Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностейи явлений окружающего мира. Эксперимент обогащает память ребёнка, активизируетего мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментированиеявляется хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Ребёнок, активностремится, узнать об окружающем его мире, как можно больше. Наряду с игровойактивностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательнаядеятельность, а именно детское экспериментирование. Очень тесно связаны междусобой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всехэтапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики ихода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
Связь детского экспериментирования с изобразительнойдеятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительныеспособности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результатприродоведческого эксперимента.В процессе детского экспериментирования дети учатся
• Видетьи выделять проблему
• Приниматьи ставить цель
• Анализироватьобъект или явление
• Выделятьсущественные признаки, связи
• Выдвигатьгипотезы, строить сложные предложения
• Отбиратьматериал для самостоятельной деятельности
• Делатьвыводы
Экспериментирование – это особая форма поисковой деятельностидошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленнаяна получение новых знаний.
Главноедостоинство применения этого метода заключается в том, что в процессеэксперимента:
• детиполучают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и еговзаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
•идетобогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы;
•развиваетсяречь;
•формируетсясамостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либопредметы и явления для достижения определенного результата;
• формируютсятрудовые навыки;
•развиваетсяэмоциональная сфера ребенка, творческие способности;
• укрепляетсяздоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Несмотряна многие позитивные стороны, метод экспериментирования пока не получилширокого распространения. Это объясняется следующими причинами:
• Отсутствиемполных систематизированных разработок методики организации детскогоэкспериментирования;
• Нехваткойметодической литературы;
• Недостаточныминформированием педагогов в области физических природных явлений ибиологических связей в мире растений;
• Отсутствиемспециального оборудования для проведения опытов;
• Недостаточнойграмотностью педагогов в выборе средств фиксации опытов.
• Многиедошкольники не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию,отказываются от исследовательского поиска, ограничиваются простымманипулированием с предметами и материалами, при первых трудностях прекращаютэкспериментировать.