Формы и методы формирования навыков смыслового чтенияв начальных классах.
Чтение и работа с информацией на начальной ступениобщего образования является первостепенной задачей. В Федеральномгосударственном образовательном стандарте начального общего образования вкачестве приоритетной цели является «…формирование читательской компетентностимладшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного киспользованию читательской деятельности как средства самообразования».
Литературное чтение в начальной школе предполагаетосмысленный, творческий духовный процесс, который состоит в освоениихудожественной литературы, развитии эстетического принятия материала. Для того,чтобы извлечь заложенный в произведениях духовно-нравственный опыт, важно,чтобы смысловое чтение было развито на достаточном уровне.
Смысловое чтение – это такоекачество чтения, при котором достигается осознание и принятие информационной, смысловой и идейной сторон текста.
Читательская компетентность определяется:
-владением техникой чтения,
-приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
-умением работать с текстами художественныхпроизведений разных жанров и нехудожественных (учебной, научно-познавательной,справочной),
— знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
-сформированностью духовной потребности в книге каксредстве познания мира и самопознания. Важно определить и использовать науроках наиболее эффективные приёмы для формирования навыков смыслового чтения.
Работа с любым текстом предполагает три этапа:
• До чтения текста;
• Во время чтения текста;
• После чтения текста.
Работа с текстом до чтения. Цель:прогнозирование будущего чтения, прогнозировать содержание текста (приём«Антиципация»).
Этап ориентирован на использование личного опытаучащихся, их знаний, умений на присущем им уровне. Учащиеся знакомятся свнешними атрибутами книги, рассказа, текста: заглавие, иллюстрации. Учителю важно на этом этапе правильно поставить вопросы. Например: “Рассмотритеиллюстрацию. Предположите, о чем будет рассказ? Можно ли по иллюстрацииопределить жанр произведения? Прочитайте название. Можно по нему догадаться,кто будут герои произведения? Подумайте, о чём мог написать автор?”
Использование таких приемов, как «Загадка», «Угадайслово», «Расшифруй картинку» помогает предположить, о чём пойдёт речь, то естьтему текста, его эмоциональную окраску. Главная задача учителя – вызвать уребёнка желание, мотивацию прочитать текст или книгу.
Работа с текстом во время чтения. Достижение понимания текста на уровне содержания, — это цель данного этапа.
Виды работ с текстом в начальной школе:
— Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).
— Чтение, деление на смысловые части.
-Составление плана (цитатный, вопросный, картинный,модельный, схематический, из повествовательных предложений).
-Чтение по готовому плану.
-Чтение, после чтения пересказывание.
Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный,творческий.
-Чтение учеником нового текста, заранееподготовленного дома. -Восстановление деформированного текста.
— Инсценирование текста или отрывка.
-Выборочное чтение (с определенным заданием).
-Чтение в лицах.
— «Жужжащее чтение».
-Чтение цепочкой по предложению.
— Чтение абзацами.
-Чтение с пометками.
-Чтение с остановками (+прием деревопредсказаний)
-Чтение по группам. Поисковое чтение.
-Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)
Затем происходит анализ первичного восприятия текста:беседа о том, что поняли, почувствовали во время чтения, узнать, подтвердилисьли предположения, сделанные до чтения текста. Параллельно ведется словарнаяработа, без которой в принципе невозможно понимание текста. Это и работа снезнакомыми словами, с опорными словами и словами образами.
Работа с текстом после чтения. Цель этого этапа– смысловое понимание произведения ( понимание разницы между темой и основной мыслью текста, осознания идеи автора).
Самостоятельную работу по содержанию можно проводить спомощью ответов на вопросы . Учащимся предлагается опросник к тексту, накоторые они ищут ответы либо цитатами, либо в свободной форме. Вопросы и ответыявляются не только прямыми, но и косвенными, требующими анализа и рассуждения.
Приём «Паспорт героя» помогает систематизировать иобобщить знания, выделять существенные и несущественные признаки . В паспортахдети характеризуют не только внешний вид персонажей, но и делятся своимотношением к ним.
Прием «Радуга» очень нравится детям, дает широкие возможности для творчества. Все дети любят рисовать. А при помощи рисунка можно выразитьпонимание абстрактных понятий, внутренний мир героев. Например : «Нарисуйтехарактер героев. Нарисуйте доброту. Аргументируйте. Главное, выбирать такиетворческие задания, в которые были бы включены четыре сферы: эмоциональная,воображения, осмысления содержания, реакция на художественную форму.
2 класс — обучение детей работать с текстом:
— смысловое чтение;
— владение пересказом разного вида;
— деление на абзацы и составление плана прочитанноготекста (произведения); — выделение опорных слов (словосочетаний);
— характеристика героев и их поступков.
-Подбор антонимов и синонимов к словам.
-Нахождение пропущенных букв, используя и подбираясамостоятельно проверочные слова.
3 – 4 класс – обучение находить информацию,интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценкупрочитанному:
— самостоятельное выделение основной мысли (в целомтекста или его фрагмента);
— нахождение информации в тексте на поставленныевопросы в прямой или иной форме;
— выделение главной и второстепенной информации;
— выявление разных жизненных позиций героев и ихсовпадение с собственными убеждениями (знаниями);
— прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации,отрывку;
— самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
-сравнивание текстов разных жанров, разныхстилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) спохожим содержанием.
Можно сделать вывод: правильноорганизованная и целенаправленная работа с текстом дает возможность младшемушкольнику добывать из разнообразного объема информации важную и полезную, атакже получать социально-нравственный опыт
