Осоциализации школьников
Социализация – это процесс включениячеловека в систему общественных взаимоотношений посредством усвоения социальныхнорм и ценностей, общественного опыта и правил поведения, культурных ценностей.
Этапы социализации
В зависимости от возраста, принято выделятьследующие этапы:
· детство;
· юность;
· зрелость;
· старость.
В детстве и юности закладываются основыобщественных правил поведения, усваиваются ключевые социальные нормы и правила.Зрелость и старость характеризуются разрушением ранее усвоенных норм иформированием новых, а также их передачей.
Особенностисоциализации школьника
Социализация школьника – это усвоениешкольником принятых в обществе норм и правил, ценностей для успешного включенияв систему общественных отношений.
Социализация школьника может происходитьстихийно через подражание и целенаправленно через обучение и воспитание.Стихийная социализация может нести негативные последствия, поэтому задача школыуменьшить и нейтрализовать негативные влияния стихийной социализации.
Можно выделить следующие критерии успешносоциализированного школьника:
· школьник имеет собственную «картину мира», а также сформированныеустановки и ценности;
· школьник адаптирован к окружающему миру;
· школьник осознает себя как члена группы и сформировано чувствособственного «Я»;
· школьник инициативен, отсутствуют комплексы,чувствует свою самостоятельность.
Подростковый возраст несет в себе множествоособенностей, придающих процессу социализации школьника свою специфику.
Особенностью социализации школьника, котораяприходится преимущественно на подростковый возраст, является наличие большогоколичества ситуаций, где перед подростком стоит задача социального выбора. Вэтот период школьник-подросток ищет психологическую поддержку в своем близкомокружении, поэтому важно, чтобы семья, друзья, школа имели благоприятноевоздействие.
Еще одной особенностью социализациишкольника является широкое распространение и влияние сети Интернет и иныхинформационных сетей. Школьник получает возможность доступа к информации,будучи не готовым ее принять. Информационные сети становятся инструментомвлияния на школьника в том числе и агентов социализации, несущих негативныйопыт.
К числу особенностей социализации школьникаможно отнести также особенности современного общества. В настоящее время вобществе нет единой системы ценностей, норм, правил, в связи с чем подростоксталкивается с многообразием этих самых норм, и вынужден осуществлять выбор технорм, которые он будет соблюдать.
Особенности социализации школьников связанытакже с психическими особенностями подросткового возраста. На период юностивыпадает снижение остроты конфликтов, школьники имеют хорошее физическое ипсихологическое самочувствие, стремятся к общению, установлению контактов,становятся менее тревожны, у них повышается самооценка.
Замечание 1
Одновременно с этим следует отметить, что вподростковый период усиливается внимание школьника к своему внутреннему миру, вэтот период ребенок погружен в себя.
При определенных обстоятельствах общениянаблюдается ярко выраженная поло — ролевая дифференциация, которая граничит сдовольно частой инфантильно-ролевой негибкостью. Подростковый возраст зачастуюсопровождается обостренным чувством одиночества. В процессе социализации школьникразвивает мировоззрение, самосознание, отношение к действительности, характер,личностные и коммуникативные качества, психические процессы, накапливаетсоциально-психологический опыт, приобретает самостоятельность, уверенности всебе, устойчивость к стрессам и т.п.
Замечание 2
Таким образом, подводя итог вышесказанному,можно говорить о том, что группа в наибольшей степени оказывает влияние наустановление социальных отношений между своими участниками, формирует длячленов группы возможности для развития личности и эффективной совместнойдеятельности, является средством успешной социальной адаптации школьника.
Ключевым средством формирования и развитияличности в школьном возрасте являются межличностные отношения, поэтомусамопознание школьниками осуществляется в рамках общения с одноклассниками идрузьями в школе.
Нынешняя система социализации школьника внашей стране сталкивается с рядом опасностей, например, острота проблемы «отцови детей», жестокость, отсутствие патриотизма, безынициативность, низкийсоциальный статус семьи, желание получить выгоду, примитивность интересов ижеланий. Данные факторы носят дестабилизирующий характер, изменить которыйвозможно посредством школы, а именно через формирование более объемной системыгуманитарного знания, осуществление обучения на основе принциповсотрудничества, демократизма, солидарности, уважения.
На сегодняшний день для образовательныхучреждений в рамках социализации школьника особенно актуальными становятсязадачи формирования самостоятельной зрелой личности, способной к рефлексиисобственных способностей, с развитыми духовно-нравственными ценностями,психологически готовой к вступлению во взрослую жизнь.
