Муниципальное общеобразовательное учреждение средняяобщеобразовательная школа №14
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУСОШ №14__________Фомина Н. А.
Рабочая программа по информатике и ИКТ (базовый уровень)
9 А класс
Составитель: Адиулов Равиль Раильевич, учитель информатики
г. Егорьевск
2022 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 9 А класса составленав соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартомосновного общего образования РФ, утвержденного приказом Министерстваобразования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897, с учетом приказаМинистерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015г., с учётом приказаМинистерства просвещения РФ№ 712 от 11.12.2020г., с учётом программы повоспитанию МОУ СОШ № 14, авторской программы Босовой Л.Л., с учетом авторскоготематического планирования Босовой Л.Л.
Рабочая программа ориентирована на работу по учебнику«Информатика. 9 класс» / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд., стереотип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 208 с. : ил. Данное учебное пособие входитв Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерство просвещения РФ киспользованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждений.
Целью изучения предметаинформатики и ИКТ в 9 классе является:
• формирование компетентной личности живущей в новых информационныхусловиях посредством предметной области информатика.
• освоение системы знаний отражающих вклад информатики вформирование современной научной картины мира, раскрывающих рольинформационных процессов в биологических, социальных и технических системах, атакже методы и средства их автоматизации;
• формирование представлений об информации как важнейшемстратегическом ресурсе развития личности, государства, общества, необходимостистроить свою жизнь в соответствии с требованиями и возможностями информационнойцивилизации, критически оценивать ее позитивные и негативные стороны;осознание своего места в этой цивилизации;
• осознание интегрирующей роли информатики в системе учебныхдисциплин, умение использовать ее понятия и методы для объяснения фактов,явлений и процессов в различных предметных областях;
• приобретение опыта использования информационных ресурсов обществаи средств коммуникаций в учебной и практической деятельности, в частности, привыполнении учебных проектов;
• умение создавать и поддерживать индивидуальную информационнуюсреду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационнуюбезопасность.
Предмет «Информатики и ИКТ» в 9 А классевключен в учебный план школы за счёт базисного учебного плана в количестве 1часа в неделю, 33 часов – в год.
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе: |
Модуль воспитательной программы |
||||||||||
лабораторнопрактические работы |
контрольные работы |
|||||||||||||
1 |
Вводное занятие |
1 |
— |
— |
Николай Петрович |
|||||||||
Брусенцов- |
Главный |
|
||||||||||||
конструктор троичной |
|
|||||||||||||
ЭВМ «Сетунь» |
|
|||||||||||||
2 |
Моделирование и формализация |
9 |
3 |
1 |
||||||||||
3 |
Алгоритмизация и программирование |
9 |
4 |
1 |
Как выучиться на ITпрофессию |
|||||||||
4 |
Обработка числовой информации |
7 |
4 |
1 |
Эдуард Зиновьевич |
|||||||||
Любимский- |
Советский |
|||||||||||||
и российский учёный в |
|
|||||||||||||
области |
|
|||||||||||||
вычислительной |
|
|||||||||||||
техники, системного |
|
|||||||||||||
программирования и |
||||||||||||||
информатики |
|
|||||||||||||
5 |
Коммуникационные технологии |
5 |
|
1 |
Что такое микроэлектроника? |
|||||||||
|
Повторение |
2 |
|
1 |
|
|||||||||
|
ИТОГО |
33 |
11 |
5 |
|
|||||||||
Содержание программы 1.Введение (1 час)
Инструктажпо ТБ и ОТ. Цели изучения курса информатики.
Общие представления о местеинформатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики.
Целостные представления о роли ИКТпри изучении школьных предметов и в повседневной жизни; способность увязатьучебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовкив области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;ИКТ-компетентность. Умения и навыки безопасного и целесообразного поведения приработе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностейздорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических итехнических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Модуль воспитательной программы: Николай Петрович Брусенцов- Главный конструктор троичной ЭВМ
«Сетунь».
1. Моделирование и формализация (9 часов)
Понятия натурной и информационной моделей
Виды информационных моделей (словесное описание, таблица,график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и ихназначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д.Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности моделимоделируемому объекту и целям моделирования.
Компьютерное моделирование. Примерыиспользования компьютерных моделей при решении научно-технических задач.
Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных,системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод иредактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Модуль воспитательной программы: 3D моделирование в современном мире
2. Алгоритмизация и программирование (9 часов) Этапырешения задачи на компьютере.
Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи,понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая иобратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Модульвоспитательной программы: Как выучиться на IT-профессию
3. Обработка числовой информации (7 часов)
Электронные таблицы. Использование формул. Относительные,абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков идиаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Модуль воспитательнойпрограммы: Эдуард Зиновьевич Любимский- Советскийи российский учёный в области вычислительнойтехники, системного программирования и информатики
4. Коммуникационные технологии (5 часов)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет.Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передачаинформации в современных системах связи.
Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт.
Информационные ресурсы компьютерных сетей:Всемирная паутина, файловые архивы.
Технологии создания сайта. Содержание иструктура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.
Базовые представления о правовых и этических аспектахиспользования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
Модуль воспитательнойпрограммы: Что такое микроэлектроника?
Повторение(2 часа)
Календарно-тематическое планирование по Информатике и ИКТ
№ урока |
Тема урока |
Домашнее задание |
Дата проведения |
|
План |
По факту |
|||
1 |
Инструктаж по ТБ и ОТ. Цели изучения курса информатики. Модуль воспитательной программы: Николай Петрович Брусенцов- Главный конструктор троичной ЭВМ «Сетунь».
|
Введение |
|
|
Тема: Моделирование и формализация (9 часов) |
||||
2 |
Моделирование как метод познания. Знаковые модели. |
§1.1, 1.2 читать |
|
|
3 |
Графические модели. Табличные модели Модуль воспитательной программы: 3D моделирование в современном мире |
§1.3, 1.4 читать |
|
|
4 |
Практическая работа №1 «Построение графических моделей», «Построение табличных моделей». |
Задание в тетради |
|
|
5 |
База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. |
§1.5 читать |
|
|
6 |
Практическая работа №2 Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы. |
Задание в тетради |
|
|
7 |
Система управления базами данных. Интерфейс. Создание базы данных. |
§1.6.1, 1.6.2, 1.6.3 читать |
|
|
8 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». Проверочная работа по теме «Моделирование и формализация». |
Задание в тетради |
|
|
9 |
Запросы на выборку данных |
§1.6.4 читать |
|
|
10 |
Практическая работа №3 «Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере». |
§1.1-1.6 читать |
|
|
Тема: Алгоритмизация и программирование (9 часов) |
||||
11 |
Решение задач на компьютере. Этапы решения задач. Задача о пути торможения автомобиля Модуль воспитательной программы: Как выучиться на IT-профессию |
§2.1.1, 2.1.2 читать |
|
|
12 |
Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Заполнение массива, вывод массива |
§2.2.1, 2.2.2, 2.2.3 читать |
|
|
13 |
Вычисление суммы элементов массива |
§2.2.4 читать |
|
|
14 |
Практическая работа №5 «Написание программ, реализующих алгоритмы вычисления суммы элементов массива» |
Задание в тетради Представленная информация была полезной? ДА 58.67% НЕТ 41.33% Проголосовало: 1050 |
|
|
15 |
Последовательный поиск в массиве. Сортировка массива. |
§2.2.5, 2.2.6 читать |
|
|
16 |
Конструирование алгоритмов. Последовательное построение алгоритма. Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот. Вспомогательные алгоритмы |
§2.3.1, 2.3.2, 2.3.3 читать |
|
|
17 |
Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль Практическая работа №7 «Написание вспомогательных алгоритмов» |
§2.4 читать |
|
|
18 |
Алгоритмы управления. |
§2.5 читать |
|
|
19 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование». Проверочная работа по теме «Алгоритмизация и программирование» |
Задание в тетради |
|
|
Тема: Обработка числовой информации (7 часов) |
20 |
Электронные таблицы. Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. Модуль воспитательной программы: Эдуард |
§3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 читать |
|
|
||||
Зиновьевич Любимский- |
Советский и российский |
|
||||||
|
учёный в области вычислительной техники, |
|||||||
системного программирования и информатики |
|
|||||||
21 |
Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа №8 «Вычисления в электронных таблицах» |
§3.2.1 читать |
|
|
||||
22 |
Встроенные функции. Логические функции. Практическая работа |
§3.2.2, 3.2.3 читать |
|
|
||||
23 |
Сортировка и поиск данных. Практическая работа |
§3.3.1 читать |
|
|
||||
24 |
Построение диаграмм и графиков. Практическая работа |
§3.3.2 читать |
|
|
||||
25 |
Решение задач в электронных таблицах |
§3.1-3.3 читать |
|
|
||||
26 |
Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Проверочная работа по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах» |
Задание в тетради |
|
|
||||
Тема: Коммуникационные технологии (7 часов) |
||||||||
27 |
Передача информации. Что такое локальная компьютерная сеть. Что такое глобальная компьютерная сеть. Модуль воспитательной программы: Что такое микроэлектроника? |
§4.1 читать |
|
|
||||
28 |
Как устроен интернет. IP-адрес компьютера. Доменная система имён. Протоколы передачи данных. |
§4.2 читать |
|
|
||||
29 |
Всемирная паутина. Файловые архивы. Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет |
§4.3 читать |
|
|
||||
30 |
Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете. |
§4.4 читать |
|
|
||||
31 |
Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии». Проверочная работа по теме «Коммуникационные технологии» |
Задание в тетради |
|
|
||||
32 |
Обобщение и систематизация основных понятий курса 9 класса |
Записи в тетради |
|
|
||||
33 |
Основные понятия курса. Итоговое тестирование |
Записи в тетради |
|
|
||||
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 9 классе
Федеральный государственный образовательный стандартсреднего общего образования устанавливает требования к результатам освоенияобучающимися основной образовательной программы:
• личностным, включающим готовность и способность обучающихся ксаморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации кобучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимыхсоциальных и межличностных отношений, ценностно — смысловых установок,отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание,экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы,способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурномсоциуме;
• метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметныепонятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальнойпрактике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельностии организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способностьк построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыкамиучебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
• предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изученияучебного предмета умения, специфические для данной предметной области, видыдеятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, егопреобразованию и применению в учебных, учебнопроектных и социально-проектныхситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,ключевыми понятиями, методами и приемами. К личностным результатам, настановление которых оказывает влияние изучение курса информатики, можноотнести:
– ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив,инициативность, креативность, готовность и способность к личностномусамоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образажизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственномуфизическому и психологическому здоровью;
– российская идентичность, способность к осознанию российскойидентичности в поликультурном социуме, чувство причастности кисторикокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятиирешений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественнойсамоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоенияобщечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурноммире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в немвзаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьмимладшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развитиянауки, значимости науки, готовность к научнотехническому творчеству, владениедостоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественнойнауки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числесамообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение кнепрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественнойдеятельности;
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своейсобственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализациисобственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельностикак к возможности участия в решении личных, общественных, государственных,общенациональных проблем.
Метапредметные результаты освоения основнойобразовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий(УУД). На становление данной группы универсальных учебных действий традиционноболее всего ориентирован раздел курса «Алгоритмы и элементы программирования».А именно, выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, покоторым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели вдеятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь насоображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательнойдеятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальныересурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленныхзадач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых длядостижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельностис поставленной заранее целью.
На формирование, развитие и совершенствование группыпознавательных универсальных учебных действий более всего ориентированы такиетематические разделы курса как «Информация и информационные процессы»,«Современные технологии создания и обработки информационных объектов»,«Информационное моделирование», «Обработка информации в электронных таблицах»,а также «Сетевые информационные технологии» и «Основы социальной информатики».При работе с соответствующими материалами курса выпускник научится: – искать инаходить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлятьразвернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные ипознавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разныхпозиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства дляпредставления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленныхв информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий исуждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям вотношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственногоразвития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлятьцеленаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способовдействия. При изучении разделов «Информация и информационные процессы»,«Сетевые информационные технологии» и «Основы социальной информатики»происходит становление ряда коммуникативных универсальных учебных действий. Аименно, выпускники могут научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и совзрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображенийрезультативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– координировать и выполнять работу в условиях реального,виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения сиспользованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Список литературы
Для учителя:
1. Босова Л.Л. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 464 с. :ил.
2. Босова Л.Л. Информатика. 9 класс / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. –2-е изд., стереотип. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 208 с. : ил.
Для учащегося:
1. БосоваЛ.Л. Информатика. 9 класс / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд., стереотип. –М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 208 с. : ил.
«Рассмотрено»
Протокол методического объединения учителейот ______________№________
Руководитель ШМО __________/Штапкина И.А./
Дата 30.08.2021г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР__________/Алексашкина Л.В./
Дата 30.08.2021г.
«Принято»
Протоколпедагогического совета от 30.08.2021г. № 1 Дата 30.08.2021г.
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
Дата |
Содержание |
Причина |
Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|