ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙС ОВЗ
Каждый ребенок, не зависимо от своих возможностей, должен получитьдостойное образование. Уроки английского языка с обучающимися с ОВЗ начинаютсяс упражнений по развитию зрительной, фотографической, слуховой и ассоциативнойпамяти. На каждом уроке используется не только рациональный, но и эмоциональныйкомпонент, что обязательно в условиях внедрения ФГОС .
На начало каждого урока 3-5 минут уделяются на упражнения поразвитию различных видов памяти: фотографической, пространственной, зрительнойи ассоциативной. Для проведения данных упражнений требуется разделить листок на12 равных частей и выдать ученикам. На доске учитель чертит точно такую схему ив ней крепит разнообразные картинки предметов, начиная с трех, а в концеучебного года учащиеся обучатся запоминать 12 предметов, и расставлять их втребуемое окно. (Приложение 1)
Для проведения упражнений по тренировке фотографической памятитребуется засекать время ровно на столько секунд, сколько предметов закрепленона стенде. Учащиеся должны с точностью расположить предметы в определенное дляних окошко [2].
Для проведения тренировочных упражнений по зрительной памятиучитель засекает время для запоминания предметов и их местоположения, начиная стрех предметов, и для этого требуется 20 секунд. По мере добавления предметов вокна таблицы увеличивается количество секунд на запоминание. Когда все 12 оконтаблицы заполняются, то обучающимся необходимо давать 60 секунд для запоминанияпредметов.
Упражнения по тренировке пространственной памяти настраиваютучащихся на умение ориентироваться в пространстве, что иногда вызываетсложность у детей с ОВЗ.
Особое внимание уделяется упражнениям по тренировке ассоциативнойпамяти. Этот вид деятельности позволяет ученикам находить ассоциации и активнозапоминать незнакомую лексику. Данный тренинг начинается с русских слов, а завершаетсяупражнениями по активизации иноязычной лексики.
Детей с ОВЗ важно настраивать на продуктивную работу на уроке, длячего используется карточка оценки отношения к уроку. Каждый урок определяется:
– отношение обучающегося к занятию;
– выявление уровня лёгкости или затруднений в обучении.
|
Þ Оцени своё отношение к занятию |
|
Рис. 2 Образец карточки оценки отношения к занятию |
В конце каждого урока проводится мониторинг обучения и восприятияматериала путём постановки знака плюс в колонку с ответом«Да», если ученик ощущает лёгкость и удовольствие на уроке. А также, еслиребёнок испытывает дискомфорт или затруднение при освоении речевых компетенций,то ученик ставит знак минус в колонку «Нет».
Урокиностранного языка для каждого ребенка с ОВЗ – новое открытие, новая эмоция,новые знания. Приобретение начальных элементарных навыков общения в устной иписьменной форме с учителем, одноклассниками на иностранном языке строится наоснове собственных речевых возможностей и потребностей.
Например, при работе с новым текстом, чтобы снять затруднение инапряжение используем следующие приемы работы:
- Finish the sentences (Закончи предложение)
e.g.In the middle of the room there is … (a big round table).
2. Findthe beginning of the sentences (Найдите начало предложений).
e.g.(There is a little Clay Hut)… in the green wood.
3. Givethe English equivalent to the Russian sentence (Найдите английский эквивалент русскому предложению).
e.g.В зеленом лесу проживали мудрые обезьяны (There livedwise monkeys in the Green Wood)
4. Whosetranslation is correct? (Какой перевод правильный?)
Ученикам на выбор предлагается три русских слова к английскомуварианту
стул
a table парта
стол
Фонетическая зарядка, также как и речевая, помогает настроиться наработу на уроке английского языка. Используются небольшие рифмовки, поговоркипословицы и видеоролики и презентации. Фонетическая тренировка помогаютпреодолеть языковой барьер и сформировать навыки правильного общения наанглийском языке, среди которых, важное значение имеют ритм и интонация. Этопомогает ребенку с ограниченными возможностями развиваться во всехнаправлениях, позволяет развить речевой аппарат, преодолеть стеснение. Дети становятсянамного мотивированнее, если представить небольшой мультипликационныйвидеоролик. Данный вид деятельности проводится в виде игры и театрализации, чторазвивает все виды модальности у обучающихся.:
— слуховую,
— зрительную,
— моторно-двигательную.
Исходя из того, что преподавание английского языка придерживаетсяпрактико-ориентированной направленности, в конце каждой пройденной темы,ученику предлагается творческая работа по созданию портфолио: оформить рисунки,создать презентации, конкурс на лучшего диктора, собрать из картинокпредложения по пройденной теме. (Приложение 2)
Проведение уроков английского языка с детьми ограниченнымивозможности здоровья является сложным процессом, но при этом учитель получаетотдачу от своей работы.
Социализация детей с ОВЗ является основной задачей инклюзивногообразования. Главная проблема – удержать внимание ученика и качественнопредставить новый материал. В силу того, что детям с нарушениями здоровьянеобходимо представлять материал в зависимости от их компенсаторныхвозможностей.
Изучив индивидуальные особенности обучающихся, появляетсявозможность планировать цели, задачи, сроки и основные направления обученияязыку, которые отвечают задаче максимального увеличения самостоятельнойдеятельности учащихся, а также развить у них интерес к английскому языку,культуре англоязычных стран, стимулировать коммуникативно-речевую активность.
Таким образом, обучение английскому языку детей с нарушениямиздоровья особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодняважно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколькообеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружитьтаким важным умением, как умение учиться.
Приложение 1
УПРАЖНЕНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
|
УПРАЖНЕНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТСРАНСТВЕННОЙ ПАМЯТИ
|