План-конспект занятия
«Путешествие в мир лекарственных растений»
Тема: Лекарственные растения
Продолжительностьмероприятия: 30 минут
Актуальность:
Знакомство детей с лекарственнымирастениями играет значимую роль в экологическом воспитании. Дети учатсяпонимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они нетолько помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Поэтому важно, чтобы детизнали основные лекарственные растения и их полезные свойства. Кроме того,необходимо воспитывать у подрастающего поколения бережное отношение к природе.
1. Организационный период
Цель: Продолжать знакомить детей с лекарственными растениями и их полезными свойствами,путем использования беседы, наглядных методов,подвижных и дидактических игр.
Задачи:
Образовательные:
üзакрепить знания олекарственные растения и их полезных свойствах, а также о правилах сбора.
üнаучить детей отличатьлекарственные травы от других растений по внешнему виду;
Развивающие:
vразвивать у детей познавательныйинтерес;
vразвивать связную речь иобогащать словарный запас.
Воспитательные:
Øвоспитывать удетей любознательность;
Øвоспитыватьбережное отношение к природе;
Øвоспитывать отзывчивость ижелание прийти на помощь.
Оборудование: картинки с лекарственными растениями (подорожник, ромашка, крапива, одуванчик); разрезанные картинкилекарственных растений; оборудование для просмотра интерактивной презентации;кукла.
Методы и приемы:
1. Наглядные методы(использование картинок лекарственных растений, интерактивной презентации);
2. Словесныйметод (беседа с использованием художественного слова);
3.Дидактические игры (игра «Собери лекарственное растение», игра «Раз, два, три кнужному растению беги»)
4. Метод стимулированиядеятельности воспитанников (словесная похвала).
Предварительнаяработа:
üЦелевая прогулка по участкудетского сада;
ü Чтение рассказов, стихов на тему «Лекарственные растения»;
üРассматриваниеиллюстраций о лекарственных растениях;
üБеседы о природе.
Ожидаемыерезультаты:
Дети:
Øзнают названия и полезныесвойства основных лекарственных растений
Ø умеют отличать лекарственныетравы от других растений по внешнему виду;
Øзнают, для чего нужнылекарственные растения;
Øбережно относиться к природе.
2) Основной(содержательный) период
Ход мероприятия
Ведущий |
Дети |
Вводная часть |
|
— Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. Она простудилась. У нее болит горло и она кашляет. Давайте поможем нашей гостье выздороветь? (ведущий сажает куклу на стульчик)
— |
— Здравствуйте
— Да, поможем |
Основная часть |
|
-Ребята, а вы знаете, как уберечься и защититься от болезней? Как ты думаешь, Кирилл?
-Правильно, Кирилл, молодец! А еще нужно пить чай из лекарственных трав. -Ребята, вы хотите отправиться в удивительное царство растений за лекарственными травами? -Тогда отправляемся в путь. Лес как сказочное царство там кругом растут лекарства в каждой травке, в каждой ветке и микстура, и таблетки ну а чем и как лечить я смогу вас научить.
-Ребята, почему лекарственные растения так называют? Как ты думаешь, Миша?
— Правильно, молодец, Миша! — Для того чтобы найти лекарственные растения для нашей гостьи, вы должны отгадать загадки. Вы готовы? — Тогда внимательно слушайте первую загадку: -Растет зеленою стеной, Ее обходят стороной, Колючая и злая дива. А как зовут траву?
— Правильно, молодцы, ребята! (на презентации появляется изображение крапивы (слайд 2)) — А кто знает, где растет крапива? Как ты думаешь, Настя?
— Правильно, Настя! -Ребята, посмотрите внимательно на картинку. Стебель и листья крапивы покрыты жгучими волосиками. Чуть дотронешься до них – они обламываются и ранят кожу. Появляются волдыри, которые чешутся. Листья крапивы богаты витаминами, поэтому весной, пока нет свежих овощей, листья крапивы собирают и готовят из них зеленые щи. -Отправляемся дальше. Послушайте следующую загадку: -Вдоль дорожек его встретишь, Ранки, ссадины излечишь, Сорвешь листочек осторожно. Кто нас излечит? -Правильно! (на презентации появляется изображение подорожника (Слайд 3)) -А почему он так называется? Как ты думаешь, Миша?
-Правильно, Миша, молодец! -Ребята, посмотрите внимательно на картинку. У подорожника крупные блестящие листья, они прижаты к земле. -Вы знаете, чем полезен подорожник? Как ты думаешь, Кирилл?
— Правильно, молодец, Кирилл. Ребята, вы, наверно, уже устали, давайте немного отдохнем и поиграем. Вставайте все в кружочек и повторяйте за мной движения. Физкультминутка: Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны) Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх) Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки, (Дети машут руками) Даже толстые стволы Наклонились до земли. (Наклоны вперед) Вправо-влево, взад-вперед – Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад) Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем) Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (Дети садятся на свои места) -Ребята, ну вот мы и отдохнули, теперь садитесь на свои места, и продолжим наше путешествие. -Послушайте загадку про следующее растение: —Стоят в поле сестрички — желтый глазок, белые реснички
— Правильно, молодцы, ребята! (На презентации появляется изображение ромашки (слайд 4)). Посмотрите внимательно на картинку. Вот так она выглядит. У ромашки желтая серединка и белые лепестки. -Растет ромашка на лесных опушках, полянках, в лугах и на полях. -Ребята, а вы знаете, чем полезна ромашка? Настя, как ты думаешь, ромашка поможет вылечить горло при ангине? -Что нужно для этого делать?
-Правильно, Настя, молодец. А еще настоем ромашки лечат раны, глаза и можно пить чай из ромашки. -Послушайте загадку про следующее растение: Носит этот мальчик Желтый сарафанчик. Подрастет – нарядится В беленькое платьице. Легкое, воздушное. Ветерку послушное.
-Правильно, ребята, это одуванчик. (На презентации появляется изображение одуванчика (Слайд 5)) -Посмотрите на экран. Я думаю, все видели это растение. Где его можно встретить? Как ты думаешь, Миша?
— Правильно, Миша, молодец! Одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита. Из цветов одуванчика варят варенье, из листьев делают салат. -Молодцы, ребята! Все загадки отгадали! -А где же нам приобрести эти целебные травы, чтобы помочь кукле Маше? Как ты думаешь, Кирилл?
— Правильно, Кирилл. А для того чтобы вы хорошо запомнили названия лекарственных растений и как они выглядят, мы с вами поиграем в игру «Раз, два, три (название растения) беги» Описание игры: на одной стороне зала в одну линию в обручи раскладываются картинки с изображением различных растений (ромашка, одуванчик, подорожник, крапива). После слов ведущего «Раз, два, три к растению беги» (вместо слова растение ведущий называет конкретное название) дети должны встать около нужной картинки. — По моей команде, нужно подбежать и встать рядом с тем растением, которое я назову. -Ребята, вставайте в одну линию и слушайте внимательно, какое растение я назову. -Молодцы ребята, хорошо запомнили лекарственные растения. -Мы с вами говорили, что лекарственные растения можно купить в аптеке или заготовить самим. Но для того, чтобы собирать целебные травы, нужно знать и соблюдать определенные правила. — Ребята, давайте подумаем, какие правила нужно соблюдать?
— Вот сколько правил. Поэтому собирать лекарственные растения можно только со взрослыми. — Ребята, давайте подарим кукле Маше фотографии лекарственных растений, чтобы она их не забыла. Прежде чем подарить, мы их соберем. Дидактическая игра «Собери лекарственное растение» Ведущий раздает детям разрезанные картинки лекарственных растений, которые им необходимо собрать. Получившиеся картинки дети дарят кукле Маше. |
—Есть лук, чеснок, проветривать группу, ходить гулять, есть витамины, делать зарядку, закаляться.
-Да, хотим
—Лекарственные растения так называют, потому что их используют для лечения болезней.
-Да
-Крапива
Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192
Крапива растет у заборов домов, по обочине дорог, в лесу, в огороде.
— Подорожник
— Подорожник так называется, потому что он растет около дорог.
— Если листок подорожника приложить к ранке, то он остановит кровь, убьет микробы и ранка быстро заживет.
— Ромашки.
-Да, поможет. -Нужно полоскать горло настоем ромашки.
— Одуванчик
— Одуванчик можно встретить на лугах, на полях, около дорог, около дома.
— Лекарственные травы можно собрать или купить в аптеке.
Дети формулируют правила: 1- Нельзя собирать растения возле автомобильных дорог. 2- Собирать лекарственные растения надо днем, в сухую, ясную погоду. 3- Нельзя пробовать растения на вкус.
|
Рефлексия |
|
—Вы, ребята, сегодня молодцы! Помогли нашей гостье собрать лекарственные растения, которые помогут ей справиться с простудой. — Но вы всегда должны помнить, что нельзя срывать незнакомое растение и пробовать его на вкус. Потому что в природе много и ядовитых растений. — Ребята, наше путешествие подошло к концу. Что вам больше всего понравилось сегодня? — Миша, что тебе больше всего понравилось?
— А тебе, Кирилл?
— А что нового вы сегодня узнали? Какие растения запомнили? Миша, какие лекарственные растения ты запомнила?
— Молодец, Миша!
— А какие лекарственные растения запомнил Кирилл?
— Молодец! Кирилл.
— А полезные свойства лекарственных растений запомнили? Настя, как ты думаешь, чем нужно полоскать горло при ангине?
— Молодец, Настя, правильно!
— А какое растение поможет улучшить аппетит? Как ты думаешь, Миша?
— Правильно, молодец, Миша — Ребята, вы сегодня все молодцы! Но особенно хорошо себя проявили Настя и Миша. |
— Мне больше всего понравилось отгадывать загадки.
— А мне больше всего понравилось собирать лекарственные растения.
— Я запомнил подорожник, крапиву, одуванчик.
— Я запомнил ромашку, одуванчик и крапиву.
— При ангине нужно полоскать горло настоем ромашки
— Улучшить аппетит поможет одуванчик. |