ЧТОДОЛЖЕН
ЗНАТЬИ УМЕТЬ РЕБЁНОК
4-х ЛЕТ
Четырёхлетний возраст – это штиль, послеэмоциональной бури кризиса трёх лет, но несмотря на это родителям всё же нестоит расслабляться.
В 4 года ребёнок многое узнаёт и осознаёт впервые. Вего голове каждую минуту созревают новые вопросы, требующие немедленныхответов.
Жажда деятельности и экспериментов заставляет егоиспытывать грани дозволенного, а заодно и проверять нервы родителей напрочность.
Для родителя очень важно в этот момент научитьсяпереключать внимание ребёнка и направлять его энергию в правильное русло.
Речевыенавыки
К 4 годам ребенок начинает говорить сложнымипредложениями, комбинирует четыре и более слова, понимает сложные конструкцииречи, обращенные к нему. Дети поют, эмоционально разговаривают, часто повторяютслова, фразы и звуки. Его словарь насчитывает от 1500 до 2000 слов. Малышиобобщают предметы в группы (овощи, фрукты, посуда и пр.), пробуют рассуждать иделать выводы. Он может говорить почти как взрослый и готов вестинепродолжительную беседу.
В речи появляются наречия, местоимения,числительные. Уходит смягчение — сядик и ляпа ужестановятся садиком и лапой.
Ребёнок может непоследовательно пересказать сказку,историю; управлять силой голоса — говорит тихо, громко и шепотом; точно повторитьуслышанное;
Неискажает в речи свистящие звуки, а также звуки — б, п, в, ф, г, к, д, т, м, н.
Атакже, ребенок в 4 года:
· ходить на цыпочках, внешней, внутреннейстороне стопы;
· кувыркаться;
· ходить задом наперед, повернув головуназад;
· кататься на самокате или детскомтрехколесном велосипеде;
· самостоятельно есть.
В этом возрастеребенок может выполнять спортивные упражнения, разучивать несложные танцы. Оносознает, что его физические возможности увеличились и старается пользоватьсяими по максимуму
В 4 года ребенокможет:
· самостоятельно умываться, пользоватьсямылом, втираться полотенцем;
· чистить зубы;
· пользоваться столовыми приборами,салфеткой. Есть самостоятельно, не проливать пищу, помогать сервировать стол
· самостоятельно одеваться, застёгиватьпуговицы, молнии, обуваться, используя помощь взрослых в трудных случаях(шнурование, завязывание).
· сворачивать одежду и убирать в шкаф;
· расчёсывать короткие волосы;
· не ломать, не разбрасывать игрушки,после игры убирать на место
· соблюдать элементарные правила поведенияза столом во время еды и в ванной во время умывания.
Двигательныенавыки
Вчетырехлетнем возрасте ребенок активно развивается физически. Он уже хорошокоординирует движения и становится все более активным. Нормально развивающийсямалыш к четырем годам должен уметь:
· быстро и уверенно бегать, легко меняянаправление, темп, преодолевая препятствия;
· держать равновесие, стоя на одной ноге;
· ходить по бордюру, бревну, наклоннойдоске;
· прыгать на одной и двух ногах вперед, всторону, с разбега;
· залезать по вертикальной лестнице,висеть на перекладине;
· правильно произносить все звуки(возможны трудности со звуками «р», «л»);
· последовательно связно высказываться;
· использовать все части речи, соотноситьих в роде, числе и падеже;
· задавать и отвечать на вопросы;
· составлять рассказ из личного опыта, покартине, серии картин (3-4 предложения);
· слушать и пересказывать несложный текст,отвечать по содержанию;
· образовывать форму множественного числаимён существительных;
· правильно употреблять предлоги;
· рассказывать народные сказки, читатьнаизусть стихи разной тематики, малые фольклорные формы (потешки, считалки ит.д.)
· умеет выделять первый звук в слове
Познавательно-исследовательскаяи продуктивная деятельность. Мышление
В четырехлетнем возрасте наглядно-действенноемышление дополняется наглядно-образным. Малыш познает свойства предметов нетолько взаимодействуя с ними, он уже может размышлять о них и делатьсоответствующие выводы.
Вчетыре года дети должны уметь:
· находить лишний предмет в группеподобных;
· отыскивать отличия на похожих картинках;
· понимать, каких элементов не хватает нарисунке;
· придумывать логический конец заданнойсюжетной линии;
· находить выход из нарисованноголабиринта;
· угадывать предмет или животное пословесному описанию.
У детей логическое мышление развивается само собой,от взаимодействия с окружающим миром. Но его можно улучшить, если заниматься смалышом, играть в логические игры – настольные и словесные.Ребенок понимает,что он самостоятельная личность, пытаясь во всем проявлять индивидуальность,отстоять свое мнение, которое часто оказывается противоположным мнениюродителей. С этим же связана замена местоимения «мы» на «я»: «я пойду», «ясделаю».
Развивается памятьи внимание. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление.Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Совершенствуетсятехническая сторона рисунка. Ребенок осваивает работу с ножницами.Начинает складываться произвольное запоминание: ребенок помнит поручениявзрослых.
Ребёнку необходимо знать и уметь:
· своё имя, фамилию, возраст,домашний адрес;
· фамилии, имена, профессииродителей;
· различать и знатьна вкус несколько овощей, фруктов, ягоды, находить в природе 3-4дерева, кустарника, травянистых растений;
· называть и показыватьна картинке домашних и диких животных, их детёнышей;
· домашних, перелётныхи зимующих птиц;
· насекомых;
· владеть обобщающимипонятиями «Мебель», «Посуда», «Бытовая техника»;
· называть и показыватьчасти тела и лица; в
· выделять отличительныеособенности нескольких профессий;
· характеризовать сезонныеизменения; называть разные виды одежды и обуви, их части;
· считать в пределах пятипрямо и обратно, соотносить количество предметов с цифрой;
· сравнивать две группыпредметов;
· различать квадрат, круг,треугольник, прямоугольник;
· сравнивать предметыпо длине, ширине, высоте;
· находить отличиямежду 2-я картинками;
· складывать пазлы, картинкуиз четырёх частей; в
· выделять лишнееиз группы предметов и объяснить выбор; находить предмету пару;
· уметь держать карандаш,кисть, пользоваться акварелью и гуашью;
· создавать сюжетный рисунокиз нескольких предметов;
· держать ножницы,пользоваться кистью для клея, разрезать по диагонали квадрати прямоугольник, вырезать круг из квадрата, овал —из прямоугольника, резать по косой;
· правильно располагать частипредмета на листе и аккуратно наклеивать
· сгибать лист пополами по диагонали.
Культурно-гигиеническиенавыки и навыки самообслуживания
В4 года ребенок продолжает стараться делать все самостоятельно или с небольшойпомощью взрослого. У него формируются привычки самостоятельно умываться и мытьруки.