X-PDF

Консультация для педагогов: Особенности работы с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Поделиться статьей

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Подготовила:

    1 слайд

    Подготовила:
    воспитатель
    Шалаева Ирина Анатольевна
    Консультация для воспитателей:
    «Особенности работы с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

  • Познавательное

    2 слайд

    Познавательное развитие — образовательная область в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

  • Образовательная

    3 слайд

    Образовательная область «Познавательное развитие» направлена на достижение следующих целей:

    развитие у детей познавательных интересов;

    интеллектуального развития детей через решение следующих
    задач:
    сенсорное развитие;
    развитие познавательно-исследовательской деятельности;
    формирование элементарных математических представлений;
    формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

  • В

    4 слайд

    В качестве приоритетной задачи стандарт ставит следующую: «Не столько научить ребенка читать и писать, сколько «приохотить» его к учебе на протяжении всей жизни.
    Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста». А.Г. Асмолов.

    4

  • развитие

    5 слайд

    развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
    формирование познавательных действий, становление сознания;
    развитие воображения и творческой активности;
    формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
    о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа;
    об отечественных традициях и праздниках;
    о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы;
    многообразии стран и народов мира.

    Познавательное развитие предполагает — (ФГОС ДО):

  • Содержание

    6 слайд

    Содержание образовательной области
    Зависит от:
    — возрастных и индивидуальных особенностей детей;
    — определяется целями и задачами Программы;
    — может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности –как сквозных механизмах развития ребенка)
    В младенческом возрасте ( 2мес.-1 год )-непосредственно эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия.

  • Возрастные

    7 слайд

    Возрастные особенности
    С 1-3лет:
    объекты познания окружающие предметы, их действия, познают по принципу: «Что вижу, то и познаю». Накопление информации происходит через манипуляцию с предметами, личному участию в различных ситуациях, наблюдению.
    Условием активного познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, свобода исследования (предметно — манипулятивная игра), место и время для развертывания игры.
    Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование
    с материалами и веществами
    (песок, вода, тесто и пр.)

  • 3-4

    8 слайд

    3-4 года
    Накапливаются представления и знания об окружающей жизни но они практически не связаны между собой.
    Ребенок только пытается установить взаимосвязи между представлениями.
    Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия.
    Объектами познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина).
    Эти знания помогают сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства – тождества и различия, осуществлять классификацию, сериацию.

  • 4-5

    9 слайд

    4-5 лет
    Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию переданную словом.
    Ребенок активно реагирует на образную и вербальную информацию, может ее усваивать, анализировать, запоминать и оперировать ею. В этом возрасте выделяется 4 основных направления познавательного развития:

    знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного опыта детей;
    установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;
    установление первых проявлений избирательных интересов детей;
    формирование положительного
    отношения к окружающему миру.

    9

  • 5-6

    10 слайд

    5-6 лет
    Ребенок познает «большой мир». Отношение к миру заботливое, доброе, гуманное.
    Дети могут систематизировать накопленную и полученную информацию, устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени.
    Развивается знаково-символическая функция сознания, т.е. умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построение модели отношений между понятиями.
    Познавая объекты, события дети учатся не только анализировать, сравнивать, но и обобщать, делать выводы, упорядочивать и классифицировать.
    Появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.

  • 6-7

    11 слайд

    6-7 лет
    Сведения о мире являются базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребенка.
    Познание предполагает упорядочение информации.
    Понимание взаимосвязи является одним из моментов формирования целостной картины мира путем сопоставлений, обобщений, умозаключений.
    Предвидение возможного развития событий.
    К 7 годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи.
    Формируется познавательное, бережное отношение к миру

    11

  • Источники

    12 слайд

    Источники познавательного развития
    От рождения до года: близкие взрослые (родители, прежде всего – мама, папа, бабушка, дедушка), цветовые и звуковые раздражители
    1-3 года – человек- близкие и значимые взрослые
    3-4 года — человек, сам ребенок (собственные наблюдения, манипуляции, игра, обследование сенсорных эталонов), взрослые – близкие и значимые взрослые (рассказы взрослых, чтение книг), доступные средства массовой информации (телевизор, интернет и др.)
    4-5 лет – осознанное восприятие взрослого как источника информации и требовательное (критическое) отношение к поступающей от взрослых информации
    5-8 лет – расширение диапазона источников, обучение детей самостоятельному получению («добыванию») информации из различных источников ( помимо взрослого)

  • Виды

    13 слайд

    Виды деятельности по познавательному развитию: игровая, познавательно-исследовательская включает (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), самообслуживание, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, включая конструирование, музыкальная, двигательная, деятельность
    Организация этих видов деятельности способствует развитию: мышления, речи, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей, т.е. в разных видах деятельности решаются задачи познавательного развития
    Предполагает оценку индивидуального развития детей (у всех детей разный исходный уровень)

  • НЕПОСРЕДСТВЕННО

    14 слайд

    НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    (занятия)
    Это форма (после введения ФОГС основная) организации обучения в детском саду, имеющая определенную структуру: начало, основная часть, окончание – «открытый конец»
    Определение И.А.Бурлаковой.
    Под совместной образовательной деятельностью взрослых и детей понимаются все виды взаимодействия детей и взрослых в рамках освоения образовательных областей и режимных моментов, учитывающих мотивацию ребенка

  • СТРУКТУРА

    15 слайд

    СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    в познавательном развитии

    НАЧАЛО
    Для начала это приглашение к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня… «Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я буду… «Хотите узнать.. «Кто хочет – присоединяйтесь…»).
    Игровая мотивация – это методический прием, помогающий в игровой форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата. Игровая мотивация должна отвечать возрастным особенностям детей.
    В ходе работы по теме ОД дети включаются в активный процесс по реализации поставленных задач, выполняя различные задания, поручения, решают кроссворды, проводят опыты, эксперименты, смотрят познавательные фильмы и т.д. от возраста к возрасту включаясь в процесс познания (могу, хочу, надо).

  • ПРОБЛЕМНАЯ

    16 слайд

    ПРОБЛЕМНАЯ игровая СИТУАЦИЯ
    лежит в основе образовательной деятельности по познавательному развитию
    Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъекту не хватает данных, и он должен сам их искать.
    Проблемная ситуация активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
    Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок:
    1) сам формулирует проблему (задачу);
    2) сам находит ее решение;
    3) решает;
    4) самоконтролирует правильность этого решения.

  • Стандарт

    17 слайд

    Стандарт утверждает основные принципы-
    формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности .

    Сочетание формы работы с детьми и детской деятельности (вместе с ОД)

    Познавательно-исследовательская: — наблюдение
    — экскурсии
    — решение проблемных ситуаций
    — экспериментирование
    — коллекционирование
    — моделирование
    — реализация проекта
    — игры с правилами

  • ОСОБЕННОСТИ

    18 слайд

    ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ
    проблемной ИГРОВОЙ МОТИВАЦИИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
    в области «Познавательное развитие»
    Младший дошкольный возраст
    Вы рассказываете, что у каких-то игровых персонажей (кукол, живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса) что-то случилось (нечто сломалось, грозит опасность, или, наоборот, предстоит радостное событие).
    Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т.д. сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том (или успели лично убедиться), что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.
    Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие. И дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь.

  • Средний

    19 слайд

    Средний возраст
    В работе с детьми этого возраста используются два типа игровой мотивации.
    Первый тип как для предыдущей возрастной группы.
    Второй тип осуществляется, когда дети принимают на себя роль и действуют в ней.
    Для этого педагог предлагает детям поиграть. После того, как они согласятся, воспитатель принимает на себя роль, например, мамы-зайчихи и интересуется, кем бы хотели быть дети в этой игре. Обычно они принимают роль детенышей – зайчат.
    Педагог соглашается со всеми предложениями и по ходу непосредственно образовательной деятельности обращается к детям в соответствии с принятыми ими ролями.
    В течении 1-2 минут можно организовать действие детей в роли (едят морковку, гуляют по лесу). Затем совместно с детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (необходимо что-то сделать: забор от волка), а затем учебная (научимся делать этот забор).
    В старших группах потребность в создании игровой мотивации сохраняется, но задачи, которые стоят перед детьми значительно усложняются: задания-поручения, решение проблемной ситуации без помощи взрослого, создание чего-то, проведение эксперимента, разгадывание загадки, ребуса, кроссворда и пр..
    Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, касающихся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?)

  • Условия,

    20 слайд

    Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста предполагают :

    Обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям;
    Поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих мыслей и чувств;
    Недирективную помошь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)
    Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослыми и более опытными сверстниками

  • Развивающая

    21 слайд

    Развивающая предметно-пространственная среда должна быть :
    в области «Познавательное развитие»:
    содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. ( соответствии с ФГОС ДО).

    Организация образовательного пространства и разнообразие материала, оборудования и инвентаря ( в здании и на участке) должны обеспечивать:
    игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами ( в том числе с песком и водой)

    Вариативность среды предполагает:

    Наличие в Организации или Группе различных построек(для игры, конструирования), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
    Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную, исследовательскую активность детей

  • Рекомендации

    22 слайд

    Рекомендации педагогам при подготовке к ОД по познавательному развитию:
    При обучении новому материалу можно разделять детей на подгруппы: мальчики и девочки; также рассаживать на занятии: мальчик-девочка или малоактивных детей с более активными т.к. дети взаимодополняют друг друга.
    В начале занятия использовать игровые разминки, отгадывание кроссвордов, ребусов, загадок и т.д. по теме, чтобы дать возможность детям сконцентрировать внимание.
    При объяснении последовательности работы, следить за тем, чтобы оно было четким, конкретным, понятным, немногословным, особенно это важно для мальчиков.
    Использовать проблемные и игровые ситуации на занятиях.
    Мальчикам полезны групповые формы работы с элементами соревновательности.
    Для девочек желательно использовать групповые формы работы с акцентом на взаимопомощь.
    Одну и ту же тему повторять с усложнением и дополнением, с другим материалом

  • Используемая

    23 слайд

    Используемая литература:
    Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 192 с.
    Н.Е.Веракса, О.Р. Галимов « Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет» — М: Мозайка- Синтез, 2014.
    ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
    ФГОС Дошкольное образование Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г. N 30384
    23

  • 24

    24 слайд

    24


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет