Элективный курс «Реализациянаследственной информации у эукариот»
Пояснительная записка
Программа курсасоставлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примернойпрограммы основного общего образования по биологии и Программы основного общегообразования по биологии для 10 – 11 классов «Общая биология»
Программа курса ориентирована науглубление тем включенных в стандартный курс обучения биологии, подготовкуобучающихся к решению некоторых задач ЕГЭ и более полному раскрытию наукигенетики и ее значении в современном мире.
Планируемые результаты освоения элективного курса
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
1. Способность ученика определить и поставить цель обучения, ставитьучебные задачи в ходе обучения. Умение самостоятельно мотивировать интерес кучебе.
2. Способность лично спланировать путь к поставленной цели и находитьболее эффективные решения для встающих на пути задач.
3. Умение соотнести планируемые действия с необходимым результатом,способность контролировать свою деятельность в процессе достижения результата.
4. Способность корректно оценивать результат выполнения задачи ивозможности ее реализации.
5. Владение основами личного контроля, верной самооценки, принятиярешений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные УУД:
1. Способность выводить определение понятий, обобщать и строитьаналогии, классифицировать понятия и явления и самостоятельно выявлять критерииклассификации, выявлять причинно-следственные связи, строить рассуждения наоснове логики и делать выводы из построенных заключений.
2. Способность создавать схемы и модели, помогающие в решениипоставленных задач.
3. Развитие культуры использования разнообразных источниковинформации включая словари, энциклопедии, в том числе с использованиемэлектронных ресурсов.
Коммуникативные УУД:
1. Способность к сотрудничеству и совместной работе с другимиобучающимися и учителем. Способность к индивидуальной и групповой работе,включая разрешение конфликтных ситуаций путем компромиса, учитывая общиеинтересы.
2. Умение использовать устную речь для коммуникации и выражения своихмыслей в продуктивном ключе.
3. Формирование компетентности в примененииинформационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты
Углубить основные знания в областях науки генетики.Ознакомится с ключевыми исследованиями, и достижениями в области изученияструктуры ДНК и ее функций. Получить знания о механизме работы генетическогоаппарата и научится применять эти знания для успешного решения заданий ЕдиногоГосударственного Экзамена. Выяснить роль ДНК в регулировании работыэукариотических клеток и организма в целом.
Диагностика результатов освоенияпрограммы
1. Тестирование, в том числе с использованием заданий встречающихся вЕдином Государственном Экзамене.
2. Написание и защита рефератов.
3. Составление таблиц, схем.
Учебно – тематическое планирование
№ |
Название темы |
Количество часов |
Форма проведения |
Образовательный продукт |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
1. |
Введение |
1ч |
1 |
— |
Лекционная |
Конспект основных понятий |
2. |
Аминокислоты и белки
|
3 ч |
2 |
1 |
Лекционная, практическое занятие |
Конспект проблемных вопросов. Конспект решения задач.
|
3. |
Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты
|
2 ч |
1 |
1 |
Лекционная, практическое занятие |
Конспект проблемных вопросов. Конспект решения задач.
|
4. |
Биосинтез нуклеиновых кислот
|
2 ч |
1 |
2 |
Лекционная, практическое занятие |
Конспект проблемных вопросов. Конспект решения задач. |
5. |
Нарушения структуры ДНК и их исправление
|
1 ч |
1 |
— |
Лекционная, практическое занятие (составление проблемных вопросов)
|
Конспект проблемных вопросов.
|
6. |
Биосинтез белка
|
2 ч |
1 |
2 |
Лекционная, практическое занятие |
Конспект. Конспект решения задач.
|
7. |
Нарушения биосинтеза белка Представленная информация была полезной? ДА 58.65% НЕТ 41.35% Проголосовало: 1052 |
1 ч |
1 |
— |
Лекционная |
Конспект проблемных вопросов |
8. |
Молекулярные механизмы генетической рекомбинации
|
1 ч |
1 |
— |
Лекционная, практическое занятие(составление проблемных вопросов) |
Конспект проблемных вопросов.
|
9. |
Методы определения последовательности ДНК, их использование в науке и практике
|
1 ч |
1 |
— |
Лекционная, практическое занятие (составление проблемных вопросов) |
Конспект проблемных вопросов.
|
10. |
Обобщающее занятие |
1 ч |
1 |
— |
Конференция |
Рефераты и презентации |
|
Итого |
17 |
11 |
6 |
|
|
Методические рекомендации
Содержание курса
Общее количество часов — 17
Введение 1ч
Разбор строения живой клетки эукариотическогоорганизма. Рассмотрение функций ядра, его строение.
Демонстрация схем строения клеточной мембраны и ядра
Аминокислоты и белки 3 ч
Рассмотрение строения и функций аминокислот и ихразнообразия. Ознакомление с классификацией аминокислот входящих в составбелков. Определение пептидной связи. Определение термина белки.
Демонстрация таблицформул аминокислот.
Разнообразие белков и уровни их организации. Разборроли процессов необходимых для образования пространственных структур белка.Знакомство с глобулярными и фибрилярными белками.
Демонстрация таблиц четырех структур белка, строения фибрилярныхбелков, строение глобулярных белков.
Разнообразие выполняемых белками функций. Отличияферментов от химических катализаторов. Белки как регуляторы процессов.
Лабораторная работа «Качественные реакции на белки»
Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты 2 ч
Рассмотреть историю изучения и открытия различныхнуклеиновых кислот. Выявить строение основных нуклеотидов, их функции.
Демонстрация таблиц с формулами пентоз, азотистых оснований, АТФ,НАДФ.
Рассмотреть органические полимеры их строение, функциии историю открытия. Принцип комплементарности и его значение дляфункционирования клетки и процессов транскрипции и трансляции.
Демонстрация схемы связей нуклеотидов и комплементарных пароснований и рисунка модели двойной спирали ДНК.
Рассмотреть структуру рибонуклеиновых кислот, ихосновные виды и функции.
Демонстрация рисунка структуры тРНК: плоскостной (клеверный лист)и пространственной (L-форма).
Практическая работа Решение задач по молекулярной генетике(задания С5)
Биосинтез нуклеиновых кислот 3 ч
Рассмотреть процесс биосинтеза ДНК.
Демонстрация таблицысо схемой репликативной вилки и строения ДНК
Рассмотреть процесс транскрипции, роль ДНК в этомпроцессе.
Демонстрация схемы структуры гена и биосинтеза РНК.
Практическая работа Решение задач по молекулярной генетике (заданияЕГЭ)
Нарушения структуры ДНК и их исправление 1 ч
Факторы нарушения структуры ДНК виды и последствиятаких нарушений.
Демонстрация таблицы влияния различных факторов на ДНК и схемыреакций оснований с азотистой кислотой.
Восстановление структуры ДНК — репарация.
Практическая работа Решение задач по молекулярной генетике(задания С5)
Биосинтез белка 3 ч
Рассмотреть процесс трансляции, кодированиеаминокислот, нонсенс кодоны, универсальность генетического кода идоказательства единого происхождения живых организмов.
Демонстрация таблицы генетического кода, выработка навыковперевода нуклеотидных последовательностей в белковые.
Рассмотреть строение тРНК, строение рибосом и механизмих работы.
Демонстрация схемы строения рибосомы и ее функциональных центров.
Демонстрация схемы работы рибосомы.
Практическая работа Решение задач по молекулярной генетике (заданияЕГЭ)
Нарушения биосинтеза белка. 1 ч
Разборпричин и следствия таких нарушений.
Демонстрация схемы биосинтеза белка.
Молекулярные механизмы генетической рекомбинации 1 ч
Сутьгенетической рекомбинации ее виды.
Демонстрация схемвариантов рекомбинации
Методы определения последовательности ДНК, их использование в науке ипрактике 1 ч
Предсказание аминокислотных последовательностей белковпо их генам. Сравнение последовательностей ДНК как метод определения родства,идентификации личности, обнаружения генетических заболеваний, наличиявозбудителей заболеваний в окружающей среде. Использование последовательностейДНК в систематике организмов и исследованиях популяций.
Демонстрация схем методов определения последовательностей ДНК