Филиал МАОУ Тоболовская СОШ —
С(К)ОУ «Карасульсая специальная(коррекционная) школа-интернат»
МОвоспитателей классных руководителей
Тема«Современные методики воспитания обучающихся
всоответствии ФГОС ОО с УО
(интеллектуальныминарушениями)»
Социально — игровыеприёмы
для развитиякоммуникативных способностей детей
с УО (интеллектуальныминарушениями)
Выполнил: воспитатель Яковлева Т.Л.
п.Октябрьский
16.02.2023
Цель: Мотивироватьпедагогов на использование в практике своей работы, представленные социально -игровые приёмы для развития коммуникативных способностей детей с УО (интеллектуальныминарушениями)
В федеральном государственном стандарте коррекционногообразования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающихвзрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка,сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытияспособностей, склонностей. Фундаментом своевременного и полноценноголичностного развития ребенка является его развитие в разных видахдеятельности, прежде всего, в двигательной и игровой.
В развитии данных качествличности может помочь социо — игровая технология, разработанная ипредставленная педагогами исследователями Е. Е. Шулешко, А. П. Ершовой и В. М.Букатовым.
Социо- игровая технология — это технология развитияребёнка в игровом общении со сверстниками, целью её является формированиекоммуникативных навыков общения, которое, как считал Л. С. Выготский, являетсяосновной движущей силой развития. Эта технология наиболее интенсивно развиваеткоммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению страдиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному,художественному, физическому развитию детей, даёт положительные результаты вобласти эмоционально — волевой сферы.
Смысл социо — игровойтехнологии это группо — игровая работа.
Общение детей врамках данной технологии целесообразно организовывать в три этапа:
- на первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
- на втором этапе общение является целью — ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;
- на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение я обучаю.
В социо — игровой технологии есть свои «Золотые правила»:
1) работа в малых группах,
2) смена лидера, смена мизансцен,
3)интеграция видов деятельности(социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая и др.).
Используя правила социо -игровой технологии, дети учатся слушать и слышать друг друга, выражать своёмнение, договариваться, приходить к согласию.
Авторы социо — игровойтехнологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условноможно разделить на несколько групп:
- Игры для рабочего настроя — Используются с целью пробудить интерес детей друг к другу, формировать доброжелательное отношение друг к другу, способствовать сплочению группы, развивать адекватные способы выражения отношения к другим. (Игры: «Закончи предложение», «Волшебная палочка», «Давайте познакомимся»)
- Игры-разминки (разрядки) — Используются на основе принципа всеобщей доступности, элементов соревнования, смешного, несерьезного выигрыша; дают детям возможность размяться, расслабиться. (Игры: «Руки-ноги», Карлики-великаны», «Ходим кругом друг за другом», «Запрещенное движение»).
- Игры для приобщения к делу — Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий. ( Игры: «Составь слово», «Пишущая машинка», «Видимо не видимо»)
- Игры творческого самоутверждения — При их выполнении учитывается художественно — исполнительский результат действия. (Игры «Фраза с заданными словами», «Изобрази профессию», «Салат из сказок», «Стихи по ролям», обыгрывание ситуаций на разные темы).
- Игры вольные — Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения (их не всегда можно выполнять в групповой комнате). (Игры: «День наступает — всё оживает, ночь наступает — всё замирает», «Воробьи-вороны»)
Игровые упражнения, наразвитие коммуникативных навыков
1)Игра «Молекулы».
Цель: Снятие напряжение, настрой на работу.
Инструкция: участники – «атомы»,свободно двигаются по комнате. Посигналу ведущего «атомы» объединяются вмолекулы по 2 человека. Последний раз объединяются все члены группы.
2)Игра «Изобрази пословицу».
Цель: развивать умение использовать невербальныесредства общения.
Содержание: дети разбиваются на подгруппы иизображают с помощью жестов и мимики, какую — либо пословицу: «Слово не воробей- вылетит, не поймаешь», «Скажи им кто твой друг, и я скажу, кто ты», «Нетдруга — ищи, а найдешь, береги».
3) Игра «Волшебное средство».
Цель: развивать умение использовать разныеспособы общения.
Инструкция: уже знакомыми способами общения, дети должныпомочь:
— маме, которая пришла с работы и очень устала;
— другу, который случайно сломал любимую игрушку.
Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы заданиемог выполнить каждый ребенок.
4)Игра «Салат из сказок».
Цель: формирование рече – творческих способностей,воображение, фантазии. (дети делятся на 3 или 4 группы, собирая картинки по сказкам.)
1группа. –Предлагаю объединить этих трёх персонажей в одну сказку и самостоятельнопридумать сказку.
Названия сказок |
Одного персонажа из данной сказки |
Место действия в данной сказке |
|
|
|
Маша и медведь |
|
|
Теремок |
|
|
Курочка Ряба |
|
|
Например. Жил – был дед. У него была лягушка.Каждое утро она квакала – здоровалась. Однажды к ним пришёл медведь. Он сломалу них теремок. Дед и лягушка заплакали. А медведь заревел толстым голосом: « Неплачь, дед, не плачь, лягушка, я вам построю новый теремок. » Строил он,строил и построил за три дня и три ночи. Рады дед и лягушка. Они досих пор живут, и нас с вами в гости ждут.
2 группа. – Предлагаю прочитать сказку и подумать иназвать сказки. В 1 столбик мы записываем названия сказок, во 2 столбик –одного персонажа из данной сказки, в 3 столбик – место действия в даннойсказке.
Жил – был зайчик. Однажды он услышал, как воронакричит: «Мышка попала в яму. И не может вылезти. Помогите, кто может».Ворона летит, а зайчик бежит, ворона летит, а зайчик бежит. Бежали – бежали иприбежали. Мышка сидела в ямке и плакала. Зайчик схватил мышку, а ворона –зайку, тащили – тащили и вытащили мышку.
|
|
|
Название сказки |
Одного персонажа из данной сказки |
Место действия в данной сказке. |
Колобок |
Зайчик |
В лесу |
Заяц — хваста |
Ворона |
Поляна |
Теремок |
Мышка |
Теремок |
3 группа — Предложить детям нарисовать сказку.
Жил – был колобок. Покатился он по дорожке. А навстречу, ему мышка. Мышка и говорит: « Спой мне песенку про себя». А колобок и отвечает: « некогда мне петь, я тороплюсь к Лисе, в гости.Сегодня будет Новый год ».
— А что ты подаришь лисе?
— Коробку конфет.
— Возьми меня с собой.
— Пойдём вместе, лиса нас не съест.
Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец
ВАЖНО!!! Работая в данномнаправлении, в результате применения социо-игровой технологии вработе сможем достигнуть следующих результатов:
• дети будут уметь договариваться, приходить ксогласию, слушать и слышать друг друга;
• у детей будет сформировано позитивное отношение кокружающему миру, другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие;
• у них не будет чувства страха за ошибку.
И самое главное, мы все должныпомнить главный принцип в работе с детьми:
«Не рядом и не над, а вместе!»
Виды упражнений, способствующих
формированиюжизненных компетенций для детей с УО:
1.С целью формирования чувства осознания себя как гражданина
России; формирования чувства гордости за свою Родину,формирования
навыков коммуникации:
Разговорная минутка.
Она направлена на развитие навыков общения у школьников снарушениями интеллекта: умение слушать других, планировать иреализовыватьсобственное речевое высказывание. Это попытка выйти на разговор о том, чемживёт мир, страна, город, сами учащиеся. Возникает живая ситуация общения,когда хочется поделиться информацией, мнениями, впечатлениями.
2. С целью формирования навыков сотрудничества с взрослыми исверстниками в разных социальных ситуациях:
Разминки-хитринки.
Это упражнения и игры на развитие сообразительности, внимания кслову, орфографической зоркости.
3. С целью воспитания эстетических потребностей, ценностей ичувств применяются:
Поэтические минутки
Эмоциональная зарядка — этовыразительное чтение всеми учащимися одновременно ярких высказываний о русскомязыке, коллективное чтение стихотворений способствующее развитию навыка хоровойдекламации, внимания, эмоциональной сферы учащихся.
Музыкальная встреча
4. С целью формирования мотивации ктворческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовнымценностям:
Прикладное творчество.
5.С целью формирования у обучающихся понятия социальной роли
обучающегося, проявления социально значимых мотивов учебной
деятельности;
Упражнения для развития интереса к чтению, помогающие
выработать навыки правильного, беглого, осознанного и
выразительного чтения.
Упражнение: «Фруктовый сад»
Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий иопасений можно использовать метод «Фруктовый сад».
Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждогоученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведенииуроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированногоподхода.
Ученикам данный метод позволит более четко определиться сосвоими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобыпедагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Оборудование: заранее готовятся два больших плаката снарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе –«Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумагикрупные яблоки и лимоны.
Дети на яблоках записывают свои ожидания от урока, а опасения налимонах. Зачитывают вслух свои ответы (по желанию).