Применение свойств и графиков линейной функции при построении графиковфункций с модулем.
Очень часто приизучении какой-либо темы по алгебре мы сталкиваемся с вопросом полезности инеобходимости данного материала, то есть: « А зачем это нужно?». Думаю, что вэтом случае главным аргументом будет практическое применение изученных понятийи свойств для решения более сложных задач. Так мне видится рассмотрение темы«Линейная функция» в 7 классе. В учебнике Ю.Н.Макарычева «Алгебра. 7 класс»после знакомства с основными свойствами, способами построения и взаимнымрасположением графиков появляется п.17 «Задание функции несколькими формулами»,где предлагается всего 7-9 задач на исследование графика «кусочно-заданной»функции. После этого пункта вполне логично и весьма доступно объяснить7-классникам способы построения графиков функций с модулем по определениюмодуля, методом интервалов и с помощью преобразований.
Однако,необходимо учесть, что учащиеся 7 класса еще не владеют в полной мере знаниямипо теме «Линейные неравенства», но правила настолько просты и перекликаются стеорией решения линейных уравнений, что трудностей в восприятии этих вопросовне возникает. Предлагаю такой вариант изложения этой темы в 7 классахФизико-математического лицея № 38 г. Ульяновска.
(2 урока)
1. Домашнее задание:лекция, тест 6 по теме «Линейная функция» (с сайта www.atw—matem.narod.ru), построить графики функций 1). ,2).
,
3).
2. Устный счет потеме «Линейная функция». (6 вариантов) Приложение 1.
3. Лекция:
Повторение понятий,изученных в 6 классе:
1. Определение:Модуль – расстояние от нуля до числа, выраженное в единичных отрезках
Обязательно надоотметить «дуализм» модуля, т.е. возможность отложить на луче одинаковоерасстояние и влево, и вправо
=5,
= 7,
-7 0 5 х
Правило:
х – подмодульноевыражение, любое число
— всегда неотрицательноечисло!
2. Примеры:
Раскройте модуль:
а). б).
в). Правила раскрытияскобок:
3. Простейшиенеравенства:
Чем больше, тем –правее (все числа, правее числа 3)
Чем меньше, тем –левее (все числа, левее числа– 4 и само число -4)
Правила:
1.При переносеслагаемого из одной части неравенства в другую знак неравенства не меняется,а знак слагаемого меняется на противоположный(как в уравнениях).
2. Переноситьслагаемые так, чтобы коэффициент при переменной был положительным.
3. При делении обеихчастей неравенства на число знакнеравенства
.
Примеры:
а). 5х -10≥0 переносим -10 б). 10 – 5х ≥ 0 переносим -5х
5х ≥10 делим обе части на 5 10 ≥ 5х делим обе части на 5
х ≥2 2 и все числа, правее 2 2 ≥ х «развернем» неравенство
х ≤ 2 2 и все числа,левее 2
4. Построениеграфиков.
После такойподготовительной работы можно приступить к построению простейших графиковметодом «по определению модуля».
1. . Выясняем, сколько модулей присутствует вданной формуле какое подмодульное выражение.(х). Обращаемся к определениюмодуля и рассматриваем 2 ситуации, в зависимости от знака подмодульноговыражения.
На этом этапеочень важно объяснить учащимся, что значения абсцисс точек для построенияобязательно должны соответствовать условиям системы, при этом, первое значениевыбираем «концевое». (В данном примере х=0). Фиксируем вспомогательный элементпостроения: х = 0 – «разделяющая прямая». С нее и начинаем построение, длятого, чтобы отделить зоны расположения графика.
График1. График 2.
2. . Все рассуждения строим аналогично,только при подборе опорных точек учитываем, что координаты должны быть целымичислами.
3. . Применяя определение модуля, обратимвнимание учащихся, что подмодульное выражение в этом случае уже не «х», а«3х-1», поэтому раскрытие зависит от знака этого выражения.
=>
х=
— разделяющая прямая.
Можнопорекомендовать учащимся изменить масштаб по оси Ох для более точногопостроения графика.
График 3. График4.
4. . Подмодульное выражение «х – 1»
=>
=>
х = 1 – разделяющаяпрямая.
5. После выполненияэтих упражнений можно перейти к самой сложной части темы – к построениюграфиков «методом интервалов». При объяснении материала необходимо дать четкийалгоритм действий, приводящих к итоговому построению. Также, предварительно,надо повторить свойство возрастающей линейной функции, меняющей свой знак припереходе через «ноль функции».(Достаточно показать на рисунке).
Правило: Возрастающая линейная функция (к>0) при переходе через свой нольменяет знак с минуса на плюс.
. Обратим внимание учащихся на то, чтоформула функции содержит 2 модуля, значит, нельзя применить метод «поопределению модуля». Тогда начинаем выполнять действия «по шагам»:
- Найдем нули модулей: х = 2, х = -1.
- Отметим на числовом луче и определим количество зон построения (3)
- Заполним таблицу знаков подмодульных выражений:
— 1 2
х |
|
|
|
Х — 2 |
— |
— |
+ |
Х + 1 |
— |
+ |
+ |
4.Раскроеммодули по определению на каждом из промежутков, учитывая знаки подмодульныхвыражений.
1). =>
=>
2). =>
=>
3). =>
=>
х =2, х = — 1 – разделяющие прямые. График состоит из лучей и отрезков,расположенных в соответствующей полосе. Подбор опорных точек таков, что онипопадают на разделяющие прямые, поэтому для построения частей графикадостаточно соединить это точки.
График 5.
Послеобъяснения материала необходимо поработать с графиками и в классе, и дома.
Задания для классной работы:
Задания для домашней работы:
Задания для самостоятельной работы:
1 вариант: 1. |
2 вариант: 1. |
Несомненно, данный материал очень трудный для восприятия семиклассников, всезадания классной работы надо выполнять под руководством учителя, обязательнопроверить со всем классом задания домашней работы и за самостоятельную работувыставить только положительные отметки.
После усвоения этого метода построения графиков вполне логично было познакомитьучащихся с преобразованиями графиков функций и
, и показать на примере функции с модулем,как осуществляется движение графика в системе координат. Этот материал учащиесяосваивают легко и быстро, при этом, не забываем о предыдущем методе, т.к.преобразования можно использовать не всегда.
Такое прочтение данной темы позволило показать практическое применение знанийучащихся о линейной функции и подготовило к восприятию, в дальнейшем, методоврешения уравнений и неравенств с модулем, а также, построения любых графиков спомощью преобразований и по определению модуля.
