Роль игры в патриотическом воспитании младшихшкольников
Кудрявцева Р.З.,педагог
дополнительногообразования
МКУДО ДЮЦСреднеахтубинского района
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач образования, ведь детствои юность — самая благодатная пора дляпривития священного чувства любви к Отечеству, а патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитойличности. У детей должно вырабатываться чувство гордости засвою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Налицо тот факт, чтосовременные дети мало знают о культурных традициях своего народа, частопроявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. У детей недостаточнознаний о своей семье, близких людях, затрудняются ответить на вопросы,касающиеся родного города, своей страны.Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество,чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Среда,образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувстволюбви и отношение к тому месту, где ребенок живет. Следовательно,нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач,основой формирования будущего гражданина, а значит очень важно искать новыеформы работы с детьми в этом направлении.
Ведущий виддеятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте – игра, и в то жевремя игра-это мощное средство коррекции поведения детей, формированиявзаимоотношений, воспитания нравственно-волевых качеств. Использованиеигры как средства патриотического воспитания актуально. Ведь любые, безисключения, виды детских игр подходят для реализации задач патриотическоговоспитания. Они помогают привить уважительное отношение к историческим икультурным ценностям родной страны. Существует большое количество разнообразных игр, нацеленных наразвитие гражданской, патриотической позиции у молодого поколения. Исегодня я представлю вашему вниманию некоторые из них.
Дети младшегошкольного возраста очень любят движение и поэтому народные подвижные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотическоговоспитания. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальныеустои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой,ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость.Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детейобретать гармонию с окружающим миром, формируют устойчивое, заинтересованное,уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительнаяоснова для развития патриотических чувств. Перед игрой мы знакомимся скультурой и бытом того или иного народа. А в конце игры положительнооцениваем поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку ивзаимопомощь.
Народныеигры — это забавы нашего детства, старшего поколения, бабушек и дедушек,практическое осмысление детьми окружающей действительности. Самыми популярными и любимыми для них стали такиеигры, как «Краски», «Гори, гори ясно», «Колечко», «Гуси — гуси», «Жмурки»,«Кошки мышки», «Ручеек», «Бояре», «Золотые ворота», «Бой петухов» и т.д.Многие из них используются при проведении праздничных мероприятий «Масленица»,«Рождественские посиделки», «Старый Новый год».
Ассоциативные игры.Их смысл заключается в подборе различных ассоциаций к какому — либо слову,словосочетанию, понятию. Например, ассоциациями к слову «подвиг» дети называют слова:героизм, отвага, решительность, защита Родины, солдат, война.
Авот в игре «Россия» на каждую букву слова Россия, необходимо назвать ассоциацию:какая первая буква в слове Россия….
Р — родная, родина, Русь, русская
О — особая, одна, огромная
С — сильная, смелая, страна
С — свободная, славная, стойкая
И — искусная, историческая, идеальная
Я — ясная, яркая, я.
Именно такие игры дают представлениепедагогу о сформированности у детей понятий патриотической направленности.
Ксовременным формам патриотического воспитания младших школьников можно отнести квест-игру.
Квест-игра (квест– в переводе с англ. «путешествие») – это приключенческая игра, в которойнеобходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, какправило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно выполняязадания. Каждое задание – это ключ к следующей точке и следующей задаче. Азадачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Если говорить омладших школьниках, то подобные игры заставляют их думать, искать выход изсложной ситуации, а это, в свою очередь, развивает логику, сообразительность,учит детей взаимодействовать и общаться с другими участниками. Суть любогоквеста состоит в поиске как можно большего количества целей. Для этогоучастникам игры приходится взаимодействовать друг с другом, анализироватьимеющуюся информацию, использовать ловкость, эрудицию и все свои умения.Принимая участие в квестах, ребенок открывает в себе новые способности и чертыхарактера, получая при этом яркие эмоции и незабываемые впечатления. При этомпроисходит приобщение ребенка к гражданско-патриотическим ценностям череззнакомство с историей, особенностями культуры, природы, народных традицийРодины, ценностями родного края. Чувство удовлетворенности от выполненногозадания способствует укреплению мотивационной основы патриотизма детей.
Ко дню народного единства мы проводили игру-квест «Мы едины». Длятого чтобы собрать цветок «Единство», ребята выполняли различные задания:отгадывали загадки, решали ребусы, собирали слова, вспоминали пословицы,вставляли пропущенные слова в Гимн России. В заключении каждый из них выбралсердечки цветов российского флага, написал на них пожелания нашей Родине исоздал российский флаг из сердечек-пожеланий. Этим самым они признались, что действительно гордятся своейстраной и что только от нас зависит ее процветание.
Участвуя во Всероссийской акции «День правовой помощи детям» мы проводим различные игры, в ходе которых ребятами хорошовоспринимаются права и обязанности детей. Так, например, в игре «Угадайправо» с помощью карточек (дидактическая игра) с указанием правчеловека, им необходимо сопоставить данные права с фрагментом из песни.
1. Итак, звучит первая мелодия «Я на солнышке лежу».Какое право обозначено в данной песне. — право на отдых
2. Песня «В траве сидел кузнечик». Как вы думаете, окаком праве идёт речь в данной песне?- право на жизнь.
3. Песня «По секрету всему свету расскажу»— правоне на распространение информации.
4. Песня «Буквы разные писать»— право наобразование.
5. Песня «А может быть ворона» — право насобственное мнение.
6. Песня «Три поросёнка» — право нажилище.
7. Песня «Умка»— право жить и воспитываться в семье.
В игре «Детективноеагенство» объявлялся поиск сказочногогероя по описанию нарушенных прав..
· Он имел право на свободноепередвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту отпосягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право наличную неприкосновенность и жизнь. (Колобок)
· Эта героиня русских сказокочень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадаласама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса)
· Она родилась в знатной семье,но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживатьим (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на созданиесемьи, девушка была счастлива. (Золушка)
· Этот герой русской народнойсказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, ижестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заюшкинаизбушка)
Данные игры используются на воспитательных мероприятиях, помогаютдетям закрепить знания о правах человека.
Среди разнообразия чувств, переживаемых в игре, особое значение приобретают чувства, побуждающие ребят к деятельности, к борьбе с трудностями, желаниеучаствовать в ответственных делах, совершать героические поступки. Здесь следует,прежде всего, выделитьпатриотические чувства: любовь к Родине,к Вооруженным СиламРФ, к героическим страницам прошлогонашей Отчизны. Военно-спортивныеигры связаны единым сюжетом и проходят в форме сюжетно-ролевой игры «Тропа к генералу», котораявключает в себя проведение отдельныхподвижных игр: «Пограничники», «Летчики», «Танкисты»,«Снайпер»;
— дидактических игр «Армейский магазин», «Чей предмет».;
— игр с элементами ориентирования: «Доставь секретноедонесение», «Найди пакет».
Проводим мы и сюжетныеигры «Бравые солдаты», «Курс молодого бойца», «Посвящение врыцари», «А ну-ка, мальчики».
Работа поданному направлению всегда строится в тесном сотрудничестве с учителями, так как для проведения многих игр требуетсяпредварительная работа: тематические беседы,просмотр фильмов, подбор художественного слова (стихов, пословиц,поговорок) и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что использовать игры в нравственно-патриотическомвоспитании обязательно нужно. Они закаляют ребят, прививают чувство локтя, таккак все игры в основном командные. Приучают к самостоятельности, ведь всетактические решения на поле игрового боя, принимают именно ребята, взрослыетолько могут наблюдать и корректировать общую стратегию развития игры.Развивают коммуникативные навыки, умение понимать друг друга, изобретать своивербальные и невербальные способы общения. Процесс формирования нравственно-патриотическихчувств будет проходить более успешно, если для формирования нравственно —патриотических представлений в работе с детьми будут использованы все виды игр.