Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Тема урока
«Художественный стиль речи. Тропы и фигуры речи.».Подготовка к ЕГЭ. Урок в 11-ом классе.
Хлопушина Наталья Владимировна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Терелесовская СОШ»
Вышневолоцкого района Тверской области -
2 слайд
Актуализация знаний. Ответить на вопросы:
1. Какие стили речи вам известны? От чего зависит использование того или иного стиля речи?
2. Какие типы речи вам известны? Что помогает определить тип речи? -
3 слайд
Самостоятельная работа.
Определение стиля речи.
Повторение. Отработка орфографических и пунктуационных навыков. -
4 слайд
Самостоятельная работа. Определение стиля речи. Повторение.
(1)Степями принято называть большие р..внинные пространства с травянистой растительностью развившиеся в условиях засушливого климата. (2)Этим признаком – приспособленностью к недостатку воды – степная р..стительность отл..чается от р..стительности лугов, которых много по бер..гам рек и в лесной зоне… (Из статьи энциклопедического словаря)
1.Определите стиль речи, записав речевую ситуацию. 2. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. 3.Расставьте знаки препинания в предложении №1. -
5 слайд
Повторение ранее изученного материала.
Какова цель текста художественного стиля?
Какова сфера его употребления?
Назовите жанры, характерные для художественного стиля.
Назовите характерные черты художественного стиля
Назовите языковые особенности художественного стиля.
Что такое тропы?
Что такое фигуры речи? -
6 слайд
Тропы.
Эпитет
Метафора
Метонимия
гипербола
Синекдоха
Олицетворение
Ирония
Сравнение
Перифраза
литота -
7 слайд
Практика. Определить троп.
«И очи синие бездонные цветут…»
(А. Блок)
«… огнем душа … полна»
(М. Лермонтов)
«Мужичок … с ноготок»
(Н. Некрасов) -
8 слайд
Практика. Определить троп.
«Блок мне казался … дорогим…, как в весеннем кусте соловей…»
(К. Бальмонт)
«Ругал Гомера, Феокрита…»
(А. Пушкин)
Швед, русский колет, рубит, режет.
(А.С. Пушкин) -
9 слайд
Практика. Определить троп.
«Лазурь небесная смеется…»
(Ф. Тютчев)
«Люблю тебя, Петра творенье…»
(А. Пушкин)
«А может, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?!»
(И. Ильф и Е. Петров) -
10 слайд
Фигуры речи
Эпифора
Инверсия
Оксюморон
Ритоpическое обраще-ние
Многосою
зие
Риторичес-кий вопрос, восклицание
Умолчание
Антитеза
Градация -
11 слайд
Практика. Определить фигуру речи.
Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. Некрасов)
Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно?
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза. (С. Есенин) -
12 слайд
Практика. Определить фигуру речи.
Иди, беги, лети и мсти за нас
(Пьер Корнель).
Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Таинственно шумит лесная тишина.
(И. Бунин) -
13 слайд
Практика. Определить фигуру речи.
И снег, и ветер, и звезд ночной полет. (Ошанин)
Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, Что время уж барону умереть
(А.С. Пушкин).
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской. (М. Лермонтов). -
14 слайд
Работа с текстом. Тест № 26 (ЕГЭ)
(21)Куда я еду? (22)Что я там буду делать один? (29)Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. (30)Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». (31)Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. (32)Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждёт, когда начнёт клевать. -
15 слайд
Работа с текстом. Тест № 26 (ЕГЭ)
«Когда автор рассказывает о том, как герой поехал поступать в лётное училище, язык его обретает особую эмоциональную силу. Синтаксические средства — (А)_____ («будто удав», «словно серые степные гадюки») и (Б)_____ (предложения 21, 22), а также троп — (В)_____ («деревья… тянули кривые руки», «ужас… впился своей пастью…») — передают внутреннее состояние юноши. В финальной части важную роль играет троп — (Г)_____ («щемящей боли», «взволнованный взгляд»), который помогает понять настроение Кольки».
Список терминов:
1) сравнительные обороты
2) олицетворение
3) однородные члены
4) эпитет
5) диалектизм
6) риторическое обращение
7) литота
8) вопросительные предложения -
16 слайд
Работа с текстом. Тест № 26 (ЕГЭ). Ответ.
«Когда автор рассказывает о том, как герой поехал поступать в лётное училище, язык его обретает особую эмоциональную силу. Синтаксические средства — (А)_____ («будто удав», «словно серые степные гадюки») и (Б)_____ (предложения 21, 22), а также троп — (В)_____ («деревья… тянули кривые руки», «ужас… впился своей пастью…») — передают внутреннее состояние юноши. В финальной части важную роль играет троп — (Г)_____ («щемящей боли», «взволнованный взгляд»), который помогает понять настроение Кольки». -
17 слайд
Домашняя работа
1. Повторить теоретический материал, таблица «Художественный стиль».
2. Подобрать из произведений художественной литературы примеры тропов и фигур речи, записать их в таблицу.
3. Тестовое задание № 26 (на сайте «Решу ЕГЭ»)