитательные возможности содержанияобразования на уроке, которые зависят от темы данного урока, егообразовательных и развивающих целей и задач. Более подробно, применительно ковсем учебным предметам, в приложении 1.

Короткорассмотрим схему воспитания качеств личности, необходимых для формированиякультуры безопасности жизнедеятельности на уроках ОБЖ по теме «Пожары».

1.Рассмотреть понятие «пожар», их виды и т.д.

2. Сделатьакцент на то, что пожары являются самыми частыми и страшными чрезвычайнымиситуациями.

3.Рассмотреть причины пожаров, с акцентом, что основная причина  была и остается– это деятельность человека.

4.Рассмотреть травмы, которые возможно получить при пожаре: ожоги, переломы,сотрясения головного мозга, раны, вывихи и др. С акцентом, что всесопровождается болью, шоковым состоянием, ампутацией и пр., в т.ч. гибельючеловека.

5. Рассмотретьдействия человека при пожаре.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

Примечание.Пункты 1-5 – это знания, но их надо преподнести так, что бы обучающиесяпрочувствуют всю тяжесть последствий пожаров, а это уже путь воспитания.

6. Продумываемжизнедеятельность человека без пожаров, т.е. как не допустить возникновенияпожаров в доме, на работе, на транспорте, в торговых центрах, в местахмассового скопления людей (клубы, кинотеатры и др.). На этом этапе идет процессвоспитания качеств личности необходимых для повышения культурыжизнедеятельности человека. Перечислим некоторые: дисциплинированность,организованность, смелость, решимость, самоконтроль, целеустремленность,толерантность и др.

7. Рефлексия.На этапе рефлексии обучающиеся подводят итоги и размышляют какая должна бытьжизнедеятельность, что бы не допустить пожаров.

 В заключение следует отметить, чтореализация воспитательного потенциала уроков ОБЖ, дляповышения культуры безопасности жизнедеятельности возможна если данные ситуациипрочувствованы, пережиты и безусловно поняты.

Список литературы

1.Коджаспирова Г. М., Коджаспирова А. Ю. Словарь по педагогике. – Москва : ИКЦ«МарТ»; Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.

2.Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко [и др.] ; под ред. Л. П. Крившенко. – М. :ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 432 с.

3.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие /  АйзманР.И., Шуленина Н.С., Ширшова В.М. – 2-е изд., стер. – Новосибирск: Сиб унив., изд-во, 2010. — 247 с.

4.Сычев Ю.Н. БЖД: учебно-практическое пособие / Московский государственныйуниверситет экономики, статистики и информатики. — М., 2005. — 226 с.

 

Приложение 1

Поскольку 2-я и 3-я группы возможностей подробнорассматриваются в предметных методиках преподавания, следует отметить воспитательныевозможности организации урока.

Важнейшим аспектом воспитательной функцииобучения является воспитание интереса к учению, к процессу познания,формирование мотивов учебной деятельности. Степень реализация этих возможностейна уроке изначально определяет успешность учебно-познавательной деятельностишкольников.

Классно-урочная система, призванная упорядочитьпроцесс обучения, дисциплинирует учащихся независимо от содержания образованияи вида учебной деятельности. Несомненно то, что на каждом уроке учитель долженвоспитывать у школьников сознательную дисциплину, в основе которой находятсяосознание обучающимися важности дисциплины, убежденность в том, чтодисциплинированный человек добьется большего успеха в жизни. В воспитаниисознательной дисциплины на уроке решающую роль играет умение учителя показатьзначения учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины, преимуществачеткого выполнения необходимых действий перед недисциплинированностью.

Одним из характерных признаков современныхпедагогических технологий является увеличение доли самостоятельной работы обучающихсяв процессе обучения. В связи с этим усиливается роль умений и навыковсамостоятельной организации обучающимися своей учебно-познавательнойдеятельности. На практике неумение обучающихся правильно организовать своюработу, систематическое несоблюдение правил техники безопасности и гигиенытруда приводит к тому, что за полученное образование ученик часто платит своимздоровьем: нарушение осанки, близорукость, нервные расстройства и др. Актуальностьпроблемы здоровьесбережения обучающихся диктует необходимость формирования уних навыков научной организации учебного труда.

Схема анализа процесса воспитания на уроке

I. Использование воспитательных возможностейорганизации урока.

1. Воспитание интереса к учению, к процессупознания (способы создания и поддержания интереса, активизации познавательнойдеятельности обучающихся).

2. Воспитание сознательной дисциплины (умениеучителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовойдисциплины).

3. Формирование умений и навыков организации обучающимисясвоей деятельности (организация самостоятельной работы, соблюдение техникибезопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организациейрабочего места).

4. Воспитание культуры общения (организацияобщения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать иаргументировать свое мнение).

5. Формирование и развитие оценочных умений(комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учениками, коллективноеоценивание, взаимопроверка и оценивание обучающимися друг друга).

6. Воспитание гуманности (характер отношений«учитель – ученик», регулирование учителем отношений между обучающимися).

II. Использование воспитательных возможностей,обусловленных спецификой учебного предмета.

III. Использование воспитательных возможностейсодержания образования (связывание педагогом учебного материала с жизнью, спотребностями учащихся, с общественной с моралью, с актуальными нравственнымипроблемами).

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет