Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-лицей»№ 3 им. А.С.Макаренко»
муниципальногообразования городской округ Симферополь
РеспубликиКрым
Принято педагогическим советом Протокол № 14 от 29.08.2022г. |
УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Школа-лицей» № 3 г. Симферополя ___________ Гордиенко Е. А. Приказ № 669 от29.08.2022 г. |
СОГЛАСОВАНО на заседании методического объединения учителей технологии и художественно-эстетического цикла Протокол № 1 от 29.08.2022 г. руководитель МО _____________Татаринова Я.Р. |
|
СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР ____________________Кудряшова Д.Р. 29.08.2022 г.
|
|
Дополнительнаяобщеобразовательная
Общеразвивающаяпрограмма
«Волшебный клубок»
Направленность:художественная
Срок реализациипрограммы: 1 уч.год
Вид программы: авторская
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Составитель: Ряснова Д.М., учительтехнологии
г.Симферополь
2022г.
Содержание
1. Комплексосновных характеристик программы
1.1. Пояснительнаязаписка……………………………………………………………..………3
1.2. Цель и задачипрограммы………………………………………………………..…………5
1.3.Воспитательный потенциал программы……………………………………….…..………5
1.4. Содержаниепрограммы…………………………………………………………………….5
1.5. Планируемые результаты…………………………………………………………………..9
2. Комплексорганизационно-педагогических условий
2.1. Календарныйучебный график……………………………………………………………11
2.2. Условияреализации программы…………………………………………….……………11
2.3. Формыаттестации…………………………………………………………………………13
2.4. Списоклитературы………………………………………………………………………..13
3. Приложения
3.1. Оценочныематериалы……………………………………………………………………16
3.2.Календарно-тематическое планирование……………………………………………….17
3.3. Листкорректировки………………………………………………………………………21
1.Комплекс основных характеристик программы
1.1Поянительная записка
Нормативно-правоваяоснова программы:
1.ФедеральныйЗакон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
2.Концепцияразвития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р)
3.ПриказМинистерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 “Об утверждении Порядкаорганизации и осуществления образовательной деятельности по дополнительнымобщеобразовательным программам”.
4.Санитарно-эпидемиологическиетребования к устройству, содержанию и организации режима образовательныхорганизаций дополнительного образования детей (утверждено постановлениемГлавного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41)
5.Методическиерекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включаяразноуровневые программы). (Приложение к письму Департамента государственнойполитики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и наукиРФ от 18.11.2015 № 09-3242)
6.ПисьмоМинистерства образования и науки РФ от 18 августа 2017г. №09-1672 “Онаправлении методических рекомендаций”. Департамент Государственной политики всфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ сообщает,что методические рекомендации “О внеурочной деятельности и реализациидополнительных общеобразовательных программ” 14.12.2015 г. № 09-3564 отозваныкак утратившие силу (письмо от 20.09.2016г. № 09-2312)
7.Примерныетребования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письмуДепартамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детейМинистерства образования и науки РФ от 11.12.2006 №06-1844).
Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок» являетсяпрограммой художественной направленности. Программа включает в себя подразделы:основы вязания крючком, основы вязания спицами.
Новизнапрограммы
1.Программа«Волшебный клубок» позволяет осваивать несколько направлений искусства вязания,осуществлять их сочетание в творчестве, что расширяет возможности развитиятворческих способностей и креативного мышления.
2.Воснове программы заложено приобщение детей к традиционным формам рукоделия всовокупности с современными тенденциями развития вязального искусства.
3.Программа предполагает тесное переплетение техник вязания.
Актуальностьпрограммы
Вязание- любимое и широко распространенное ремесло. Привлекает оно многими достоинствами.Постигнув его секреты, можно без особых затрат изготовить не толькокачественный, но и неповторимый наряд, сделать уютным и красивым свой дом. Сампроцесс вязания действует успокаивающе на человека. И неудивительно, что впоследнее время вязанием стали увлекаться не только взрослые, но и дети. Нашазадача не просо привлечь, но и научить детей этому замечательному ремеслу,сделать его доступным для всех.
Актуальность программы заключается в том, что она отражаетобщую направленность к популяризации рукоделия, внесению новых современныхтенденций в его традиционные формы. Освоение новых современных техник вязанияпозволяет сформировать художественный вкус ребенка, сделать доступными другиеформы художественного творчества.
Программаориентирована на разный уровень способностей и подготовленности учащихся. Входе ее освоения, каждый ребенок поднимается на новый качественный уровеньиндивидуального развития, что соответствует потребностям детей и их родителей.
Педагогическаяцелесообразность
Педагогическая целесообразность программы заключена вэффективной организации образовательных, воспитательных и творческих процессов,основывающихся на единстве формирования сознания, воспитания и поведения детейв условиях социума.
В основереализации программы лежит активный процесс взаимодействия педагога ивоспитанников: в совместном общении выстраивается система жизненных отношений иценностей в единстве с деятельностью.
Занятиявидами рукоделия, представленными в программе, способствуют развитию эстетическоговкуса, воображения, фантазии, воспитанию усидчивости, аккуратности,трудолюбия.Формируется благоприятная среда для индивидуального развития детей,происходит саморазвитие, самореализация, формируется творчески активнаяличность.
Адресат программы: программаориентирована на учащихся общеобразовательных организаций 12-15 лет, желающихреализовать свой творческий потенциал в декоративно-прикладном искусстве идизайне.
Объемпрограммы: 1 год обучения — 68 часов, занятия 1раз в неделю по 2 учебных часа.
Уровеньпрограммы – ознакомительный (стартовый).
Формаобучения – очная.
Программапредполагает различные формы работы с детьми: занятия могут быть какпознавательными, так и художественно-творческими. Для успешной реализацииданной программы и организации качественного воспитательно-образовательногопроцесса необходимо создать условия и методическое сопровождение. Вдополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе применяются педагогическиепринципы:
-наглядности — использование наглядныхпособий, эскизов, ТСО;
-интерактивностии сознательности обучения — создание творческой атмосферы в творческом коллективепредполагает развитие всесторонних способностей детей, активное и сознательноеучастие в конкурсно-выставочной деятельности;
-сотрудничества — в процессе работы педагоги обучающиеся выступают в качестве наставников. Здесь чаще всего используетсяпринцип работы творческой мастерской;
-систематичности,последовательности -обучение ведется от «простого к сложному», от освоения простейших навыков доразработки собственных эскизов и технологий;
-единствавоспитания и обучения –обучая воспитывать, воспитывать обучая;
-индивидуализации — учитывая психологические ивозрастные особенности обучающихся детей и подростков, максимально раскрытьтворческие способности и подготовить их к любой творческой деятельности, выбраннойими в будущем;
-сохраненияи укрепления здоровья –использование здоровьесберегающих технологий;
-принципцелесообразности –доступная учебная нагрузка, адекватные формы и методы работы.
Разнообразие методов помогает обеспечить вариативность подачиматериала в работе с детьми. Переход от одного уровня к другому осуществляетсяпо принципу закрепления и расширения объёма знаний.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раза в неделю по 2учебных часа. 45 минут занятия и перерыв. 45 минут занятия + 15 минут перемена= 1 астрономический час. Во время занятий предусмотрены 10 минутные перерывыдля отдыха и снятия напряжения, динамические паузы.
1.2 Цели и задачи программы
Цель данной программы: формирование и развитие творческихспособностей обучающихся в процессе освоения вязального мастерства (крючок испицы).
В процессеобучения реализуются следующие задачи:
Обучающие:
— освоитьтрадиционные техники вязания крючком и спицами,
-ознакомиться с современными приемами вязания,
— овладеть принципамисоставления цветовой гаммы,
— изучить условные обозначения и схемы, используемые в вязании.
Развивающие:
— развитьэстетические и творческие способности обучающихся,
— датьпонятие о цвете, гармонии.
— познакомитьдетей с видами декоративно-прикладного искусства,
— познакомитьдетей с современным декоративно-прикладным творчеством.
— развить удетей фантазии, образного мышления, внимания,
Воспитательные:
-сформировать трудовые и эстетические навыки,
— воспитатьаккуратность и культуры труда,
— развиватьэмоциональную отзывчивость, взаимопомощь и чувство коллективизма, духовныекачества личности.
1.3Воспитательный потенциал программы
Воспитательнаяработа включает в себя: тематические праздники; посещение театров, кинотеатров,художественных выставок; проведение Дней здоровья; проведение традиционныхпраздников «Рождество», «8 марта»; участие в благотворительных концертах иакциях. Для успешной реализации программы применяются различные технологииобучения.
1.4Содержание программы
РазделI. Основные приемы вязания крючком.
Тема1. Вводное занятие.
Историявозникновения вязания. Инструменты и материалы. Цепочка из воздушных петель.
Знакомствос детьми, выявление уровня подготовки. Ознакомительная беседа. Общая характеристикаучебного процесса. Правила безопасности труда на занятиях. Демонстрацияобразцов изделий.
Изистории вязания крючком. Знакомство с различными видами нитей. Инструменты иматериалы, необходимые для занятий. Правильный подбор крючка. Как держатькрючок. Первая петля и цепочка из воздушных петель.
Практическоезанятие:
Правильная постановка рук при вязании.
Вязание первой петли и цепочка извоздушных петель.
Аппликация из цепочек.
Тема2. Столбики без накида. Условные обозначения.
Характеристикаосновных приемов вязания. Правила вязания столбика без накида. Условныеобозначения. Обзор специальной литературы. Введение понятия: воздушная петля,цепочка из воздушных петель, столбик без накида, схема, описание работы, петлидля начала ряда.
Практическоезанятие:
Отработка навыков вязания 1-й петли,воздушных петель, столбика без накида.
Ровный край вязания.
Тема3. Столбики с накидом.
Введениепонятия: прямое вязание, столбик с накидом. Условные обозначения. Просмотр схеми образцов.
Практическоезанятие:
Вязание столбиков с накидом.
Ровный край вязания.
Плотность вязания.
Убавление и прибавление столбиков снакидом.
Тема4. Отработка навыка вязания столбиков без накида и с накидом.
Просмотрсхем образцов вязания. Петли подъема. Лицевая и изнаночная сторона работы.
Практическоезанятие:
Вязание полотна столбиками без накида истолбиками с накидом.
Закрепление последней петли.
Наращивание закончившейся нити.
Устранение ошибок (пропуск петель,«лишние» столбики). Елочка.
Раздел II. Амигуруми.
Тема1. Амигуруми – маленькая игрушка.
Историяамигуруми – японской маленькой игрушки. Демонстрация готовых изделий,фотографий, журналов с вязаными игрушками. Технология вязания игрушек (общеезнакомство).
Практическоезанятие:
Выбор модели, ниток, крючка.
Композиционное и цветовое решение.
Работа по описанию или схемам (с помощьюпедагога).
Тема2. Правила вязания деталей игрушки.
Особенностивязания игрушек. История возникновения игрушки. Анализ изделия. Порядок вязаниядеталей игрушки.
Практическоезанятие:
Техническая проработка.
Совершенствование и закрепление умений инавыков по вязанию изученных приемов.
Тема3. Практическая работа: вязание игрушки (по выбору).
Практическоезанятие:
Выбор и вязание игрушки на основеполученных знаний.
Индивидуальная консультация педагога.
Работа учащихся по инструкционной карте«Вязание игрушек», по схемам и описанию.
Контроль качества.
Тема4. Сборка и оформление игрушки.
Материалыдля набивки игрушек. Правила сборки деталей игрушки. Отделочные элементы.Оформление мордочки игрушки.
Практическоезанятие:
Набивка и сшивание деталей игрушки.
Изготовление отделочных элементов (глаз,носа и т.д.).
Окончательное оформление изделия.
Обсуждение готовых работ.
Раздел III.Круглая прихватка.
Тема1. Понятие о цвете, композиции. Виды прихваток.
Ассортиментприхваток на основе круглого полотна (образцы, схемы, специальная литература).Возможные цветовые и композиционные решения (оттенки, насыщенность, сочетание).Технология вязания круглой прихватки.
Практическоезанятие:
Выбор модели, ниток, крючка.
Разбор схемы изделия.
Тема2. Как украсить прихватку.
Отделочныеэлементы: цветы, листики, ягодки и др.
Практическоезанятие:
Вязание отделочных элементов.
Схема вязания листика.
Тема3. Практическая работа: вязание прихватки.
Вязаниенаших бабушек: круглые коврики из полос ткани. Как украсить прихватку (цветы,листики, ягодки и д.т.) Круг превращается в…..(прихватки — звери).
Практическоезанятие:
Совершенствование и закрепление полученныхнавыков.
Вязание прихватки под руководствомпедагога.
Выбор элементов украшения и их вязание.
Оформление изделия.
РазделIV Основные приемы вязания спицами.
Тема1: Материалы и инструменты.
Краткиесведения из истории этого старинного рукоделия. Ассортимент изделий,выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания.Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шёлковых нитей. Правилаподбора спиц из стали, пластмассы, кости, древесины в зависимости от качества итолщины нити.
Раздел V. Техника вязания наспицах.
Тема1: Набор петель при вязании на двух спицах
Видынабора петель. Правильное положение рук при наборе петель.
Тема2: Технология выполнения изнаночных петель.
Теория.Правильноеположение рук при вязании на спицах. Технология выполнения изнаночной петлидвумя способами. Первый способ расположить рабочую нить перед левой спицей.Второй способ: бабушкина изнаночная.
Тема3:Технология выполнения лицевых петель. .
Теория.Технологиявыполнения изнаночной и лицевой петель не одинаково, потому что в лицевыхпетлях рабочая нить находится за левой спицей. Выполнения лицевых петельпроисходит двумя способами: вывязывание лицевой петли за переднюю стенку,вывязывание лицевой петли за заднюю стенку.
Тема4:Кромочныепетли.
Теория.Кромочнымпетлям в процессе вязания отведена вспомогательная роль: они образуют кромку скраев полотна.
Тема5:Закрепление петель последнего ряда.
Теория.Технология закрепления петель последнего ряда выполняется двумя способами.
Тема6: Накиды.
Использованиенакидов в узорах со сложным переплетением нитей, для прибавления и удлиненияпетель.
Тема7:Способы убавления, прибавления и закрывания петель.
Убавлениеи прибавление петель. Закрывание петель.
Тема8:Соединение петель.
Соединениепетель по лицевой стороне. Соединение по изнаночной стороне. Вязание двумянитками различной толщины.
Примерныйперечень практических занятий:
Изготовлениеобразцов вязания на спицах.
Выполнениеэскизов вязаных декоративных элементов для блузок, платьев.
Изготовлениешарфика в уменьшенном масштабе.
Изготовлениеобразца ажурной салфетки, воротничка или манжеты.
Выполнениеэскизов узоров.
Формы деятельности:
-групповые и индивидуальные занятия
-участие в конкурсах, выставках детского творчестваэстетического цикла на уровне школы, района, области;
-проектная деятельность;
Видыдеятельности:
-игровая;
-познавательная;
-досугово-развлекательнаядеятельность (досуговое общение);
-художественноетворчество;
-трудовая(производственная) деятельность;
-проектнаядеятельность;
В процессе обучения обучающиеся научатся:
-трудовыми технологическим знаниями и умениями по преобразованию и использованиюматериалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда всоответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
-навыкамиспользования распространенных ручных инструментов и приборов, планированиясвоего времени, для достижения конечного результата труда;
-культурытруда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате обучения учащиеся получат возможностьнаучиться:
-получатьтехнико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
-изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства для оформленияинтерьера;
-контролюкачества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочныхинструментов;
-оценкизатрат, необходимых для создания объекта или услуги;
-составлять последовательность выполнения технологических операций дляизготовления изделия или выполнения работ;
-выбиратьсырье, материалы, инструменты и оборудование для выполненияработ;конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
-выполнятьпо заданным критериям технологические операции с использованием ручныхинструментов;
-соблюдатьбезопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами;
-планироватьработы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
-распределятьработу при коллективной деятельности;основным технологическими понятиями ихарактеристиками;
1.5Планируемые результаты
Личностные результаты:
У учеников будут сформированы:
-потребность сотрудничества сосверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтноеповедение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
-потребностьв творческой деятельности эстетического характера;
-потребностьв самовыражении и самореализации, социальном признании.
-этические чувства, эстетическиепотребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучиванияпроизведений художественной литературы;
-осознание значимости занятий театральнымискусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучениякурса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
-понимать и принимать учебную задачу,сформулированную преподавателем;
-планировать свои действия на отдельныхэтапах работы;
-осуществлять контроль, коррекцию и оценкурезультатов своей деятельности;
-анализировать причины успеха/неуспеха,осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится»,«Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
-понимать и применять полученнуюинформацию при выполнении заданий;
-проявлять индивидуальные творческиеспособности;
-формированиезнаний об истории и современных направлениях развития декоративно-прикладноготворчества;
-владениеразличными техниками работы с крючком;
-приобретениепрактических навыков различного вида мастерства.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
-включаться в диалог, в коллективноеобсуждение, проявлять инициативу и активность;
-работать в группе, учитывать мненияпартнёров, отличные от собственных;
-обращаться за помощью;
-формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
-слушать собеседника;
-договариваться о распределении функций иролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
-формулировать собственное мнение ипозицию;
-осуществлять взаимный контроль;
-адекватно оценивать собственное поведениеи поведение окружающих.
Образовательныерезультаты:
-овладениеметодами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческихзадач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий;обеспечение сохранности продуктов труда;
-расширениекругозора; испытание своих возможностей в различных техниках владения крючком инаправлениях декоративно-прикладного творчества;
-овладениеспособами индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
Количествоучебных недель – 39
Количествоучебных дней – 167
Продолжительностьканикул:
Осенние– с 01.11 до 06.11
Зимние– с 28.12 до 08.01
Весенние– с 18.03 до 26.03
Летние– с 27.05 до 01.09
Началоосвоение программы — 1 сентября, ориентировочно окончание обучения — 25 мая.
2.2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Помещениес хорошим освещением, рабочий стол, стулья, парты, магнитная доска, компьютер.
Материалы:нитки для крючка, нитки для спиц
Инструментыи приспособлениякрючки, спицы, ножницы, иголки.
Дидактическоеобеспечение: иллюстрационный материал, демонстрационные работы, литература(альбомы, книги), чертежи, шаблоны, развертки, презентации и демонстративныевидеоролики.
Методическое обеспечение:
Организацияобразовательного процесса происходит в очной форме.
Методы организациии осуществления учебно-познавательной деятельности:
— Словесные,наглядные, практические
-Объяснительно-иллюстративные
-Частично-поисковые
-Самостоятельные, исследовательские
Формы обучения:
Занятия проходят в форме уроков, лекций,практических занятия, имеют обучающее и воспитательное значение, способствуютформированию мировоззрения, обеспечивают усвоение детьми конкретных учебныхдисциплин, выработку определенных навыков и умений.
Формы и виды занятий:
Для реализации программы используетсянесколько форм занятий:
1) Вводное занятие – педагог знакомитобучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения ипредлагаемой программой работы на текущий год.
2) Ознакомительное занятие – педагогзнакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различнымиматериалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
3) Занятие проверочное –(на повторение)помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данногоматериала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
4) Занятие-экскурсия – проводится в музее,на выставке с последующим обсуждением в творческом объединении.
5) Комбинированное занятие – проводитсядля решения нескольких учебных задач.
6) Итоговое занятие – подводит итогиработы детского объединения за учебный год. Может проходить в видемини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетнымвыставкам
Педагогическиетехнологии:
При организации художественно-творческого,развивающего обучения необходимо создать определенную среду, которая должнастимулировать, подпитывать воображение и фантазию детей. Для творчестванеобходимы: внутренняя мотивация, желание, новизна. Творческая мысль – этопрозрение, открывающее верное решение. Педагогу необходимо помнить, что никакаятехнология не заменит эмоциональное общение с учащимися, творческоевзаимодействие с ребенком и произведениями декоративно-прикладного творчества,но технология может помочь педагогическому общению на занятиях , сделать егоболее разнообразным, вариативным, насыщенным по содержанию.
По программе «Волшебный клубок» назанятиях применяются такие педагогические технологии как:
— проблемное обучение
— развивающее обучение
— разноуровневоеобучение
— коллективнаясистема обучения
— технологиярешения технологических задач
-исследовательские методы обучения
— проектные методыобучения
— технология дистанционногообучения
Алгоритмучебного занятия – краткое описание структуры занятия и его
этапов
Видзанятий (какому виду занятий посвящен урок)
Темазанятия: указывается содержание учебной работы
Цельзанятия: Результат, полученный в ходе учебной деятельности за
определенныйпромежуток времени (1-2 занятия).
Задачи:Каждый урок включает обучающие, развивающие и воспитательные
задачи.
Оборудование:Необходимые материалы и инструменты, подготовленные к
занятиюв зависимости от конкретного вида деятельности.
Использованиеклассной доски: на доске выполняются пояснительные
рисунки
Плани ход занятия: раскрывается содержание занятия, в виде
пояснительнойзаписки, какой материал будет освещен на занятии, в какой
последовательностион будет изложен и как распределится учебное время.
Планзанятия:
1.Организационная часть -2-3 мин.
2.Сообщение новых знаний -8-10 мин.
3.Практическая работа – 20-30 мин.
4.Анализ работы – 2-3 мин.
5.Сообщение задания на дом – 2-3 мин
6.Итог занятия, рефлексия 2-3 мин.
Ходзанятия: Излагается ход занятия, где педагог дает необходимые
формулировкиотдельных терминов и понятий, раскрывает
последовательностьизложения учебного материала, приемы использования
наглядныхпособий. Особое внимание уделяется изложению методических
приемов.То, что для преподавателя является элементарным, для учащихся часто оказываетсянеобычайно сложным. В конспекте урока изложена подробная методика работы собучающимися.
Фиксируютсяосновные моменты занятия и возможные вопросы
обучающихся.
Впрактической работе продумывается в какой форме организации учебной
деятельностибудут работать ученики (индивидуальной, групповой, в парах).
Еслииспользуются разноуровневые задания, указывается, что это за задания.
Прилагаютсятехнологические карты выполнения работы и инструктаж.
2.3.Формы аттестации
Педагогическийконтроль над образовательным процессом — это педагогическаядиагностика, наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участияобучающихся в мероприятиях объединения, анализ результативности выступлений наразличных конкурсах и выставках. В объединении мониторинг образовательнойдеятельности проводится на основании Положения о внутреннем мониторингекачества образования обучающихся.
Впрограмме используются несколько видов контроля:
-стартовый контроль осуществляется в начале года для выявления стартовогоуровня освоения материала обучающимися.
-текущий контроль осуществляется в середине учебного года. Задачей являетсяопределить изменения в уровне развития способностей за данный период обучения.Осуществляются на открытом контрольном занятии.
-промежуточный контроль знаний проходит в конце учебногогода, служит для выявления уровня освоения учащимися программы за год обучения.
-итоговый контроль знаний проходит в конце учебного года, служит длявыявления уровня освоения учащимися программы за весь период обучения.Проведение мониторинговых измерений позволяет обеспечить комплексный подход коценке результатов освоения образовательной программы, выстроить индивидуальнуюобразовательную траекторию для каждого обучающегося: оценить степень сложностипрограммного материала относительно возможностей каждого ребенка и своевременноскорректировать его содержание.
2.4.Список литературы
Для педагога
1.А.В. Шевчук «Дети и народноетворчество» — М.: «Просвещение», 2015 г.
2.«Программы для внешкольныхучреждений и общеобразовательных школ» Мин.просвещения, М.: «Просвещение», 2016г.
3.И. Богуславская «Добрых рукмастерство», «Искусство», 2016 г.
4.Л.Б. Иодо «Вязание длядевочек»
5.И.Ф. Шубина «Уроки вязания»
6.«Вязание крючком», ЭТЦ«Реал», 2017 г.
7.Астраханцева С.В., РукавицаВ.Ю., Шушпанова А.В. «Методические основы преподавания декоративноготворчества». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2015г.
8.Бутлова Л.Н., Кленова Н.В.«Как организовать дополнительное образование детей в школе». Практическоепособие. – М.: АРКТИ, 2015г.
9.«Возвращаемся к истокам:народное искусство и детское творчество». Учебно-методическое пособие. Под редакциейТ.Я. Шпикаловой, Г.А. Боровской. – М.: ВЛАДОС, 2017г.
10. Исследовательскаяработа школьников. Научно-методический и информационно-публицистический журнал.№ 1-2, 2016г.
11.Разина Г.М. «Прикладноеискусство в русской культуре 18-19в.». – М.: Московский университет, 2018г.
12.Сысоева Т. «Шерстяноесолнышко». – Каргополь, 2017г.
13.Милентьева Е.В. «НитьАриадны». – М.: 2018г.
14.Ануфриева М.А. Большаяэнциклопедия рукоделия.- М. АСТ:АСТРЕЛЬ, 2019 год.
15.Хворостухина.С.А. Рукоделиедля девочек .- М. РИПОЛклассик, 2015 год
16.Власов В.Г. Основы теории иистории декоративно-прикладного искусства. Учебно-методическое пособие.-СпбГУ,2016.
17.Методические основыпреподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие/Под ред. С.В. Астраханцевой.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2016.
Интернет–ресурсы:
18.Сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru
19.Cайт Ярмарка Мастеров:http://livemaster.ru
Для обучающихся
1.Подборка журналов «Лена»,«Валентина», «Сандра», «Вверена».
2.ТОО «Стиль», 2017 г. № 2«Рукоделие».
3.Л. Рондели «Народноедекоративно-прикладное искусство».
4.Н. Ханакевич «33 секрета»,Москва. 2017 г.
5.ж. «Маленькая Диана» № 4,октябрь 2015 г.
6.«Нестареющий клубок», СПб.:«Химия». 2016 г.
7.«Первые уроки вязания», ООО«Издательство Астрель», 2017 г.
8.М.В. Максимова «Азбукавязания», изд. «Легкая индустрия», 2014 г.
9.Поверина Т. «Узорныерукавички». – М.: Культура и традиции, 2014г.
10.Лютикова Н. «Узорноевязание». – Архангельск, 2014г.
11.Сборник журналов по вязанию«Валя — Валентина» 2010 – 2019гг.
12.Ануфриева М.А. Большаяэнциклопедия рукоделия.- М. АСТ: Астрель, 2015.
13.Хворостухина С.А.Рукоделие для девочек.-М.: РИПОЛклассик, 2014.
Дляродителей
1. Белая Н.П. Мелодия кружев. – Мн.,«Полымя», 1999г.
2. Терешкович Т.А. Школа вязания крючком.– Мн., «Полымя», 1995.
3. Гирич В.П. Вязание крючком – М.,«Народное творчество», 2000г.
4. Гурбина Е.А. Технология. Поурочныепланы по разделу «Вязание» 5-7 классы. Волгоград: Учитель, 2007.
5. Чимейр А. Прекрасные прихватки. –Берлин, 2001г.
6. Гурбина Е.А. Обучение мастерствурукоделия. Волгоград: Учитель, 2008.
7. Журналы по вязанию крючком.
3.Приложения
3.1.Оценочные материалы
Фондоценочных средств (ФОС) предназначен для контроля и оценки образовательныхдостижений обучающихся по программе дополнительного образования кружка «Волшебный клубок».
ФОСвключает контрольные материалы для проведения текущей и промежуточнойаттестации.
Паспорт фонда оценочныхсредств
№ раздела |
Контролируемые разделы |
Наименование оценочного средства |
1 |
Раздел I. Основные приемы вязания крючком. |
Устный ответ. Практическая работа. |
2 |
Раздел II. Амигуруми. |
Устный ответ. Практическая работа. Творческий проект. |
3 |
Раздел III. Круглая прихватка. |
Устный ответ. Практическая работа. Презентация. |
4 |
Раздел IV. Основные приемы вязания спицами. |
Устный ответ. Практическая работа. |
5 |
Раздел V Техника вязания на спицах |
Устный ответ. Практическая работа. Портфолио. |
Примерный перечень оценочныхсредств
№ п/п |
Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Представление оценочного средства в фонде оценочных средств |
1 |
Устный ответ |
Средство проверки знаний по заданному вопросу для определения усвоения материала |
Критерии оценивания устного опроса: -полнота и правильность ответа; -степень осознанности, понимания изученного; -языковое оформление ответа |
2 |
Практическая работа |
Практическая работа представляет собой перечень заданий, которые охватывают основные разделы дисциплины. Практическая работа предназначена для контроля теоретических знаний. |
Критерии оценки практической работы: -аккуратность выполнения; -выполнение в положенные сроки; -логичность изложения. |
3 |
Творческий проект |
Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе выполнения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве, использовать знания и умения, навыки для творческого и практического результата. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. |
Темы индивидуальных проектов по разделам Технологии |
4 |
Портфолио |
Целевая подборка работ обучающегося, раскрывающая его индивидуальные достижения по предмету Технология. |
Структура портфолио |
5 |
Презентация |
Продукт самостоятельной работы обучающегося, выполненный в программе PowerPoint, соответствие теме проекта, материал, иллюстрирующий этапы изготовления творческого проекта. |
Презентации по тема творческих проектов |
3.2.Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
|
всего |
практика |
||
|
Раздел I. Основные приемы вязания крючком.
|
10 |
5 |
2.
|
Тема 1. Вводное занятие. История возникновения вязания. Инструменты и материалы. Цепочка из воздушных петель.
|
2
|
1
|
3 |
Тема 2. Столбики без накида. Условные обозначения.
|
2 |
1 |
4 |
Тема 3. Столбики с накидом.
|
2 |
1 |
5 |
Тема 4. Отработка навыка вязания столбиков без накида и с накидом. |
4 |
2 |
|
Раздел II. Амигуруми. |
14 |
7 |
6 |
Тема 1. Амигуруми – маленькая игрушка. |
4 |
2 |
7 |
Тема 2. Правила вязания деталей игрушки. |
10 |
5 |
|
Тема 3. Практическая работа: вязание игрушки (по выбору). |
|
|
|
Тема 4. Сборка и оформление игрушки. |
|
|
|
Раздел III. Круглая прихватка. |
10 |
5 |
8 |
Тема 1. Понятие о цвете, композиции. Виды прихваток. |
2 |
1
|
9 |
Тема 2. Как украсить прихватку. |
2 |
1 |
10 |
Тема 3. Практическая работа: вязание прихватки |
6 |
3 |
|
Раздел IV. Основные приемы вязания спицами.
|
2 |
|
11 |
Тема 1: Материалы и инструменты |
2 |
|
|
Раздел V Техника вязания на спицах |
30 |
15 |
12 |
Тема 1: Набор петель при вязании на двух спицах |
2 |
1 |
13 |
Тема 2: Технология выполнения лицевых петель. Вязание шапки бини. |
6 |
3 |
14 |
Тема 3: Технология выполнения изнаночных петель. |
6 |
3 |
15 |
Тема 4: Кромочные петли. |
2 |
1 |
16 |
Тема 5: Закрепление петель последнего ряда. |
4 |
2 |
17 |
Тема 6: Накиды. |
2 |
1 |
18 |
Тема 7: Способы убавления, прибавления и закрывания петель. |
4 |
2 |
19 |
Тема 8: Соединение петель |
6 |
3 |
|
ИТОГО |
68 |
32 |
№ п/п |
Наименование раздела, темы занятия. |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Раздел I. Основные приемы вязания крючком. |
||||
1 |
История возникновения вязания. Инструменты и материалы. Цепочка из воздушных петель. Практическая работа №1 Вязание первой петли и цепочка из воздушных петель. Аппликация из цепочек. |
2 |
02.09.22 |
|
2 |
Столбики без накида. Условные обозначения. Практическая работа №2 Отработка навыков вязания 1-й петли, воздушных петель, столбика без накида. Ровный край вязания. |
2 |
09.09.22 |
|
3 |
Столбики с накидом. Практическая работа № 3 Вязание столбиков с накидом. Ровный край вязания. Плотность вязания. Убавление и прибавление столбиков с накидом. |
2 |
16.09.22 |
|
4 |
Отработка навыка вязания столбиков без накида и с накидом. Практическая работа № 4 Вязание полотна столбиками без накида и столбиками с накидом. Закрепление последней петли. |
2 |
23.09.22 |
|
5 |
Отработка навыка вязания столбиков без накида и с накидом. Практическая работа № 5 Наращивание закончившейся нити. Устранение ошибок (пропуск петель, «лишние» столбики). Елочка. |
2 |
30.09.22 |
|
Раздел II. Амигуруми. |
||||
6 |
История амигуруми – японской маленькой игрушки. Технология вязания игрушек (общее знакомство). Практическая работа № 6 Выбор модели, ниток, крючка. Композиционное и цветовое решение. Работа по описанию или схемам |
2 |
07.10.22 |
|
7 |
Особенности вязания игрушек. История возникновения игрушки. Анализ изделия. Порядок вязания деталей игрушки. Практическая работа № 7 Совершенствование и закрепление умений и навыков по вязанию изученных приемов. |
2 |
14.10.22 |
|
8 |
Анализ изделия. Порядок вязания деталей игрушки. Практическая работа № 8 Совершенствование и закрепление умений и навыков по вязанию изученных приемов. |
2 |
21.10.22 |
|
9 |
Практическая работа № 9 Выбор и вязание игрушки на основе полученных знаний.
|
2 |
28.10.22 |
|
10 |
Практическая работа № 10 Работа по инструкционной карте «Вязание игрушек», по схемам и описанию. |
2 |
11.11.22 |
|
11 |
Материалы для набивки игрушек. Правила сборки деталей игрушки. Отделочные элементы. Оформление мордочки игрушки. Практическая работа № 11 Набивка и сшивание деталей игрушки. Изготовление отделочных элементов (глаз, носа и т.д.). |
2 |
18.11.22 |
|
12 |
Практическая работа № 12 Окончательное оформление изделия. Обсуждение готовых работ. |
2 |
25.11.22 |
|
Раздел III. Круглая прихватка. |
||||
13 |
Ассортимент прихваток на основе круглого полотна. Технология вязания круглой прихватки. Практическая работа № 13 Выбор модели, ниток, крючка. Разбор схемы изделия. |
2 |
02.12.22 |
|
14 |
Отделочные элементы: цветы, листики, ягодки и др. Практическая работа № 14 Вязание отделочных элементов. Схема вязания листика. |
2 |
09.12.22 |
|
15 |
Вязание наших бабушек: круглые коврики из полос ткани. Как украсить прихватку. |
2 |
16.12.22 |
|
16 |
Практическая работа № 15 Совершенствование и закрепление полученных навыков. Вязание прихватки под руководством педагога. |
2 |
23.12.22 |
|
17 |
Практическая работа № 16 Выбор элементов украшения и их вязание. Оформление изделия. |
2 |
13.01.23 |
|
Раздел IV Основные приемы вязания спицами. |
||||
18 |
Краткие сведения из истории этого старинного рукоделия. Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. |
2 |
20.01.23 |
|
Раздел V. Техника вязания на спицах. |
||||
19 |
Виды набора петель. Правильное положение рук при наборе петель. Практическая работа № 17 Изготовление образцов вязания на спицах. |
2 |
27.01.23 |
|
20 |
Правильное положение рук при вязании на спицах. Практическая работа № 18 Изготовление образцов вязания на спицах. |
2 |
03.02.23 |
|
21 |
Технология выполнения изнаночной петли двумя способами. Первый способ расположить рабочую нить перед левой спицей. Практическая работа № 19 Изготовление образцов вязания на спицах. |
2 |
10.02.23 |
|
22 |
Технология выполнения изнаночной петли двумя способами.Второй способ: бабушкина изнаночная. Практическая работа № 20 Изготовление образцов вязания на спицах. |
2 |
17.02.23 |
|
23 |
Технология выполнения изнаночной и лицевой петель. Практическая работа № 21 Изготовление образцов вязания на спицах. |
2 |
24.02.23 |
|
24 |
Выполнения лицевых петель происходит двумя способами: вывязывание лицевой петли за переднюю стенку, вывязывание лицевой петли за заднюю стенку. Практическая работа № 22 Изготовление образцов вязания на спицах. |
2 |
03.03.23 |
|
25 |
Выполнения лицевых петель происходит двумя способами: вывязывание лицевой петли за переднюю стенку, вывязывание лицевой петли за заднюю стенку. Практическая работа № 23 Изготовление образцов вязания на спицах. |
2 |
10.03.23 |
|
26 |
Кромочным петлям в процессе вязания отведена вспомогательная роль: они образуют кромку с краев полотна. Практическая работа № 24 Изготовление образцов вязания на спицах. |
2 |
17.03.23 |
|
27 |
Технология закрепления петель последнего ряда выполняется двумя способами. Практическая работа № 25 Изготовление образцов вязания на спицах. |
2 |
31.03.23 |
|
28 |
Технология закрепления петель последнего ряда выполняется двумя способами. Практическая работа № 26 Изготовление образцов вязания на спицах. |
2 |
07.04.23 |
|
29 |
Использование накидов в узорах со сложным переплетением нитей, для прибавления и удлинения петель. Практическая работа № 27 Изготовление образцов вязания на спицах. |
2 |
14.04.23 |
|
30 |
Убавление и прибавление петель. Закрывание петель. Практическая работа № 28 Изготовление образцов вязания на спицах. |
2 |
28.04.23 |
|
31 |
Убавление и прибавление петель. Закрывание петель. Практическая работа № 29 Изготовление образцов вязания на спицах. |
2 |
05.05.23 |
|
32 |
Соединение петель по лицевой стороне. Соединение по изнаночной стороне. Вязание двумя нитками различной толщины. Практическая работа № 30 Изготовление образцов вязания на спицах. |
2 |
12.05.23 |
|
33 |
Вязание двумя нитками различной толщины. Практическая работа № 31 Изготовление образцов вязания на спицах. |
2 |
19.05.23 |
|
34 |
Вязание двумя нитками различной толщины. Практическая работа № 32 Изготовление образцов вязания на спицах. |
2 |
26.05.23 |
|
3.3.Лист корректировки
Листкоррекции календарно-тематического планирования по программе дополнительного образования,кружка «Волшебный клубок» на 2022/2023 учебный год в 8-х классах.
Учитель– Ряснова Д.М Учитель – Ряснова Д.М
Номер урока в КТП |
Тема урока |
Дата проведения |
Причины изменений (курсы, болезнь, чрезвычайная ситуация, праздничные внеплановые дни и т.п.) |
Согласование с курирующим зам директора |
|
планируемая |
фактическая |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|