Контрольнаяработа по русскому языку в формате МЦКО, 8 класс
1вариант
1.Укажите слово, в котором неверновыделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
1) сливОвый 2) квартАл 3) включИт 4)создАвший
Ответ:____________________________
2. Укажите слово, строение которого соответствует схеме: ¬ ∩^□^
1)пришкольный 2) приготовился 3) удивительный 4) приближаться
Ответ:____________________________
3. Водном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьтеошибку и запишите слово правильно.
ЧЕТЫРЬМЯСТАМИотзывами земные НЕДРА помыть ШАМПУНЕМ
МЕЛИТЬ зерно на мельнице ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ на льду
Ответ:____________________________
4.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написаниявыделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) РАССТАВЛЯТЬ —на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишетсябуква С.
2) РЕШЕНА(задача) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколькои в полной форме этого прилагательного.
3) ПРИКАСАТЬСЯ —написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от еголексического значения.
4) (усталот) НЕУДАЧ — в форме множественного числа имени существительного 3-госклонения после шипящего буква Ь не пишется.
5) (объяснялся)ПО-НЕМЕЦКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основыимени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
Ответ:____________________________
5. Укажите ряд, в котором во всех словахпропущена одна и та же буква.
1) ар..стократ,м..нистерство, д..визион
2) оз..ряться,просм..треть, м..рячок
3) зап..реть,д..ревья, выст..лить
4) выск..чка,г..ризонт, стр..тегия
5) расст..лается,пр..оритет, ум..ротворение
Ответ:____________________________
6. В каком примере правописание суффикса в словерегулируется правилом: «В суффиксах действительных причастий настоящеговремени, образованных от глаголов II спряжения, пишется буква А(Я)»? Запишите вответе это слово, вставив пропущенную букву
1. засе..нное поле
2. в стел..щемся тумане
3. хмур..щий брови
4. пролет..вший над головой
Ответ:____________________________
7. Укажите словосочетания, в которых выделенное словопишется раздельно?
1) далеко (НЕ)ПРОСТОЙ
2) с (НЕ)КОТОРЫХ пор
3) кому-то (НЕ)СДОБРОВАТЬ
4) (НЕ)ПРЕКРАЩАЮЩИЙСЯ дождь
5) (НЕ) ПРОЧИТАННАЯ дедушкой газета
Ответ:____________________________
8. Прочитайте словосочетания:
(не)скошенная трава мальчик(не)лжив
Укажите верное утверждение.
А. НЕс полным причастием «скошенная» пишется слитно, так как нет зависимых слов;
Б. НЕс именем кратким прилагательным «лжив» пишется слитно, так как можно заменитьсинонимом «правдив».
1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б
Ответ:____________________________
9.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одногоряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (она)стара..тся, (дедушка) выздорове..т
2) (они)хлопоч..т, (ничего) не знач..щий
3) (ткань)выгор..т (на солнце), слыш..мый
4) уполномоч..нный,скач..нный (с диска файл)
5) взлеле..нный,выгул..нная (собака)
Ответ:____________________________
10.Расставьте все знаки препинания: укажите цифры, на месте которых должны стоятьзапятые.
Снежок(1) выпавший ночью (2) и тающий у нас на глазах (3) делает недалекорасположенный холм (4) ещё более скользким.
Ответ:____________________________
Прочитайте текст и выполните задания 11–19 |
1.Археологинашли 80 египетских пирамид, из которых не все сохранились до наших дней. 2.Крупнейшая из них – пирамида Хеопса, сооружённая в двадцать восьмом веке донашей эры. 3. Первоначально эта знаменитая пирамида поднималась на147 метров, но из-за наступления песков её высота уменьшилась до 137метров. 4. Она состоит из блоков известняка с гладкоотшлифованными сторонами. 5. По подсчёту Наполеона, таких каменныхблоков хватило бы, чтобы опоясать всю Францию стеной высотой в метр и толщинойв десять сантиметров. 6. Камни пирамиды держатся собственнойтяжестью: никакого связывающего материала нет. 7. Несмотря на это,блоки настолько тщательно пригнаны один к другому, что щели между ними не более5 мм. 8. … такая искусная работа не может не вызывать удивления:каменотесы выполняли её в основном примитивными каменными орудиями.
(По В. Черняку)
11. Какое слово (сочетание слов) необходимо вставить на место пропуска впредложении 8?
1. Например,
2. Прежде всего,
3. Значит,
4. Иными словами,
Ответ:____________________________
12. Какое изпредложений наиболее точно передаёт основную мысль текста?
1. Искусная работа мастеров-каменотесов Древнего Египта, строившихпирамиды, вызывает удивление у современных людей.
2. Египетские пирамиды, дошедшие до наших дней, поражают количествомотшлифованных блоков.
3. Пирамида Хеопса остается самой известной среди египетских пирамид.
4. Пирамиды – самые знаменитые архитектурные сооружения в мире,ставшие вечными монументами и пережившие века и тысячелетия.
Ответ:____________________________
13. Выберите изперечня два НЕВЕРНЫХ утверждения.
1. Стиль речи публицистический.
2. Предложение 3 связано с предыдущим при помощи указательногоместоимения и лексического повтора.
3. В предложении 5 представлено описание.
4. Предложение 7 дополняет содержание предложения 6.
5. В предложении 2 слово «крупнейшая» является эпитетом.
Ответ:____________________________
14.Укажите НЕВЕРНОЕ утверждение:
1. Предложение 1 сложное (СПП).
2. Предложение 2 осложнено причастным оборотом.
3. В предложении 8 двоеточие отделяет обобщающее слово от однородныхчленов.
4. В предложении 7 слово «пригнаны» — краткое страдательноепричастие.
Ответ:____________________________
15.Выпишите из предложений 5-8 действительное причастие настоящего времени.
Ответ:____________________________
16.Определитеспособ образования слова НИКАКОГО (предложение 6).
1. Суффиксальный
2. Приставочно-суффиксальный
3. Приставочный
4. Бессуффиксный
Ответ:____________________________
17.Замените слово ПРИМИТИВНЫМИ из предложения 8 синонимом (одним словом).
Ответ:____________________________
18. Установитесоответствие между словосочетанием и способом грамматической связи: к каждойпозиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второгостолбца.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ СПОСОБГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ
А)Египетские пирамиды 1) примыкание
Б)Состоит из блоков 2) управление
В)Тщательно пригнаны 3)согласование
Запишите в таблицу выбранные цифры подсоответствующими буквами.
|
А |
Б |
В |
Ответ |
|
|
|
19.Замените словосочетание «КАМЕННЫЕБЛОКИ» (предложение 5), построенное на основе согласования, синонимичнымсловосочетанием со связью управление
Ответ:____________________________
Промежуточнаяаттестация по русскому языку, 8 класс
2вариант
1. Водном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНОвыделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
ненАдолго Иксы понялА снятА вручИт
Ответ:____________________________
2. Укажите слово, морфемный составкоторого соответствует схеме: ¬ ∩^□
1)профессионализм 2)лексика 3)эпитет4)сравнение.
Ответ:____________________________
3. В одном из выделенных ниже словдопущена ошибка в образовании формы слова. Исправьтеошибку и запишите слово правильно.
горячие СУПЫ любимые ПРОФЕССОРА наиболее РЕШИТЕЛЬНЕЕ
в ДВУХСТАХ метрах на ИХ территории
Ответ:____________________________
4.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написаниявыделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРИВОКЗАЛЬНАЯ(площадь) — Приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.
2) ГРУЖЁНАЯ(БАРЖА) — в суффиксе причастия пишется одна -Н-.
3) ПРИЛАГАТЬ(усилия) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит отударения.
4) (усыпана)СПЛОШЬ — на конце наречий после шипящего буква Ь пишется.
5) (снег)БЕЛЫЙ-БЕЛЫЙ — сложные имена прилагательные, образованные повторениемодинаковых слов, пишутся через дефис.
Ответ:____________________________
5. Укажите ряд, в котором во всех словахпропущена одна и та же буква.
1) к..мфорт, р..стение, прил..гательное
2) сп..раль,заст..лать, зап..рать
3) б..рашек,ф..рмат, з.. рница
4) предв..рительный,в..дянистый, пром..кнуть (салфеткой)
5) тв..рительный,прид..рожный, пл..вец
Ответ:____________________________
6. В каком примере правописание суффикса в слове регулируетсяправилом: «В суффиксах страдательных причастий настоящего времени, образованныхот глаголов I спряжения, пишется буква О(Е)»? Запишите в ответе этослово, вставив пропущенную букву.
1. раскол..вшийся 2.вед..мый 3.гон..мый 4.ненавид..вший
Ответ:____________________________
7.Укажите словосочетания, в которых выделенное слово пишется через дефис
1) (западно)европейский
2) (железно)дорожный
3)(светло)волосый
4) (научно)публицистический
5) (по)девичьи краснеть
Ответ:____________________________
8. Прочитайте словосочетания:
калитка (не) закрыта (не)строгий человек
Укажите верное утверждение.
А. НЕ с кратким причастием «закрыта» пишется слитно;
Б. НЕ с именем прилагательным «строгий» пишется слитно, таккак можно заменить синонимом.
1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б
Ответ:____________________________
9. Укажите вариантыответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.Запишите номера ответов.
1) предвид..вший,водонепроница..мый
2) прокашл..вшийся,медл..щий (с выбором)
3) (ты)мел..шь (кофе), (он) движ..тся
4) незыбл..мый,(едва) слыш..мый
5) (что-то)знач..щий, (дети) плач..т
Ответ:____________________________
10.Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Принципы реализма и народности (1) воспринятые Модестом Петровичем Мусоргским вмолодые годы (2) проявились в правдивом отражении жизненных явлений и вглубинной народности музыкального языка (3) ставшего для композитора (4)главным на всю жизнь.
Ответ:___________________________
Прочитайте текст и выполните задания 11–19 |
1.Вначале Первой мировой войны 26 августа 1914 года на Юго-Западном фронте русскиеармии развёртывали наступление против австрийской крепости Перемышль, когда ввоздухе появился австрийский самолёт «альбатрос», разведывавший расположениенаших войск. 2. Здесь находился военный аэродром под командованием ПетраНиколаевича Нестерова, того самого Нестерова, который в своё время выполнил«мёртвую петлю», названную его именем.3. Пётр Нестеров вскочил в самолёти бросился в погоню за австрийским разведчиком. 4. Люди, с тревогойнаблюдавшие за схваткой, увидели, как самолёт Нестерова, набрав высоту,оказался на сотню метров выше «альбатроса». 5. А затем на огромнойскорости врезался в австрийский самолёт. 6. Лётчик ценой собственнойжизни выполнил боевую задачу. 7. … трагическая судьба Петра Нестерова,выдающегося лётчика-аса, надолго поставила печать смерти на воздушный таран.
11. Какое слово (сочетание слов) необходимо вставить на место пропуска впредложении 7?
1. Несмотря на это,
2. Значит,
3. Но
4. Таким образом,
Ответ:____________________________
12. Какое предложение наиболее точно передаетосновную мысль текста?
1. В Первую мировую войну трагическая гибель летчика-аса П.Н.Нестерова, исполнившего воздушный таран, стала проявлением безрассудства.
2. В Первую мировую войну был совершен первый воздушный таран.
3. В Первую мировую войну трагическая гибель летчика-аса П.Н.Нестерова, исполнившего воздушный таран, надолго поставила печать смерти навоздушный таран.
4. Пётр Николаевич Нестеров выполнил «мёртвую петлю».
Ответ:____________________________
13. Выберите из перечня ДВА верных утверждения.
1. Стиль речи художественный.
2. Предложения 4 и 5 связаны с помощью союза и наречия.
3. В предложении 1 слово «Первой» является эпитетом.
4. В предложении 4 представлено описание.
5. Предложение 5 противопоставлено предложению 4.
Ответ:____________________________
14. Укажите НЕВЕРНОЕ утверждение.
1) Предложение 1 осложнено причастным оборотом.
2) Предложение 2 сложное.
3) «Пётр Нестеров вскочил» — грамматическая основапредложения 3.
4) «с тревогой наблюдавшие за схваткой» -причастный оборот в
предложении 4.
Ответ:____________________________
15. Выпишите из первого абзаца страдательноепричастие прошедшего времени.
Ответ: ________________________________
16.Определите способ образования слова НАСТУПЛЕНИЕ(предложение1).
1) суффиксальный
2) приставочно-суффиксальный
3) приставочный
4) бессуффиксный
17. Замените слово ЗАТЕМ из предложения 5синонимом (одним словом).
Ответ: ______________________
18. Установите соответствие между словосочетанием и способомграмматической связи: к каждой позиции из первого столбца подберитесоответствующую позицию из второго столбца.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ СПОСОБГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ
А)Появился в воздухе 1) примыкание
Б)Русские армии 2) управление
В) егоименем 3) согласование
Запишите в таблицу выбранные цифры подсоответствующими буквами.
|
А |
Б |
В |
Ответ |
|
|
|
19.Замените словосочетание «австрийский разведчик»(предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетаниемсо связью управление
Ответ:____________________________
Ответы на задания с выбором ответа и с кратким ответом
Номер |
Балл |
Правильный ответ |
|
1 вариант |
2 вариант |
||
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
4 |
4 |
3 |
1 |
молоть |
решительный |
4 |
1 |
15 |
45 |
5 |
1 |
135 |
25 |
6 |
1 |
хмурящий |
ведомый |
7 |
1 |
15 |
45 |
8 |
1 |
3 |
2 |
9 |
1 |
35 |
123 |
10 |
1 |
13 |
123 |
11 |
1 |
4 |
4 |
12 |
1 |
3 |
1 |
13 |
1 |
35 |
24 |
14 |
1 |
3 |
3 |
15 |
1 |
связывающего |
названного |
16 |
1 |
3 |
1 |
17 |
1 |
простыенесложные |
потом |
18 |
1 |
321 |
231 |
19 |
1 |
Блоки из камня |
Разведчик Австрии |
5 |
4 |
3 |
2 |
17-19 |
13-16 |
9-12 |
0-8 |