Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
средняяобщеобразовательная школа № 1
Щёлковскогомуниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ
директорМБОУ СОШ № 1 ЩМР МО ______________Ю.В. Петрова
«30»августа 2018 г.
Рабочая программа
по окружающемумиру
(ФГОС НОО)
для обучающегосяна дому
по медицинскимпоказаниям
ФИ ученика
(3 В класс)
Составитель:
Филистеева Алла Анатольевна
учительначальных классов
первая квалификационная категория
2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочая программаучебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса составлена всоответствии с ФГОС НОО (приказ Министерстваобразования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действиефедерального государственного образовательного стандарта начального общегообразования» от 06.09.2009 г. № 373 (с изменениями, утвержденными приказомМинистерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576),основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ №1ЩМРМО. Содержание реализуется с помощью учебника «Окружающий мир» для 3 класса,(авторы А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова) «Окружающий мир. 3 класс»,2017.
Данная рабочая программа рассчитана на 0.5часа в неделю, обучение в объеме 17 часов в год. Обучение началось с 1сентября2018 года. В целях оптимизации учебного процесса по согласованию с родителями(законными представителями) уроки проводятся один раз в две недели.
Планируемыерезультаты изучения учебного предмета
«Окружающиймир»
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад вдостижение личностных результатов начальногообразования, а именно:
· формирование основ российской гражданской идентичности,чувства гордости за национальной принадлежности; формирование ценностеймногонационального российского общества; становление гуманистических идемократических ценностных ориентации;
· формирование целостного,социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве иразнообразии природы, народов, культур и религий;
· формированиеуважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
· овладение начальныминавыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
· принятие и освоениесоциальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности иформирование личностного смысла учения;
· развитиесамостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе винформационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,социальной справедливости и свободе;
· формированиеэстетических потребностей, ценностей и чувств;
· развитие этическихчувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, пониманияи сопереживания чувствам других людей;
· развитие навыковсотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· формирование установки набезопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду,работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играетзначительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
· овладение способностьюпринимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еёосуществления;
· освоение способоврешения проблем творческого и поискового характера;
· формирование уменияпланировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии споставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективныеспособы достижения результата;
· формирование уменияпонимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способностиконструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
· освоение начальных формпознавательной и личностной рефлексии;
· использованиезнаково-символических средств представления информации для создания моделейизучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач
· активное использованиеречевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)для решения коммуникативных и познавательных задач;
· использование различныхспособов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационномпространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачии интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательнымизадачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
· овладение логическимидействиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовымпризнакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построениярассуждений, отнесения к известным понятиям;
· готовность слушатьсобеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существованияразличных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение иаргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· определение общей цели ипутей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей всовместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместнойдеятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
· овладение начальнымисведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явленийдействительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) всоответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
· овладение базовымипредметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи иотношения между объектами и процессами;
· умение работать вматериальной и информационной среде начального общего образования (в том числес учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающиймир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаютсяследующие предметные результаты:
· понимание особой ролиРоссии в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальныесвершения, открытия, победы;
· сформированностьуважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,природе нашей страны, её современной жизни;
· осознание целостностиокружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правилнравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающегоповедения в природной и социальной среде;
· освоение доступных способовизучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение,классификация и др. с получением информации из семейных архивов, отокружающих людей, в открытом информационном пространстве);
· развитие навыковустанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Основноесодержание
Какустроен мир- 2 ч.
Природа, ее разнообразие. Растения,животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживойи живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумноесущество.
Этаудивительная природа-8ч.
Тела, вещества, частицы. Разнообразиевеществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух,его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источникизагрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды.Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источникизагрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Растения, их разнообразие. Группы растений(водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание ипитание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе ижизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книгиРоссии. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных(насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные,всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида.Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека.Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охранаживотных.
Мы и нашездоровье -4 ч.
Организмчеловека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организмечеловека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение игигиена.
Питательные вещества: белки, жиры,углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиенапитания.
Дыхательная и кровеносная системы, их рольв организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем.Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак,алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Нашабезопасность — 4 ч.
Как действовать при возникновении пожара вквартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения(в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правилабезопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде,автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечениибезопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие,запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Чему учитэкономика- 6 ч.
Потребностилюдей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики.Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический иумственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, рольв экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отраслисельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика,металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность идр.
Роль денег в экономике. Денежные единицыразных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходыбюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Путешествиепо городам и странам -10 ч.
Города Золотого кольца России – слава игордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности,охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – нашиближайшие соседи.
Календарно-тематическоепланирование
№ |
Наименования разделов и тем
|
Плановые сроки прохождения темы |
Скорректированные сроки прохождения темы |
|
Как устроен мир (2ч.) |
|
|
1 |
Природа. Человек. Общество
|
03.09.18-14.09.18 |
|
|
Эта удивительная природа (4ч.) |
|
|
2 |
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ.
|
17.09.18-28.09.18 |
|
3 |
Воздух и его охрана. Вода. Превращение и круговорот воды. Что такое почва. Состав почвы.
|
01.10.18-12.10.18 |
|
4 |
Разнообразие растений. Ботаника – наука о растениях. Роль растений в жизни животных и человека. Тестовая диагностическая работа за 1 четверть. |
15.10.18-26.10.18 |
|
5 |
Разнообразие животных. Многообразие животного мира, классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные. Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Зоология – наука о животных. |
29.10.18-09.11.18 |
|
|
Мы и наше здоровье (2ч.) |
|
|
6 |
Органы чувств. Глаза, уши нос, язык, кожа, их рол в восприятии мира. Гигиена органов чувств.
|
12.11.18- 23.11.18 |
|
7 |
Наше питание. Проект «Школа кулинаров». Питательные вещества, необходимые организму ( белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся . Пищеварительная система, ее строение и функционирование. Гигиена питания. Здоровый образ жизни. Понятие о ЗОЖ, правила ЗОЖ для школьников
|
26.11.18-07.12.18 |
|
|
Наша безопасность |
|
|
8 |
Огонь, вода и газ. Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. |
10.12.18-21.12.18 |
|
9 |
Чтобы путь был счастливым. Правила поведения по дроге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, транспорте. Дорожные знаки
|
24.12.18 – 18.01.19 |
|
|
Чему учит экономика |
|
|
10 |
Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Роль образования в экономике. Полезные ископаемые. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи охрана полезных ископаемых.
|
21.01.19 – 01.02.19 |
|
11 |
Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство, животноводство как отрасль сельского хозяйства. |
04.02.19 – 15.02.19 |
|
12 |
Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности. Государственный бюджет. Семейный бюджет.
|
18.02.19 – 01.03.19 |
|
|
Путешествие по городам и странам |
|
|
13 |
Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца – Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов и их достопримечатель- ности. |
04.03.19- 18.03.19 |
|
14 |
Золотое кольцо России. Города Золотого кольца – Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир и их достопримечательности. |
08.04.19 – 19.04.19 |
|
15 |
Проект «Музей путешествий» Подготовка к выполнению проекта. |
22.04.19-03.05.19 |
|
16 |
Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией, их столицы. |
06.05.19- 17.05.19 |
|
17 |
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие |
20.05.19- 24.05.19 |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Сборник рабочих программ УМК «Школа России». Окружающиймир. 1 – 4 классы. / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2017 г.
2. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /А.А. Плешаков. 2017 г.
3. Окружающий мир. Рабочая тетрадь в 2-хчастях. 3 класс. /А.А.Плешаков–М.: Просвещение, 2018 г.
4. Окружающий мир. Тесты. 3 класс. /А.А.Плешаков – М.:Просвещение, 2017г.
