Программа внеурочной деятельности для 8 класса
«Язык в речевом общении»
Пояснительнаязаписка
Программапредусматривает углубленное изучение языковых средств, с помощью которых можнонаиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказыванияв разных ситуациях общения. В связи с этим основное внимание на занятияхданного курса уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков,которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Школьникиучатся осознанному выбору и организации языковых единиц для коммуникативногосовершенствования речевого высказывания.
Отсмысла — к поискам наиболее подходящих средств его выражения в устной иписьменной речи — такой путь анализа усваивают учащиеся на занятиях. При этомповторяются, систематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии иинтонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковыесредства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения.Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения ихпрактического использования в речи. Основное внимание уделяется формированиюнавыков правильного и уместного использования языковых средств в разныхусловиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, какправильность, точность, ясность, стилистическая уместность и выразительность,что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейшихвозможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.
Особенностьюданного курса является его нацеленность на совершенствование основных видовречевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: на развитие способностиосознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умениечитать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устнойи письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говоритьи писать).
Важноенаправление работы связано с развитием и совершенствованием навыковсамоконтроля, потребности учащихся обращаться кразным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературедля определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иногоязыкового явления. Формы организации работы учащихся должны носитьдеятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьниковэффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самоконтроля.
Свободноеи умелое использование средств языка в речи требует от человека не толькохорошего знания лингвистических законов, владения основными коммуникативнымиумениями, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему программауделяет большое внимание развитию навыков использования правил русского речевогоэтикета.
8класс (34ч)
Языккак средство общения (2ч)
Язык, егоосновные единицы.
Гипотезыпроисхождения языка. Вопрос об искусственных языках.
Преимуществаязыка сравнительно с неязыковыми средствами общения (жесты, сигналы, коды,символы и т. п.). Способы общения животных.
Речевоеобщение (5 ч)
Речевоеобщение, единство двух его сторон (передача и восприятие смысла). Формы общения(устная и письменная).
Ситуацияречевого общения и её основные компоненты: участники (адресант и адресат),обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное,подготовленное и спонтанное общение. Владение нормами речевого поведения втипичных ситуациях общения.
Условияречевого общения: наличие мотива и цели общения, предмета речи, участниковобщения, наличие у собеседников общих знаний о мире, социокультурных нормах истереотипах речевого поведения. Успешность речевого общения как достижениепрогнозируемого результата.
Причиныкоммуникативных неудач и пути их преодоления. Выбор речевой тактики и языковыхсредств, адекватных характеру речевой ситуации.
Взаимодействиеинтонации со смысловой, грамматической и пунктуационной сторонами речи.Интонация и орфография.
Речевойэтикет (3ч)
Речевой этикет какправила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.
Речевая ситуация иупотребление этикетных формул обращения, приветствия, прощания, извинения,просьбы, благодарности, поздравления, приглашения и др.
Жесты и мимика;использование их в общении.
Рольорфоэпии и интонации в устном общении (24 ч)
Особенности устнойречи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса,интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на слуховое изрительное восприятие речи, возможность учитывать немедленную реакциюслушателя. Повторы, прерывистость речи — типичные свойства устноговысказывания. Диалог и монолог как разновидности устной речи. Формы устныхвысказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ,выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый)на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т. д.
Основныетребования к содержанию и языковому оформлению устного высказывания.
Основные речевыеправила общения посредством телефона, в том числе мобильного.
Роль орфоэпии вустном общении.
Основные нормысовременного литературного произношения: произношение безударных гласныхзвуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторыхграмматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русскихимён и отчеств.
Ударение; егосмыслоразличительная роль. Нормы словесного ударения в современном русскомязыке.
Отклонения отпроизносительных норм и их причины. Допустимые варианты произношения иударения в современном русском литературном языке. Исторические изменения впроизношении и ударении.
Орфоэпическиесловари и справочники; работа с ними.
Интонация, еёосновные элементы (логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи).Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. Этикетная функцияинтонации в речевом общении.
Рольорфографии и пунктуации в письменном общении (34ч)
Особенностиписьменного общения (5 ч)
Устное иписьменное общение между людьми. Возникновение и развитие письма как средстваобщения.
Особенностиписьменной речи: использование средств письма для передачи мысли (буквы, знакипрепинания, дефис, пробел); ориентация на зрительное восприятие текста иневозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращенияк написанному, совершенствования текста и т. п.
Основныетребования к содержанию и языковому оформлению письменного высказывания.Особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении (SМS-сообщения,электронная почта, телефакс и др.).
Основные правилаписьменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематическихчатах Интернета.
Рольорфографии в письменном общении (18 ч)
Возможностиорфографии для более точной передачи смысловой стороны речи.
Разделы русскойорфографии и принципы написания.
Звукобуквенныеорфограммы и морфологический принцип написания. Роль смыслового играмматического анализа при выборе слитного, дефисного и раздельногонаписания.
Смысловой анализпри выборе строчной и прописной буквы.
Основные правилаграфического сокращения слов и использование этих правил в практикесовременного письма.
Рольпунктуации в письменном общении (11ч)
Некоторые сведенияиз истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленятьписьменную речь для облегчения её понимания. Принципы русской пунктуации:грамматический, смысловой, интонационный.
Смысловая рользнаков препинания. Структура предложения и пунктуация. Интонация и пунктуация.
Основные функциипунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знакизавершения.
Разделы русскойпунктуации:
1) знакипрепинания в конце предложения;
2) знакипрепинания внутри простого предложения;
3) знакипрепинания между частями сложного предложения;
4) знакипрепинания при передаче чужой речи;
5) знаки препинанияв связном тексте.
Способы оформленияна письме прямой речи. Цитирование.
Справочники порусскому правописанию; работа с ними.
Списоклитературы
Дляучащихся
ВетвицкийВ.Т., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо:Факультативный курс. — М., 1974.
ГолубИ.Б., Розенталъ Д.Э. Занимательная стилистика. — М., 1989.
ГольдинВ.Е. Речьи этикет. — М., 1983.
ГорбачевичК.С. Русскийязык. Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 1984.
ГореловИ.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В. и др. Умеете ли выобщаться? — М., 1991.
ГраникГ.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. — М., 1986.
ГраудинаЛ.К. Беседыо русской грамматике. — М., 1983.
ДонскихО. А. Кистокам языка. — Новосибирск, 1988.
ДроздоваО.Е. Урокиязыкознания для школьников. — М., 2001.
КостомаровВ.Г. Жизньязыка. — М., 1994.
ЛьвоваС.И. «Позвольтепригласить Вас…», или Речевой этикет — М., 2004.
ЛьвоваС.И. Русскаяорфография: Самоучитель. — М., 2005.
ЛьвоваС.И. Схемы-таблицыпо русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.
ЛьвоваС.И. Там,где кончается слово: Книга для учащихся. — М., 1991.
ЛьвоваСЛ. Языкв речевом общении. Книга для учащихся. — М., 1992.
ЛьвоваС.И. Языки речь. Учебное пособие для 8—9 классов. — М., 2000.
18
ЛюстроваЗ.Л., Скворцов Л. Л., Дерягин ВЯ. Беседы о русском слове. — М., 1987.
МилославскийИТ. Зачемнужна грамматика? — М., 1988.
МилославскийИТ. Культураречи и русская грамматика. — М., 2002.
МоисеевА.И. Звукии буквы, буквы и цифры. — М.. 1986.
ПановЛ.В.Занимательная орфография. — М., 1984.
ПановМ.В. Авсе-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах инедостатках. — М., 1964.
ПавловаЛ.Г. Спор,дискуссия, полемика. — М., 1991.
РозенталъД.Э. Акак сказать лучше? — М., 1988.
СкворцовЛ.И. Правильноли мы говорим по-русски? — М., 1983.
ФормановскаяН.И. Речевойэтикет и культура общения. — М., 1989.
ЦыбулькоИ.П., Львова С.И., Коханова В.А. ЕГЭ 2004. Русский язык. Эффективнаяподготовка. — М., 2004.
Словари
ДмитриевЛ.И., Клокова Л.Н., Павлова В.В. Словарь языка жестов. — М., 2003.
ЖуковВ.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. —3-е изд. — М., 1994.
КрысинЛ.П. Школьныйсловарь иностранных слов. — М., 1997.
ЛьвовВ.В. Школьныйорфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
ЛьвоваС.И. Краткийорфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.
СкворцовЛ.И. Культурарусской речи: Словарь-справочник. — М., 2003.
ШанскийН.М., Боброва ТА. Школьный этимологический словарь русского языка.Происхождение слов. (Любое издание.)
Школьныйсловарьиностранных слов / под ред. В.В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.
Энциклопедическийсловарьюного филолога (языкознание) / сост. М.В. Панов. — М., 1984.
Дляучителя
АванесовР.И. Русскоелитературное произношение. — 6-е изд., перераб. и доп. — М., 1984.
ВолгинаН.С. Трудностисовременной пунктуации. — М., 2000.
ВолгинаН.С. Трудныевопросы пунктуации. — М., 1983.
ГойхманОЛ., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. — М., 1997.
ДонскихОЛ. Происхождениеязыка как философская проблема. — Новосибирск, 1984.
ИвановВ.В„ Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языкув средней шкале. — М., 1985.
ИвановаВ.Ф. Трудныевопросы орфографии. — М., 1982.
КазарцеваОМ. Культураречевого общения: теория и практика обучения. — М., 1998.
Культурарусскойречи / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. — М., 1998.
ЛадыженскаяТА. Живоеслово. Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986.
ЛьвовВ.В. Обучениенормам произношения и ударения в средней школе. 5—9 классы. — М., 1989.
ЛьвоваС.И. Комплектнаглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.
ЛьвоваС.И. Орфография.Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. — М., 2000.
ЛьвоваС.И. Работасо схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации ккомплекту наглядных пособий. — М., 2004.
ЛьвоваС.И., Рыбченкова Л.М. Материалы для подготовки и проведенияитоговой аттестации выпускников основной школы по русскому языку: 9 класс. —М., 2002.
ЛьвоваС.И. Языкв речевом общении: Книга для учителя. — М., 1991.
ЛьвоваС.И. Языки речь. Книга для учителя: 8—9 класс. — М., 2000.
МилославскийИ.Г. Культураречи и русская грамматика. — М., 2002.
Основыкультурыречи: Хрестоматия / сост. Л.И. Скворцов. — М., 1984.
ПановЕ.Н. Знаки,символы, языки. — М., 1983.
ПетрянкинаВ.И. Функционально-семантическийаспект интонации. — М., 1988.
РаэумовскаяМ.М. Методикаобучения орфографии в школе. — М., 1996.
Русскаяграмматика.Т. I. — М.,1980.
ТорсуеваИ.Г. Интонацияи смысл высказывания. — М., 1979.
ТрофимоваГ.К. Русскийязык и культура речи: Курс лекций. — М., 2004.
Черемисина-ЕниколоповаН.В. Законыи правила русской интонации. — М., 1999.
ЧерепановаЛ_В.Аудирование: теория и практика обучения. — Чита., 2002.
ЯкушкинВ.В. Гипотезыо происхождении языка. — М., 1985.