Автор: Кикина Ирина Викторовна
педагог-организатор ОБЖ
МКОУ СОШ с. Подволошино
Катангский район
Иркутская область
Методический семинар по теме
«Здоровьесберегающие технологии науроках ОБЖ»
«Забота о здоровье – это важнейшийтруд воспитателя.
от жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовнаяжизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» В.А.Сухомлинский
В жизни каждого человека, есть место гдеон проводит большую часть своего времени, и я не исключение – это моя работа.Вашему вниманию предлагаю поговорить о здоровьесберегающих технологиях науроках ОБЖ.
Каждый не застрахован оказаться в сложнойили чрезвычайной ситуации, и должен уметь находить выход из сложившейсяситуации , ведь от действий человека зависит его жизнь и здоровье. А может бытьдаже жизнь других людей. На уроках ОБЖ мы максимально приближаемся к ЧС ивыходам из них, поэтому я считаю урок ОБЖ один из самых важных в системеобразования.
Содержаниемдисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является область научныхзнаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредныхфакторов во всех сферах его деятельности, сохранение безопасности и здоровья всреде обитания.
Цель предмета«Основы безопасности жизнедеятельности» – сформировать осознанную мотивацию наздоровый образ жизни, а также осознание безопасности, как меры защиты организмаот внутренних и внешних опасностей, как одного из факторов существования живыхсистем.
Во многомэффективность преподавания зависит от здоровья детей , их самочувствия. Главный отличительный признак ЗОТ( здоровье сберегающих технологий) –использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов для решениязадач сохранения и укрепления здоровья.
Целевые установкиздоровьесберегающей технологии на уроках ОБЖ:
-стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми;
-учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;
-Укрепление здоровья , отказ от вредных привычек;
— показыватьим, что жизнь — это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку, а главноепозитивный настрой на жизнь.
Данные технологиидолжны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н.К. Смирнов:
1. «Не навреди!»– все применяемыеметоды, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, провереннымина практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
2. Приоритетзаботы о здоровье учителя и учащегося– все используемое должно бытьоценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участниковобразовательного процесса.
3. Непрерывность ипреемственность– работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и накаждом уроке.
4. Субъект-субъектныевзаимоотношения – учащийся является непосредственным участникомздоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальномаспектах.
7. Успех порождаетуспех– акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действиисначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
8. Активность– активноевключение, а любой процесс снижает риск переутомления.
Принципы ЗОТ:
-учет возрастно-половых особенностей;
-учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизическихособенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
-структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственнойработоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная)
-использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности ирасширения функциональных возможностей организма учащихся.
Особое внимание на уроках ОБЖ я уделяю следующим компонентам принципов здоровьесбережения:
1.Комфортноеначало и окончание урока, что обеспечивает положительныйэмоциональный настрой учащихся (использование положительных установок на успехв деятельности: «У меня все получится». «Я справлюсь», умение настроить себя наположительную волну: «Улыбнись самому себе», рисование на полях тетрадиразличных рисунков или символов, которые отражают настроение на уроке).
2. Проведение на уроке разнообразных валеологическихпауз, дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнений, направленных на поддержание у школьникавысокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости.
3. Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт обучающегося, как это предлагается в технологии личностно ориентированного обучения.
4. Дозированноеразноуровневое домашнее задание, имеющее творческий характер, на выборобучающегося. Это подтверждает, что есть всегда право выбора.
5.Учетиндивидуальных способностей.
6. Включение в содержание уроков упражнений, текстовых задач, заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья.
7. Личный пример преподавателя. (Благодаря позитивному примеру учителя обучающиеся овладевают способами деловогои личностного общения, сотрудничества, принятия иной точки зрения умениемслышать и слушать, умением понять другого человека, что помогает развитиюкоммуникативных навыков, толерантности.)
8. Организациясаморефлекции.
Ксожалению, современные ученики, не считают свое здоровье важной жизненнойценностью. Для преподавателей важно, чтобы обучающиеся овладели знаниямиспособов, средств и факторов, укрепляющих здоровье, имели потребность применятьэти знания в жизни, заботились о своем здоровье и здоровье окружающих.
Применениездоровьесберегающих технологий дает возможность создавать на уроке атмосферудоверия и взаимопонимания, дают возможность для развития личности ребенка и вконечном счете снижают риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют нетолько на психическое, но и физическое здоровье школьников. Естественно, чтокаждому ребёнку нужен индивидуальный подход и в нашей школе не очень многоучеников , по- этому можно с каждым ребёнком поработать лично.
Проблемасохранения и укрепления здоровья остается на сегодня очень острой. Поэтомувозникает необходимость в формировании у учащихся культуры здоровья, воспитаниипотребности вести здоровый образ жизни, обеспечении необходимыми знаниями,формировании соответствующих навыков. И главная роль в этом принадлежит,конечно, учителю.