|
Ô Å Ä Å Ð À Ë Ü Í Û É È Í Ñ Ò È Ò Ó Ò Ï Å Ä À Ã Î Ã È × Å Ñ Ê È Õ È Ç Ì Å Ð Å Í È É |
31 202218 |
|
|||
|
Педагогические измерения |
|
||||
|
|
|||||
|
Главный редактор Решетникова Оксана Александровна, Редакционная коллегия: Болотов Виктор Александрович – академик РАО, д-р пед. наук, научный руководитель Центра мониторинга нау руков Цен монито качества образования Национального исследователь-Нацио исследов ского университета «Высшая школа экономики»иверситета «Высшая школа экономики» Безбородов Александр Борисович родов Александр Борисович – д-р ист. наук, ре– д-р ист. наук, рект ор ФГБОУ ВПО «Российский государственный тор ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарныйгуманит арный университет», руководитель ком ис-университет», руководитель Федеральной ко сии по разработке КИМ для ГИА по истории ФГБНУ миссии по разработке КИМ для ГИА по истории ФГБ «ФИПИ»И» Вербицкая Мария Валерьевна ая Мария Валерьевна – д-р филол. наук, руко– д-р филол. наук, руков одитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по в дитель Федеральной комиссии по разработке КИМ иностранным языкам ФГБНУ «ФИПИ»для ГИА по иностранным языкам ФГБНУ «ФИПИ» Демидова Марина Юрьевна Марина Юрьевна – д-р пед. наук, руководи– д-р пед. наук, рукотель Центра педагогических измерений ФГБНУ «ФИПИ»во дитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по Зинин Сергей Александровичфизике ФГБНУ «ФИПИ» – д-р пед. наук, про- фессор кафедры методики преподавания литератуЗинин Сергей Александрович – д-р пед. наук, проры ФГБОУ ВО «Московскфессор кафедры методики преподавания литерату-й педагогический государст венный университет», руководитры ФГБОУ ВО «Московский педагогический го су-ль комис и по раз рдарств енный университет», руководитель ком исс ии бо ке КИМ для ГИА по лите атуре ФГБНУ «ФИПИ» Ефремова Надежда Фёдоровнапо раз работке КИМ для ГИА по литературе ФГБНУ – д-р пед. наук, заведующий кафедрой педагогических измерений Донского «ФИПИ» государственного технического университетаЕфремова Надежда Фёдоровна – д-р пед. наук, заведу- ющий кафедрой педагогических измерений Донского государственного технического университета Редакция: ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» Адрес: Заместитель главного редактора: 123557, г. Москва, ул. Пресненский Вал, дом 19, строение к.психол.н. 1 Кушнир Алексей МихайловичЗаместитель главного редактора: Шишмакова Елена Владимиров Заместитель главного редактора: Ответственный секретарь: Степанова Марина Владимировна, канд Лячина Светлана НиколаевнаВёрстка: Буланов Максим Ответственный секретарь:Технолог: Цыганков Артём Чернышова Ксения Владимировна Тел: (495) 345-52-00, 345-59-00 Вёрстка: Столбова Марина Е-mail: narob@уаndex.ru, www.narodnoe.org Корректор: Асанова Людмила Адрес: 109341, Москва, ул. Люблинская, 157, корп. 2 Технолог: Цыганков Артём © Коллектив авторов, 2022 Тел.: (495) 345-52-00, 345-59-00, 972-59-62 |
, канд. пед. наук, директор ФГБНУ «ФИПИ»канд. пед. наук, директор ФГБНУ «ФИПИ» Иванова Светлана ВениаминовнаИванова Светлана Вениаминовна – чл.-корр. РАО, д-р – чл.-корр. РАО, филос. наук, директор Института стратегии развития д-р филос. наук, научный руководитель Института образования Российской академии образованиястратегии развития образования Российской академии Карданова Елена Юрьевнаобразования – канд. физ.-мат. наук, директор Центра мониторинга качества образова-Карданова Елена Юрьевна – канд. физ.-мат. наук, ния Национального исследовательского университета директор Центра мониторинга качества образован ия «Высшая школа экономики»Национального исследовательского университета Лобжанидзе Александр Александрович«Высшая школа экономики» – д-р пед. наук, заведующий кафедрой экономической и социальной Лобжанидзе Александр Александрович – д-р пед. наук, географии имени академизаведующий кафедрой экономической и социа ль-а РАО В.П. Максак вского ФГБОУ ВО «Московский педагогический госудн ой географии имени академика РАО В.П. Макса-р т венный университет»,ковского ФГБОУ ВО «Московский педаг ог ический руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по географии ФГБНУ «ФИПИ»государ ст венный университет», руководитель комисЛазебникова Анна Юрьевнасии по разр аботке КИМ для ГИА по географии ФГБНУ – чл.-корр. РАО, д-р пед. наук, руководитель Центра социально-гуманитарного «ФИПИ» образования Института стратегии развития образова-Лазебникова Анна Юрьевна – чл.-корр. РАО, д-р пед. наук, руководитель Центра социально-гуманитарного ия Российской академии образования Семченко Евгений Евгеньевичобразования Института стратегии развития образова- – канд. экон. наук, начальник Управления надзора и контроля за деятель-ния Российской академии образования ностью органов исполнительной власти субъектов РФ Семченко Евгений Евгеньевич – канд. экон. наук, заме- Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193 Рособрнадзораститель руководителя Федеральной службы по надз ору Татур Александр Олеговичв сфере образования и науки – канд. физ.-мат. наук, главный научный консультант ФГБНУ «ФИПИ»Татур Александр Олегович – канд. физ.-мат. наук, глав ный научный консультант ФГБНУ «ФИПИ» E-mail: narob@yandex.ru, kushnir-narobr@yandex.ru на, кандидат педагогических наукwww.narodnoe.org идат педагогических наукАдрес: 109341, Москва, ул. Люблинская, 157, корп. 2
ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» Адрес: 123557, г. Москва, ул. Пресненский Вал, дом 19, строение 1 © Коллектив авторов, 2018 |
|
|
||
|
|
|||||
Содержание номера |
||||||
4 |
РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОКО Мендель А.В., Мендель В.В., Краснощёкова С.В. Факторы, влияющие на качество подготовки обучающихся: анализ результатов региональных оценочных процедур…………………………………………………………………………………………………………..97 В статье рассматриваются факторы, влияющие на образовательные результаты обучающегося: урбанизация, социум, благополучие семьи, кадровые ресурсы, оснащение и организация образовательного процесса школы. На основе анализа взаимозависимости результатов региональных оценочных процедур, проведённых в 2020–2021 учебном году, выделяется ряд факторов, которые могут оказывать влияние на качество подготовки обучающихся образовательных организаций Хабаровского края. Филиппов В.В., Манаенкова О.А., Басова А.В. Типовые ошибки при решении заданий раздела «Квантовая физика» в ЕГЭ по физике и способы их устранения …………………………………………………………………………………………………………………..104 Рассмотрена статистика результатов выполнения заданий единого государственного экзамена (ЕГЭ) по квантовой физике в Липецкой области. Указываются наиболее проблемные типы заданий для участников ЕГЭ за период 2016–2021 гг. Предлагаются методы устранения типичных ошибок учащихся при изучении данного раздела физики. |
|||||
|
П Е Д А ГО Г И Ч Е С К И Е И З М Е Р Е Н И Я / E D U C A T I O N A L M E A S U R E M E N T S 1 / 2 0 2 2
|
|
|
Региональные системы ОКО |
||
104 |
Типовые ошибки при решении заданий раздела «Квантовая физика» в ЕГЭ по физике и способы их устранения Филиппов доктор физико-математических наук, Владимир Владимирович профессор кафедры математики и физики ЛГПУ имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского, председатель региональной предметной комиссии по проверке заданий с развёрнутым ответом ЕГЭ по физике в Липецкой области, wwfilippow@mail.ru Манаенкова кандидат педагогических наук, Ольга Анатольевна доцент кафедры математики и физики ЛГПУ имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского, omali@yandex.ru Басова студентка ЛГПУ имени П.П. Семёнова-Тян- Анастасия Владимировна Шанского, учитель физики МАОУ СОШ № 18 г. Липецка, nasty48-48@mail.ru Ключевые слова: единый государственный экзамен по физике, квантовая физика, методика преподавания физики, типичные ошибки, единый государственный экзамен. По мере становления физики как науки учёные выяснили, что законы и принципы, образовавшиеся на базе исследования макроскопических объектов, не могут быть применены в области микромира. Для области атомных масштабов были найдены новые законы и принципы, которые составляют основу квантовой физики. Раздел «Квантовая физика» — один из самых сложных для изучения в школе. Многие концептуальные вопросы квантовой механики дискутируются и не имеют завершённой картины описания в школьном курсе физики1. Первое упоминание о строении вещества встречается в 7-м классе, затем в 8-м классе при изучении тепловых и электрических явлений, в 9-м классе при знакомстве с физикой атомного ядра. И только в 11-м классе учащиеся приступают к изучению основных принципов и законов квантовой физики, которые носят, по мнению Ю.А. Саурова, пропедевтический характер2. Курс квантовой физики имеет ряд особенностей, делающих этот раздел сложным для понимания в школьном курсе физики. Подробнее мы рассмотрим это ниже при изложении методических рекомендаций по устранению типичных ошибок в выполнении заданий ЕГЭ данного раздела. Целью данной статьи является анализ типичных ошибок, возникающих у учащихся при решении задач в разделе «Квантовая физика», определение способов их устранения, а также обсуждение методических рекомендаций для учителей, подготовленных на основе анализа типовых
1 Марков В.Н., Пухов Н.М., Твердислов В.А. Основы современной физики и космологии. От неживого к живому: учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. — 326 с. 2 Сауров Ю.А., Уварова М.П. Теория и методика обучения физике: учебное пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Юрайт, 2021. — 263 с. |
П Е Д А ГО Г И Ч Е С К И Е И З М Е Р Е Н И Я / E D U C A T I O N A L M E A S U R E M E N T S 1 / 2 0 2 2