Теорема косинусов
_____________
Целиуроков:
- усвоение всеми учащимися стандартного минимума по теме;
- определение зоны ближайшего развития учащихся в ходе решения задач с использованием теоремы косинусов;
Этапподготовки к осознанному восприятию нового материала
1. Рассказ о косинусе угла:
- определение;
- значения косинусов некоторых углов от 0о до 180о;
- свойство косинусов равных углов;
- свойство косинусов смежных углов;
- свойство косинусов углов, значения которых увеличиваются о 0о до 90о.
Задание: Используятреугольник АВС, найдите синус угла А и косинус углаА.Сделайте вывод.
Замечание. Острыеуглы А и В прямоугольного треугольника АВС дополняют друг друга. 90о иявляются дополнительными.

Вывод: Косинусострого угла равен синусу дополнительного угла.
3. Используячетырехзначные математические таблицы Брадиса, найдите
1)cos25о, если cos
= 0,4756;
cos25о = 0,5638;
cos25о = 0,8975.
сos43о39.
4. Анализи обсуждение домашнего задания. Слайд 3.
1) Задача1. Постройте угол, если его
а) синус угла равен
![]()
б) косинус равен
![]()
2) Задача 2. Найдите площадь треугольника, если
а)две стороны треугольника равны 20 см и 14 см, а косинус угла между ними – ![]()
б) две стороны треугольника равны 17 см и 8 см, а косинус угла междуними ![]()
5. Обсуждениезадачи 2б. Изменим искомое в задаче 2б: Найдите квадрат третьей сторонытреугольника по алгоритму: (*)
1.Постройте высоту ВД.
2. Вычислите ВД.
3. Вычислите проекции сторон треугольника АВ и ВС на АС (АД и ДС).
4. Из прямоугольного ДС вычислите ВС2.
Запомните алгоритм и результат!
(Ответ. ВС2 =113)
Этапизучения нового материала. Слайд 4. Теорема
Вкаждом треугольнике квадрат любой стороны равен сумме квадратовдвух других сторон минус удвоенное произведение этих сторон на косинус угламежду ними.
Дано:
АВСАВ = с, АС = b, ВС = а
Доказать: c2 = a2 + b2 –2 abcosC
Доказательство.
А) если о, тогда cosC = 0 и c2 = a2 + b2 (ТеоремаПифагора); Слайд 5.
Б) если – острый, то для доказательства применим алгоритм (*):Слайд 6.
ПустьАД – высота, АД = h. Из
АДС а1 = bcosC h2 = b2 – a12.
Из
АДВ с2 = h2 +(a – a1)2,
с2 = h2 + a2 –2aa1+ a12,
с2 = b2 – a12 + a2 –2abcosC + a12 , т.е. c2 = a2 + b2 –2abcosC.
В) если – тупой. Слайд 6. Доказательство проведите самостоятельно.
Замечание: Вернитеськ измененной домашней задаче 2б и вычислите ВД2 по теоремекосинусов. Сравните ответы.Основные задачи – следствия из теоремы косинусов
1.Нахождение третьей стороны треугольника. Слайд 7.
- a = 11, b = 35, F C = 60;
- a = 56, b = 9, F C = 120;
- a = 31, b = 8, F C = 45.
Подведениеитогов урока. Оцените значимость изученного материала.
Домашенеезадание_________________________________________________-