X-PDF

Рольсистемы ценностей в становлении личности подростка.

Поделиться статьей

Voronova A.G.

Рольценностной системы ориентиров в становлении личности обучающегося.

 Воронова А.Г   

                                                             ГБОУ ЦО№173

Главная жизненная задача человека -дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важныйплод его усилий — его собственная личность.

                                                                                                                    Фромм Э.

Становлениеличностиобучающегосяпредполагаетусвоениеценностейкультурыиформированиянаихосновеустойчивойиндивидуальнойсистемыгуманистическихценностныхориентаций,детерминирующихповедениеидеятельность.Носоциальныенормы,требования,эталоны,ценностикультурывоспринимаютсяиприсваиваютсяобучающимсясубъективноиизбирательно.Потомуценностныеориентацииобучающегосяневсегдасовпадаютсценностями,выработаннымиобщественнымсознанием.Чтоббогатствакультурыинаукибылипринятыобучающимся,недостаточнотого,чтобобучающийсяпонималихнеобходимость.Ценностьстановитьсяпобудительныммотивомдеятельностилишьтогда,когдаонасталаобъектомпотребностиличности.Вслучае,когдаценностьпотребностьвнутреннегосуществования,обучающийсяможетсформулироватьцелисобственнойдеятельности,найтиэффективныесредстваихреализации,осуществитьсвоевременныйконтроль,оценкуикорректировкусвоихдействий.Развитиеистановлениеличностиобучающегосяпредполагаетусвоение(присвоение)имсистемыобщественныхценностей.Сэтойцельюпедагогорганизует,отбираетобъектыкультуры,предоставляетимицелевуюнаправленность,создаваятемсамымвоспитательнуюсреду,котораяраскрываетпередобучающимсяобразжизниипозволяетестественновходитьвконтекстсовременнойкультурыинауки.

Столкнувшисьнапервомкурсеколледжасобучающимися,которыевпринципенесоциализированы,немотивированынаполучениеобразованиявсталсерьезныйвопроспостроениядиалогасобучающимися.

Фактическимыстолкнулисьсситуацией,описаннойвстатьеА.В.Хуторского«интериоризация и экстериоризация в образовании».

НаданныймоментпроходитмощноеотторжениезнанийшкольникамиВовесьроствстала<<,проблема снижениямотивацииучащихся,ихотчуждениеот«даваемого»образования,являютсянепременнымиатрибутамивнешнезаданнойдоминантыобразования,возродившейсясегоднявтермине«просвещение» >> каксказалА.В.Хуторской.

Детикакизвестнооченьчувствительныколжиипотомусрединихнаурокахчастозвучатфразыдостаточножесткие:вынасзомбируете.Естественно,такаярепликаодногоспособнавосстановитьмногихпротивобразования.

Крометого,чтосоциальнаяобстановкадемонстрируетсовременномушкольнику,чтобизнеснетребуетобразования,аматериальныйуровеньтаммноговыше,анаукаксожалению,частоработаетнабизнес,подменяяистинныеценностичеловека.Такаяситуациявшколах оченьнаглядноподтверждаетслова«Изза

 

 

 

 

значительнойвнешнейзаданностицелей,содержанияэтогообразования,обезличеннойсистемыконтроля,подавляютсясубъектныеначалаучащихсяихсобственноесамовыражение,самореализация.Врезультатетеряетсямотивация,возникаютскука,лицемерие,формализм.»

Ивтакихситуациях,учитель,которыйпопалвситуациюзаложника,ибоонобязанвыполнитьпрограммуивыпуститьученика,отрываетсяотпрограммыипереходитнаобъяснениематериала,черезжизненныеситуации,близкиеподухуисодержаниюдляучеников,итогдапроисходитмаленькоечудо.УченикначинаетучаствоватьвпроцессеурокаНокаковоусилиеитворчествоучителя,которыйвместоготовогопривычногознаниядолженкаждыйденьтворитьчудесаобразования,творчества.

 Именнотакиеситуацииподтверждаютнеобходимость,естественностьивостребованностьименно«выращивания»знанияэкстериоризации,утверждаянапрактике понятие << ., чтовыбордоминирующегоподхода(аименноэкстериоризацииопределяетрезультатыобразования.>>

ЕсливзятьипроанализироватьэтидваподходаЛ.Н.ТолстогоиЛ.С.Выгодскоговсоответствиисихвременемвысказывания,томыбысказали,чтоЛевСеменовичошибался.Каждыйизнихвысказывалсябезотносительноксвоейэпохе,своейобусловленностиситуацией.Ихвысказыванияотносилисьтольковзаимоотношениямучительученик.

 ВремяработывобластипсихологииЛьваСеменовичаопределяетсяпослереволюционнымвременем.Впериод,когдасамаатмосферастранысоздавалаусловиявостребованностиобразования.Ивсеобразованиеложилосьфактическинаблагодатнуюпочвувостребованностиучеником,тоестьоношлоотпотребности ученикаполучитьзнанияиреализоватьсясними.

Такимобразомформальнознанияновыепредполагалось,что«встраиваются»,

Тузаботуоиндивидуальнойзначимости,важностиинужностизнанийвзяланасебяситуативнаяатмосферавгосударстве.Учительнеозадачивалсятакимвопросом.Хотяполитическаяситуациявстранетребовала«вращивания»определенноготипазнаний,наосновечегоисоздавалисьопределенныеИнституты.Системавращиваниятребуетсядляобеспеченияфункционеровдляопределенноговидадеятельности.Такиезнанияневсегдамогутбытьподлиннымиичастоискаженнымииискажающимивнутреннююсущностьученика.ИкаксказалВивекананда<<этовноситсистемнуюошибкувзнание».

ЛевНиколаевичжилиучилвпредреволюционноевремяионбылвнеполитики,оншелотпотребностиивнутреннейпотребностисущностиученикаиэтоневноситсистемнуюошибку,чтодлянаукиищущейистинумногоактуальнее

Имынесоглашаемся сформулировкойЛьваСеменовича оЛьвеНиколаевиче: «Несомненная ошибкаэтоговзглядазаключаетсявчрезмерномпреувеличенииипоклоненииобразцамдетскоготворчестваинепониманиитого,чтостихийнаясилатворчества,хотяиспособнасоздатьобразцывеличайшегонапряжения,темнеменее,навсегдаобреченаоставатьсявузкомкругусамыхэлементарных,примитивныхи,всущности,бедныхформ»

потомукакнашевремяпарадоксовпредставляетсовсеминыеситуации,когданавязываемыеизвнезнанияотторгаютсяученикаминаинтуитивномуровне.

 

 

 

 

Наосознаваемомуровнеоничастопростоневоспринимаются,не запоминаютсяобучающимися.

А.В.Хуторскойвсвоей     статье«Интериоризацияиэкстеиоризациявобразовании»:«Педагогическийподход,ориентированныйна«вращивание»опытачеловечествавегоиндивидовпротивоположенконцепции«выращивания»природнойсущностиребёнка.«Вращивание»Выготского,говорясовременнымязыком,этоавторитарнаяпозиция,рассчитаннаяна

доминирующуюрольучителякакпредставителясоциумаодногоиз

заказчиковобразования,..»Такаяметодиканаданныйпериодразвитиястраныоказываетсянетольконеприемлемаиотторгаемаучениками,ноипосутивредна.

Психологиустановили,чтовнастоящийпериодвремениначинаяс2018-2020 годовувеличиваетсяколичестводетейспсихическимитравмамиипроблемами.Медицинойустановлено,чтотакиепроблемывозникаютчащевсегонауровнепротиворечивыхтребованийввоспитанииТакимиантиподамивоспитанияпреждевсегоявляютсяродители(матьотец,родителибабушки,дедушки),следующийкруг:родителишкола,родителиобществоПротивоположностьтребованийантиподовприводиткболезненнодепрессивнымсостояниямребенка.

 Ктакомупротиворечиюиболезненномусостояниюприходитсовременноеобществовцелом,т.кнавязываемыезнанияи условиявцеломпротиворечатестественнойсутичеловека.

Такимобразоммыприходимквыводуовредеиопасностиавторитарного,«выращиваемого»знанияибооноломаетвнутреннююсущностьчеловека,ребенка,ученика.Новозможноэтотожедействительнотолькодлянашегоэпохальногоотрезкавремени.

 СпозицииЛ.С. Выгодского:«зоныближайшегоразвития»этопризнаниенеспособностиученикасамомусделатьпродуктивныйобразовательныйшагбезпомощиучителя.Отсюданеобходимостьинтериоризации,т.е.переводавнешнегововнутрьребенка,которыйобучаетсячерезподражание,постояннонаходясьвсостояниивнешнихподпороксостороныучителя»[1].

Нашевремяужепоказало,недействительностьтакихвыводов.Мынаблюдаемуникальнуюкартинунашейдействительности,когдашкольники,начинаяужес2000 хгодовсамостоятельноосваиваюткомпьютерныепрограммы,телефонныеаппараты,ремонтэтойтехники,программированиеидругиеновшествавремени, безучителей,группысопровожденияииныхпомощников.Вданнойситуацииобъектподражаниятожеотсутствует,подражатьнекому.Этаситуацияотноситсянекодареннымдетям,апреждевсегокнеодаренным.Втовремякакобразовательнаяшкольнаяпрограммаимногиепредметыпростоотвергаются.

Этоподтверждаетидеютого,чторебенокспособен илегкоосваиваетвостребованныеимличнознания.Приходилосьнаблюдатьиситуации,когдаподростоквпервыеоказалсярядомсмузыкальныминструментомначиналигратьнаслухилисамобучалсяпению.Ивсепрекраснознают,насколькопроблемнообучениебольшинстваучениковтакимпредметамкакматематика,русский,английский,физика,химия.Уученикавэтомвозрастеещенесформироваласьпотребностьвзнанияхтакогорода.Этизнанияещевбольшинствеслучаевдлянихявляютсявнешними,ненужными.Онистановятсявостребованными,когдазарождаетсяипроявляетсяинтерескпознаниювнешнегомира,тогдаидетинтенсивныйпроцесспознания.Наглядноразницаподходовинтериоризациииэкстериоризациихорошопросматриваетсяпривыполнениизаданияна

 

 

 

созданиепрезентациипотеме.

Еслиученикзаинтересованвтемеилиемунадосамоутвердиться,самореализоватьсятоонсидитчасаминадпрезентацией,незамечаявремениибезвнешнегоконтролятворит.Еслиучениквынужденделатьпрезентацию,тобудетсделаноплохоинеинтересно.

Тогдавстаетзадачазарождениямотивацииуобучающегося.Рождениеипробуждение,актуализацияеголичнойпотребности.

 НапомощьприходятценностныеориентирыМ.Рокич,вкоторыхотраженывсеосновныепотребностиипроблемыэтоговозраста:поисксмысловжизни,самоутверждение,вопросприятиядругихиприятиесамогоподросткадругими,счастьяиздоровья,целеполаганияисамореализации.

Диагностикаспомощьюценностныхориентировотраженавтаблице1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рей

тинг

Ценностные ориентиры

 

Рей

тинг

Ценностные ориентиры

1

Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)

 

10

Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

2

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках

 

11

Интересная работа

3

Счастливая семейная жизнь

 

12

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

4

Здоровье (физическое и психическое)

 

13

 Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

5

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем

 

14

Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

6

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

 Мы расширяем понятие любовь и обобщаем, говорим про любовь к миру.

 

15

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту)

7

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)

 

16

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

8

Наличие хороших и верных друзей

 

17

Творчество (возможность заниматься творчеством)

9

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

 

18

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

 

 

Рис .1. Рейтинг ценностных ориентаций у обучающихся

Былапоставленацель:выявить причины и мотивы поступления в этот колледж и мотив обучения.

Задачи:1. Создать условия для успешного окончания обучения в колледже.

2.Мотивировать на учебный процесс.

3.Мотивировать на эффективную коммуникативность.

Гипотеза:Если мы будем проводить занятия с обучающимися по построению системы ценностных ориентиров, то мы повысим учебную мотивацию и социальную ответственность обучающихся, что будет основой для становления личности подростка.

Объектисследования:социальная ответственность обучающихся.

Предметисследования:система ценностных ориентиров обучающихся.

 Проведя диагностику обучающихся первого курса морского колледжа по ценностным ориентирам М.Рокич курсантов ситуация стала понятна.

БыливыбраныценностныеориентирыМ.Рокич,таккак  ониболеепростыдляпониманияобучающихсяэтоговозрастаитакойкатегорииобучающихся.

Крометого,вэтихценностныхориентирахболеевсегоотраженыпотребностиизначимыеценностиэтойвозрастнойгруппыиотраженывсеуровниценностей,отнизшихдовысших.

 Результатыдиагностикидвухгруппв50 человекдалследующийрезультат: ричемвприоритетставятсчастливуюсемейнуюжизньименнотеобучающиеся,укоторыхпрактическинетникакогосчастливого,аиногдаипростоприемлемогоопытасемейнойжизни,т.е.изнеблагополучныхсемей.Этоговоритотом,чтоестьпотребностьиполностьюотсутствуетпредставлениеонормахиправилах,принципахпостроениясчастливойсемейнойжизни.

Такаяценностькакздоровьепривлекаетименнотех,укогоестьпроблемысоздоровьем,ктоспособенужеоценитьотсутствиееговжизни,нотемнеменеенеимеетпредставленияотом,какегосохранитьиливоссоздатьОбучающиеся,укоторыхнетпроблемсоздоровьем,воспринимаютценностный ориентир «здоровье» какестественноесостояние,нетребующеевнимания.

Такойценностныйориентиркакуверенностьвсебе,появляетсякакпотребность,утехобучающихсяукоторыхявновыраженыразныепсихологическиекомплексы,ионинепредставляюткакобрестиуверенностьвколлективе,безкоторойобучающемусясложноиобщатьсясучителем,исосверстниками,ипростоотвечатьнауроке.

 

Итакойценностныйориентиркакобщественноепризнание,чащевсегоотмечаетсяименноутехобучающихся,укоторыхбылипроблемысихпризнаниемвгруппе.Инепонимая,какполучитьэтопризнаниевобществе,ккоторомувпринципестремитьсякаждыйиндивидтакилииначе,подростокчастоидетнаасоциальныеметоды.Еслимысможемпоказатьпутидостиженияпризнаниятакогопризнаниясовершенносоциоприемлемымипутями,позитивнымииубедить,вэтомобучающихся,тосредаобразованиястановится  болеекомфортнойдлявсехсубъектовпроцессаобразования.

 

Темнеменее,существуетнекотороенезначительноеколичествообучающихся,укоторыхприсутствуетпотребностьпризнанияиззазавышеннойсамооценки,генетическойпотребностипризнанияиликакпризнаниеихспособностей,талантов,харизматичности

 

Иногдаценностныеориентирыуобучающихсястановятсяприоритетнымивсилутого,чтоониприоритетнывсемьеинанихакцентируетсявнимание.

Анализвостребованностиценностныхориентировпоказал,чтопервопричинойихвостребованностиявляетсявпервуюочередьналичиепроблемвэтихсферах,режеактуализациейэтихценностныхориентироввсемьяхЭтотрезультатпоставилзадачуповыситьучебнуюмотивацию,повыситьобщийуровеньсоциальнойкомпетенциивобластиценностныхориентиров,дляреализацииадаптациииполноценнойсоциализацииобучающихся,повыситьуровеньэмотивностиобучающихсяиихдуховнонравственныйпотенциал,т.к.мывидим,чтовсегуманистическиеценности  поставленынапоследниеместапозначимости.Такиеэмоциональныесостоянияобучающихсячастоприводятнепростокконфликтамвколлективе,нокдеструктивнымпроявлениямвобразовательномучреждении.

НапервойстадиидиагностикиобучающихсямыихзнакомимсбОльшимобъемомценностныхориентиров,чемунихсуществуетвихресурсе.Мыразбираемвсепонятияценностныхориентиров,предварительно,даввозможностьвысказатьсяобучающимсяоихпредставлении,знании,понимании,видении.

ВметодикеМ.Рокичпредставлено36 ценностныхориентиров,18 —ценностейцелей(терминальных)и18 ценностейсредств(инструментальных)

 Навторомэтапе,анонимногообсуждениярезультатовдиагностикимывыходимнаболеерасширенноепониманиеценностныхориентировВыяснилось,чтознаниеипониманиеценностейвесьмаограниченные.

 

Такоепонятиекакпродуктивнаяжизньумногихобучающихсяассоциируетсясколичествомпродуктомвхолодильнике.Активнаядеятельнаяжизньассоциируетсяспростымколичествомдействий,сжизненной,бытовойсуетой,аинтересностьработыопределяетсяколичествомполучаемыхзанееденег.

 Понятие«дружба»оцениваетсятолькокаквозможностьполучитькакиетобонусыиливыгодудлясебя.Единицы(2-3) обучающихсяиз50 толькодалиболееменееадекватноеопределениедружбы,оцениваякаквзаимопомощьивзаимовыручкуиобщностьинтересов,котораясводитсякакправилокиграмвинтернете.

 ЕслиобратитсякмнениюСократа«Мерасуществующегоилинесуществующегоестькаждыйизнас.Издесьтотысячуразотличаетсяодинотдругого,потомучтодляодногосуществуетикажетсяодно,адлядругогодругое.Ничьёмнениенебываетложным…»,тоонконечноправ.

 

Нокакбылоописановыше,врезультатеисследованиямыполучили,чтоуровеньзнанияопределяетсяуровнемэнергетическойобеспеченностичеловека.Тоестьнаходясьнасвоейэнергообеспеченнстиобучающийсясоздает,трансформируетполучаетиусваиваетзнаниявсоответствиисосвоимэнергоресурсомиестественнонасвоемуровнеонабсолютноправ.Мыжезнаем,чтоуподножьягорымывидимодинпейзаж,насерединемыужевидимдальшеибольше,асвершиныгорыунасдостаточнобольшойобзор,догоризонтаиболеедетальныйиногдаНодлятого,чтобжитьвобществеиработатьвкомандеприходитсядоговариватьсяиобъединятьэтизнанияприходякобщимзнаменателям.Вэтомслучаеипроисходитводнойгруппе«вращивание»знаний,вдругой«взращивание».

Еслинетединогоопределения,единогопониманияовещах,предметах,объектахтодальшеотсутствуетпониманиевцелом,т.к.каждыйобщаетсятольконаемуодномупонятномуровнеобщенияипонимания,частодоводяситуациюдоконфликтов.

 

 Понятие«Продуктивнаяжизнь»определяемоеавторомметодикикакмаксимальнополноеиспользованиесвоихвозможностей,силиспособностей,обучающимисявоспринимаетсяпоразному,всоответствиисихужеимеющимсяопытомжизниспособностями,ивозможностямиинередкотолькосколичествомпродуктоввхолодильнике.Ак15-16-17 годаммыужеполучаемвесьмаразнообразныйнаборинформативноинтеллектуальногоресурсаопределяемогоуодногообучающегося  жизньювкоттедженаберегуморяилииудругого,жизньюв15 квадратныхметрахкоммунальнойквартиры.

 

Мыпредставляемпродуктивнуюжизнькакрезультативностьжизниобобщая,говоряотом,чтопродуктивностьюжизниписателяявляетсяколичествоикачествонаписанныхкниг.ПродуктивностьхудожникаопределяетсяколичествомегокартинПродуктивностьучителяопределяетсяколичествомуспешныхучеников,успешностькоторыхопределяетсянетолькоотметками.Дальше  предлагаетсяобучающимсяпродолжитьрядспециальностейиихоценкупродуктивности.

Апонятие«активностьжизни»определяетсянеколичествомпроведенных«тусовок»,аколичествоммероприятий,которыеприводяткрезультативности,кувеличениючислапродуктовдеятельностиПотомучтообучающимисяактивностьжизниопределяется,количествомбытовыхдействийпроведенныхзадень,например:мыуспелиподраться,потомпомириться,потомпогулять,сходитьискупаться,поигратьвфутбол.

 

 Переходявплоскостьрезультативностиговоримодействиях,которыееслинесейчас,товбудущеммогутпривестикрезультатам,напримерспортсменыидянатренировкуразучиваютновыедвижения,приемы,еслионипланировалиразучитьодно,аосвоилидва,топовысилисвоюактивность,чтодастимвозможностьпобедитьнасоревнованиях.

Второйпример:есливместо5 примеров,заданныхнадом,ученикделает10, обеспечиваясебепоступлениеуженевколледж,аВУЗ,тоонповышаетсвоюактивностьжизниповышаявперспективерезультативностьееИпредлагаетсяобучающимсяпредложитьсвоипримерыизжизни.Такониужесамивсвоейжизниищутпутисвоегоразвитиязакладываявподсознаниежизненноважныерешения.

 

Частопримерырождаютсястихийно,взависимостиотсложившейсявклассеситуации,требующейнемедленногореагированияиответа.ЗдесьмысовершенносогласнысформулировкойТолстогоЛ.Н.:Каждыйшагфилософиипедагогикивпередсостоиттольковтом,чтобыосвобождатьшколуотмыслиобучениямолодыхпоколенийтому,чтостарыепоколениясчиталинаукой,кмыслиобучениятому,чтолежитвпотребностимолодыхпоколений[8, с.91].Икаждаярепликаизклассаможетстатьповодомдляразговораоценностях,целях,нравственности,духовности,которыенадорешатьименносейчасиздесь,покаонидлякоготоактуальныРазговорпотомнаэтутему,этоужетакженеактуаленможетбыть,какинаказаниенесвоевременное.

 

Обсуждение  понятия«затрагивает»обсуждение  моральнонравственныхценностей,таких,какнапример,выполнениесвоейработы,еекачества.Здесьможнопривестицитату.

«Ивойдетвчистыйтрудвысокоекачествочерезлюбимоемастерство.Утвердитсявовсейжизникачествопрекрасное.Неостанетсяничеговотьме.Невежественностьбудетпреступлениемпозорным.Еслитьмазаразительна,тоиСветпривлекателен.Такбудемутверждатьлюбимоемастерство,котороевознесетвсюжизнь.» [9.3.010.]

 

 Здесьжепереходимкобсуждениюпонятия«интереснаяработа»,котораявпервуюочередьсопряженасхорошимзнаниемсвоегодела,скачественным,добросовестнымвыполнениемее.Итольколюбимоемастерствоможетстатьинтереснойработой.Соответственновкаждойработе,вкаждомвидедеятельностиестьивозможенпроцесстворчества,главноежеланиеиумениевидеть,котороеприходитотлюбвикокружающемумиру,красоте,людям,кзнаниям.Безэтоготворчествонеприходит.

 

«Знаниепревышевсего.Каждый,ктопринесчастицузнания,естьблагодетельчеловечества.КаждыйсобравшийискрызнаниябудетподателемСвета.Научимсяоберегатькаждыйшагнаучногопознавания.Пренебрежениекнаукеестьпогружениевотьму.»[9].

Итаклюбовькделу,итворчествурождаетсяизстремлениякличностномуразвитиюизлюбвикмиру.НокаксказалВивекананда:«…непознающийсебяпорождаетсистемнуюошибку,искажающуювсеполучаемоеимзнание.Чтобызнаниеспасалоиосвобождалолюдей,емудолжнасопутствоватьдобродетель».Чтоявляетсявысшимидобродетелями?Истина.Красота.ДоброещевантичнойГрециибылипризнанывысшимидобродетелями.

Такимобразомобсуждаяиразбираянасущныепроблемыобучающихсямыпродолжаемобразовательныйпроцессобучающегосяметапредметно.  

«Образованиеэтонестолькозаказсоциума,сколькомиссиячеловека  во     Вселенной.

 Человекравновеликмиру,следовательно,егопредназначениевселениевсвоймир.»[4]

 

 Ирасширяякругозоробучающегосяегомировоззрение,представлениеосебесамом инаправляянаизучениесамогосебя,точтоневходитвшкольнуюпрограмму,нонеобходимоличностиосознающейсебякакЧеловека свселенскоймиссией,мысможемпомочьему,еслиневыполнитьсвоювселенскуюмиссию,тохотябыстатьсознательнымЗемлянином,неискажающимнаучнуюИстину.

«Реализацияпедагогическихидейрусскогокосмизматребуетпостроения

соответствующеймоделиобразования,вкоторойкромегосударственного,национального,региональногоишкольногокомпонентовдолжныприсутствоватьученическийиобщемировойкомпоненты».[4]

Наданныймоментвремени,этоужедаженеидеирусскогокосмизма,которыйможетбытьреализованкогдатовбудущем,аестественнаяпотребностьобразованиясовременноговремени.

 Весьпроцессидетврамкахпедагогическихмастерских.

«Неизучение,аобщениеосновнойметодпознания.Разговорскамнем,соприкасаниесдеревом,сочувствованиесживотным,сомыслиеисродствосмиромпримерыспособовобщенияиединенияпознающегоспознаваемым.Цельюпознаниявыступаетпространственноерасширениепознающегодопознаваемого»[4].

«Содержаниеиметодыпознанияученикопределяет,запрашиваяихусамогообъектапознанияучительжеприменяетспециальнуюметодикунаученияученикаэтому»[4].

«Ученикамобеспечиваетсяправонасозерцательный,интуитивный,нелогическийподходкизучениюфундаментальныхобразовательныхобъектов»[4].

«Живаяэтика»,целькоторойпостояннаявнутренняяработанадсобойисамосовершенствованиепризываеткдерзновениювпознании,вприближениикУчителюТоржествуйте,дерзания,ибосамоекрылатоеосилилоосуждение».[9.10.]

«Оглушаяобыденностью,тьмакричит.Тьманевыноситдерзновениясвета»[9.10.].Гдеподпонятиемсвета понимаетсязнание.

«Толькокогдаводиночестве,когдане нуждающийсяввещах,когдане оплакивающий,когданетерпящий,тогдарадуетсядерзновенный.ТакначнемпереводитьнашудревнююкнигуДерзания»[9.10]

Ведьтолькодерзновенныймогсоздатьвелосипед,машину,самолет,ракету

 

 Впроцесседиагностики,постановкатакоговопросакакустановитьиерархиюценностныхориентировприводиткзамешательствубольшинствообучающихся,ачастокневозможностиустановлениярейтингатойилиинойценности,ввидуиходинаковойзначимостидляобучающегося.Унекоторыхобучающихся,проявляетсяжеланиепоставитьдо3-5 ценностныхориентировна  однуступеньУСенекиестьвысказываниеКогдачеловекнезнаетвкакуюгаваньондержитпуть,ниодинветернебудетдлянегопопутным»,т.енеимеяцели,никакиевозможноститебевжизнинепомогут,иподросток,человекплыветтудакудадуетветер.Тожепроисходитсобучающимися,которыеневсостояниивыстроитьприоритетысвои.

 

 Поэтомунаследующейступенимыговоримонеобходимостисозданиясистемыценностей.Системаобладаетновыми,инымикачествами,чемеекомпоненты.Системаявляетсяболееустойчивойструктуройипозволяетизменитькачествожизни.Поэтомумыстроимстройнуюсистемуценностей.

Одновременновыявляем,чтодлядостиженияпрактическилюбойцелинужнызнания,познания,развитие,продуктивнаяжизнь.

«Существованиевмиреединыхпервооснов,стягивающихвсепроисходящеекобщимоснованиям,несетвсебеважныйдидактическийпринципконструированиясодержанияобразованиянаосновенекихпервосмысловфундаментальныхобразовательныхобъектов»[4].

ИсоглашаясьсавторомвысказыванияМетапредметныеосновыодноуровневогоиразноуровневоговсеединствапознаваемогобытиямогутслужитьструктурнойонтологическойосновойконструированиясодержанияобразования»[4].

 

Мывыстраиваемсистемуценностей,цельюкоторойявляетсяпознаниеидостижениемудрости,какоднойизсемичеловеческихдобродетелей,объединяющейистинуиблаго,любовьиистину,высшеесостояниеумственногоинравственногосовершенства,познаниедобраизла.   Еслиценностныеориентирынаходятсянаоднойступенипотребности,токакойориентирбудетвыбранвтойилиинойситуациибудетзависетьотразныхфакторов:ситуации,настроения,среды,коллектива,состоянияздоровьявэтотмоментииныхнепредсказуемыхфакторов.Такаяситуацияможетпривестикнеадекватномурешениюобучающегосявтомчислекдеструктивнымпоступкам.

Еслимысовместнособучающимсявыстраиваемиерархическуюсистемуценностныхориентиров,товегопамяти,всознании,вподсознаниизакладываютсяотправныевехиприоритетовнакаждыймоментвремени,вкаждойситуацииПричемвпроцессмывключаемпрактическивсехикаждогоизобучающихся.

«Человек,включенныйвобразовательнуюсистему,меняетсвойличностныйпотенциал,мировоззренческуюориентацию,индивидуальнуютраекторию(илисферу)своегообразования,системуотношенийсприродой,скультуройиссамимсобой,наборспособовдеятельности,втомчислеирефлексивных,необходимыхдляобеспечения,оценкиикорректировкисвоегообразования»[4].

 

 Решениетакогообучающегосявнестандартныхситуациях,неожиданныхинепредсказуемыхужеимеетнекоторыйалгоритмрешения,егоповедениенебудетхаотичным,неадекватным,непредсказуемымиопаснымдлянегосамогоилидругого.

 Наследующемэтапемыговоримоцелеполаганиивжизникаждогочеловекаинеобходимостивыборастратегии своегоповедениявкаждыймоментвремени,приэтомидетдемонстрация схемынадоске.

 

                               Рис.2

Взависимостиот выбора,вкаждыймоментвремени мыдостигаемсвоейцелираньшевремени,илиникогдаеенедостигаем.Издесьмысовместнымрешениемзаконечнуюцельжизнипринимаемжизненнуюмудрость.

Судяповсему,такоепонятиекакжизненнаямудростьсуществуеттольковрусскомязыке.

 ИмысогласныспонятиемА.В.Хуторскогосказавшего:

«Образование,построенноенаотечественныхидеяхитрадициях,всегдабудетотвечатьзадачамнациональногоразвития.Поэтомуфилософскиепредпосылкипроектированияроссийскогообразованияследуетискатьвотечественнойфилософии».[4]

 Психологиговорятосложноститакогорешения,какпостановкаглобальнойцелиипутешествиянапротяжениивсейжизникней.Онирекомендуютразбиватьдостижениебольшойцелинанесколькоэтапов,воглавекоторыхстоятдругиеменеезначимыецелиценности,нонаданныймоментвременинаиболеезначимыми.

 Системаценностейпредставляетсобойнесколькоступенейдостиженияглавнойцели.Используяценностицели,предлагаетсябольшойжизненныйпутьразбиватьнамалыеступенидостижения.Промежуточнымиступенями

большогопутиукоготостановитьсядостижениеуверенностивсебе,укоготоматериальногоблагополучия,укоготообщественноепризнание,счастливаясемейнаяжизнь,интереснаяработаит.д.

«Образованиеэтопоискнового,свободноеоткрытиемира.Образованиеявляетсяоткрытым,направленнымнаосвоениенеизвестного,анетольконаизучениеизвестного»[4].

 

 А.Маслоуговорит,что  высшейпотребностьючеловекаявляетсясамореализация.Психологиподтверждают,чтотолькосамореализовавшийсячеловекстановитьсясчастливым.Такимобразомвыстраиваетсяалгоритмсамореализации,достижениясчастья.

 Мывсамореализациипреждевсеговидимжизненнуюмудростьирассматриваемэтопонятиесразныхточекзрения.

Икак«Способностьнаходитьрешениеразличныхпроблем,втомчислежизненных,опираясьнасвойичужойопыт»- википедия.

ВсловареОжегова,мудростьтрактуетсякак«глубокийум,опирающийсянажизненныйопыт.Мудростьпровидца.Народнаямудрость(такжеосложившихсявнародеизречениях,отражающихегожизненныйопыт,знания).»

Словарь Ушакова,трактуеткак«знания,приобретенныеразмышлениемглубокийум,опирающийсянажизненныйопыт».

Философскийсловарьразума,материи,морали:

«Подмудростьюяимеюввидуправильноепониманиежизненныхцелей.Этонечтотакое,чегонаукасамапосебенеобеспечивает.Поэтомуодноголишьростанаукинедостаточно».[6].

Философияконспектлекцийисловарьтерминов:

Мудрость«высшаядуховнаяпотенциячеловека,результатинтеллектуальных,душевныхидуховныхусилий,синтезирующаявсевидыпознанияиактивногоотношениячеловекакмиру».[6].

 

Мудрыйоснованныйнадобреиистине,праведный,соединяющийвсебелюбовьиправду,ввысшейстепениблагонамеренный.

 Первыетрактовкирассматриваемогопонятия «Мудрость»указанывпервыхсловаряхрусскогоязыка11 12 вв.,аименно:разум,благоразумие,умэтоумудренностьученость,совокупностьзнанийвеликомудриенравственноесовершенство,душевнаячистотасмиренномудриерелигиознаяблагочестивостьэтопремудростьмастерство,совершенство,искусностьсовершенномудрие.                                                                                              

ЭнциклопедияРусскаяцивилизацияговоритМудростьоднаизсемичеловеческихдобродетелейвправославномсмысле,соединениеистиныиблага,высшаяправда,слияниелюбвииистины,высшеесостояниеумственногоинравственногосовершенства,знаниедобраизла»[7].Этоотноситсякболеераннейтрактовкепонятия,кXIIвеку,котораянамбольшеимпонируетврезультатеболеерасширенногоипонятногодляобучающегосяформулирования.

АкэтомупонятиюещепозженаРусидобавилосьпонятиемудростикакмастерствамастера,Учителя.

ВсоответствиистеориейценностейМ.С.Кагансуществует два вида ценностейсоциологическиеитеологические.Высшейценностьюсоциологическойвидимоявляетсясамореализация.ВысшейценностьютеологическойвэтомслучаеявляетсяБог,авот общечеловеческой — любовь,счастье.

АлгоритмыдостиженияцелейвыстраиваютсячерездругиеценностныеориентирыизкомплектаМ.Рокич,например:

 

 

Рис3.

 

 Напримереэтихалгоритмов,мывидим,чтовпринципевсеценностивзаимосвязанымеждусобой,ивсецелидостижимы  одначерездругую,ииспользуянебольшиешагидостиженияпоочереднооднихцелейзадругимиможнодостичьиосновной.

Обучающиесядовольноактивновсегдаучаствуютвтакихпостроениях.

Частовыходимприобсуждениинаиныесовсемнеожиданныетемы,чтодаетповодпоговоритьонравственных,духовных,моральныхценностяхдополнительно.Врезультатетаких«незапланированных»бесед,мыможемувидетьобщуюнаправленностьобучающегося,иможноееоткорректироватьвпроцессетакихзанятийесливидим,чтонаправленностьноситдеструктивныйхарактерилиготоваперейтивэтукатегорию.

Такимобразом,унасестьвозможностьвнеформальнойбеседеотредактироватьжизненнуюустановку,позициюобучающегося.Такиезанятия,какпоказалапрактика,остаютсяуобучающихсявпамяти.

Ито,чтонаходитсявпамятииливподсознании,срабатываеткакготовыймеханизмдействия.Сознаниюнетребуетсявремянапоискрешения,втруднойситуациисрабатываетавтоматически.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

 

 Такиевнеурочныезанятияскурсантамивколледжезакончилисьтем,чтоквыпускупришливсе.Навторомкурсе,желающихпропуститьзанятияуженебыло.Аодиниз  самыхактивныхпрогульщиков,курсантов,которогоянехотелабратьнамероприятиевнеколледжа,мотивируятем,чтоонвсераносбежит,ответилЯпонял,учебанужнамнеиянесбегу».Послечегоонсистематическипосещалзанятия.

 

 Сейчасвшколепроводятсятакиежевнеурочныезанятия,которыебезнравоучительныхбеседрешаютмногиевоспитательныевопросы.Врезультатеодногоизтакихзанятийвышлинатемуотношений,котораязатронулаобучающегося,страдающегонеадекватнойреакциейаутоагрессии.Врезультатебольшогопотокавопросов,которыеунеговозниклииполучилиответ,такиереакциипрекратились.Такимобразом,тематиказанятийоказалаещеипсихотерапевтическийэффект.

Внастоящеевремямедикамиотмечаетсябольшойпроцентростанервныхипсихическихотклоненийуобучающихся,которымвпринципеониредкомогутпомочь.

 

Апсихологияговоритотом,чтопсихическиеотклоненияудетейчастобываетврезультатенеправильноговоспитания,предъявленияразныхкритериевтребований.Такимструктурированиемпонятиймырасширяемкругозор,расширяемкартинужизни,упорядочиваемееиодухотворяемпроизведениямиискусстваинауки.

Продуктомтакихзанятийсталапрограммавнеурочнойдеятельности.Взависимостиотситуацииииспользуетсяпрограммадвухгодичная,котораясовмещаетсяскомплексомоздоровительныхзанятий.Итогдамывцеломимеемоздоровительнуюпрограмму.Сучетомсовременнойтрактовкипонятия«здоровье»,чтоздоровьеэтонепростоотсутствиезаболеваний,нофизическое,психическоеисоциальноездоровье.

 

Рис.4

                                                                           

Нопередначаломразговораоценностныхориентирах,ценностях,мыговоримоценностяхвообще,ообщечеловеческих,онациональных,огосударственных,онациональныхРоссийских.Итольковсравнениисдругимиценностямиобучающийсяможетпрочувствовать,понятьиможетпроникнутсягордостьюзасвоитрадиционныеценноститольковсравнениисдругими.ИмысогласныстеориейавтораФедеральныйкомпонентнеможетбытьверхнимуровнемобразования,длясовременногоученикаокружающийегомирдолженбытьоткрытиоткрываемзарамкамигосударства,гражданиномкоторогоонявляется»[4].

ВданнойситуациимыиспользуемкомпетентностныйподходпоХуторскомуА.В

«Ценностносмысловыекомпетенциисвязаннысценностнымиориентирамиученика,егоспособностьювидетьипониматьокружающиймир,ориентироватьсявнем,осознаватьсвоюрольипредназначение,уметьвыбиратьцелевыеисмысловыеустановкидлясвоихдействийипоступков,приниматьрешения.Данныекомпетенцииобеспечиваютмеханизмсамоопределенияученикавситуацияхучебнойиинойдеятельности.Отнихзависитиндивидуальнаяобразовательнаятраекторияученикаипрограммаегожизнедеятельностивцелом»[13].

 

ВэтомценностныеориентирыРокичМ.намдаютпрекраснуювозможносозданияобъемнойкартинымирадляобучающихся,т.к.ониохватываютсамыенеобходимыеиважныедляжизнедеятельностиподросткасферыиуровнипонимания.Даютвозможностьсконструироватьбытийнуюкартинумира отсамыхнизшихматериальныхуровнейценностныхсфердовысшихдуховных.

«Являясьинвариантнойосновойпроцессаличностноориентированногообучения,идеальнаямоделькомпетенциипозволитконструироватьразнообразныеконкретныевариантыобучениянавсехусловияхсистемынепрерывногообразования.Однако,этообщаямодельвпринципенеможетбытьоднозначной,таккаккомпетентности,формируемыеуобучаемых,- этомногоплановые,многоструктурныехарактеристикиобучаемого,подверженныевлияниюогромногочиславнешнихивнутреннихфакторов,многиеизкоторыхтрудноанализируемы»[13].

Поэтомумы сначалаизучаемсмыслысамихценностныхориентиров,чтобобучающийсясначала могпознакомитьсясэтиминовымидлянегопонятиями,затемпроникнутьсяихважностьюдлясебясамого,иктотоможетоткорректировать своепредставлениеоданномпонятии,оегороливегожизни,ивжизниобществаилинаоборотутвердитьсявнихВпроцессеповышениясвоихкомпетенцийвобластиценностейуобучающихсяпроисходитпереосмыслениекартинымира.Новсилумалойжизненнойкомпетентностиуобучающихсяневозникаетдажевопросоввэтойсфере.Аеслиивозникаютонинесостоянииихсформулировать,несмотрянаестественнуюпотребностьвпоискеответовнасвоивопросы.

«Практикапоказывает,чтопоискобучающегосяпоявляется,какправило,в

условиях,которыеегонеудовлетворяютинемогутбытьизмененыврамкахстереотипной,жесткозапланированнойдеятельности»[13].

Дляизмененияусловийснеудовлетворяющихобучающегосянаудовлетворяющиепотребностьвпоискеответовнажизненноважныевопросымысоздаемпрограммуактуализациясистемыценностныхориентаций».

 «Впереводеслатинскогоcompetentia означаеткругвопросов,вкоторыхчеловекхорошоосведомлен,обладаетпознаниямииопытом.Компетентныйвопределеннойобластичеловекобладаетсоответствующимизнаниямии способностями,позволяющимиемуобоснованосудитьобэтойобластииэффективнодействоватьвней»[13].

«Посколькупонятие«компетентность»обладаетполисемией(многозначностью),проанализируемсначалаегокатегориальныйряд,т.е.системупонятий,образующихегосодержание,азатемрассмотримкатегориальныйконтекст,т.е.внешнеепонятийное,врамкахкотороготакжевыявляетсяегоспецифика»[13].

«Общаяабстрактнаямодельпонятия«компетентность»можетвключатьвсебятакжетакиеединичныемодели,как:иерархическаямоделькомпетентностей,структурнофункциональная,диагностическая,организационноуправленческаяидругиемодели.Естественнопредположить,чтотакойдиапазонмоделированиядопускаетразличныевозможностидлясвоегосовершенствования,атакжедляпредъявленияинформацииотойилииноймоделикакввербальной,такивграфическойформе»[13].

«Понимаяподтеоретикоинформационнойкомпонентойсистемузнаний,относящихсякопределеннойобластидействительности(компетентностныезнания),аподдеятельностнопрактическойсоставляющейсистему(компонентностных)уменийинавыков,обратимособоевниманиенаопытнуюкомпоненту,связывающуюпервыедве»[13].

 

Иприработенадпостижениеминформационнотеоретическимиопытноэкспериментальнымвпроцессепостроенияалгоритмовдостиженияцелей«Выделяюттакжеопытработыучениканадорганизацией

своеговнутреннегомира:смыслов,впечатлений,выводовизпроделанногоилипережитогоитогдаговорятоличностном,витагенномопыте»[13]

«Ситуативнообусловленныйпоискорганизуютвобученииискусственноспомощьюспециальноподобранныхилисконструированныхситуативныхзадачилизаданий(макроимикроситуаций),максимальноприближенныхпосвоемусодержаниюкестественнойжизнедеятельностичеловекавразныхсферах.»[13].

Собственноситуативныезаданиявозникаютпослепроведения диагностикипометодикеРокичМ.,когдамыужевидимпроблемы,которые возникаютуобучающихся,которыеихбеспокоятитребуютразрешения.

 

Спецификакомпетентностногоопыта«состоитвтом,чтоприосвоениикомпетентностногоопытавсегдапроисходитсравнениедостигнутогорезультата

практической,илипознавательной,илилюбойдругойдеятельностиученикасжелаемым,т.е.проектируемымилипрогнозируемымим.Прогнозированиеэтопредвосхищениевозможногорезультатаиливозможногоходавыполнениядеятельностиидажезрительноепредставлениеегообраза.»[13].

Внашемслучаепрогнозируемымявляетсяпоставленнаяконечнаяцельценность«жизненнаямудрость».

«Впроцессесравненияжелаемогоидостигнутогопроисходитпреобразованиевзглядовученика.Напредметдеятельности(меняютсяценности),появляетсялибоновоезнаниеипроисходитовладениеновымиспособамидеятельности(идетпроцесс«вширь»),либоуточняютсяпрежниесформированныевпрежнемопыте(процессидет«вглубь»).

 

Происходитформированиекритическогоотношенияквыполняемымпреобразованиямпоискпротиворечий,несхожести,несовпадения,неточностей,иныхспособов,болеепростыхконструкцийит.п.Результатыэтогопроцессаисоставляютсодержаниеприобретенногокомпетентностногоопытаобучаемого.Такимобразом,опытнаякомпонентавмоделикомпетентностиобладаетобъективнымсодержанием,зависящимотрезультатовдеятельностиученикавходепреобразованияимвнешнегомираисамогосебя.»[13]

«Компетентнымделаетучениканемногократноевыполнениекакойлибодеятельности(например,большоечисловыполняемыхупражнений,решенныхпредметныхзадачидр.),асравнительныйанализ,сопоставлениеспроектируемымходомеевыполненияиреальным,получениесоответствующихрефлексивныхвыводов.»[13]

 Поэтому,оченьполезнымивпроцесседиалогабываютнеожиданныерепликиизкласса,которыеможноиспользоватьдляобсуждения,переосмысленияирефлексииобучающихся.Либоодноклассникамдатьвозможностьответитьнарепликуужевновомракурсезнаний,либоотпарироватьреплику,ктотовэтотмоментутверждаетсявновомзнании,укоготоформируетсяновыйвопросдляуглублениязнанийвэтойсфере.

«Компетентностныйопытспособствуетсоциальнойиличностнойадаптацииученикакокружающейдействительности.Поэтомуорганизацияэтогоопытасвязанасинтенсивнымиприемамивоздействиянасмысловуюсферуученика,наегокреативныехарактеристики,еготворческоесамовыражение,наегомотивы.Компетентностныйопытэтоприобретаемаяноваяхарактеристикакачестваегоподготовки.Этахарактеристикамногомерная,интегральная,неадекватнаявполноймереспособностиприменятьобучающимсяимеющиесязнанияиумениянапрактике,новключающаявсебяэтуспособность.»[13]

«Ценностиицелиопределяютто,какимобразомученикадаптируетсякновымситуациям.Ключевымусловиемразвитияличностиученикаявляютсяприобретаемыесистемыкомпетентностныхзнаний,уменийинавыков.»[13]

 

Ичемполнееиярчемыпредставимемуэтиценностиицели,чемболеерасширимкругозорученика,ивоссоздадимсвязимеждуцелямииценностями ипокажемпричинноследственныесвязи окружающегомира,тем интереснее  ипонятнеедляученикастанетокружающиймир,темлегчеему будеториентироватьсявнем,темпонятнееилаконичнеебудетпроцесспостроения   жизненных путей,темлегчеориентироватьсявнепредсказуемых,жизненныхситуациях.  

«Вобразовательномсобственномопытеличностивыделимдвесоставляющие:1) деятельностный,т.е.«прожитый»собственныйопытличности(то,чтопродуманосамимобучающимсяиимеетдлянегоопределенныйсмыслизначение

 2)информационныйопытличностиэтоопытосведомленностиличностиотехилииныхсторонахобъектовдействительностиидеятельности,скоторымилишьознакомленобучающийся,нокоторыенебылипрямымиобъектамиегопрактическойдеятельности,хотяибыливопределеннойстепенипродуманыипрочувствованыим.Всилуэтогоинформационноосведомительныйопытличностименееинтеоризированименеезначимдляличности.»[13]. Ночтобэтотинформативныйопыт небылпростымопытомосведомленности мы актуализируем цельценностьосновываясьна выявленной естественнойпотребностиобучающегося.Такимобразоммынепростоегоинформируем,мысоздаемусловиядляполученияответанаеговопрос,удовлетворяемосознанную потребность.

 Исобственномодельнашегообразовательновоспитательногопроцессаотвечаетмоделиобразовательнойопытнойдеятельностиобучаемогонарис6. «Компетентностькакдидактическоепонятие:смодержание,структураимоделиконструирования».ХуторскойА.В.,ХуторскаяЛ.Н.

 

ИеслимыберемзаосновуклассификацииключевыхкомпетенцийподходА.В.Хуторскоговыделяетследующиевиды:Ценностносмысловая.Общекультурная.Учебнопознавательная.Информационная.Коммуникативная.Социальнотрудовая.Личностногосамосовершенствования.Ценностносмысловыекомпетенциисвязаннысценностнымиориентирамиученика,егоспособностьювидетьипониматьокружающиймир,ориентироватьсявнем,осознаватьсвоюрольипредназначение,уметьвыбиратьцелевыеисмысловыеустановкидлясвоихдействийипоступков,приниматьрешения.Данныекомпетенцииобеспечиваютмеханизмсамоопределенияученикавситуацияхучебнойиинойдеятельности.Отнихзависитиндивидуальнаяобразовательнаятраекторияученикаипрограммаегожизнедеятельностивцелом.»[14].

Мырасширяемнетолькокругозор,нетолькокартинумира,ноисферудеятельностиобучающегося,сферуегосамоактуализации,самореализации.

 Иговоряоценностныхориентирах,имудростижизни заключающейся «ввечныхценностяхеёкультурногоопыта,образежизниформируетсяпониманиенеобходимостисохранениякультурныхтрадицийизаложенныхвнихнациональныхценностныхориентиров,какважнейшегоусловиясуществованияцивилизациииеёмодернизациинасовременномэтапеит.д.Диалогичностьобучения,котораяподразумеваетнетолькоустановлениедиалогамеждупедагогомивоспитанникамивпроцессеобучения,уваженииточкизрениясобеседника,выявленииразличныхпозиций,нопониманиедиалогавболееширокомсмыслеобучающиесядолжныпринятьдиалогичностькакпринципобщениясмиромчерезсвоипоступки:окружающаячеловекадействительностьпредоставляетемуширокийматериалдляанализа(поступкилюдей,идеи,высказывания,материальныеидуховныеобъекты,скоторымивзаимодействуетчеловек,значимыесобытияит.д.),которыйпозволяетнетольковыявлятьличностныесмыслыиновыеценности,ноинаэтойосновесамовыражаться,самоактуализироваться,т.е.говоритьсмиромсвоимипоступками.»[14].

 

Согласнотеории психологаБурмистровойЕ.В.существуеттрифазыразвитияжизненнойпозиции:

«1.разформлениеналичныхпредставлений

2.осознаниетупикаи рефлексивноеосмысливаниесвоихдействий,средств,целей,ценностейвсвязисвозникшейситуацией

3.оформлениесебявновомкачестве,всоответствии«сосложившейсяситуацией».

Сцельюоценкиэффективности нашейработыпоразвитиюсистемы ценностносмысловойкомпетентностиобучающихся намипредполагается провестидиагностикупометодикеопределения социальнойответственности.

ТакаядиагностикасоставленадокторомпсихологическихнаукС.В.Быковым

Программноеобеспечение созданоИнститутомБиологическойобратнойсвязиподруководствомСметанкинаАлександраАфанасьевича.

Ивключает8 методик.

1.Уровеньсубъективногоконтроля.БажинЕ.Ф.

2.Диагностикауровняморальноэтической ответственностиИ.Г.Тимощука

3.Определениедеструктивныхустановоквмежличностныхотношениях В.В.Бойко.

4.ИсследованиеволевойсаморегуляцииА.В.ЗверьковаиЕ.В.Эйдмана

5.Методикасамоконтролявобщении М.Сайдера.

6.КопингтестР.Лазаруса.И.ФолкманавадаптацииТ.Л.Крюковой.

7.Методика«Мотивацияаффиляции»А.Мехрабиана.

8.МетодикасоциальнопсихологическойадаптацииК.РоджерсаиР.ДаймондавадаптацииА.К.Осницким.

Этаметодикапозволяетбыстронакомпьютерепровестидиагностику,получивтакжебыстроирезультатдиагностики.тк.результатыформируютсяпрограммно,безвмешательствапреподавателяилипсихолога,товрезультатдиагностикиневносятсясубъективныеданные,иобучающийсянеможетсказать,чторезультатдиагностикиполучензасчетпредвзятогоилинаоборотэмпатийногоотношенияпреподавателя.Результатдиагностикиабсолютнообъективениглавноевалиден,что подтверждено неоднимгодомпользованияэтойдиагностикой

Предполагаетсяпровестидиагностику трехклассовдоначалапроведениякурса занятий,ипотомпо окончаниюработы.

 Мысчитаемэти параметрывесьмапоказательнымиидостаточными,дляпроведениядиагностики.

Еслинапример,взятьтестБойко,среднеарифметическиепоказателикоторогомыприводим здесь.Рис5. Тестнамдемонстрируетопределениедеструктивныхустановоквмежличностныхотношениях.

 

Рис5.

Эторезультатгруппыв60 человекизшколысколичествомобучающихся420 человек.

Мывидим,чтопоказателипреимущественнопревышают50% рубеж.Притом,чтоиндивидуальныйможетдостигать100%.

Этипоказателиговорятнепростоонизкойэмпатииобучающихсякокружающемумиру.Онибольшехарактеризуютжестокостьотношенияподрастающегопоколениякокружающемумиру,которыйоснованвпервуюочередьнасемейномвоспитании,которыйхарактеризуюттакиепоказателикакбрюзжание,основанноенаспособеобщениявсемье,т.к.посвоейсутитакиекачествавпринципенеприсущиребенку.ИТакойпоказателькакнегативныйопытобщения,которыйкакмывидимсоставляетболее60 %.

Примерыобучающихся,пришедшихиздетскогодома,особеннопоказательны.

Детиизъятыеизсемьизажестокоеобращениесними,имеют 100% уровеньоткрытойжестокостии50-60% завуалированной,котораяпроявляетсявстремленииманипулировать нетолькоодноклассниками,ноиучителями.

ПоказателентакжеитестФиллипса.Рис6.

 

Рис.6.

  Тестпредназначендлявыявленияшкольнойтревожностиобучающихся.Но

  мыувиделинечтодругое,напервыйвзглядпарадоксальное.

  Первое,чтобросаетсявглаза,чтосамыйвысокийбал тревожностиэто

 социальнаятревожность,котораявпринципенесвязанасошколой.Намдает

 основаниеэтоговорить,точтомаксимальнойтревожностьюобладаютчаще

 детиизнеблагополучныхсемейилиизсемейбизнесменов.

 НаПедиатрическойконференциив2016 г,былоозвучено,что насемьювцеломложитьсяболее20 факторовриска,ав 2019 былоозвучено,какимнегативнымфакторомэтоотражаетсянадетях.Инашиданныевполнекоррелируютс данными педиатрическойвсероссийскойконференции.

Страхсамовыражениякоррелируетвцеломснизкойстрессоустойчивостьюобучающегося,снизкимуровнемцелеполагания,инизкимуровнемаргументациисвоихдействий.Тоестьобучающийсяговорит,чтоянезнаюпочемуятакделаю,ичастоговорит,янехочутакделать,нояничегоссобойподелатьнемогучтоговоритотом,что обучающийся  действует просто на уровне рефлекторном, не осознанном, вомногом обусловленным генетической предрасположенностью.

Следующийтест Махробиана.Рис 7.

 

 

мотив

индивидуальный балл

оценка

Стремление к принятию

17

Средний уровень

Страх отвержения

21

Высокий уровень

Готовность к непредсказуемы м действиям

 

 

 

 

 

Рис.7

Такиепоказатели, как высокий уровень развития мотива «стремление к приятию», всочетании с высоким уровнем развития мотива «страх  отвержения», характеризуетсясильно выраженным внутренним конфликтом между стремлением к людям и ихизбеганием, который возникает каждый раз, когда ему приходится встречаться снезнакомыми людьми.

Такиепоказатели коррелируют чаще всего со страхом самовыражения, низкой мотивациейдействий.

Используяэтот  тест в нашем исследовании мы видим взаимоотношение обучающегося с миром.В конце исследования мы сможем увидеть произошло ли изменение отношения кокружающему миру.

ТестК.Роджерса и Р.Даймонда модифицированный канд. психол. наук А. К. Осницким,  характеризуетне только принятие /неприятие окружающего мира, но и отношение к себе, общуюадаптивность в мире.

 

Тест уровнясубъективного контроля Бажина Е.Ф. показывает на сколько обучающегося готоввзять ответственность за свою жизнь,  за поступки на  себя, или переложить всюответственность на другого.

Длянас эта диагностика так же актуальна.  Мы сможем увидеть возможностьактуализации мотива взятия ответственности на себя за свои действия, образмысли после изменения картины жизни обучающегося.

 

Исследованиеволевой саморегуляции А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана, нам позволит определить,влияние изменения картины мира обучающегося на его волевую сферу, когда  высокийбалл (17-24) характеризует  эмоционально-зрелых, активных, независимых,самостоятельных личностей, а  низкий уровень баллов (0-8) характеризует людейчувствительных, эмоционально-неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе, сневысоким уровнем рефлексивности.

 

Шкала«Настойчивость» характеризует стремление к завершению начатого дела. Высокийуровнь (от 9 до 13) свойственен уважению к социальным нормам («совестливость»)и стремление полностью подчинить им свое поведение.

Низкийуровень самообладания (0-4 баллов),  характеризует  спонтанность иимпульсивность в сочетании с обидчивостью и невозмутимостью.

ТестЛазаруса, показывает уровень конфликтности и умения  анализировать ипересматривать свои реакции.

Оочень показательным является тест диагностики уровня морально-этическойответственности личности. Рис 8.

Рис.8. Такой результат теста показывает предрасположенность  к нарушению не толькосоциальных норм м правил, но и готовность к нарушению закона.

Наданном примере мы можем увидеть полное отсутствие альтруистических качествобучающегося. Низкий уровень моральной рефлексии  и ответственности.

 

Высокийуровень показателя морально-этической ответственности коррелирует  с социальнойответственностью, с высоким уровнем осознанности, низким уровнем социальнойжелательности, то есть  показывает,  что  индивид  поступает в соответствии сосвоими высокими   идеалами и целями, а не в угоду привычек   и стереотипов окружения.

И еслинам удастся  добиться повышения таких параметров, это будет показателем эффективности нашей работы.

«Н.Ф.Федоров,будучи не только философом, но и педагогом, предложил ряд общих принципов ипрактических методов, имеющих определенное значение для системы обучения: а)принятие в качестве образца образовательной деятельности отношение ребенка коткрываемому им миру; б) постепенное расширение содержания образования, начинаяс малой родины, представленной отцами, дедами, местом жительства,до большой родины,

азатем и всей Вселенной; в) звездное небо — первый учебник для детей — земных

путешественниковво Вселенной;…»[4]

И мыследуя этому принципу, постепенно расширяем сознание от частного к вселенскомупониманию  человека во вселенной,   до его ответственности перед ней за свои дела. Без понимания роли человека и его ответственности эволюция человечестваможет зайти либо в тупик,  либо к трагедии. И не обучать этому нельзя. Мыпрекрасно помним цитату:

«Воспитатьчеловека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит выраститьугрозу для общества.»

Рузвельт Т.

Источник:https://citatnica.ru/citaty/tsitaty-pro-obrazovanie-i-vospitanie-140-tsitat

Современнаямысль человека и его дел  вышла далеко за пределы общества, поселившись вкосмическом пространстве и наполнив уже его техникой.

Апотому, в основе воспитания  должно лежать нравственное отношение не только кобществу, но к планете в целом, и месту ее обитания космосу. Ибо разрушаяпланетарную среду человек разрушает не только                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         себя,планету, но и космос.

«Тенденциянашей эпохи стремится к тому, чтобы заместить во всем моральные двигателиматериальными.»

ЖозефЭрнест Ренан

«Русскийкосмизм — не столько целостное учение, сколько совокупный образ мыслей, чувстви устремлений целой плеяды отечественных философов XIX — XX веков —Н.Ф.Фёдорова, Вл.Соловьёва, П.А.Флоренского, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского,А.Л.Чижевского, Д.Л.Андреева, Н.К.Рериха и других. Их философское наследиевобрало в себя представления о мире и человеке, которые соответствуют русскойкультуре и её открытости безмерному космосу.»[15]

Апотому и воспитание нового поколения должно проходить на базе этих знаний.

Человекпроникнувшись мыслью, что локальное является зависимой  частью  глобального,т.е. он сам как часть вселенной зависим от состояния этой вселенной, и если онразрушает вселенную, то он разрушает себя в первую очередь.

«…педагогикарусского космизма является одним из философских оснований дидактическойэвристики.»[15] Только в состоянии озарения приходят эвристические познания.Устремляясь мыслю в космос подросток с большим интересом изучает окружающую егосреду, все больше находя ответов на свои

 

 

 

 

вопросы,и поддерживая мотивацию образования как способа познания мира.

«Смыслобразования заключается не столько в передаче ученику опыта прошлого, сколько врасширении его собственного опыта, обеспечивающего как личностный, так иобщекультурный его рост. Ученик образовывается в личном проживаниикультурно-исторических, естественнонаучных, художественных и иныхобразовательных процессов и достижений. Учитель не несет ученику готовойинформации, а сопровождает его в самостоятельном постижении мира, вселении внего.»[15] В данном исследовании мы как бы провоцируем на поиски решения,предлагаем  поставить свои цели и проложить пути к их достижению.

   И   мы,    предлагая обучающемуся такую цель как «Жизненная мудрость», предлагаем ему пройти по жизни не уходя от проблем и сложностей, мы предлагаем поиск решенияжизненных задач на встречающихся на его жизненном пути, разбивая его на этапы ирасширяя горизонты познания окружающего мира.

«Каждаяличность может дорасти до сознания, никогда ее не покидающего, что она нетолько сын своих ближайших родителей, отца и матери, но и Сын ВеликогоТворящего Космоса и Великого Творящего Человечества. И развитие в себе чувстваэтой сыновности по отношению к Космосу и Человечеству есть только вопросвремени» (Вентцель К.Н., 1993, с. 163).[16]      

«Надозаметить, что наступивший сегодня кризис духовности заставляет все большеечисло ученых, культурологов, педагогов обращаться к идее формирования целостнойи творческой личности, обращаться к конкретному человеку, к его индивидуальнымособенностям и задаткам. Эта линия, последовательно проводимая в русскомкосмизме, имеет огромные перспективы развития в области воспитания.»[17]

«Нравственныйоблик нового человека характеризуется деятельной добротой к

окружающим,чувством единства общечеловеческого, чувством единства космического, чувствомблагоговения перед явлениями Высокого»[18].

«Открытостьчеловека в будущее, умение действовать в ситуации неизвестности.

Готовностьи возможность человека к переходу в иные формы деятельности и жизни.

Реализацияпедагогических идей русского космизма требует построения

соответствующеймодели образования. Смысл и цели системы образования определяют  заложенные вее основе принципы.»[18]

 

 

 

 

 

Для построения программы становления личности мы фактически использовали механизмэкстериоризации в эвристическом обучении  Хуторского А.В.

<<-–самоидентификация – осознание, понимание и принятие собственной

уникальности,значимости по отношению к внешнему миру;

–самоактуализация – выявление потенциальных возможностей,

потребностей,жизненных смыслов, представлений о своём предназначении

в мире;-

–саморазвитие – самоизменения личности в направлении своего

«идеальногоЯ», обладание востребованными личностными качествами;

–самореализация – воплощение своего субъективно ощущаемого

предназначения,миссии.

Первымэтапом выступает личностно значимая предпосылка

Навтором этапе ученик изначально конструирует знания в исследуемой

областиреальности.

Третийэтап включает коммуникации учеников, презентующих продукты

своейдеятельности.

Начетвёртом этапе полученный учеником продукт деятельности с

помощьюучителя сопоставляется с культурно-историческими аналогами

Пятыйэтап – рефлексия – осознание учеником собственной деятельности

Зарефлексией следует шестой этап – оценка и самооценка деятельности

ученика.>>

Образовательнымпродуктом обучающегося  будет созданная им самим  его личная система ценностей,демонстрирующая его цели жизни и достижение их.

Нашимрезультатом будет оценка диагностики изменения личностных качеств обучающегося,как показателя  повышения социальной ответственности являющейся основнымкритерием зрелости личности и становления личности.

 

 

 

 

 

 

Литература.

1. Маслоу А.Мотивация и личность. Изд. Питер СПб .SBN

978-5-4461-1309-5,978-5-496-00494-7.2019.

2. РокичМ. — Методика Ценностные ориентации. Москва // Большая энциклопедияпсихологических тестов / авт.-сост. А.А. Карелин. – Москва: Эксмо, 2009. – С.26-28.

3. ШилинК.И., Лапина З.Г. Экософия Живого знания творчества жизни как стратегиясамосозидания человека-творца экогармоничного будущего в научной школе А.В.Хуторского. 

4.Хуторской.А.В.Философия Русского Космизма как аксиологический базис отечественногообразования.

5.интериоризация и экстериоризация — два подхода к образованию человека / АндрейВикторович Хуторской // Народное образование -2021.- № 1.-С. 37-49.

6. СоварьУшаковаhttps://ushakov.

slovaronline.com/search?s=%D0%BC%D1%83%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C+

7.Словарь«Русской цивилизации»https://rusrussianenc.slovaronline.com/6397-%D0%9C%D0%A3%D0%94%D0%A0%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%AC

8.Толстой Л.Н. О народном образовании // Антология педагогической мысли Россиивторой половины XIX — начала XX в. — М.: Педагогика, 1990.- С. 89-97.

9. РерихЕ.И.Живая этика. «Мир огненный». https://iknigi.net/avtor-nikolay-rerih/158229-agni-yoga-sbornik-nikolay-rerih.html

10.Воронова.А.Г.Становление жизненной позиции подростка через ценностные ориентиры   Рокич М. Азимутнаучных исследований: педагога психология. 2016 т.5.№4(17) г. Тольятти ISSN2309-1754

11.ВороноваА.Г. Социальная зрелость личности подростка как основа его становления.Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика ипсихология. — Сб. статей. — Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып 54(VI)ISSN2311-1305 стр.3-18

12.ВороноваА.Г. Актуализация жизненных целей   подростка  определяет логику  поведенияего.СпбАППО.2016-216с.-ISBN978-5-7434-0724-8

13.ХуторскойА.В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и моделиконструирования.

https://khutorskoy.ru/books/2008/A.V.Khutorskoy_L.N.Khutorskaya_Compet.pdf

14.Таркова,А. И. Развитие ценностно-смысловой компетентности в процессе обучения напримере дисциплин гуманитарного цикла / А. И. Таркова. — Текст :непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 10 (45). — С. 390-392. — URL.

15.Хуторской А.В. Педагогика русского космизма. https://cosmizm.ru/o-russkom-kosmizme/pedagogika-russkogo-kosmizma/

16.ВентцельК.Н. Заметки о космическом воспитании // Вентцель К.Н. Свободное воспитание:Сборник избранных трудов. — М., 1993.

17.Корженко,О. М. Развитие педагогических идей русского космизма в современной теории ипрактике образования. Педагогика: традиции и инновации:  материалы IМеждунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск: Двакомсомольца, 2011. — С. 43-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1024/

18.Андреев Д. Л. Роза Мира. Метафилософия истории. – М.: Прометей, 1991. — 288 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет