Конспект урока по обществознанию
Тема: Форма государства
Подготовила:
учитель истории и обществознания
Стыкалина З. А.
Цель–расширить и систематизировать обществоведческие знания учащихся по формегосударства: форма правления, государственное устройство, политический режим наоснове использования методов, развивающих функциональную грамотность .
Планируемые результаты:
Предметные: пониманиесущности государства относительно его формы;
Метапредметные:анализ сведений, полученных из разных источников, их систематизация; умениеаргументировать свое мнение, делать выводы;
Личностные: развитиеполитической психологии и культуры учащегося.
Тип урока: Комбинированный.
Ход урока:
1. Мотивация(с использованием метода развивающего функциональную грамотность: читательскаяграмотность)
Добрый день, ученики. Мы с вами продолжаемизучать политическую сферу жизни общества. И сегодня речь вновь зайдет оважнейшем политическом институте. Для определения темы урока посмотрим с вамина иллюстративный материал с текстовым сопровождением (Приложение 1)
Вопрос учителя: Ребята, что мы увидели?Как мы можем систематизировать наши знания? Что объединяет все иллюстрации?
Возможные варианты учеников:
1. Государство
2. Признаки государства
3. Элементы государства
Учитель: Да, на уроке мы с вами продолжимизучать государство, а точнее поговорим о его форме. То есть, ребята, какаятема урока-« Форма государства».
Зная тему, формулируем цель урока,напоминая, что начинаем с глагола.
Варианты ответов:
1. узнать структуру формы государства;
2. изучить внутреннее устройствогосударства…
2. Выполнение пробного задания
Учитель: Передвами на экране следующие термины: государство, монархия, республика,федерализм, унитарное государство, тоталитаризм, авторитаризм, демократия.
На столах у вас индивидуальные таблички спропусками, попробуйте заполнить ее, исходя из того что знаете, а если незнаете рядом поставьте вопросительный знак. (Приложение 2)
После выполнения оставляем таблицы в стороне.
3. Изучение нового материала
(Вариант объяснения темы для учителя)
Учитель: Внутренне устройство государстволюбого типа состоит из следующего: форма правления, государственное устройство,политический режим.
I. Форма правления– организация высшей государственной власти,порядок образования высших органов государства и их взаимоотношения снаселением.
Виды форм правления:
1) монархия, в которой вся государственная властьсосредоточена у одного человека – монарха, выполняющего одновременно функцииглавы государства, законодательной и исполнительной власти, а такжеконтролирующего правосудие и местное самоуправление.
Виды монархии: абсолютная, конституционная.
2)республика— в которой народом государственная властьпередается выборным органам, выполняющим свои функции совместно сисполнительными и судебными органами власти.
Видыреспублики: парламентская,конституционная, смешанная.
II. Государственноеустройство- деление государства по территории и взаимоотношения государства в целом с егосоставными частями.
Виды государственного устройства:
1. Федерация
2. Унитарное государство
3. Конфедерация
Комментарий: изучениематериала происходит с помощью заполнения схемы «Форма государства» (Приложение3)
(При рассмотрении вопроса огосударственном устройстве используем методы, развивающие естествонаучную иматематическую грамотность учащихся)
Задание: Посмотрим на карту РФ и назовемсубъекты нашей страны
Ответы учеников.
Учитель: посмотрим на слайд и дополним нашответ.
Задание: Перед нами все названныесубъекты. Давайте сосчитаем сколько в РФ краев, областей, республик.
Варианты ответов учеников:
9 краев, 46 областей, 22 республики.
Учитель: Также в составе РФ 1 автономнаяобласть, 4 автономных округа, 3 города федерального значения.
Ребята, сколько же всего субъектов в РФ ?
Варианты ответов учеников:
85 субъектов.
III.Политический режим— одна из форм политической системы общества схарактерными для нее целями, средствами и методами реализации политическойвласти.
Виды политических режимов: тоталитарный,авторитарный, демократический.
Комментарий: При изучении вопроса ополитических режимах организовывается работа в группах
(с использованием метода развивающегофункциональную грамотность: читательская грамотность)
Класс поделен на три группы еще до началаурока. Раздаются для анализа тексты (Приложение 4)
Задание:
1 группа, работая с текстом, находитхарактеристики тоталитарного режима
2 группа, работая с текстом, находитхарактеристики авторитарного режима
3 группа, работая с текстом, находитхарактеристики демократического режима.
Ответы учеников по группам.
4. Организация исследовательскойдеятельности ( элементы исследования, подготовка квыполнению заданий ОГЭ по политике и ЕГЭ № 13, 23);
Учитель: А теперь, ребята! Найдем ответотносительно формы государства России.
Для этого откроем Конституцию РФ первуюглаву.
Задание : Определите форму правления,государственное устройство, политический режим. На основе чего вы сделали такойвывод, приведите конкретные статьи.
Ответы учеников.
5. Рефлексия( с использованием метода развития креативного мышления)
Учитель: Мы с вами сегодня рассмотрелиформу государства в целом и конкретно Российской Федерации. Вернемся с вами кпервой таблице с терминами. Проанализируйте свою работу с определениями, а гдепоставлены вопросительные знаки, дайте ответ, используя полученные сегоднязнания.
Дорогие ребята, изучая серьезныеполитические темы, нельзя забывать и о творческом процессе, который вдохновляетнас и дает возможности по-разному изучать, понимать, анализировать мир.
Задание: Давайте возьмем с вами листы «Российская Федерация -2022» (Приложение 5) и в творческой формеизобразим политическую форму нашей страны.
( После чего работы учеников размещаем наклассном стенде) .
Урок окончен. До свидания!