Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Подготовил:
учитель информатики
МБОУ «Средняя школа № 29 г. Макеевки»
Кононенко А. А.Использование эвристических приемов на уроках информатики
-
2 слайд
Если человек в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Н. Толстой -
3 слайд
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» -
4 слайд
Творческое мышление
развитие творческого мышления школьников в процессе обучения информатике
Эвристические приемы
Эвристика -
5 слайд
Репродуктивная деятельность
Творческая деятельность
Интерес
Творчество -
6 слайд
Творческое мышление
Творческая деятельность -
7 слайд
Предметная область «Математика и информатика»
Курсы
«Информатика»
«Информатика и ИКТ»
Формирует:
— ИКТ – компетентность;
— умение работать с информацией. -
8 слайд
Информатика и ИКТ
-
9 слайд
Использование ИКТ
Повышает интерес
Удваивает время внимания -
10 слайд
Эвристические приемы
Ребус
Например, при изучении темы «Кодирование информации», можно объяснить правила составления ребусов, а затем разгадать их. В качестве домашнего задания предложить составить самостоятельно ребус. В дальнейшей деятельности возвращаться к этому приему, предлагая составить тематические ребусы как в бумажном, так и в электронном варианте, используя графические, текстовые редакторы, создавая презентации. -
11 слайд
Эвристические приемы
Кроссворд
Данный вид задачи активизирует умственную деятельность, может связать урок информатики с любым другим изучаемым предметом. Целесообразно использовать разные виды кроссвордов, такие как чайнворды, сканворды, филворды, ключворды и другие
Например, при изучении элементов окна, можно составить следующее задание: «Убери лишние элементы: строка меню, кнопки управления окном, меню состояния, полоса прокрутки, полоса перемотки. (Ответ: меню состояния, полоса перемотки)
Найти лишнее -
12 слайд
Эвристические приемы
Зарифмуй слова
Для закрепления понятий, определений младшему школьнику необходимо несколько раз проговорить нужное слово, «поиграть» с ним. Для этого можно предложить придумать рифму, составить четверостишие с нужным словом.
Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы. Можно предложить детям как решить задания, так и придумать.
Загадки
Хорошая подружка –
Компьютерная мышка.
Она нам помогает –
Что нужно, нажимает.
Раз на мышку ты нажмешь –
В мир всех знаний попадешь!
Возьмешь себе колонку –
И звук услышишь громко.
Алфавит на кнопочках,
Цифры тоже есть.
Много здесь есть кнопочек –
Назови ответ. (Клавиатура) -
13 слайд
Эвристические приемы
Составь слово
Используем термин, понятие, которое необходимо выучить. Например, «информация». Из букв данного слова каждый ученик составляет как можно больше слов. Затем сравниваем варианты, подводим итоги.
Завершить незаконченный рисунок (используем заранее подготовленные файлы с изображением незаконченных фигур, кривых и т.д.)
Дорисуй -
14 слайд
Эвристические приемы
Изобрази по-своему
Задания такого типа целесообразно использовать при изучении графических редакторов. Например, изобразить как можно больше предметов, используя указанную фигуру
Используем различные шифры для кодирования изучаемых понятий
Шифр -
15 слайд
Эвристические приемы
Проекты
В процессе обучения работе с презентациями ученики выбирают одну из предложенных тем: «Любимый вид спорта», «Мое хобби», «День Победы», «Памятники моего города», «Моя малая Родина», «Влияние компьютера на зрение», «Дети-герои Великой Отечественной войны» и др. И постепенно, шаг за шагом создают полноценную презентацию. Данная работа занимает длительное время, но позволяет успешно реализовать поисковые и исследовательские задачи -
16 слайд
Эвристические приемы
Например, использование таких игр как «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо» развивают навыки воссоздания образных и сюжетных изображений из геометрических фигур.
Мы предлагаем использовать работу с презентацией для выполнения подобных заданий. Ребенок, помимо решения головоломки, вырабатывает навыки работы с объектами в редакторе презентации. Такие задания вовлекают ребят в творческий процесс, а также помогают развить интерес к изучаемому предмету.
Головоломки
Ученики с удовольствием решают головоломки с палочками (спичками), развивая пространственное мышление, вырабатывая умение решать задачи путем целенаправленных проб и обдумывания хода решения -
17 слайд
Эвристические приемы
Невозможно упустить из виду логические задачи, такие как задачи на переправу, на переливание и др. Назначение логических задач состоит в активизации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения. Используются с целью развития у ребят умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать
Логические задачи -
18 слайд
Эвристические приемы
Метод вживания
Вживаться в сущность процессов, исследуемых в разделе «Математическое моделирование»:
-реализации продукции с максимальной прибылью;
-обслуживания клиентов за минимально возможное время;
-законов сосуществования биологических популяций и других объектов.
Помогает применение словесных предписаний типа: «Представьте себе, что вы…» -
19 слайд
Эвристические приемы
Может быть эффективен при изучении систем счисления с основаниями, бóльшими десяти, а также при решении задач, использующих алфавитный подход к измерению информации.
Метод придумывания
АЛФАВИТ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ. Алфавит десятичной системы счисления {0, 1, 2, …, 9}. Придумайте несколько способов записи цифр в 16-ричной системе счисления.
({0, 1, 2, 3 …, 9, A, B, C, D, E, F})
АЛФАВИТ КОМПЬЮТЕРА. Сколько символов в компьютерном алфавите. Какие еще символы вы бы добавили на клавиатуру.
Метод «Если бы»
Данный метод помогает учащимся понять суть свойств изучаемого объекта -
20 слайд
Детям нравится чувствовать себя взрослыми. Можно предложить ребятам подготовить материалы по конкретной теме для изучения младшими товарищами. Например, подготовить выступление, придумать игру и т.д. Такой переход в позицию взрослого дает большой стимул к познанию, ведь в этом случае ученик учится не потому, что так хотят взрослые, а потому что это нужно ему самому, чтобы научить кого-то другого
Героев этой истории придумали обучающиеся 6 класса для товарищей из начальной школы
Эвристические приемы
Метод «Научи другого» -
21 слайд
Барсуко О.Е. Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики [Электронный ресурс] / О.Е. Барсуко – Режим доступа: http://www.pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view= article&id=11402:razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-uchashchihsya-na-urokah-informatiki&catid=83:the-experience-of-professionals – Заглавие с экрана. – Дата обращения 17.09.2022.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. УМК «Информатика»
Иванова С.В. Методическая система обучения учащихся решению эвристических задач по информатике в начальной школе : диссерт. … канд. пед. наук : 13.00.02 / С.В. Иванова. – Чебоксары, 2009. – 173 с.
Кононенко А. А. Приемы активизации учебной деятельности младших школьников на уроках информатики / А. А.Кононенко // Донецкие чтения- 2018. Образование, наука и вызовы современности : Материалы Ш Междунар. научной конф. (Донецк, ДонНУ, 25 октября 2018).
Скафа Е.И. Эвристическое конструирование в современных научных и методических исследованиях / Е.И.Скафа // Эвристическое обучение математике : Материалы IV Междунар. науч.-метод. конф. (19-20 апреля 2018г.). – Донецк : Изд-во ДонНУ, 2018.
Скафа Е.И. Эвристическое обучение математике: теория, методика, технология: монография / Е.И. Скафа. – Донецк : Изд-во ДонНУ, 2004. – 439 с.
Список использованных источников