Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
http://sch281sv-new.mskobr.ru/
Учимся играя: вариативность использования дидактических игр и пособий в различных образовательных областяхУчитель-дефектолог
первой квалификационной категории
Антонова Марина Сергеевна -
2 слайд
-
3 слайд
-
4 слайд
-
5 слайд
Набор карточек «Время»
Данное пособие позволяет успешно изучать с детьми с задержкой психического развития времена года, месяцы, дни недели, время, сутки.
Благодаря пособию решаются основные задачи — расширение кругозора детей, уточнение у них представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности; дети знакомятся с основами экологических знаний; формирование элементарных математических представлений. Кроме того обязательно решаются следующие задачи:
развития речи, главным образом, обогащения словаря, уточнения значений слов;
обучения задаванию вопросов, построению простейших сообщений и побуждений (то есть использование различных типов коммуникативных высказываний);
формирования умения с помощью взрослого давать простейший словесный отчет о выполненных действиях (начальный этап развития словесной стимуляции действий);
обучения выражению радости и удовольствия от полученного результата деятельности, умению демонстрировать его взрослым и другим детям;
группирования множеств предметов по заданным признакам;
обучения умению анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и многое др.
Дидактическая игра «Время» является многофункциональным пособием, которое позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и в зависимости от этого использовать разнообразные по сложности варианты. -
6 слайд
Изучаем времена года. Берем картинки со всеми временами года. Обсуждаем, разбираем с ребенком особенности каждого времени года. Затем ребенок собирает четыре мозаики, используя картинки-образцы.
Простой вариант: перед ребенком разложены кусочки только той мозаики, которую он собирает.
Сложный вариант: все четыре мозаики смешаны, и ребенок должен найти нужные кусочки одного из времен года.
Изучаем месяцы. Для начала изучаем с ребенком, какие месяцы к какому времени года относятся. Для этого используем карточки с иллюстрациями времен года и карточки с месяцами на листиках, цветочках и т.д. Затем можно взять круг «год» и разложить карточки с месяцами напротив их порядковых номеров. Более сложный вариант: раскладывать карточки с месяцами без картинок (для детей старшего дошкольного возраста), таким образом тренируем технику чтения и запоминаем название месяцев в году.
Изучаем дни недели. Берем круг со змеей. Изучаем с ребенком порядок дней в неделе, какие дни – будни, какие дни – выходные. Затем делим круг на сектора и составляем с ребенком мозаику, таким образом закрепляя последовательность дней в неделе.
Изучаем время. С помощью часов из набора объясняем ребенку, что такое минута, 5 минут, 15 минут, полчаса, час. Эти временные промежутки выделены на циферблате разными цветами. Начинаем с самого простого – разбираем, что такое ровно час, два, три и т.д., затем переходим к 1:30, 2:30 и т.д. Таким образом действуем от просто к сложному, опираясь на наглядный материал и личный опыт ребенка (когда просыпается, обедает, занимается, ложиться спать т т.д.).
В наборе есть много карточек с названиями разных временных промежутков (для читающих детей) и картинки, из которых можно составлять последовательные цепочки. -
7 слайд
Например, «год — это» и вместе с ребенком складывать все карточки, соответствующие году.
6. Изучаем сутки. Перед ребенком на столе раскладываем четыре картинки, иллюстрирующие четыре времени суток. Разбираем особенности каждого периода. Играем с солнышком, показывая где встает солнце, а где садится (восток-запад).
Затем рассматриваем картинки с девочкой, занимающейся разными делами и просим ребенка определить к какому времени суток подходит тот или иной сюжет. -
8 слайд
-
9 слайд
-
10 слайд
Математическая игра «Шоколадные дольки»
Данное пособие позволяет успешно изучать с детьми с задержкой психического развития геометрические фигуры, часть и целое, деление плоских фигур на равные части различными способами, сравнение частей.
Игра позволяет :
развивать основные виды памяти и внимания, восприятия и мышления, воображение;
— стимулирует развитие познавательной активности, формирование учебной мотивации;
— закреплять основные понятия, изученные на групповых и подгрупповых занятиях, усвоенных ребенком не в достаточной степени;
— закреплять основные понятия по ранее изученным темам.
Игра представляет собой маленькие карточки с поделенным на равные части печеньем. Оно разной формы: квадратное, треугольное , круглое. Одни печенья целиком шоколадные, а другие – разделены на разное количество частей. Считаем: первая часть, вторая… а третья…шоколадная. Самая заметная. Перед игрой «разбираем» печенье на части, считаем их. Обращаем внимание, что квадрат, разделен на две, три, четыре равные части по-разному.
Правило простое: стоящие рядом печенья, хоть и разные по форме, должны быть разделены на одинаковое количество частей. -
11 слайд
-
12 слайд
Дидактическая игра «Волшебное лукошко»
Данное пособие позволяет успешно изучать с детьми с задержкой психического развития элементарные навыки счета, измерения и вычисления.
Игра позволяет :
развивать ориентировку в пространстве;
— обучать сравнению по количеству совокупности множеств, используя приемы приложения;
— развивать общую и мелкую моторику, формировать различные операциональные умения (пальцевый захват предметов, их удерживание, поворачивание, совмещение и т.д.), способности удерживать объемный материал двумя и одной рукой;
— образовывать последующее число добавлением одного предмета к группе, предыдущее — удалением одного предмета из группы по заданию;
выделять и называть цифры 1, 2, 3, 4, 5 и соотносить их с соответствующим количеством предметов;
осуществлять коммуникативное общение со взрослым и сверстниками.
Игра используется как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях. -
13 слайд
-
14 слайд
-
15 слайд
Дидактическая игра «В гости к ежику»
Данное пособие позволяет успешно сформировать у детей с задержкой психического развития координацию движений пальцев рук, развивать речевую деятельность.
Игра позволяет :
развивать ориентировку в пространстве;
— выполнять разнообразные математические операции (количественный и порядковый счет, сравнение по длине и т.д.);
— развивать тактильные ощущения;
активизировать двигательные кинестезии.
На занятиях данное пособие можно использовать следующим образом: ребенок вместе с педагогом обследует «колючки» (с помощью приемов наложения и приложения сравнивает их по длине, определяет цвет, текстуру и т.д.). Затем создается проблемная ситуация: ежикам необходимо помочь «выставить» свои «колючки», чтобы защититься от врагов, например, от лисы или волка, но с определенным условием — у одного ежика колючки должны быть длинные, у другого – короткие.
Задания постепенно можно усложнять:
— брать «колючки» попеременно левой-правой рукой;
сделать так, чтобы белых и коричневых «колючек» у одного ежика стало поровну, или на одну больше, или на одну меньше и т.д.;
«выставить колючки» всем ежикам по времени, ориентируясь на песочные часы с разным временным интервалом.
