X-PDF

Программа внеурочной деятельности для 8 класса Язык в речевом общении

Поделиться статьей

 

Программа внеурочной деятельности для 8 класса

«Язык в речевом общении»

 

Пояснительнаязаписка

Программапредусматривает углубленное изучение языко­вых средств, с помощью которых можнонаиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказыванияв разных ситуациях общения. В связи с этим основное внимание на занятияхданного курса уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков,которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Школьникиучатся осознанному выбору и ор­ганизации языковых единиц для коммуникативногосовершенствова­ния речевого высказывания.

Отсмысла — к поискам наиболее подходящих средств его вы­ражения в устной иписьменной речи — такой путь анализа усваива­ют учащиеся на занятиях. При этомповторяются, систематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии иинтонации, орфогра­фии и пунктуации, рассматриваются различные языковыесредства с точки зрения их практического использования в речи для нужд обще­ния.Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зре­ния ихпрактического использования в речи. Основное внимание уделя­ется формированиюнавыков правильного и уместного использования языковых средств в разныхусловиях общения. На этой основе развива­ются такие качества речи, какправильность, точность, ясность, стилис­тическая уместность и выразительность,что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейшихвозмож­ностей родного языка, а также при строгом соблюдении языко­вых норм.

Особенностьюданного курса является его нацеленность на совершенствование основных видовречевой деятельности в их един­стве и взаимосвязи: на развитие способностиосознанно воспри­нимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умениечитать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно переда­вать в устнойи письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говоритьи писать).

Важноенаправление работы связано с развитием и совершен­ствованием навыковсамоконтроля, потребности учащихся обращаться кразным видам лингвистических словарей и к разнообразной спра­вочной литературедля определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иногоязыкового явления. Формы ор­ганизации работы учащихся должны носитьдеятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьниковэффективному ре­чевому поведению, сформировать навыки речевого самоконтроля.

Свободноеи умелое использование средств языка в речи требу­ет от человека не толькохорошего знания лингвистических законов, владения основными коммуникативнымиумениями, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему программауделяет большое внимание развитию навыков использования правил русского речево­гоэтикета.

 

8класс (34ч)

Языккак средство общения (2ч)

Язык, егоосновные единицы.

Гипотезыпроисхождения языка. Вопрос об искусственных языках.

Преимуществаязыка сравнительно с неязыковыми средства­ми общения (жесты, сигналы, коды,символы и т. п.). Способы об­щения животных.

Речевоеобщение (5 ч)

Речевоеобщение, единство двух его сторон (передача и восприятие смысла). Формы общения(устная и письменная).

Ситуацияречевого общения и её основные компоненты: участники (адресант и адресат),обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное,подготовлен­ное и спонтанное общение. Владение нормами речевого поведения втипичных ситуациях общения.

Условияречевого общения: наличие мотива и цели общения, предмета речи, участниковобщения, наличие у собеседников об­щих знаний о мире, социокультурных нормах истереотипах рече­вого поведения. Успешность речевого общения как достижениепрогнозируемого результата.

Причиныкоммуникативных неудач и пути их преодоления. Выбор речевой тактики и языковыхсредств, адекватных характеру речевой ситуации.

Взаимодействиеинтонации со смысловой, грамматической и пунктуационной сторонами речи.Интонация и орфография.

Речевойэтикет (3ч)

Речевой этикет какправила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.

Речевая ситуация иупотребление этикетных формул обраще­ния, приветствия, прощания, извинения,просьбы, благодарности, поздравления, приглашения и др.

Жесты и мимика;использование их в общении.

Рольорфоэпии и интонации в устном общении (24 ч)

Особенности устнойречи: использование средств звуча­щей речи (темп, тембр, громкость голоса,интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на слуховое изрительное восприятие речи, возможность учитывать немедленную реакциюслушателя. Повторы, прерывистость речи — типичные свойства устноговысказывания. Диалог и монолог как разновидности устной речи. Формы устныхвысказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ,выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый)на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т. д.

Основныетребования к содержанию и языковому оформле­нию устного высказывания.

Основные речевыеправила общения посредством телефона, в том числе мобильного.

Роль орфоэпии вустном общении.

Основные нормысовременного литературного произноше­ния: произношение безударных гласныхзвуков, некоторых соглас­ных, сочетаний согласных. Произношение некоторыхграммати­ческих форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русскихимён и отчеств.

Ударение; егосмыслоразличительная роль. Нормы словесного ударения в современном русскомязыке.

Отклонения отпроизносительных норм и их причины. Допус­тимые варианты произношения иударения в современном русском литературном языке. Исторические изменения впроизно­шении и ударении.

Орфоэпическиесловари и справочники; работа с ними.

Интонация, еёосновные элементы (логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи).Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. Этикетная функцияинтонации в ре­чевом общении.

Рольорфографии и пунктуации в письменном общении (34ч)

Особенностиписьменного общения (5 ч)

Устное иписьменное общение между людьми. Возникно­вение и развитие письма как средстваобщения.

Особенностиписьменной речи: использование средств письма для передачи мысли (буквы, знакипрепинания, дефис, пробел); ориентация на зрительное восприятие текста иневозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвра­щенияк написанному, совершенствования текста и т. п.

Основныетребования к содержанию и языковому оформле­нию письменного высказывания.Особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении (SМS-сообщения,электронная почта, телефакс и др.).

Основные правилаписьменного общения в виртуальных дис­куссиях, конференциях на тематическихчатах Интернета.

Рольорфографии в письменном общении (18 ч)

Возможностиорфографии для более точной передачи смысловой стороны речи.

Разделы русскойорфографии и принципы написания.

Звукобуквенныеорфограммы и морфологический принцип написания. Роль смыслового играмматического анализа при вы­боре слитного, дефисного и раздельногонаписания.

Смысловой анализпри выборе строчной и прописной буквы.

Основные правилаграфического сокращения слов и исполь­зование этих правил в практикесовременного письма.

Рольпунктуации в письменном общении (11ч)

Некоторые сведенияиз истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленятьписьменную речь для облегчения её понимания. Принципы русской пунктуации:грамматический, смысловой, интонационный.

Смысловая рользнаков препинания. Структура предложения и пунктуация. Интонация и пунктуация.

Основные функциипунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знакизавершения.

Разделы русскойпунктуации:

1) знакипрепинания в конце предложения;

2) знакипрепинания внутри простого предложения;

3) знакипрепинания между частями сложного предложения;

4) знакипрепинания при передаче чужой речи;

5) знаки препина­нияв связном тексте.

Способы оформленияна письме прямой речи. Цитирование.

Справочники порусскому правописанию; работа с ними.

 

Списоклитературы

Дляучащихся

ВетвицкийВ.Т., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо:Факультативный курс. — М., 1974.

ГолубИ.Б., Розенталъ Д.Э. Занимательная стилистика. — М., 1989.

ГольдинВ.Е. Речьи этикет. — М., 1983.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1193

ГорбачевичК.С. Русскийязык. Прошлое. Настоящее. Буду­щее. — М., 1984.

ГореловИ.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В. и др. Умеете ли выобщаться? — М., 1991.

ГраникГ.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. — М., 1986.

ГраудинаЛ.К. Беседыо русской грамматике. — М., 1983.

ДонскихО. А. Кистокам языка. — Новосибирск, 1988.

ДроздоваО.Е. Урокиязыкознания для школьников. — М., 2001.

КостомаровВ.Г. Жизньязыка. — М., 1994.

ЛьвоваС.И. «Позвольтепригласить Вас…», или Речевой эти­кет — М., 2004.

ЛьвоваС.И. Русскаяорфография: Самоучитель. — М., 2005.

ЛьвоваС.И. Схемы-таблицыпо русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.

ЛьвоваС.И. Там,где кончается слово: Книга для учащихся. — М., 1991.

ЛьвоваСЛ. Языкв речевом общении. Книга для учащихся. — М., 1992.

ЛьвоваС.И. Языки речь. Учебное пособие для 8—9 классов. — М., 2000.

18

ЛюстроваЗ.Л., Скворцов Л. Л., Дерягин ВЯ. Беседы о рус­ском слове. — М., 1987.

МилославскийИТ. Зачемнужна грамматика? — М., 1988.

МилославскийИТ. Культураречи и русская грамматика. — М., 2002.

МоисеевА.И. Звукии буквы, буквы и цифры. — М.. 1986.

ПановЛ.В.Занимательная орфография. — М., 1984.

ПановМ.В. Авсе-таки она хорошая. Рассказ о русской орфо­графии, ее достоинствах инедостатках. — М., 1964.

ПавловаЛ.Г. Спор,дискуссия, полемика. — М., 1991.

РозенталъД.Э. Акак сказать лучше? — М., 1988.

СкворцовЛ.И. Правильноли мы говорим по-русски? — М., 1983.

ФормановскаяН.И. Речевойэтикет и культура общения. — М., 1989.

ЦыбулькоИ.П., Львова С.И., Коханова В.А. ЕГЭ 2004. Русский язык. Эффективнаяподготовка. — М., 2004.

Словари

ДмитриевЛ.И., Клокова Л.Н., Павлова В.В. Словарь языка жестов. — М., 2003.

ЖуковВ.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический сло­варь русского языка. —3-е изд. — М., 1994.

КрысинЛ.П. Школьныйсловарь иностранных слов. — М., 1997.

ЛьвовВ.В. Школьныйорфоэпический словарь русского язы­ка. — М., 2004.

ЛьвоваС.И. Краткийорфографический словарь с этимологи­ческими комментариями. — М., 2004.

СкворцовЛ.И. Культурарусской речи: Словарь-справоч­ник. — М., 2003.

ШанскийН.М., Боброва ТА. Школьный этимологический словарь русского языка.Происхождение слов. (Любое издание.)

Школьныйсловарьиностранных слов / под ред. В.В. Ивано­ва. — 4-е изд. — М., 1999.

Энциклопедическийсловарьюного филолога (языкознание) / сост. М.В. Панов. — М., 1984.

Дляучителя

АванесовР.И.   Русскоелитературное  произношение.  — 6-е изд., перераб. и доп. — М., 1984.

ВолгинаН.С. Трудностисовременной пунктуации. — М., 2000.

ВолгинаН.С. Трудныевопросы пунктуации. — М., 1983.

ГойхманОЛ., Надеина Т.М. Основы речевой коммуника­ции. — М., 1997.

ДонскихОЛ. Происхождениеязыка как философская проб­лема. — Новосибирск, 1984.

ИвановВ.В„ Потиха З.А. Исторический комментарий к за­нятиям по русскому языкув средней шкале. — М., 1985.

ИвановаВ.Ф. Трудныевопросы орфографии. — М., 1982.

КазарцеваОМ. Культураречевого общения: теория и прак­тика обучения. — М., 1998.

Культурарусскойречи / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ши­ряева. — М., 1998.

ЛадыженскаяТА. Живоеслово. Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986.

ЛьвовВ.В. Обучениенормам произношения и ударения в средней школе. 5—9 классы. — М., 1989.

ЛьвоваС.И. Комплектнаглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.

ЛьвоваС.И. Орфография.Этимология на службе орфогра­фии: Пособие для учителя. — М., 2000.

ЛьвоваС.И. Работасо схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации ккомплекту нагляд­ных пособий. — М., 2004.

ЛьвоваС.И., Рыбченкова Л.М. Материалы для подготовки и проведенияитоговой аттестации выпускников основной школы по русскому языку: 9 класс. —М., 2002.

ЛьвоваС.И. Языкв речевом общении: Книга для учителя. — М., 1991.

ЛьвоваС.И. Языки речь. Книга для учителя: 8—9 класс. — М., 2000.

МилославскийИ.Г. Культураречи и русская грамматика. — М., 2002.

Основыкультурыречи: Хрестоматия / сост. Л.И. Скворцов. — М., 1984.

ПановЕ.Н. Знаки,символы, языки. — М., 1983.

ПетрянкинаВ.И. Функционально-семантическийаспект интонации. — М., 1988.

РаэумовскаяМ.М. Методикаобучения орфографии в школе. — М., 1996.

Русскаяграмматика.Т. I. — М.,1980.

ТорсуеваИ.Г. Интонацияи смысл высказывания. — М., 1979.

ТрофимоваГ.К. Русскийязык и культура речи: Курс лекций. — М., 2004.

Черемисина-ЕниколоповаН.В. Законыи правила русской интонации. — М., 1999.

ЧерепановаЛ_В.Аудирование: теория и практика обучения. — Чита., 2002.

ЯкушкинВ.В. Гипотезыо происхождении языка. — М., 1985.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1193

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет