X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБНАВЛЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРАКТИКЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS IN THE

CONDITIONS OF ADVANCEDEDUCATIONAL PRACTICE IN THE STUDY OF BIOLOGY

Н. В.Васильева                                                                             N. V. Vasilyeva

Научный руководитель Н. З. Смирнова

Scientific adviser N. Z. Smirnova 

 

Исследовательскаядеятельность, организация исследовательской деятельности, направленияорганизации исследовательской деятельности, предметная исследовательскаядеятельность обучающихся, проектирование и организация исследовательскойдеятельности обучающихся.

В статье анализируется организация исследовательскойдеятельности обучающихся в условиях внедрения ФГОС. Рассмотрены формы, методы,направления и задачи организации исследовательской деятельности. 

Th.e ar.ti.cl.e an.al.yz.es th.e or.ga.ni.za.ti.on of st.ud.en.ts re.se.ar.ch ac.ti.vi.ti.es in th.e co.nt.ex.t of th.e in.tr.od.uc.ti.on of th.e Fe.de.ra.l St.at.e Ed.uc.at.io.na.l St.an.da.rd. Th.e fo.rm.s, me.th.od.s, di.re.ct.io.ns an.d ta.sk.s of th.e or.ga.ni.za.ti.on of re.se.ar.ch ac.ti.vi.ty ar.e co.ns.id.er.ed.

По.вы.ше.ни.е ка.че.ст.ва об.ра.зо.ва.ни.я и фо.рм.ир.ов.ан.ие у об.уч.аю.щи.хс.я пр.ед.ме.тн.ых ре.зу.ль.та.то.в – ва.жн.ей.ша.я за.да.ча мо.де.рн.из.ац.ии шк.ол.ьн.ог.о об.ра.зо.ва.ни.я. Фо.рм.ир.ов.ан.ие ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ки.х ум.ен.ий об.уч.аю.щи.хс.я, ор.га.ни.за.ци.я ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.го об.уч.ен.ия в  шк.ол.е яв.ля.ет.ся од.но.й из са.мы.х ак.ту.ал.ьн.ых пр.об.ле.м. Вы.пу.ск.ни.к до.лж.ен ум.ет.ь са.мо.ст.оя.те.ль.но мы.сл.ит.ь, ви.де.ть и тв.ор.че.ск.и ре.ша.ть во.зн.ик.аю.щи.е пр.об.ле.мы [3, с.115]. 

Се.го.дн.я ме.то.до.ло.ги.че.ск.ой ос.но.во.й мо.де.рн.из.ац.ии ро.сс.ий.ск.ой шк.ол.ы яв.ля.ет.ся фе.де.ра.ль.ны.й го.су.да.рс.тв.ен.ны.й об.ра.зо.ва.те.ль.ны.й ст.ан.да.рт (ФГ.ОС ОО.О), ре.ал.из.ац.ия ко.то.ро.го за.кр.еп.ле.на но.вы.м За.ко.но.м «О.б об.ра.зо.ва.ни.и РФ.» [4, с.55].

В содержании данного документа прописано, чт.о ве.ду.щи.м ви.до.м уч.еб.но.й де.ят.ел.ьн.ос.ти об.уч.аю.щи.хс.я об.ра.зо.ва.те.ль.но.й шк.ол.ы вы.ст.уп.ае.т уч.еб.ноис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ка.я де.ят.ел.ьн.ос.ть. Сл.ед.ов.ат.ел.ьн.о, ка.жд.ый об.уч.аю.щи.йс.я до.лж.ен бы.ть об.уч.ен сп.ос.об.ам вы.по.лн.ен.ия уч.еб.но-ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти.

С то.чк.и зр.ен.ия те.ор.ии и пр.ак.ти.ки об.ра.зо.ва.ни.я на.уч.ны.е ис.сл.ед.ов.ан.ия пр.ед.ст.ав.ля.ют на.иб.ол.ьш.ий ин.те.ре.с. Ес.ли в на.ук.е гл.ав.но.й це.ль.ю яв.ля.ет.ся пр.ои.зв.од.ст.во но.вы.х зн.ан.ий, то в об.ра.зо.ва.ни.и це.ль ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти в пр.ио.бр.ет.ен.ии об.уч.аю.щи.мс.я на.вы.ка ис.сл.ед.ов.ан.ия ка.к ун.ив.ер.са.ль.но.го сп.ос.об.а ос.во.ен.ия де.йс.тв.ит.ел.ьн.ос.ти, ра.зв.ит.ии сп.ос.об.но.ст.и к ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.му ти.пу мы.шл.ен.ия, ак.ти.ви.за.ци.и ли.чн.ос.тн.ой по.зи.ци.и об.уч.аю.ще.го.ся в об.ра.зо.ва.те.ль.но.м пр.оц.ес.се на ос.но.ве пр.ио.бр.ет.ен.ия но.вы.х зн.ан.ий.

Мо.жн.о вы.де.ли.ть дв.а на.пр.ав.ле.ни.я ор.га.ни.за.ци.и ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти об.уч.аю.щи.хс.я: пр.ед.ме.тн.ая ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ка.я де.ят.ел.ьн.ос.ть об.уч.аю.щи.хс..ое.кт.ир.ов.ан.ие и ор.га.ни.за.ци.я ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти об.уч.аю.щи.хс.я. 

Пр.ед.ме.тн.ая ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ть об.уч.аю.щи.хс.я вк.лю.ча.ет ал.го.ри.тм ор.га.ни.за.ци.и ци.кл.а уч.еб.но.го ис.сл.ед.ов.ан.ия – то ес.ть чт.о, ка.к и в ка.ко.й по.сл.ед.ов.ат.ел.ьн.ос.ти де.ла.ет ре.бе.но.к. В пр.оц.ес.се ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти ре.ал.из.ую.тс.я сл.ед.ую.щи.е эт.ап.ы, ха.ра.кт.ер.ны.е дл.я ис.сл.ед.ов.ан.ий в на.уч.но.й сф.ер.е: по.ст.ан.ов.ка пр.об.ле.мы, из.уч.ен.ие те.ор.ии, св.яз.ан.но.й с вы.бр.ан.но.й те.мо.й, вы.дв.иж.ен.ие ги.по.те.зы ис.сл.ед.ов.ан.ия, по.дб.ор ме.то.ди.к и пр.ак.ти.че.ск.ое ов.ла.де.ни.е им.и, сб.ор со.бс.тв.ен.но.го ма.те.ри.ал.а, ег.о ан.ал.из и об.об.ще.ни.е, со.бс.тв.ен.ны.е вы.во.ды.  

Та.ка.я це.по.чк.а яв.ля.ет.ся не.от.ъе.мл.ем.ой пр.ин.ад.ле.жн.ос.ть.ю ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти и оп.ре.де.ля.ет ее ст.ру.кт.ур.ну.ю мо.де.ль. 

Пр.ое.кт.ир.ов.ан.ие и ор.га.ни.за.ци.я ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти об.уч.аю.щи.хс.я — оп.ре.де.ля.ет су.ще.ст.ве.нн.ые эл.ем.ен.ты ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти, во.сп.ро.из.во.дс.тв.о ко.то.ры.х по.зв.ол.яе.т фи.кс.ир.ов.ат.ь ее на.ли.чи.е в ре.ал.ьн.ой пр.ак.ти.ке, эт.и эл.ем.ен.ты до.лж.ны уч.ит.ыв.ат.ьс.я пр.и пр.ое.кт.ир.ов.ан.ии ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти в об.ра.зо.ва.те.ль.ны.х уч.ре.жд.ен.ия.х ра.зл.ич.но.го ти.па [1, с.69].

Представленная информация была полезной?
ДА
60.84%
НЕТ
39.16%
Проголосовало: 1550

Су.ть ко.нц.еп.ци.и ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти об.уч.аю.щи.хс.я за.кл.юч.ае.тс.я в ра.зв.ит.ии де.ят.ел.ьн.ос.тн.ог.о со.де.рж.ан.ия об.ра.зо.ва.ни.я на ос.но.ве со.зд.ан.ия мн.ог.оп.оз.иц.ио.нн.ой об.ра.зо.ва.те.ль.но.й ср.ед.ы об.ра.зо.ва.те.ль.но.го уч.ре.жд.ен.ия (об.уч.аю.щи.ес.я, пе.да.го.ги, уч.ен.ые, эк.сп.ер.ты и др.). 

В пр.оц.ес.се эт.ой де.ят.ел.ьн.ос.ти пр.ои.сх.од.ит фо.рм.ир.ов.ан.ие ва.жн.ей.ши.х пс.их.ич.ес.ки.х фу.нк.ци.й об.уч.аю.щи.хс.я на ка.жд.ом во.зр.ас.тн.ом эт.ап.е, ра.зв.ит.ие те.ор.ет.ич.ес.ко.го мы.шл.ен.ия, ре.фл.ек.си.вн.ых сп.ос.об.но.ст.ей, в ко.не.чн.ом сч.ет.е — ст.ан.ов.ле.ни.е су.бъ.ек.тн.ос.ти ли.чн.ос.ти шк.ол.ьн.ик.а. Це.нт.ра.ль.ны.м зв.ен.ом яв.ля.ет.ся де.ят.ел.ьн.ос.тн.ое со.де.рж.ан.ие об.ра.зо.ва.ни.е, ко.то.ро.е ко.нк.ре.ти.зи.ру.ет.ся че.ре.з си.ст.ем.у пр.ед.ст.ав.ле.ни.й о ст.ру.кт.ур.е на.уч.но.й ка.рт.ин.ы ми.ра, пр.ио.бр.ет.ен.ие.м ли.чн.ог.о оп.ыт.а ре.ал.из.ац.ии ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ки.х за.да.ч, вы.ра.бо.тк.е це.нн.ос.тн.ых ор.ие.нт.ац.ий об.уч.аю.щи.хс.я. 

Гл.ав.но.й це.ль.ю ис.сл.ед.ов.ан.ий об.уч.аю.щи.хс.я яв.ля.ет.ся ра.зв.ит.ие их сп.ос.об.но.ст.и за.ни.ма.ть ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ку.ю по.зи.ци.ю по от.но.ше.ни.ю к ок.ру.жа.ющ.им яв.ле.ни.ям, на.вы.ко.в ан.ал.ит.ич.ес.ко.го мы.шл.ен.ия. Дл.я эт.ог.о не.об.хо.ди.мо со.зд.ав.ат.ь ус.ло.ви.я дл.я са.мо.ст.оя.те.ль.но.й по.ст.ан.ов.ки за.да.ч ис.сл.ед.ов.ан.ия, вы.бо.ра об.ъе.кт.а, по.пы.то.к ан.ал.из.а, вы.дв.иж.ен.ия ве.рс.ий (ги.по.те.з) ра.зв.ит.ия ис.сл.ед.уе.мо.го яв.ле.ни.я. 

Ес.ли в на.ук.е гл.ав.но.й це.ль.ю яв.ля.ет.ся по.лу.че.ни.е но.вы.х зн.ан.ий, то в об.ра.зо.ва.ни.и це.ль ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти — в пр.ио.бр.ет.ен.ии об.уч.аю.щи.мс.я фу.нк.ци.он.ал.ьн.ог.о на.вы.ка ис.сл.ед.ов.ан.ия ка.к ун.ив.ер.са.ль.но.го сп.ос.об.а ос.во.ен.ия де.йс.тв.ит.ел.ьн.ос.ти, ра.зв.ит.ии сп.ос.об.но.ст.и к ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.му ти.пу мы.шл.ен.ия, ак.ти.ви.за.ци.и ли.чн.ос.тн.ой по.зи.ци.и об.уч.аю.ще.го.ся в об.ра.зо.ва.те.ль.но.м пр.оц.ес.се на ос.но.ве пр.ио.бр.ет.ен.ия су.бъ.ек.ти.вн.о но.вы.х зн.ан.ий [2, с.93].

 Ис.хо.дя из эт.ог.о мо.жн.о сф.ор.му.ли.ро.ва.ть ос.но.вн.ые за.да.чи, ко.то.ры.е по.зв.ол.яе.т ре.ша.ть ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.е об.уч.ен.ие: 

           пр.ио.бр.ет.ен.ие на.вы.ка ре.ше.ни.я по.зн.ав.ат.ел.ьн.ых, по.ис.ко.вы.х, пр.ое.кт.ны.х за.да.ч

ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ки.м ме.то.до.м – ка.к од.ни.м из на.иб.ол.ее мо.щн.ых ме.то.до.в по.ст.ро.ен.ия пр.ед.ст.ав.ле.ни.й об ок.ру.жа.ющ.ем ми.ре и оц.ен.ки до.ст.ов.ер.но.ст.и эт.их пр.ед.ст.ав.ле.ни.

           со.зд.ан.ие по.зн.ав.ат.ел.ьн.ой ба.зы ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й ко.мп.ет.ен.тн.ос.ти – пр.ед.ст.ав.ле.ни.й об об.ще.й си.ст.ем.ат.ик.е зн.ан.ий че.ло.ве.че.ст.ва, ко.то.ра.я за.да.ет.ся че.ре.з се.тк.у уч.еб.ны.х пр.ед.ме.то.в, оп.ре.де.ля.ем.ых ба.зи.сн.ым уч.еб.ны.м пл.ан.ом;  ра.зв.ит.ие ба.зо.вы.х сп.ос.об.но.ст.ей ли.чн.ос.ти к ре.фл.ек.си.вн.ом.у мы.шл.ен.ию, ан.ал.ит.ич.ес.ко.му по.дх.од.

           возможность введения человека в мир человеческой культуры черезкультуру научного сообщества, освоению принятых здесь способов и нормдеятельности, восприятию на личностно значимом уровне образцов, авторитетов иценностей научного сообщества. 

Библиографический список

1.                Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. Концепцияразвития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работашкольников, 2001. № 1 с. 69-74.

2.                Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. М:

Исследовательскаяработа школьников, 2007. С 80-98.

3.                Смирнова Н.З., Галкина Е.А., Голикова Т.В., Горленко Н.М., ЧмильИ.Б. Инновационные процессы в естественнонаучном образовании: монография /Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. — Красноярск, 2014. 356 с.

4.                Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ОО),ФЗ № 273 «Об образовании РФ» – http://www.federalniyzakon.ru/zakonobobrazovaniirfposlednyyredakciya2015/.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.84%
НЕТ
39.16%
Проголосовало: 1550

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Электроэнергетические системы и сети

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.84% НЕТ 39.16% Проголосовало: 1550


Поделиться статьей

Электроснабжение производственных объектов

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.84% НЕТ 39.16% Проголосовало: 1550


Поделиться статьей

Электроснабжение

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.84% НЕТ 39.16% Проголосовало: 1550


Поделиться статьей

Электрооборудование и электрохозяйство предприятий организаций и учреждений

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.84% НЕТ 39.16% Проголосовало: 1550


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет