МБОУ«Нововознесенская СОШ»
г.Славгород,с.Нововознесенка
КОНСПЕКТ УРОКА
По теме: «Кислород. Его общаяхарактеристика, нахождение в природе, получение, физические свойства.»
ФИО: Гаан Ирина Егоровна
Должность, предмет: учитель, химия
Класс (для учителей)
Квартал, год г.Славгород, с.Нововознесенка
Схема конспекта урока
Аттестуемый педагог (ФИО) _Гаан ИринаЕгоровна_____________________________________________________________________
Город, район г.Славгород, с.Нововознесенка__________________________________________________________________________
Образовательное учреждение _____МБОУ «НововознесенскаяСОШ»______________________________________________________
Предмет (или должность)__химия_____________________________________________________________________________________
Класс ______8______________________________________________________________________________________________________
Тема урока «Кислород»________________________________________________________________________________________________
Тип урока: изучение нового материала (с элементами беседы исамостоятельной работы учащихся).
Цель урока: расширить знания обучающихсяо кислороде как о химическом элементе и како простом веществе; рассмотреть распространениекислорода в природе; изучить физические свойства кислорода;познакомиться с историей открытия кислорода.
Планируемые результаты:
Предметные: провестисоставление и сопоставление характеристик кислорода как химического элемента ипростого вещества, познакомить учащихся с получением кислорода в промышленностии лаборатории, с его физическими свойствами и с историей открытия.
Личностные. Проявление: интереса обучающихся к самостоятельной учебнойдеятельности, навыкам сотрудничества в совместной работе; творческого отношенияк процессу обучения; осознания здорового и безопасного образа жизни; пониманиянеобходимости соблюдения экологической культуры.
Метапредметные:
Познавательные. Умение: находить способы решения проблем поисковогохарактера; развивать исследовательское мышление, способность оригинальномыслить и самостоятельно решать поставленные задачи, обобщать полученнуюинформацию, вести наблюдение прогнозировать ситуацию.
Регулятивные. Умение: выполнять учебное задание в соответствие с целью,выполнять учебное действие в соответствии с заданием, контролировать, оцениватьсвои действия.
Коммуникативные. Умение: развивать коммуникативное мышление в условияхметапредметного обучения. Формулировать высказывания,
сравнивать, анализировать, обобщать и переноситьинформацию с одного вида деятельности на другой, накапливать знания, слушатьсобеседника и вести диалог.
Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, портреты ученых — Д.Пристли, К. Шееле и А. Лавуазье, Периодическая система химических элементовД.И. Менделеева, презентации, оборудование и вещества для проведениялабораторного опыта: пробирки, штатив, спиртовка, лучинка, газоотводнаятрубка(или пробирка с газоотводной трубкой), вата, вода, перманганат калия.
Ход урока.
Структурные параметры |
||||||||||||||||||
Этапы урока |
Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося |
Форма организации учебной деятельности |
Планируемые результаты |
|||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Предметные УУД. Метапредметные УУД: познавательные, коммуникативные регулятивные. Личностные УУД. |
||||||||||||||||
1.Организационный этап. |
Цель: выявить степень подготовки обучающихся к уроку, создать положительный настрой класса на учебную деятельность. Задача: создать положительный эмоциональный настрой. Добрый день, садитесь, пожалуйста. Очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная с вами работа будет полезной и интересной. Давайте настроимся на поиск и творчество, улыбнемся друг другу и начнем урок.
|
Цели обучающихся: получить возможность узнать цели, задачи урока, подготовиться к продуктивной работе на уроке. |
Фронтальная |
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме Познавательные: Уметь анализировать результаты, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Регулятивные: целеполагание. Личностные: самоорганизация ученика «мне не хватает знаний», «что мне надо узнать?». |
||||||||||||||
2.Этап Актуализация знаний |
Цель: формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок. Задача: создание проблемной ситуации. Предметом изучения науки химии являются вещества, их свойства и химические превращения. Давайте с помощью загадки узнаем, о каком веществе пойдет речь на сегодняшнем уроке.
В чем горят дрова и газ, Фосфор, водород, алмаз? Дышит чем любой из нас Каждый миг, и каждый час? Без чего мертва природа? Правильно, без…(Учащиеся: Кислорода!) Вещество это хоть и простое с химической точки зрения, но необычайно важное, жизнь без него невозможна. И сегодня на уроке мы постараемся расширить наши знания о кислороде, как о химическом элементе и простом веществе, рассмотрим распространенность кислорода в природе, изучим его физические свойства, познакомимся с историей открытия. Вопрос к классу: «Какова будет цель нашего урока?» Формулировка проблемы С помощью какого газа мы дышим каждый день, кислорода или воздуха? Кислород это газ? А может он быть твердым или жидким Карточка № 1 Цель урока: ________________________________________________________________________________________
Общая характеристика кислорода 1. Химический знак элемента _____________ 2. Положение в ПСХЭ ___________________ 3. Порядковый номер _________________ 4. Относительная атомная масса, Ar (O) = ____ 5. Латинское название _______________ |
Цели обучающихся: выявить проблему и определить пути решения. Задача: Выделяют проблему, предлагают тему урока, планируют свою работу.
Отвечают на вопрос. Предполагаемый ответ: Тема урока «Кислород». Предполагаемый ответ: Цель урока: изучить свойства, признаки кислорода . |
Фронтальная |
|||||||||||||||
3. Этап изучения нового материала
Физминутка
|
Цель: изложение основных положений нового учебного материала «Кислород», показ презентации. Задача: знать значение кислорода; физические свойства кислорода; применять полученные знания. На доске составляем план характеристику химического элемента кислорода.
План характеристика химического элемента: 1. Символ — О 2. Положение в ПСХЭ — VI группа (А), II период, 3. Порядковый номер — 8. 4. Относительная атомная масса — Ar (O) = 5. Латинское название Латинское название кислорода – оксигениум – рождающий кислоты. Так решили назвать этот элемент, так как кислород встречался во многих кислотах, которые были известны к моменту открытия элемента. История открытия кислорода Простое вещество кислород входит в состав воздуха. Английский врач Дж. Пристли еще в 1771 году показал, что воздух может изменять свой состав и становиться непригодным для дыхания и горения. А в 1774 году Пристли получил газообразный кислород путем разложения оксида ртути. Открытие кислорода является одним из важнейших событий в истории элементов, но и химии вообще и связано с именами Д. Пристли, К. Шееле и А. Лавуазье (Слайд 2)
Нахождение в природе: общее содержание в земной коре, содержание в атмосфере, в живой и не живой природе. Кислород – один из самых распространенных элементов на Земле. Вспомним из курса физической географии, где находится кислород в природе.
Содержании кислорода в атмосфере, литосфере, гидросфере (можно использовать слайды, таблицы или презентацию)
В атмосфере-21% В гидросфере-86% В земной коре (литосфере)-49% В организме человека-60% Кислорода в природе ровно столько, сколько всех остальных элементов вместе взятых. (Слайд 3) Связь с другими науками Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений». До сих пор о кислороде вы говорили на уроках биологии. Давайте вспомним: 6. Продуктом какого процесса является кислород? 7. Что такое фотосинтез? В каком органоиде клетки происходит фотосинтез (Слайд 4-5) Нахождение в промышленности (Слайд 6) В промышленных масштабах кислород получают из воздуха. Для этого воздух при повышенном давлении охлаждают и превращают в жидкость. Затем жидкий воздух нагревают. Сначала выделяется азот (температура кипения (–196) °С). Жидкий кислород остаётся, так как его температура кипения выше ((–183) °С). Хранят жидкий кислород в стальных баллонах голубого цвета. В лаборатории (Слайд 7) Кислород в лаборатории так же можно получить путем разложения перманганата калия при нагревании
Демонстрация опыта (Слайд 8)
Кислород – простое вещество. Физические свойства кислорода Вещество кислород вам хорошо известно. Охарактеризуем его свойства (презентация или слайды) 8. Кислород – это газ без цвета, без вкуса, без запаха. (не видим!) Кислород малорастворим в воде. С повышением температуры растворимость газов в воде уменьшается.(Слайд 9) Карточка №2 Заполните таблицу «Свойства кислорода» Представленная информация была полезной? ДА 58.67% НЕТ 41.33% Проголосовало: 1050
|
Слушают учителя. Диалог ученика с учителем, дискуссия, работа в группах, парах для проговаривания материала . |
Фронтальная |
Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве). Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя, работать по инструкции, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; развитие навыков самооценки и самоанализа; контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном. Личностные: представление о многообразии и познаваемости окружающего мира.
|
||||||||||||||
4. Этап применения нового знания
|
Предлагает ученикам на основе знаний, полученных на уроке, выполнить задания различного уровня сложности.
Учитель предлагает выполнить интерактивные задания из Единой коллекции ЦОР:
|
Выполняют задания. Проверяют правильность выполнения.
|
Индивидуальная Фронтальная
|
Предметные УУД: умение различать типы химические реакций; составлять уравнения реакций разложения, соединения, замещения. Познавательные УУД: умение анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать. Регулятивные УУД: оценка (осознание качества и уровня усвоения). Личностные УУД: умение применять полученные знания в практической деятельности. |
||||||||||||||
Этап закрепления изученного материала. |
Цель: формирование способностей использовать полученные знания. Задача: закрепить полученные знания.
Химический диктант (взаимопроверка в парах) Если утверждение соответствует кислороду, ставят знак «+», если не соответствует – знак «–». 1.Хорошо растворяется в воде — 2.Входит в состав живых организмов + 3.Кислород был открыт Менделеевым- 4.Плохо растворяется в воде + 5. Легче воздуха — 6. Тяжелее воздуха + 7. Газ, поддерживает горение 8. Собирают методом вытеснения воздуха + 9. Собирают в опрокинутый вверх дном сосуд — 10. Собирают методом вытеснения воды + 11. Получают перегонкой жидкого воздуха + 12. Ядовит — 13. Имеет валентность II + (Слайд 11) |
Цель: получат возможность для самостоятельного выполнения заданий.
Заполняют карточки. Сверяются с ответами, выставляют себе оценки
|
Индивидуальная
|
Регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
|
||||||||||||||
Рефлексия Подведение итогов
|
Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия Метод: самооценка
Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Как вы считаете, достигли ли мы целей? Что нового узнали на уроке? Что было сложным при изучении кислорода? |
Отвечают на вопросы, высказывают свои впечатления об уроке
|
Фронтальная |
Познавательные УУД: анализ, построение логической цепи рассуждений. Регулятивные УУД: оценка (формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения). В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Личностные УУД: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. |
||||||||||||||
Домашние задание |
Цель: закрепить знания учащихся. Задача: применять знания по химии в быту.
|
Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы |
|
|
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
I. Учебно-методическийкомплекс.
1. Рабочая тетрадь: пособие для учащихсяобщеобразовательных учреждений/ Н.И. Габрусева. — М.: Просвещение, 2019.
2. Химия. Неорганическая химия. 8 класс: учебникдля общеобразоват. учреждения с прил. на электрон. носителе/ Г.Е. Рудзитис,Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2016.
3. Химия. Дидактический материал. 8-9 классы:пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ А.М. Радецкий. — М.:Просвещение, 2019.
II. Интернет-источники
https://learningapps.org
Приложение 1
Маршрутный лист
Цель урока:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка № 1
Общая характеристикакислорода
1. Химическийзнак элемента ________________
2. Положение в ПСХЭ ______________________
3. Порядковый номер ______________________
4. Относительная атомная масса, Ar(O)= _______
5. Латинскоеназвание __________________
Карточка№2
Заполните таблицу «Свойства кислорода»
Свойство |
Кислород
|
||
Цвет |
|
||
Запах |
|
||
Вкус |
|
||
Агрегатное состояние |
|
|
|
Растворимость в воде |
|
||
Тяжелее воздуха |
|
Карточка №3
Химический диктант (взаимопроверка в парах)
Если утверждение соответствует кислороду, ставят знак «+», если несоответствует – знак «–».
1.Хорошо растворяется в воде
2.Кислород был открыт Менделеевым
3.Плохо растворяется в воде
4. Легче воздуха
5. Тяжелее воздуха
6. Газ, поддерживает горение
7. Собирают методом вытеснения воздуха
8. Собирают методом вытеснения воды
9. Получают кислород перегонкой жидкого воздуха
10. Ядовит