Муниципальное общеобразовательное учреждение средняяобщеобразовательная школа №14
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУСОШ №14__________Фомина Н. А.
Рабочая программа по информатике и ИКТ (базовыйуровень) 8 А класс
Составитель: Адиулов Равиль Раильевич, учитель информатики
г. Егорьевск
2022 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 8 А класса составленав соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартомосновного общего образования РФ, утвержденного приказом Министерстваобразования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897, с учетом приказаМинистерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015г., с учётом приказаМинистерства просвещения РФ№ 712 от 11.12.2020г., с учётом программы воспитанияМОУ СОШ № 14, авторской программы Босовой Л.Л., с учетом авторскоготематического планирования Босовой Л.Л.
Рабочая программа ориентирована на работу по учебнику«Информатика. 8 класс» / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд., стереотип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 176 с. : ил. Данное учебное пособие входитв Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерство просвещения РФ киспользованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждений.
Целью изучения предметаинформатики и ИКТ в 8 классе является:
• формирование компетентной личности живущей в новых информационныхусловиях посредством предметной области информатика.
• освоение системы знаний отражающих вклад информатики вформирование современной научной картины мира, раскрывающих рольинформационных процессов в биологических, социальных и технических системах, атакже методы и средства их автоматизации;
• формирование представлений об информации как важнейшемстратегическом ресурсе развития личности, государства, общества, необходимостистроить свою жизнь в соответствии с требованиями и возможностями информационнойцивилизации, критически оценивать ее позитивные и негативные стороны;осознание своего места в этой цивилизации;
• осознание интегрирующей роли информатики в системе учебныхдисциплин, умение использовать ее понятия и методы для объяснения фактов,явлений и процессов в различных предметных областях;
• приобретение опыта использования информационных ресурсов обществаи средств коммуникаций в учебной и практической деятельности, в частности, привыполнении учебных проектов;
• умение создавать и поддерживать индивидуальную информационнуюсреду, обеспечивать защиту значимой
информации и личную информационнуюбезопасность.
Предмет «Информатики и ИКТ» в 8 А классе включен в школьный учебный план за счёт базисного учебного плана. Данная рабочая программа попредмету «Информатика и ИКТ» в 8 А классе рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа– в год.
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Контрольные работы |
Модуль воспитательной программы |
||||||
1 |
Введение |
1 |
— |
Отечественные разработки в сфере ИТ. |
||||||
2 |
Математические основы информатики |
11 |
1 |
Юрий Иванович Журавлёв- Российский математик |
||||||
3 |
Основы алгоритмизации |
10 |
1 |
Алгоритмы в повседневной жизни |
||||||
4 |
Начало программирования |
10 |
— |
Андрей Петрович |
||||||
Ершов- |
Советский |
|
||||||||
учёный, один из |
|
|||||||||
пионеров |
|
|||||||||
теоретического и |
|
|||||||||
системного |
|
|||||||||
программирования |
||||||||||
5 |
Повторение |
2 |
1 |
|
||||||
|
ИТОГО |
34 |
3 |
|
||||||
Содержание программы 1.Введение (1 час)
Инструктажпо ТБ и ОТ. Цели изучения курса информатики.
Общие представления о месте информатики всистеме других наук, о целях изучения курса информатики.
Целостные представления о роли ИКТ приизучении школьных предметов и в повседневной жизни; способность увязать учебноесодержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки вобласти информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;ИКТ-компетентность. Умения и навыки безопасного и целесообразного поведения приработе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностейздорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических итехнических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. Модуль воспитательной программы: Отечественные разработкив сфере ИТ.
2. Математические основыинформатики (11 часов)
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления.Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления,запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чиселиз двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную.Двоичная арифметика.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логическиезначения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическоесложение), выражения, таблицы истинности.
Модуль воспитательнойпрограммы: Юрий Иванович Журавлёв- Российский математик
3. Основы алгоритмизации(10 часов)
Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примерыформальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описанияпоследовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойстваалгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записиалгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке.Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмическиеконструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные,символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы свеличинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений призаданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Модуль воспитательнойпрограммы: Алгоритмы в повседневной жизни
4. Началопрограммирования (10 часов)
Язык программирования. Основные правила языкапрограммирования Паскаль: структура программы; правила представления данных;правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление,цикл). Решение задач по разработке и выполнению программ в средепрограммирования Паскаль.
Модуль воспитательнойпрограммы: Андрей Петрович Ершов- Советскийучёный, один из пионеров теоретическогои системного программирования
Повторение (2 часа)
Календарно-тематическое планирование по Информатике и ИКТ
№ урока |
Тема урока |
Домашнее задание |
Дата проведения |
|
План |
По факту |
|||
1 |
Инструктаж по ТБ и ОТ. Цели изучения курса информатики. Модуль воспитательной программы: Отечественные разработки в сфере ИТ. |
Введение |
|
|
Тема: Математические основы информатики |
||||
2 |
Общие сведения о системах счисления. Модуль воспитательной программы: Юрий Иванович Журавлёв- Российский математик |
§1.1.1 читать |
|
|
3 |
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика |
§1.1.2, 1.1.6 читать в. 6, 12 письменно |
|
|
4 |
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления |
§1.1.3, 1.1.4, 1.1.7 читать, в. 7, 13-14 письменно |
|
|
5 |
Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q |
§1.1 читать, в. 8-10, 15 письменно |
|
|
6 |
Представление целых чисел |
§1.2.1 читать, в. 4-6 письменно |
|
|
7 |
Представление вещественных чисел |
§1.2.2 читать, в. 7-9 письменно |
|
|
8 |
Высказывание. Логические операции. |
§1.3.1, 1.3.2 читать, учить п-я |
|
|
9 |
Построение таблиц истинности для логических выражений |
§1.3.3 читать, в. 8 письменно |
|
|
10 |
Свойства логических операций. |
§1.3.4 читать |
|
|
11 |
Решение логических задач |
§1.3.5 читать, в. 9-10 письменно |
|
|
12 |
Логические элементы |
§1.3.6 читать, в. 16 письменно |
|
|
13 |
Контрольная работа по теме «Математические основы информатики». |
|
|
|
|
Тема: Основы алгоритмизации |
|||
14 |
Алгоритмы и исполнители Модуль воспитательной программы: Алгоритмы в повседневной жизни |
§2.1 читать, в. 2-9 устно |
|
|
15 |
Способы записи алгоритмов |
§2.2 читать, в. 2-4 устно |
|
Представленная информация была полезной? ДА 58.59% НЕТ 41.41% Проголосовало: 1053 |
16 |
Объекты алгоритмов |
§2.3 читать, в. 13-14 письменно |
|
|
17 |
Алгоритмическая конструкция следование |
§2.4.1 читать, в. 2-3 устно, 4 письменно |
|
|
18 |
Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления |
§2.4.2 читать, в. 11-12 устно |
|
|
19 |
Алгоритмическая конструкция ветвление. Неполная форма ветвления |
§2.4.2 читать, в. 11-12 устно |
|
|
20 |
Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы |
§2.4.3 читать |
|
|
21 |
Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием окончания работы |
§2.4.3 читать |
|
|
22 |
Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным числом повторений |
§2.4.3 читать |
|
|
23 |
Контрольная работа по теме «Основы алгоритмизации». |
|
|
|
|
Тема: Начало программирования |
|||
24 |
Общие сведения о языке программирования Паскаль |
§3.1 читать, в.3-9 устно |
|
|
25 |
Организация ввода и вывода данных |
§3.2 читать, в.3, 9, 10 письменно |
|
|
26 |
Программирование линейных алгоритмов Модуль воспитательной программы: Андрей Петрович Ершов- Советский учёный, один из пионеров теоретического и системного программирования |
§3.3 читать, в.3-5 письменно |
|
|
27 |
Программирование линейных алгоритмов. Практическая работа |
§3.3 читать |
|
|
28 |
Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. |
§3.4 читать, в.3 письменно |
|
|
29 |
Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. |
§3.4 читать, в.5 письменно |
|
|
30 |
Программирование циклов с заданным условием продолжения и окончания работы. |
§3.5.1, 3.5.2 читать, в.2 письменно |
|
|
31 |
Программирование циклов с фиксированным числом повторений. |
§3.5.3 читать, в.6 письменно |
|
|
32 |
Различные варианты программирования циклического алгоритма. |
§3.5.4 читать, в.10 письменно |
|
|
33 |
Контрольная работа по теме «Начало программирования». |
§3.5 читать |
|
|
34 |
Повторение «начало программирования». |
Задание в тетради |
|
|
35 |
Повторение изученного за кус 8 класса |
|
|
|
Планируемые результаты освоения учебного предмета«Информатика и ИКТ» в 8 классе
Личностные результаты – это сформировавшаясяв образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другимучастникам образовательного процесса, самому образовательному процессу,объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основнымиличностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основнойшколе, являются:
• наличие представлений об информации как важнейшем стратегическомресурсе развития личности, государства, общества;
• понимание роли информационных процессов в современном мире;
• владение первичными навыками анализа и критичной оценкиполучаемой информации;
• ответственное отношение к информации с учетом правовых иэтических аспектов ее распространения;
• развитие чувства личной ответственности за качество окружающейинформационной среды;
• способность увязать учебное содержание с собственным жизненнымопытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условияхразвития информационного общества;
• готовность к повышению своего образовательного уровня ипродолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
• способность и готовность к общению и сотрудничеству сосверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной,учебно-исследовательской, творческой деятельности;
• способность и готовность к принятию ценностей здорового образажизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и техническихусловий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
• владение основными универсальными умениями информационногохарактера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимойинформации, применение методов информационного поиска; структурирование ивизуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач взависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмовдеятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
• владение умениями самостоятельно планировать пути достиженияцелей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлятьконтроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенныхусловий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;оценивать правильность выполнения учебной задачи;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений иосуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; ПознавательныеУУД:
• владение информационно-логическими умениями: определять понятия,создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельновыбирать основания и критерии для классификации, устанавливатьпричинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель»,«алгоритм», «исполнитель» и др.;
• владение информационным моделированием как основным методомприобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы впространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строитьразнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать»таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодироватьинформацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать формупредставления информации в зависимости от стоящей задачи, проверятьадекватность модели объекту и цели моделирования;
• ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыковиспользования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора,хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки созданияличного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксацияизображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графическихобъектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие ииспользование гипермедиа-сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие;поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Коммуникативные УУД:
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии сзадачей коммуникации;
• владение устной и письменной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использованияинформационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты включают в себя:освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфическиедля данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания врамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных,учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типамышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Всоответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общегообразования основные предметные результаты изучения информатики в основнойшколе отражают:
• формирование информационной и алгоритмической культуры;формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработкиинформации; развитие основных навыков и умений использования компьютерныхустройств;
• формирование представления об основных изучаемых понятиях:информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
• развитие алгоритмического мышления, необходимого дляпрофессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составитьи записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний обалгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство содним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами —линейной, условной и циклической;
• формирование умений формализации и структурирования информации,умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленнойзадачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующихпрограммных средств обработки данных;
• формирование навыков и умений безопасного и целесообразногоповедения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умениясоблюдать нормы информационной этики и права.
Список литературы
Для учителя:
1. Босова Л.Л. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 464 с. :ил.
2. Босова Л.Л. Информатика. 8 класс / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. –2-е изд., стереотип. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 176 с. : ил.
Для учащегося:
1. БосоваЛ.Л. Информатика. 8 класс / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд., стереотип. –М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 176 с. : ил.
«Рассмотрено»
Протокол методического объединения учителейот ______________№_________
Руководитель ШМО __________/Штапкина И.А./
Дата 30.08.2021г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР__________/Алексашкина Л.В./
Дата 30.08.2021г.
«Принято»
Протоколпедагогического совета от 30.08.2021г. № 1 Дата 30.08.2021г.
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
Дата |
Содержание |
Причина |
Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|