ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБНАВЛЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРАКТИКЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS IN THE
CONDITIONS OF ADVANCEDEDUCATIONAL PRACTICE IN THE STUDY OF BIOLOGY
Н. В.Васильева N. V. Vasilyeva
Научный руководитель Н. З. Смирнова
Scientific adviser N. Z. Smirnova
Исследовательскаядеятельность, организация исследовательской деятельности, направленияорганизации исследовательской деятельности, предметная исследовательскаядеятельность обучающихся, проектирование и организация исследовательскойдеятельности обучающихся.
В статье анализируется организация исследовательскойдеятельности обучающихся в условиях внедрения ФГОС. Рассмотрены формы, методы,направления и задачи организации исследовательской деятельности.
Th.e ar.ti.cl.e an.al.yz.es th.e or.ga.ni.za.ti.on of st.ud.en.ts re.se.ar.ch ac.ti.vi.ti.es in th.e co.nt.ex.t of th.e in.tr.od.uc.ti.on of th.e Fe.de.ra.l St.at.e Ed.uc.at.io.na.l St.an.da.rd. Th.e fo.rm.s, me.th.od.s, di.re.ct.io.ns an.d ta.sk.s of th.e or.ga.ni.za.ti.on of re.se.ar.ch ac.ti.vi.ty ar.e co.ns.id.er.ed.
По.вы.ше.ни.е ка.че.ст.ва об.ра.зо.ва.ни.я и фо.рм.ир.ов.ан.ие у об.уч.аю.щи.хс.я пр.ед.ме.тн.ых ре.зу.ль.та.то.в – ва.жн.ей.ша.я за.да.ча мо.де.рн.из.ац.ии шк.ол.ьн.ог.о об.ра.зо.ва.ни.я. Фо.рм.ир.ов.ан.ие ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ки.х ум.ен.ий об.уч.аю.щи.хс.я, ор.га.ни.за.ци.я ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.го об.уч.ен.ия в шк.ол.е яв.ля.ет.ся од.но.й из са.мы.х ак.ту.ал.ьн.ых пр.об.ле.м. Вы.пу.ск.ни.к до.лж.ен ум.ет.ь са.мо.ст.оя.те.ль.но мы.сл.ит.ь, ви.де.ть и тв.ор.че.ск.и ре.ша.ть во.зн.ик.аю.щи.е пр.об.ле.мы [3, с.115].
Се.го.дн.я ме.то.до.ло.ги.че.ск.ой ос.но.во.й мо.де.рн.из.ац.ии ро.сс.ий.ск.ой шк.ол.ы яв.ля.ет.ся фе.де.ра.ль.ны.й го.су.да.рс.тв.ен.ны.й об.ра.зо.ва.те.ль.ны.й ст.ан.да.рт (ФГ.ОС ОО.О), ре.ал.из.ац.ия ко.то.ро.го за.кр.еп.ле.на но.вы.м За.ко.но.м «О.б об.ра.зо.ва.ни.и РФ.» [4, с.55].
В содержании данного документа прописано, чт.о ве.ду.щи.м ви.до.м уч.еб.но.й де.ят.ел.ьн.ос.ти об.уч.аю.щи.хс.я об.ра.зо.ва.те.ль.но.й шк.ол.ы вы.ст.уп.ае.т уч.еб.ноис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ка.я де.ят.ел.ьн.ос.ть. Сл.ед.ов.ат.ел.ьн.о, ка.жд.ый об.уч.аю.щи.йс.я до.лж.ен бы.ть об.уч.ен сп.ос.об.ам вы.по.лн.ен.ия уч.еб.но-ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти.
С то.чк.и зр.ен.ия те.ор.ии и пр.ак.ти.ки об.ра.зо.ва.ни.я на.уч.ны.е ис.сл.ед.ов.ан.ия пр.ед.ст.ав.ля.ют на.иб.ол.ьш.ий ин.те.ре.с. Ес.ли в на.ук.е гл.ав.но.й це.ль.ю яв.ля.ет.ся пр.ои.зв.од.ст.во но.вы.х зн.ан.ий, то в об.ра.зо.ва.ни.и це.ль ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти в пр.ио.бр.ет.ен.ии об.уч.аю.щи.мс.я на.вы.ка ис.сл.ед.ов.ан.ия ка.к ун.ив.ер.са.ль.но.го сп.ос.об.а ос.во.ен.ия де.йс.тв.ит.ел.ьн.ос.ти, ра.зв.ит.ии сп.ос.об.но.ст.и к ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.му ти.пу мы.шл.ен.ия, ак.ти.ви.за.ци.и ли.чн.ос.тн.ой по.зи.ци.и об.уч.аю.ще.го.ся в об.ра.зо.ва.те.ль.но.м пр.оц.ес.се на ос.но.ве пр.ио.бр.ет.ен.ия но.вы.х зн.ан.ий.
Мо.жн.о вы.де.ли.ть дв.а на.пр.ав.ле.ни.я ор.га.ни.за.ци.и ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти об.уч.аю.щи.хс.я: пр.ед.ме.тн.ая ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ка.я де.ят.ел.ьн.ос.ть об.уч.аю.щи.хс..ое.кт.ир.ов.ан.ие и ор.га.ни.за.ци.я ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти об.уч.аю.щи.хс.я.
Пр.ед.ме.тн.ая ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ть об.уч.аю.щи.хс.я вк.лю.ча.ет ал.го.ри.тм ор.га.ни.за.ци.и ци.кл.а уч.еб.но.го ис.сл.ед.ов.ан.ия – то ес.ть чт.о, ка.к и в ка.ко.й по.сл.ед.ов.ат.ел.ьн.ос.ти де.ла.ет ре.бе.но.к. В пр.оц.ес.се ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти ре.ал.из.ую.тс.я сл.ед.ую.щи.е эт.ап.ы, ха.ра.кт.ер.ны.е дл.я ис.сл.ед.ов.ан.ий в на.уч.но.й сф.ер.е: по.ст.ан.ов.ка пр.об.ле.мы, из.уч.ен.ие те.ор.ии, св.яз.ан.но.й с вы.бр.ан.но.й те.мо.й, вы.дв.иж.ен.ие ги.по.те.зы ис.сл.ед.ов.ан.ия, по.дб.ор ме.то.ди.к и пр.ак.ти.че.ск.ое ов.ла.де.ни.е им.и, сб.ор со.бс.тв.ен.но.го ма.те.ри.ал.а, ег.о ан.ал.из и об.об.ще.ни.е, со.бс.тв.ен.ны.е вы.во.ды.
Та.ка.я це.по.чк.а яв.ля.ет.ся не.от.ъе.мл.ем.ой пр.ин.ад.ле.жн.ос.ть.ю ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти и оп.ре.де.ля.ет ее ст.ру.кт.ур.ну.ю мо.де.ль.
Пр.ое.кт.ир.ов.ан.ие и ор.га.ни.за.ци.я ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти об.уч.аю.щи.хс.я — оп.ре.де.ля.ет су.ще.ст.ве.нн.ые эл.ем.ен.ты ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти, во.сп.ро.из.во.дс.тв.о ко.то.ры.х по.зв.ол.яе.т фи.кс.ир.ов.ат.ь ее на.ли.чи.е в ре.ал.ьн.ой пр.ак.ти.ке, эт.и эл.ем.ен.ты до.лж.ны уч.ит.ыв.ат.ьс.я пр.и пр.ое.кт.ир.ов.ан.ии ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти в об.ра.зо.ва.те.ль.ны.х уч.ре.жд.ен.ия.х ра.зл.ич.но.го ти.па [1, с.69].
Су.ть ко.нц.еп.ци.и ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти об.уч.аю.щи.хс.я за.кл.юч.ае.тс.я в ра.зв.ит.ии де.ят.ел.ьн.ос.тн.ог.о со.де.рж.ан.ия об.ра.зо.ва.ни.я на ос.но.ве со.зд.ан.ия мн.ог.оп.оз.иц.ио.нн.ой об.ра.зо.ва.те.ль.но.й ср.ед.ы об.ра.зо.ва.те.ль.но.го уч.ре.жд.ен.ия (об.уч.аю.щи.ес.я, пе.да.го.ги, уч.ен.ые, эк.сп.ер.ты и др.).
В пр.оц.ес.се эт.ой де.ят.ел.ьн.ос.ти пр.ои.сх.од.ит фо.рм.ир.ов.ан.ие ва.жн.ей.ши.х пс.их.ич.ес.ки.х фу.нк.ци.й об.уч.аю.щи.хс.я на ка.жд.ом во.зр.ас.тн.ом эт.ап.е, ра.зв.ит.ие те.ор.ет.ич.ес.ко.го мы.шл.ен.ия, ре.фл.ек.си.вн.ых сп.ос.об.но.ст.ей, в ко.не.чн.ом сч.ет.е — ст.ан.ов.ле.ни.е су.бъ.ек.тн.ос.ти ли.чн.ос.ти шк.ол.ьн.ик.а. Це.нт.ра.ль.ны.м зв.ен.ом яв.ля.ет.ся де.ят.ел.ьн.ос.тн.ое со.де.рж.ан.ие об.ра.зо.ва.ни.е, ко.то.ро.е ко.нк.ре.ти.зи.ру.ет.ся че.ре.з си.ст.ем.у пр.ед.ст.ав.ле.ни.й о ст.ру.кт.ур.е на.уч.но.й ка.рт.ин.ы ми.ра, пр.ио.бр.ет.ен.ие.м ли.чн.ог.о оп.ыт.а ре.ал.из.ац.ии ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ки.х за.да.ч, вы.ра.бо.тк.е це.нн.ос.тн.ых ор.ие.нт.ац.ий об.уч.аю.щи.хс.я.
Гл.ав.но.й це.ль.ю ис.сл.ед.ов.ан.ий об.уч.аю.щи.хс.я яв.ля.ет.ся ра.зв.ит.ие их сп.ос.об.но.ст.и за.ни.ма.ть ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ку.ю по.зи.ци.ю по от.но.ше.ни.ю к ок.ру.жа.ющ.им яв.ле.ни.ям, на.вы.ко.в ан.ал.ит.ич.ес.ко.го мы.шл.ен.ия. Дл.я эт.ог.о не.об.хо.ди.мо со.зд.ав.ат.ь ус.ло.ви.я дл.я са.мо.ст.оя.те.ль.но.й по.ст.ан.ов.ки за.да.ч ис.сл.ед.ов.ан.ия, вы.бо.ра об.ъе.кт.а, по.пы.то.к ан.ал.из.а, вы.дв.иж.ен.ия ве.рс.ий (ги.по.те.з) ра.зв.ит.ия ис.сл.ед.уе.мо.го яв.ле.ни.я.
Ес.ли в на.ук.е гл.ав.но.й це.ль.ю яв.ля.ет.ся по.лу.че.ни.е но.вы.х зн.ан.ий, то в об.ра.зо.ва.ни.и це.ль ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й де.ят.ел.ьн.ос.ти — в пр.ио.бр.ет.ен.ии об.уч.аю.щи.мс.я фу.нк.ци.он.ал.ьн.ог.о на.вы.ка ис.сл.ед.ов.ан.ия ка.к ун.ив.ер.са.ль.но.го сп.ос.об.а ос.во.ен.ия де.йс.тв.ит.ел.ьн.ос.ти, ра.зв.ит.ии сп.ос.об.но.ст.и к ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.му ти.пу мы.шл.ен.ия, ак.ти.ви.за.ци.и ли.чн.ос.тн.ой по.зи.ци.и об.уч.аю.ще.го.ся в об.ра.зо.ва.те.ль.но.м пр.оц.ес.се на ос.но.ве пр.ио.бр.ет.ен.ия су.бъ.ек.ти.вн.о но.вы.х зн.ан.ий [2, с.93].
Ис.хо.дя из эт.ог.о мо.жн.о сф.ор.му.ли.ро.ва.ть ос.но.вн.ые за.да.чи, ко.то.ры.е по.зв.ол.яе.т ре.ша.ть ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.е об.уч.ен.ие:
— пр.ио.бр.ет.ен.ие на.вы.ка ре.ше.ни.я по.зн.ав.ат.ел.ьн.ых, по.ис.ко.вы.х, пр.ое.кт.ны.х за.да.ч
ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ки.м ме.то.до.м – ка.к од.ни.м из на.иб.ол.ее мо.щн.ых ме.то.до.в по.ст.ро.ен.ия пр.ед.ст.ав.ле.ни.й об ок.ру.жа.ющ.ем ми.ре и оц.ен.ки до.ст.ов.ер.но.ст.и эт.их пр.ед.ст.ав.ле.ни.
— со.зд.ан.ие по.зн.ав.ат.ел.ьн.ой ба.зы ис.сл.ед.ов.ат.ел.ьс.ко.й ко.мп.ет.ен.тн.ос.ти – пр.ед.ст.ав.ле.ни.й об об.ще.й си.ст.ем.ат.ик.е зн.ан.ий че.ло.ве.че.ст.ва, ко.то.ра.я за.да.ет.ся че.ре.з се.тк.у уч.еб.ны.х пр.ед.ме.то.в, оп.ре.де.ля.ем.ых ба.зи.сн.ым уч.еб.ны.м пл.ан.ом; ра.зв.ит.ие ба.зо.вы.х сп.ос.об.но.ст.ей ли.чн.ос.ти к ре.фл.ек.си.вн.ом.у мы.шл.ен.ию, ан.ал.ит.ич.ес.ко.му по.дх.од.
— возможность введения человека в мир человеческой культуры черезкультуру научного сообщества, освоению принятых здесь способов и нормдеятельности, восприятию на личностно значимом уровне образцов, авторитетов иценностей научного сообщества.
Библиографический список
1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. Концепцияразвития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работашкольников, 2001. № 1 с. 69-74.
2. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. М:
Исследовательскаяработа школьников, 2007. С 80-98.
3. Смирнова Н.З., Галкина Е.А., Голикова Т.В., Горленко Н.М., ЧмильИ.Б. Инновационные процессы в естественнонаучном образовании: монография /Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. — Красноярск, 2014. 356 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ОО),ФЗ № 273 «Об образовании РФ» – http://www.federalniy—zakon.ru/zakonob—obrazovaniirf—poslednyy—redakciya—2015/.