Тема:«Интегрирование краеведческого материала в формирование математическихнавыков при изучении таблицы умножения»
Цель:привить интерес к изучению родного края
Задача: формирование способностей самому получать разнообразные краеведческие знанияиз различных источников и применять их на практике.
Ключеваяидея закона Российской Федерации «Об образовании» о единстве интересовличности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. В системесовременного образования особая роль отводится знаниям по истории, культуре иэкономике региона.
При формировании краеведческий знаний выделяют три способа нахожденияинформации:
— получение «готовых знаний» (со слов учителя, из учебныхпособий и сообщений средств массовой информации);
— самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия дляболее активной познавательной работы учащихся (источниками таких знаний могутбыть кроме учебных пособий научно-популярная и научная литература, публикации вместной и центральной периодической печати, материалы школьных игосударственных музеев, ресурсы Интернета);
— углубленное изучение истории родного края (Объединения, кружки,сообщества…)
Задачаучителя начальных классов – заинтересовать обучающегося в поисках новойинформации по средствам интеграции в учебный материал краеведческих заданийразного уровня.
Так,например, при изучении таблицы умножения на уроках математики 3 класса, мною былиразработаны рабочие листы, которые содержат в себе проверку обобщающих знаний (таблица умножения, алгоритм решения выражений в несколько действий, решениевыражений со скобками).
См. Приложение 1.
Посленахождения значения выражения, ребята используют «Числовой алфавит».
Есливсе выражения обучающийся решил верно, то из полученных букв составляетсягеографическое название Сахалинской области. Это могут быть названия городов,посёлков, улиц, заливов, рек, проливов и т.д. Для усложнения задания буквы стоятв хаотичном порядке (в виде анаграмм), т.к. некоторые названия легко читаются.
Если у детейвозникают трудности с образованием слова из букв, то в помощь ребятампредлагается ребус.
См.Приложение 2. (Ребусы)
Послетого, как ребята отгадали географический объект, его надо найти на картеСахалинской области и нанести на контурную карту, которая изображена на рабочемлисте. См Приложение 4. (Историческая справка)
Историческаясправка о географическом объекте может быть представлена учащимися, которыевладеют знаниями о нём. Если ребята не знают информацию, то можно предложитьпоискать в разных источниках.
См.Приложение 3.
Информациюможет дать и сам учитель. При этом предложить ребятам организовать долгосрочныйфлэш-моб «Сделай фото».
Путешествуяпо Сахалинской области, сфотографируйся и пришли в любой мессенджер фото тогогеографического объекта, о котором ты узнал на уроке.
Вывод: Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения:история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своейсемьи, своего народа, в прошлом родного края и страны.
Приложение1.
Здесь зашифровано названиесамого большого острова в РФ. Реши примеры. Найди в алфавите букву, используячисло ответа. Составь из букв слово. Укажи географический объект на карте.Какую информацию ты уже знаешь об этом географическом названии?
80 – 3 · 4 – 49 = ⃝ 32 : 4 + 21 : 3 = ⃝ 64 : 8 + 2 = ⃝ 100 – 67 – 32 = ⃝ (4 · 9) : (6 · 6) = ⃝ 49 : 7 + 16 = ⃝ 7 · 8 – (25 +18) = ⃝
ОСТРОВ:
|
|
Здесь зашифрованогеографическое название Сахалинской области. Реши примеры. Найди в алфавитебукву, используя число ответа. Составь из букв слово. Укажи географическийобъект на карте Сахалинской области. Какую информацию ты уже знаешь об этомгеографическом названии?
7 · 8 – 8 · 5 – 3 = ___ ⃝ 54 – 32 : 8 – 38 = ___ ⃝ 32 : 4 – 48 : 8 = ____ ⃝ 6 · 3 + 11 · 1 = ____ ⃝ (81 : 9 + 7) · 2 = ____ ⃝ (100 – 79) : 3 + 14 = ____ ⃝
Село
|
|
Здесь зашифрованогеографическое название Сахалинской области. Реши примеры. Найди в алфавитебукву, используя число ответа. Составь из букв слово. Укажи географическийобъект на карте Сахалинской области. Какую информацию ты уже знаешь об этомгеографическом названии?
( 18 : 3 · 7 – 12) : 10 =____⃝ 60 : 6 · 5 – 7 · 5 =_____⃝ 6 · 4 + 32 : 4 – 22= _____⃝ 72 : 9 · 4 – 31 = ______⃝ (32 – 24) · 8 – 63 = _____⃝
город
|
|
Здесь зашифрованогеографическое название Сахалинской области. Реши примеры. Найди в алфавитебукву, используя число ответа. Составь из букв слово. Укажи географическийобъект на карте Сахалинской области. Какую информацию ты уже знаешь об этомгеографическом названии?
45 : 9 + 36 : 4 =_____⃝ 90 : 10 : 3 =_____⃝ (16 : 4 + 72 : 9) + 4=______ ⃝ (31 – 18 : 9) – 4 · 7 = ____⃝ 54: 9 · 3 =____⃝ 60 + 63 : 9 – 66 =_____⃝ 35 : 7 + 28 : 4 =______⃝
Город
|
|
Здесь зашифрованогеографическое название Сахалинской области. Реши примеры. Найди в алфавитебукву, используя число ответа. Составь из букв слово. Укажи географическийобъект на карте Сахалинской области. Какую информацию ты уже знаешь об этомгеографическом названии?
(81 : 9 · 4 + 64) – 87 =___⃝ (8 · 7 – 29) : 9 – 7 =______⃝ (74 – 18) : 7 + 18 : 6 =______⃝ (49 : 7 + 3) · 4 : 8 – 4 =___⃝ (100 – 36) : 8 · 5 – 39 =___⃝ 50 · 0 + 79 : 79 · 12 =____⃝
Залив
|
|
Здесь зашифрованогеографическое название Сахалинской области. Реши примеры. Найди в алфавитебукву, используя число ответа. Составь из букв слово. Укажи географическийобъект на карте Сахалинской области. Какую информацию ты уже знаешь об этомгеографическом названии?
50 – 50 : 10 – 39 =____⃝ 4 · 8 + 3 · 7 – 38 = _____⃝ 48 : 8 + 4 · 3 = ________⃝ 5 · 4 + 64 : 8 + 5 = _____⃝ 63 : 7 : 3 + 17 = _______⃝ ( 9 · 2 + 2 · 9 ) : 6 = ____ ⃝ 90 – 72 : 9 – 72 = ______⃝ 32 : 4 + 63 : 7 = _______⃝
Залив
|
|
Здесь зашифрованогеографическое название Сахалинской области. Реши примеры. Найди в алфавитебукву, используя число ответа. Составь из букв слово. Укажи географическийобъект на карте Сахалинской области. Какую информацию ты уже знаешь об этомгеографическом названии?
8 · 3 – 5 · 4 + 13 = ____ ⃝ 45 : (8 – 3) – 8 = ____ ⃝ 35 : 7 + 100 : 10 = ___ ⃝ (60 – 5 · 4) : 4 = _____ ⃝ 30 : 6 · 7 – 19 = ____ ⃝ 54 : 6 + 90 : 9 =____ ⃝ (70 – 4 · 7): 6 + 12 = ___ ⃝ 18 : 9 + 6 · 3 = _______ ⃝ 2 · 9 + 49 : 7 – 9 = ____ ⃝
Камень
|
|
Здесь зашифрованогеографическое название Сахалинской области. Реши примеры. Найди в алфавитебукву, используя число ответа. Составь из букв слово. Укажи географическийобъект на карте Сахалинской области. Какую информацию ты уже знаешь об этомгеографическом названии?
72 : 9 – 5 · 1 =____⃝ 9 : 3 + 3 = _______⃝ 0 · 6 + 6 : 1 = ____⃝ 54 : 6 – 4 · 2 =___ ⃝ 6 · 7 – 11 · 2 =_____⃝ 60 – 5 · 8 – 7 = ___⃝ 90 – 8 · 7 – 5 =____⃝ 81 : 9 · 1 = ______ ⃝ (100 – 10) : 9 = ___ ⃝
Мыс
|
|
Здесьзашифровано географическое название Сахалинской области. Реши примеры. Найди валфавите букву, используя число ответа. Составь из букв слово. Укажигеографический объект на карте Сахалинской области. Какую информацию ты ужезнаешь об этом географическом названии?
7 · 8 – 44 = ____ ⃝ 10 · 4 – 3 · 10 = ____ ⃝ 8 · 4 – 36 : 9 = _______⃝ 9 · 6 – 5 · 2 – 31 = ____⃝ 80 : 10 · 2 = ______ ⃝ 36 : 6 + 72 : 8 = ____ ⃝ 9 · 5 – 9 · 3 =_____ ⃝
Мыс
|
|
Здесьзашифровано географическое название Сахалинской области. Реши примеры. Найди валфавите букву, используя число ответа. Составь из букв слово. Укажигеографический объект на карте Сахалинской области. Какую информацию ты ужезнаешь об этом географическом названии?
(56 – 48) · 3 : 3 + 10 =____⃝ 45 : 9 – 32 : 8 = ___ ⃝ Представленная информация была полезной? ДА 58.59% НЕТ 41.41% Проголосовало: 1053 54 : 9 · 3 : 2 : 3 · 7 =____⃝ (72 : 8 + 39) : 6 + 7 =___ ⃝ 7 · 4 + 8 · 6 – 50 = ____ ⃝ (5 · 7 : 1 – 5) : 6 · 2 =____⃝ (32 : 8 + 9 · 4) – 28 =____ ⃝
Остров Курильской гряды
|
|
Здесьзашифровано географическое название Сахалинской области. Реши примеры. Найди валфавите букву, используя число ответа. Составь из букв слово. Укажигеографический объект на карте Сахалинской области. Какую информацию ты ужезнаешь об этом географическом названии?
(6 · 5 – 50 : 5) · 1 = ____ ⃝ (72 : 9) · (36 : 9) =______⃝ 60 – 7 · 7 + 2 = _____ ⃝ (4 · 9) : (48 : 8) = ______⃝ 6 · 5 – 5 · 3 = _______ ⃝ 27 : 9 + 18 : 9 + 1 = ____⃝ 30 : 5 + 40 : 8 = _____ ⃝
Остров
|
|
Здесь зашифрованогеографическое название Сахалинской области. Реши примеры. Найди в алфавитебукву, используя число ответа. Составь из букв слово. Укажи географическийобъект на карте Сахалинской области. Какую информацию ты уже знаешь об этомгеографическом названии?
100 – 90 : 9 – 77 =_____⃝ 5 · 5 – 8 · 3 = ________⃝ 86 – 7 · 7 – 20 = _______⃝ 18 : (72 – 54 ) · 6 = ______⃝ 64 : 8 · 5 – 22 = _______⃝ 81 : 9 : 3 · 7 = ________⃝ (60 – 36) : 6 + 5 = _______⃝ 4 · 4 + 8 · 8 — 79 = _______⃝
Пролив
|
|
Здесь зашифрованогеографическое название Сахалинской области. Реши примеры. Найди в алфавитебукву, используя число ответа. Составь из букв слово. Укажи географическийобъект на карте Сахалинской области. Какую информацию ты уже знаешь об этомгеографическом названии?
25 : 5 · 8 – 34 =______⃝ 64 : 8 + 50 : 10 =______⃝ 9 · 9 – 62 =_______ ⃝ (56 : 8 + 81 : 9) : 4 =_____ ⃝ 70 – (60 – 5 · 7) – 27=______⃝ (6 · 4 + 36) : 10 =________⃝ 4 · 9 – 7 · 3 =________⃝ (45: 5 + 27 : 9)+16=______ ⃝ 15 : 3 · 6 – 26 =________ ⃝ 100 – 7 · 9 – 34 =______⃝ 7 · 7 — 33 · 1 =________ ⃝
Пролив
|
|
Здесь зашифрованогеографическое название Сахалинской области. Реши примеры. Найди в алфавитебукву, используя число ответа. Составь из букв слово. Укажи географическийобъект на карте Сахалинской области. Какую информацию ты уже знаешь об этомгеографическом названии?
(64 : 8 + 40 : 8)+3 =_____⃝ (50 – 3 · 5) – 10 · 2 =_____⃝ 42 : 6 + 10 =______⃝ 27 : 3 : 9 =_______⃝ 45 : 5 + 49 : 7 =_______⃝ 6 · 6 – 5 · 5 =_______⃝ 3 · 8 – 6 · 1 =_______⃝
Река
|
|
Здесь зашифрованогеографическое название Сахалинской области. Реши примеры. Найди в алфавитебукву, используя число ответа. Составь из букв слово. Укажи географическийобъект на карте Сахалинской области. Какую информацию ты уже знаешь об этомгеографическом названии?
18 + 7 · 4 – 17 =____ ⃝ 25 : 5 + 10=_____⃝ 48 : 8 + 12 : 3 =_____⃝ (20 – 40 : 5) : 4 + 15=____ ⃝ 40 : 8 + 81 : 9 =________⃝ 71 – 4 · 2 – 44 =________⃝ 50 : 10 + 6 · 3 =______⃝
Посёлок
|
|
Здесь зашифрованогеографическое название Сахалинской области. Реши примеры. Найди в алфавитебукву, используя число ответа. Составь из букв слово. Укажи географическийобъект на карте Сахалинской области. Какую информацию ты уже знаешь об этомгеографическом названии?
(70 – 9 · 5) : 5+ 11 = ____⃝ 49 : 7 – 54 : 9 = _________⃝ 72 : 9 · 3 : 6 – 1 = ______⃝ 6 · 9 – 5 · 6 – 8 =________⃝ 3 · 3 + 20 : 4 + 18 : 6 =____⃝ (24 : 6 · 8 – 6 · 2) : 2 =____⃝ 27 : 9 + 20 : 2 + 12 = _____⃝ 5 · 2 + 24 : 8 + 28 : 7 =___⃝
Улица
|
|
Приложение2
Приложение3.
1. Залив Терпения. Заливоткрыл голландский мореплаватель Мартсен Гаритсон де Фриз в 1643 году. Ох инелегко ему там пришлось перетерпеть непогоду и переждать бесконечные туманы…поэтому и дал Фриз этому заливу такое название.
2. Пролив Невельского. Названв честь Геннадия Ивановича Невельского, который доказал, что Сахалин являетсяостровом в 1849 году.
3. Город Макаровс 1946 г., назван в честь русского флотоводца и океанографа адмирала СтепанаОсиповича Макарова (1848-1904).
Основанв 1892 г. как село Селютора . Согласно мирному договору 1905, завершившемурусско-японскую войну 1904-05 отошёл к Японии. В 1945 г. возвращён России.Освобождён 22 августа 1945 г. войсками 2-го Дальневосточного фронта в ходеЮжно-Сахалинской операции.
До 1946г. назывался Сиритору; название из айнского shiri хороший, большой,turu земля.
4. Река Поронай. Переводитсяс айнского – большая река. Длинареки — 350 км. Берёт своё начало на Набильском хребте в системе Восточно-Сахалинских гор, протекает позаболоченной Тымь-Поронайской низменности, впадает в залив Терпения Охотского моря. За10 км от моря река разделяется на 2 рукава, которые впадают туда отдельнов 5 км друг от друга, рукава таким образом образуют заболоченный речнойостров. Возле западного устья реки расположена большая часть города Поронайск.
5. Буюклы. До 1945года принадлежало японскому губернаторству Карафуто. После вхождения в состав СССРпереименовано в честь Героя Советского Союза Антона Буюклы, погибшего вбоях за освобождение Сахалина. В 1965 г. Полк Буюклы наступал в первомэшелоне советских войск. 14 августа 1945 года у железнодорожнойстанции Котон (ныне — посёлок Победино Смирныховского района Сахалинской области) наступающие полковыеподразделения были остановлены сильным пулемётным огнём из дзота. Буюклы добровольно вызвался уничтожитьдзот и пополз с гранатой к нему. На расстоянии десяти шаговон, получив тяжёлое ранение, остановился, но нашёл в себе силы подняться изакрыть собой амбразуру дзота. Ценой собственной жизни Буюклы обеспечил успехбоевых действий полка. Похоронен в селе Леонидово .
6. ОстровСахалин. Название «Сахалин» происходит от маньчжурского названия реки Амур —«Сахалян-Улла», что в переводе означает «Скалы чёрной реки» — названиеэто, напечатанное на карте, было ошибочно отнесено к Сахалину, и в дальнейшихизданиях карт печаталось уже как название острова.
Остров вытянутмеридионально от мыса Крильон на юге до мыса Елизаветы на севере.Длина — 948 км, ширина — от 26 км до 160 км , площадь —76,6 тыс. км². Врезультате победы над Японией в ходе Второй мировой войны в состав Советского Союза (РСФСР) была включена вся территорияострова Сахалин (а также все Курильские острова).
Главный город Сахалина — Южно-Сахалинск основан в составе Российской империи в 1882 году под названиемВладимировка. После победы СССР и его союзников во Второй мировой войне вместе со всем островом перешёл к СССР.
7. Мыс Елизаветы. Самая севернаяточка острова Сахалин. Название дал Иван Фёдорович Крузенштерн в 1805 году.
8. Посёлок Смирных.Посёлок городского типа Смирных назван в честь героя Советского Союза –Смирных Леонида Владимировича.
Участвовал в советско-японской войне 1945 года. Командир стрелкового батальона179-го стрелкового полка 79-й стрелковой дивизии 56-го стрелкового корпуса 16-яармии 2-го Дальневосточного фронта капитан Леонид Смирных особо отличился вбоях за освобождение Южного Сахалина.
16 августа 1945 года во время освобождения южногоСахалина Смирных погиб от пули снайпера в районе посёлка Котон (в настоящеевремя — село Победино) после овладения его батальоном пятьюдзотами врага и прорыва укрепрайона.
Похоронен в посёлке Леонидово Поронайского района Сахалинской области.
9. Город АниваСахалинской области. По мнению лингвистов, название произошло от айнского «ан»- находящийся, «ива» — горный хребет, скала. Отсюда название «Анива» -находящийся между хребтами. Сначала был назван залив Анива, по названию залива былназван мыс Анива. Только потом название получил населённый пункт.
10. Пролив Лаперуза. Назван в честь француза ЖанФрансуа Гало де Ла Перуз.
Лаперузне смог доказать, что Сахалин является островом. Его ввели в заблуждение. Водав проливе между материком то уходила, то приходила.
11. Камень Опасности находится в проливеЛаперуза. На этом камне установлен маяк Анива. Этот камень представляет большуюопасность для мореплавателей, т.к. в проливе часты туманы. Обнаружил и дал емуназвание Лаперуз в 1787 г.
12. Кунашир – самый южный остров большой Курильской гряды. Впереводе с айнского (местных жителей) означает «чёрный остров», т.к. покрытлесами и издалека кажется чёрным.
13. Мыс Крильон назван Лаперузом в честь национального героя ФранцииЛуи де Бальбес де Крильон.
14.Улица Поповича. Па́вел Рома́нович Попо́вич — советский космонавт.Лётчик-космонавт СССР. Дважды Герой Советского Союза. Пилот космическогокорабля «Восток-4»; командир космического корабля «Союз-14», лётчик-космонавтСССР № 4. Позывной — «Беркут».
15. Остров Тюленей. Там живут только дикие морскиеживотные – тюлени. Этот остров является островом птичьих базаров.
16. ЗаливБайкал назван в честь паруса «Байкал», на котором
Г.И. Невельской делал свои открытия в 1849 году.
17. Остров Шумшу. Самый северный остров большойКурильской гряды. В переводе с айнского (местных жителей) означает «большойостров», но всё же самым большим островом гряды является другой остров Итуруп.
Приложение 4.