Конспект НОД в подготовительнойгруппе «Масленица».
Цель: формирование удетей старшего дошкольного возраста представлений о традициях и обычаяхрусского народа.
Задачи:
Раскрыть значениепразднования Масленицы, познакомить с символами праздника.
Развиватьдвигательную активность, речь, мышление, внимание, память.
Воспитыватьинтерес к традициям и обычаям русского народа.
Планируемые результаты: проявляет интерес к обрядовому празднику Масленица,уважение к традициям русского народа; заучивания закличек о весне, стихов,поговорок.
Оборудование:персонажи кукольного театра, блины, иллюстрации «Масленица».
Ходзанятия:
Этот праздник — объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, икра!
Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этойзагадке?
Какие праздники мы отмечаем зимой? (ответы детей)
Бывает ещё один праздник: Масленица –проводы зимы. С давних времен Масленица –самый веселый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы и празднуютцелую неделю. Все веселятся, радуются, что прошла зима и наступает весна.Празднование совершалось строго по расписанному распорядку:
Итак, начинается Масленица впонедельник:
Понедельник — «Встреча»
Девушки и парни делали соломенное чучело– Масленицу – и ходили с ним подеревне, распеваятакую песню:
Едет масленицадорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет масленицасемь деньков,
Оставайся семь годков.
Второй день – вторник – звался «Заигрыш».
В этот день начинали собираться на игрища и потехи: устраивали девичьи качели, поездки налошадях, катания с ледяных гор, воздвигали снежные городки.
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
ИГРА «Третий лишний».
Третий день масленицы– среда «Лакомка».
В этот день лакомились блинами. Блинявляется символом масленой недели. В народе много поговорок облинах сложено: Масленица идет, блин да меднесет; Без блина — не масленица
А на что он похож? (На солнце). Круглаяформа и золотистый цвет блинов считался символом солнца. Его ждали после долгойзимы с нетерпением.
Детикричат заклички.
Идет масленица по льду,
Несет блинов сковороду,
Принимайте молоду —
Разбирайте по блину!
Эй, веселей! Собирайсянарод!
Нынче масленица в гостиидет!
К нам скорее вы спешите
И друзей своих зовите!
Четверг – слыл разгульным,назывался «Широкая масленица».
В этот день гуляли, пели песни, плясали, водили хороводы.
ИГРА «Ручеек»
Пятница и субботы – были гостевыми днями ,посвящались хождениюпо родне. У родных тоже объедались блинами, пирогами и другими кушаньями.
Воскресенье – седьмой и последнийдень Масленицы – «Проводы зимы».
Чучело, сделанное из соломы, выносили наулицу и сжигали. Так вот прощались с Масленицей.
Масленица загорела,
Всему миру надоела.
ИГРА «В гости на блины!»
Дети вспоминают правилаповедения в гостях и за столом, угощаются блинами.
Рефлексия:— Скажите, ребята, как выпоняли, что это за праздник Масленица? Когда приходит Масленица?Как люди празднуют его?
Поздравляю вас с Масленицей,расскажите всем, что на этой неделе проходит такой замечательный народныйпраздник.