X-PDF

Виктория По страницам любимых книг

Поделиться статьей

Викторина

6 класс

Литература

«По страницам любимых книг»

 

Цель: закрепитьполученные на уроках литературы знания, вызвать живой интерес к литературе, кслову; способствовать развитию творческих способностей школьников.

 

Ход урока

I.                  Организационный момент

Добрый день, хочу начать урок с прекрасногостихотворения А. Лугарева «Путешественник»

Путешественник

Дальние дали, чудесные страны

Манят меня сквозь «седые туманы».

На кораблях, на слонах и верблюдах

Снова я еду на поиски чуда.

Я постоянно в далёких походах:

На самолётах и теплоходах,

Яхтах, каноэ, автомобилях

«Жму километры» и «меряю мили».

Нет, не обманщик я и не врунишка,

Просто мальчишка, читающий книжки,

А путешествовать в дальние дали

Начал лет в семь, по страницам журнальным.

 

Итак, о чем же это стихотворение? (Ответы детей)

II.               Мотивация и актуализация знаний

Сегодня у нас пройдет не совсем обычный урок, а чтобыузнать что именно у нас будет предлагаю ответить на вопросы.

Вопросы:

1.      Какназывается произведение, написанное Владимиром Короленко, про детей из разныхсоциальных слоев?

2.      Как звалиписателя, написавшего произведение «Муму»?

3.      Укажитефамилию знаменитого баснописца XIX века.

4.      Какназывается произведение А. П. Чехова, построенное с помощью антонимов?

5.      Вспомнитепословицу со значением «Одному не справиться с большим делом»

6.      Какназывается урок, в ходе которого мы совершенствуем свою речь?

7.      Что общегов названиях басен «Осел и соловей», «Листы и корни»?

8.      Назовитевторое слово при расшифровке слова «фольклор»

9.      Как звалиглавную героиню недавно прочитанного нами произведения?

 

Ответы:

1.      «В дурномобществе»

2.      ИванСергеевич Тургенев

3.      Крылов И.А.

4.      «Толстый итонкий»

5.      Один вполе не воин

6.      Развитиеречи

7.      И — союз

8.      Народное

9.      Ассоль

 

Молодцы, а теперь посмотрите внимательно на нашиответы. Вы что-то заметили? Где же зашифровано наше сегодняшнее событие? (слово«викторина»)

Правильно, мы сегодня проведем занимательную викторинупо литературе.

III.           Изложение основного материала

Итак, сегодня мы будем зарабатывать фишки, а в концепосмотрим, у кого же больше всего правильных ответов. Но для проведения мненужен помощник. Кто им будет?

Что ж начинаем наше занимательное мероприятие.

Так, первое наше препятствие – это фольклор. Задания дляданного направления будут делиться на 2 блока. 1 этап – Винегрет из пословиц (продолжите пословицы)

1.      В тихомомуте черти водятся

2.      Последраки кулаками не машут

3.      За двумязайцами погонишься ни одного не поймаешь

4.      Слово неворобей вылетит – не поймаешь.

5.      Лежачегоне бьют

6.      Не говоригоп, пока не перепрыгнешь

7.      Чем быдитя ни тешилось лишь  бы не плакало

8.      Цыплят поосени считают.

9.      Что упалото пропало

10.  На ловца и зверьбежит

11.  Не зная броду несуйся в воду.

12.  Не рой другому ямусам в нее попадещь

13.  Делу время потехечас

14.  Семь раз отмерь 1отрежь

15.  Кто рано встаеттому бог дает

16.  По одеждевстречают провожают по уму

17.  С волками жить поволчьи выть

18.  Любишь кататься,люби и саночки возить

 

Молодцы, теперь переходим ко 2 этапу – Юморина. Вамнеобходимо ответить на вопросы, связанные с жанрами фольклора. Какой жанрявляется самым любимым для взрослых и детей? (сказка)

 

1.                 Ктоиз героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? («Колобок»)

2.                 Ктоиз сказочных героев очень любил поговорку Одна голова хорошо, а две лучше? (ЗмейГорыныч)

3.                 Назовитегероиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом,чистила печки, убиралась в доме. (Золушка)

4.                 Назовитесказку итальянского писателя, где все герои – фрукты и овощи. (Дж. Родари “Приключения Чиполлино»)

5.                 Назовитегероиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом (Репка)

6.                 Вкакой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным языком,проблемы жилищно-коммунального хозяйства? (Теремок)

7.                 Назовитегероиню французской сказки, которая получила свое прозвище благодаря головномуубору. (Красная шапочка)

8.                 Вкакой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушилсанитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился? (“Алёнушка ибратец Иванушка”)

9.                 Какойгерой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот всапогах)

10.             Какойгерой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? Какиеслова он при этом должен был произносить? (Волк)

11.             Назовитеслова, которыми А.С. Пушкин заканчивает “Сказку о Золотом петушке”? (Сказкаложь, да в ней намёк! / Добрым молодцам урок)

12.             Какойвид энергии использовала баба яга, летая в ступе? (Нечистая сила)

13.             Назовитеспутников девочки Элли, которые вместе с ней шли в Изумрудный город. (Страшила,Железный Дровосек, Трусливый лев, собака Тотошка)

14.             Какойсказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останетсятолько снимать урожай? (Буратино)

15.             Ксемейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки,которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как ее звали? (КурочкаРяба)

16.             Какзвали трех медведей из сказки Льва Толстого “Три медведя”? (Михайло Потапыч,Настасья Петровна, Мишутка)

17.             Укакого сказочного медвежонка был друг, который носил имя пятикопеечной монеты? (ВинниПух)

18.             Какаягероиня сказки А.С.Пушкина могла мечтать о стиральной машине, если бы жила внаше время? (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина)

 

Прекрасно, знаете сказки, а вы заметили, что не все изних были созданы народом? Как называются другие сказки? (литературные,авторские). Правильно. Теперь переходим к следующему препятствию.  Ононазывается – «Страна теории. Роды и жанры». Давайте вспомним, что это такое? Какие роды литературы вызнаете? В чем их отличие? (эпос, лирика и драма). А какие жанрыпринадлежат каждому роду? (ответы детей).

 

1. «Царевна-лягушка». (Сказка.)

2. М. В. Ломоносов «Случились вместе дваастронома в пиру…» (Стихотворение.)

3. И. А. Крылов «Волк на псарне». (Басня.)

4. В. А. Жуковский «Спящая царевна». (Литературнаясказка.)

5. В. А. Жуковский «Кубок». (Баллада.)

6. А. Погорельский «Черная курица, илиПодземные жители». (Литературная сказка.)

7. М. Ю. Лермонтов «Бородино».(Стихотворение.)

8. А. С. Пушкин «Дубровский» (роман)

9. А. А. Фет. «Ещё майская ночь». (Стихотворение)

10. И. С. Тургенев «Муму». (Рассказ.)

11. Ф. И. Тютчев «Весенние воды». (Стихотворение.)

12. А. И. Куприн. «Чудесный доктор». (Рассказ)

13. Д. Дефо «Робинзон Крузо». (Роман.)

14. М. Гвен «Приключения Тома Сойера».(Роман.)

15. Г.-Х. Андерсен «Снежнаякоролева».    (Литературная сказка.)

16. «Повесть временных лет». (Летопись.)

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

17. А. С. Пушкин «Узник» (Стихотворение)

18. А. П. Платонов. «Неизвестный цветок» (Сказка-быль)

 

Итак, мы успешно справились и с этим заданием.Переходим к следующему. Оно проверяет не только ваши знания, но и зрительнуюпамять. называется оно – «Портрет». Вам необходимо отгадать полное ФИО писателей ипоэтов. Хочу обратить ваше внимание, что ответ засчитывается в том случае,если вы название полное имя правильно!

Александр Иванович Куприн

Александр Грин

Антон Павлович Чехов

Афанасин Афанасьевич Фет

Федор Иванович Тютчев

Иван Сергеевич Тургенев

Михаил Юрьевич Левмонтов

Иван Андреевич Крылов

 

 

Александр Сергеевич Пушкин

Андрей Платонович Платонов

 

 

 

Молодцы, а какой поэт или писатель вам запомнилсябольше всего? Почему? Что интересное вы можете о нем рассказать? (Ответыдетей)

 

Переходить к следующему испытанию. Мы почти нафинишной прямой. Оно называется – «Первые строки». Давайте подумает, что же мы читаем в первую очередь,когда знакомимся с новым произведение? Правильно, название / заглавие. Давайтеже попробуем отгадать названия произведений.

 

1.      В этомпроизведении противопоставлялись части дерева («Листья и корни»)

2.      Геройэтого произведения стал заниматься плохой профессией («Дубровский»)

3.      В этомвосточном сказании главными героями были растения («Три пальмы»)

4.      Произведение,в котором описывается радость от встречи с другом («И. И. Пущину»)

5.      Произведение,в котором одним из действующих лиц был сам автор («Бежин луг»)

6.      Произведение,в котором поэт завидует птице («С поляны коршун поднялся…»)

7.      В текстеописывается ночь одного из весенних месяцев («Еще майская ночь»)

8.      Писательпоказал самых талантливых людей («Левша»)

9.      Рождественскоепроизведение («Чудесный доктор»)

10.  Действие этогопроизведения происходить в вымышленной стране («Алые паруса»)

 

Превосходно, мы подошли к финишной прямой. Теперь унас проверяют знание самих текстов и вашу память. испытание – «Маска». Теперьвам необходимо назвать героя произведения по описанию! Приступаем!

Легкий уровень

«Ей было семнадцать лет, и красота ее была вполном цвете. Она не имела подруг и выросла в уединении. Огромная библиотека …былаотдана в ее распоряжение» (Марья Кириловна Троекурова)

…тоненькая невысокая девушка, одетая в дешевыйбелый муслин с розовыми цветочками. На ее плечах лежала серая шелковая косынка.Полудетское, в светлом загаре, лицо было подвижно и выразительно; прекрасные,несколько серьезные для ее возраста глаза посматривали с робкойсосредоточенностью глубоких душ. Ее неправильное личико могло растрогать тонкойчистотой очертаний; каждый изгиб, каждая выпуклость этого лица, конечно, нашлибы место в множестве женских обликов, но их совокупность, стиль – былсовершенно оригинален, – оригинально мил; на этом мы остановимся. Остальноенеподвластно словам, кроме слова «очарование».. (Ассоль)

 

«…только что пообедал на вокзале, и губы его,подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом ифлер-доранжем» (Толстый)

 

«…волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулыширокие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная…»«…тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый…» «…Одеждой своей онщеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанныхпортов…» (Павлуша)

 

«Любил ее (дочь) до безумия, но обходился с нею сосвойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, топугая ее суровым, а иногда жестоким обращением» (Кирила Петрович Троекуров)

 

Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и безкалош. Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипливокруг десен, точно у мертвеца. (Мерцалов)

 

«матрос «Ориона», крепкого трехсоттонного брига, накотором он прослужил десять лет» (Лонгрен)

 

… стройный мальчик, с красивыми и тонкими,немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами…»«…пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок…»«…Сапоги его с низкими голенищами…» (Федя)

 

«Около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее.Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нем егонеизгладимую печать. Несмотря на то, наружность его была приятна, замечательна,а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особеннос женщинами» (Князь Верейский)

 

«Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй годи Станислава имею. Жалованье плохое… ну, да бог с ним! Жена уроки музыкидает, я портсигары приватно из дерева делаю» (Тонкий)

 

«Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отцасвоего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста; со всем темон романтически любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться еетихими радостями» (Владимир Андреевич Дубровский)

 

Идет в чем был: в опорочках**, одна штанина всапоге, другая мотается, а озямчик*** старенький, крючочки не застегаются,порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится. (Левша)

 

Сложный уровень

…Седые кудри складками выпадали из-под его соломеннойшляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки, и высокие сапоги придавали емувид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, унизанный серебром блях, тростьи сумка с новеньким никелевым замочком – выказывали горожанина. Его лицо, еслиможно назвать лицом нос, губы и глаза, выглядывавшие из бурно разросшейсялучистой бороды и пышных, свирепо взрогаченных вверх усов, казалось бывялопрозрачным, если бы не глаза, серые, как песок, и блестящие, как чистаясталь, с взглядом смелым и сильным… (Эгль)

 

«Маленький человек в кожаном картузе и фризовойшинели, в должности заседателя, отвешивает поклон за поклоном передТроекуровым, с благоговением ожидая его приказаний» (Шабашкин, помощниксудьи)

 

…по счастью, донской казак Платов был еще живи даже все еще на своей досадной укушетке лежал и трубку курил.(Платов)

 

…он потерял слабость, став широк костью икрепок мускулами, бледность заменил темным загаром, изысканную беспечностьдвижений отдал за уверенную меткость работающей руки, а в его думающих глазахотразился блеск, как у человека, смотрящего на огонь. И его речь, утративнеравномерную, надменно застенчивую текучесть, стала краткой и точной, как ударчайки в струю за трепетным серебром рыб…(Грей)

 

Старик приблизил к нему свое умное, серьезноелицо с седыми баками и сказал дружелюбно, но серьезным тоном: – Подождите… неволнуйтесь! Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть,вместе мы придумаем что-нибудь для вас. (Доктор Пирогов)

 

«…Лицо <…> горбоносое, вытянутое,подслеповатое…» «…желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-поднизенькой войлочной шапочки…» «…На нем были новые лапти и онучи…» (Илюша)

 

«Быть может, я буду счастливее других. У меня старушкамать, половину жалованья буду посылать ей на пропитание, из остальных денег впять лет могу скопить маленький капитал, достаточный для будущей моейнезависимости, и тогда до свидания, еду в Париж и пускаюсь в коммерческиеобороты» (француз Дефорж)

 

Высокая, худая женщина, с изможденным, усталым,точно почерневшим от горя лицом, стояла на коленях около больнойдевочки… (Елизавета Ивановна Мерцаловна)

 

А теперь последнее бонусное испытание, котороепроверит, как вы готовите домашнее задание. Так же и называется станция – «Домашнее задание».

1.      Назовитенастоящую фамилию Андрея Платоновича Платонова (Климентов)

2.      В какомгоду родился писатель? (1899)

3.      Когда творчествописателя становится популярным? (1918г)

4.      Какназывается один из его первых сборников стихотворений (Голубая глубина)

5.      Кемработает Андрей Платонов во время Отечественной войны? (корреспондентомгазеты «Красная звезда»)

6.      Чтосвязывает писателя с неизвестным цветном в одноименном произведении? (Грустноеупрямство, печальная воля к жизни)

7.      Где роснеизвестный цветок? (на пустыре, среди глины и камней)

8.      Какпоявился цветок на том пустыре? (занесло ветром и напитало росой)

9.      Чемпитался цветок (ветер приносил черные сухие пылинки, ночью собирал росу)

10.  Чему больше всегорадовался цветок (когда утром его касались лучи солнца)

11.  Что делал цветок,когда долго не было ветра? (дремал)

12.  Что происходило сним в такие дни? (все жилки были разных цветов: синяя, зеленая, красная,золотая)

13.  Что случилосьлетом? (он распустил венчик)

14.  Кто нашел цветок?(Даша)

15.  Почему этопроизошло? (она скучала по маме, вспомнила сказку о розе и пошла на запах)

16.  Что сделала Даша? (привелапионеров, и они удобрили почву)

17.  Что случилось сцветком на следующий год? (он завял, но из камня вырос похожий)

 

Подведениеитогов. Рефлексия

Понравилосьвам наше занятие? Давайте посчитаем, кто заработал больше всего фишек.

Что былоинтересного?

Хотели беще раз побывать в таком путешествии?

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет